В гинекологическом стационаре
Предменструальный синдром (ПМС) можно рассматривать как функциональное расстройство центральной нервной системы вследствие воздействия неблагоприятных внешних факторов на фоне врожденной или приобретенной лабильности гипоталамо-гипофизарно-овариальной системы, характеризуется различными психоэмоциональными, вегето-сосудистыми и обменно-эндокринными нарушениями.
Частота ПМС колеблется в пределах от 25 до 90%. В возрасте 19-29 лет эта патология встречается у 20% женщин, в 30-39 лет - у 47%, после 40 лет до 55% женщин с регулярной менструацией страдают ПМС.
Факторы риска развития ПМС:
-европеоидная раса;
-проживание в крупных промышленных и административных центрах;
-занятия интеллектуальным трудом;
-поздний репродуктивный возраст;
-наличие проявлений ПМС у родственников первой генерации;
-частые стрессовые ситуации;
-частые беременности или их отсутствие;
-выкидыши и/или аборты в анамнезе;
-токсикоз беременных и/или послеродовая депрессия в анамнезе;
-прием комбинированных оральных контрацептивов;
-воспалительные заболевания гениталий или гинекологические операции в анамнезе;
-генитальный кандидоз;
-ЧМТ или нейроинфекции в анамнезе;
-нейро-эндокринные заболевания, «особенно ожирение»;
-гиподинамия;
-несбалансированное питание (недостаточность кальция, калия, микроэлементов, витаминов группы В и С, полиненасыщенных жирных кислот, антиоксидантов в пищевом рационе).
Рассматриваются несколько теорий генеза данной патологии: гормональная, аллергическая, теория «водной интоксикации», психосоматических нарушений и др.
Всего насчитывается около 150 симптомов ПМС, встречающихся в различных сочетаниях. При попытке их классифицировать в зависимости от поражения той или иной функции или системы организма выделяют следующие симптомокомплексы:
- психоэмоциональные расстройства;
- неврологические симптомы;
- нарушение водно-электролитного баланса;
- гастро-интестинальные симптомы;
- кожные проявления;
- костно-мышечные проявления.
Личностные и характерологические качества в первой половине менструального цикла иногда имеют тенденцию к обострению. Наиболее выражены аффективная насыщенность жалоб и нарушение личностного реагирования у эмоционально-неустойчивых личностей с чертами демонстративности. Часто при ПМС встречаются ипохондрические симптомы.
В.Д. Менделевич выделяет следующие психопатологические симптомокомплексы при ПМС:
- астенический,
- тревожно-депрессивный,
- истеро-ипохондрический,
- дисфорический
- смешанный.
Важную роль он отводит дисфорической форме ПМС, которая может стать причиной криминального поведения. В характере женщин с предменструальным дисфорией проявляются такие свойства, как: ригидность, стойкость аффектов, некоторая эксплозивность, педантичность.
Климактерический синдром (КС) - своеобразный симптомокомплекс, характеризующийся вегето-сосудистыми, нейропсихическими и обменно-эндокринными нарушениями.
Патология климактерического периода встречается у 55-80% женщин. КС может возникать в пременопаузальном периоде, с наступлением менопаузы, а также в течение 1-5 лет после менопаузы.
Клинически КС состоит из трех групп симптомов:
- вегето-сосудистые нарушения;
- обменно-эндокринные нарушения;
- психические нарушения.
Важными факторами в развитии психоэмоциональных нарушений в период климакса являются психотравмы, стрессы, особенности социального статуса, самоуважение, жизненная удовлетворенность, качество сексуальных отношений, психические расстройства в анамнезе.
Наиболее часто встречаются такие формы проявления климактерического синдрома: истерические состояния, астенические, депрессивные, фобические, паранойяльные.
Нередко депрессивная симптоматика сочетается либо с астеническими жалобами (астено-депрессивный синдром) либо с тревожными включениями (тревожно-депрессивный синдром).
Истерические расстройства часто возникают уже на раннем этапе климактерических расстройств, задолго до наступления менопаузы.
Среди женщин с психопатологическими проявлениями климактерического синдрома особую группу составляют больные с сверхценными и бредовыми идеями, возникающие в период пременопаузы и после менопаузы у личностей, склонных к созданию сверхценных образов в преморбиде. У большинства больных отмечаются идеи ревности, реже встречаются идеи отношения, связанные с конфликтными ситуациями на работе. У таких женщин с наступлением климактерии наблюдается обострение характерологических черт, усиление аффективной ригидности, подозрительности, уязвимости, конфликтности. У этих больных вегето-сосудистые проявления климактерического синдрома выражены слабо.
Описанные психопатологические синдромы обычно наблюдаются в первые годы климактерического синдрома. При длительном течении климактерического синдрома с нарастанием тяжести вегето-сосудистых и обменных нарушений, воздействии дополнительных психогенных и соматогенных факторов при наличии определенных характерологических особенностей (чувство тревоги, ригидности, демонстративности и т.д.) к картине вышеописанных состояний присоединяется ипохондрическая симптоматика. Происходит формирование более сложных состояний с последующей трансформацией в ипохондрическое развитие личности.
Особенности психологии больных детей и стариков
Работа с больными детьми требует от врача специальных знаний, поскольку психологические черты детей и их реакции на заболевания существенно отличаются от взрослых. К общим психологическим особенностям детей относят:
• преобладание эмоционального уровня в общей структуре внутренней картины болезни;
• недостаточность идентификации и возможности выразить собственные ощущения;
• повышенная внушаемость;
• отсутствие самостоятельности и зависимость от родителей.
Хроническое заболевание ребенка - это сложная психотравма не только для него самого, но и для всей семьи. Существуют определенные закономерности развития и последовательности изменения психологических реакции на заболевание (особенно хроническое) у ребенка и его близких родственников.
На этапе развития заболевания отмечается шок и отрицание факта
заболевания. Как следствие - регрессивное поведение, страх. Продолжительность данной стадии - от нескольких недель до нескольких месяцев.
Следующая стадия - протест и страдания. На данном этапе возможно
возникновения таких эмоциональных реакций, как гнев, печаль, чувство вины, появление депрессивных реакций. Дети младшего возраста могут воспринимать болезнь, как следствие плохого поведения. Часто у детей возникают агрессивные реакции, которые в первую очередь вызваны ограничениями, или определенными видами лечения.
На стадии восстановления ребенок успокаивается, начинает смиренно принимать все ограничения. Гармонизируются отношения с окружающими, появляется вера в выздоровление.
В зависимости от возраста ребенка существуют особенности реакций детей на заболевания. У детей до года при наличии соматического заболевания с необходимостью стационарного лечения возможно развитие госпитализма.
Госпитализм - это широкое понятие, которое включает в себя неблагоприятные, в первую очередь, психические условия больничной среды и результаты их воздействия на психическое и физическое состояние больного ребенка. Наиболее часто встречаются воздействия, приводящие к госпитализму, которые объединяются под названием психической депривации. У детей проявлениями психической депривации могут быть:
а) снижение фона настроения, подавленность, плач;
б) шумный, злобный протест, суета, поиск матери;
в) аутизм, замкнутость;
г) неподходящая адаптация к заведению;
д) общее интеллектуальное снижение.
В развитии явлений госпитализма прослеживается определенная динамика. При разлуке ребенка с матерью или другим близким человеком (особенно начиная с 6-ти месячного возраста, когда появляется нормальная потребность в общении) он сначала плачет, требует мать, или того кто может ее заменить. Через месяц у него появляется реакция «бегства», если к нему кто-то подходит. Еще через месяц он начинает избегать всех контактов с окружающим миром, его реакции на окружающее сводятся к минимуму, он уже не кричит, у него исчезают мимические реакции. Наиболее распространенным термином, который объясняет подобные состояния у детей является анаклитическая депрессия, важнейшими психическими составляющими которой являются атония и апатия.
У детей дошкольного возраста гораздо чаще возникают психогенные реакции на заболевания, чем у взрослых, и представлены в виде невротических расстройств, среди которых преобладают астенические расстройства, фобии, тики, энурез, заикание.
Депрессивные реакции могут проявляться в виде ночных страхов, двигательного возбуждения, анорексии, что существенно затрудняет диагностику и лечение ребенка. Наиболее травматическим моментом для всех детей является госпитализация.
В подростковом возрасте, в связи с появлением чувства осознания собственного заболевания и на фоне гормональной перестройки, среди патологических реакций на заболевание возрастает представленность ипохондрического типа. Также в данном возрастном периоде возможно возникновение дисморфоманических расстройств, нервной анорексии. При длительном и неблагоприятном течении заболевания возможны невротические и патохарактерологические изменения личности с появлением неврастенических, ананкастных, истероидных и эпилептоидных черт характера.
При общении с больными детьми наиболее значимым моментом для дальнейшего эффективного контакта является первая встреча и беседа. Врач должен предоставить возможность ребенку самостоятельно высказать жалобы и продемонстрировать эмоциональное состояние и собственное отношение к болезни и понимания жизненной ситуации, в которой оказался пациент. Для этого врач должен отвести достаточное количество времени и не спешить.
Поздний возраст - это особый период в жизни человека, для которого характерно, в первую очередь, прекращения или ограничения трудовой деятельности, изменения ценностных ориентиров, образа жизни и общения, возникновения затруднений в социально-бытовой сфере и т.д.
К основным психологическим феноменам пожилого возраста можно отнести: уменьшение психической активности, быструю утомляемость; неустойчивость внимания, его легкую отвлекаемость, уменьшение скорости обработки информации, сложности в организации информации при перемещении ее из оперативной памяти в долговременную; сложность адаптации к изменениям, ощущение потери сил и здоровья;
чувство одиночества, повышение тревожности, раздражительность; подозрительность; страх быть обманутым; страх смерти.
Психическое старение разнообразное, диапазон его проявлений очень широк.
Основные типы психического старения (по Ф. Гизе):
- Старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости;
- Старик-экстраверт, признающий наступление старости через внешние влияния и путем наблюдений за изменениями: выросла молодежь, расхождение с ней во взглядах, смерть близких, изменение своего положения в семье, изменения в области техники, социальной жизни.
- Интравертированный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою.
Социально-психологические типы старческого возраста (по И.С. Кони):
- Активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодежи и т.д., живут полнокровной жизнью, не испытывая никакой ущербности;
- Второй тип характеризуется тем, что пенсионеры занимаются делами, на которые раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и т.д.
То есть для этого типа стариков характерны также хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя;
- Третий тип, преимущественно составляют женщины, находящие главное приложение своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем в первых двух;
- Четвертый тип - это люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность.
Достаточно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, предложенная Д.Б. Бромлей, в которой выделены пять типов приспособления личности к старости:
- конструктивное отношение;
- отношение зависимости;
- оборонительное отношение;
- отношение враждебности к окружающим;
- отношение враждебности к самому себе.
Тяжелое чувство - старческое одиночество. Многое зависит от того, насколько пожилой человек способен найти для себя подходящее занятие, приспособиться к жизни коллектива, найти в нем свое место.
Физические заболевания (сердечные болезни, склероз, опухоли, даже банальные инфекции), проявляются в старости, на долгое время ухудшают состояние больных. Эти заболевания, как психические потрясения, могут вызвать волнение, беспокойство, замешательство и даже могут привести к декомпенсации.
Изменения в настроении в этом возрасте, как правило, приводят к подавленности, к депрессивным состояниям, ипохондрии. В таких случаях больные часто обвиняют себя в несовершенстве, ошибках, грехах. Вспоминают все свои ошибки. Значительно реже приходится встречаться у стариков с патологической возбужденностью, возвышенностью настроения.
При параноидных формах заболевания часто наблюдаются бредовые идеи. Например, больные постоянно заняты мыслями о том, что письма, в которых высылаются им деньги, ценности, до них не доходят, их крадут. Даже преклонный возраст не мешает им обвинять своего мужа (жену) в неверности, безумно ревновать.
С целью поддержания психического и физического здоровья пожилых людей необходимо создание и поддержание спокойной, мирной семейной обстановки.
Необходимо психологически поддержать пожилого человека, не оставлять его одного со своими проблемами, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять, подбадривать, указывать на положительные аспекты процесса лечения. Нужно максимально оказывать помощь в использовании внутреннего потенциала пожилого человека и реализации его возможностей, что в результате приведет к улучшению психо-эмоционального состояния.