Стадия перцептивной психики (индивидуально-изменчивое поведение)
В процессе эволюции самый тип приспособления животных к окружающей среде радикально меняется: врожденные программы поведения, занимавшие ведущее место у насекомых и у низших позвоночных, отступают на высших этапах эволюции на второй план, и у позвоночных, особенно у млекопитающих, поведение строится уже совершенно по другому принципу. На этом этапе развития условия жизни становятся настолько сложными, что необходимо развитие таких форм поведения, при которых индивидуальная особь меняла бы свое поведение в зависимости от изменчивых условий среды.
Поэтому ясно, что для животных, живущих в более сложных условиях быстро изменяющейся среды – необходимо скачок на другой уровень поведения. Для этого является необходимость смены форм отражения действительности. В связи с этим необходимо возникновение аппаратов, которые бы не только позволяли выделять отдельные свойства, но и дали бы возможность проанализировать условия среды.
На определенном этапе развития позвоночных к элементарным корковым ганглиям прибавляется новый уровень: кора головного мозга. Для поведения животных это означает решающий сдвиг. Если подкорковые ганглии есть орган унаследованного поведения, позволяющий воспринимать сигналы и включать унаследованные программы поведения, то кора головного мозга есть орган, который позволяет осуществлять анализ и синтез внешних раздражений, отражать предметы и целые ситуации, замыкать новые связи и строить поведение уже не согласно врожденным, заложенным наследственным программам, а соответственно этим условиям предметной среды, которые животное воспринимает. Кора головного мозга позволяет животным, вырабатывающим новые изменчивые программы поведения, сличать результаты действия с условиями среды, вовремя обнаруживать ошибочные действия, вовремя менять эти ошибочные действия на правильные, и тем самым обеспечивать нужные формы пластичного поведения.
Возникающие новые формы поведения многие исследователи называли навыком (или привычкой или наученными формами поведения). Действия животных, в основе которых лежат условные двигательные рефлексы, носят название навыков.
Способность приобретать навыки проявляется у всех животных. Формирование навыков у простейших и кишечнополостных раскрывалось выше. Остановимся на примерах формирования навыков у позвоночных, начиная с костных рыб. Опыты показали, что после тридцати-пятидесяти сочетаний условного сигнала (света, звука) с безусловным стимулом (электрическим током или пищей) у этих рыб образовывались условные рефлексы. У рыб проявляется способность не только к образованию условных рефлексов, но и их наличная дифференциация, затормаживая реакции на раздражители, не подкрепленные пищей или электрисческим током. Это вывод объясняет такие факты, как успешное приручение рыб собираться для кормления в определенном месте аквариума на световой сигнал, нырять в воду на звук звонка, который сопровождается электрическим ударом.
Еще выше развита способность вырабатывать индивидуальные формы поведения, действовать на основе определенных сигналов присуща млекопитающим с их более развитыми большими полушариями головного мозга.
Законы образования временных нервных связей у животных раскрыты в опытах И.П.Павлова над условными рефлексами у собак.
Образование временных нервных связей лежит в основе тех разнообразных навыков, которые вырабатываются у собак (как известно они могут научится при определенных условиях открывать двери, доставать спрятанную от них пищу, выполнять в ответ на словесные команды различные задания и т.д.
Механизм индивидуально-изменчивого поведения, осуществляемого при посредстве коры головного мозга, значительно сложнее, чем механизм инстинктивного поведения. Он сводится к тому, что в результате активной ориентировки животного в условиях среды один из стимулов, имевший существенное значение и сигнализирующий появление жизненно важных условий (пищи, опасности), начинает выделяться из окружающей среды и приводит к замыканию новых связей и возникновению новых программ поведения, с помощью которых животное достигает нужной цели и избегает грозящей опасности.
Интерес представляет описание тех условий, при которых возникают новые, индивидуально-изменчивые формы приспособительного поведения животного, и тех этапов, которые они проходят при своем формировании. Условия и этапы возникновения подобных форм поведения были детально изучены большим числом исследователей, но особое внимание было обращено на то, как животное достигает нужной цели и какими путями у него вырабатываются нужные приемы поведения.
Исследователи пользовались для их решения методами, получившими название «выработки навыков» или «инструментальных или оперантных условных рефлексов». С этой целью животное помещалось в специальную клетку (так называемый проблемный ящик), где приманка (пища) отделялась от него преградой (например, дверью, закрытой на щеколду). Чтобы открыть дверь, животное должно было нажать на педаль или подвинуть лапой щеколду. Другой метод изучения новых, индивидуально-изменчивых форм поведения заключается в том, что животное пускалось в сложный лабиринт, в конце которого его ждала приманка (цель). Исследователь наблюдал, как постепенно животное преодолевало неверные пути и находило нужный путь к цели.
Существенное отличие экспериментов с образованием сложных навыков, или «инструментальных условных рефлексов», от примененного И.П.Павловым метода «классических условных рефлексов» заключалось в том, что успех или неуспех животного зависел от его активных действий, иначе говоря, от характера попыток, к которым оно прибегало. С одной стороны, метод изучения выработки новых индивидуально-изменчивых форм поведения животных выигрывал по сравнению с методом И.П.Павлова в изучении конкретных способов поведения животного при решении поставленных перед ним задач, давая возможность проследить основные этапы формирования новых приспособительных актов в новых условиях. С другой стороны, этот метод проигрывал в своей физиологической точности, не давая возможности физиологического изучения нервных процессов, заложенной в методе И.П.Павлова.
В связи с этим механизм выработки индивидуально меняющихся форм поведения, приводящих к решению поставленной перед животным задачи, объяснялся различными исследователями неодинаково. Одни считали (Э. Торндайк, Д.Уотсон), что новые формы поведения, приводящие животное к достижению цели, возникают как следствие беспорядочных проб и ошибок, когда случайное движение животного позволяло ему открыть дверцу и получить пищу. В дальнейшем подкрепление таких случайно возникших движений поощрением и их многократное повторение приводили к тому, что неадекватные движения отпадали, а успешные — закреплялись.
Иных позиций придерживалась группа авторов, пытаясь проследить правила, по которым формировались поиски решения и которые приводили к возникновению удачных приемов решения задачи. Так, Э.Толмен и другие исходили из положения, что движения животного, пытающегося решить задачу, не носят хаотического, случайного характера и возникают в процессе активной ориентировочной деятельности, когда животное, пытаясь достичь цели, анализирует ситуацию, избирает нужное направление движений.
Благодаря этому попытки животного, направляемые целью, сужаются и постепенно приводят к возникновению нужных двигательных реакций, адекватных цели, которые в дальнейшем закрепляются. Тот факт, что иногда достаточно сложные программы поведения животного, пытающегося достичь цели, вырабатываются не случайно, а при активной ориентировке в новых условиях, подтверждается рядом наблюдений американских исследователей.
Один из таких фактов был установлен в ходе тщательного анализа действий у животного (крысы) при поиске нужного пути в условиях сложного лабиринта. Исследование показало, что пробы, которые делает животное, помещенное в лабиринт, не случайны, они, как правило, всегда идут в общем направлении к цели. Поэтому, хоть раз добившись успеха в лабиринте, животное создает общую систему направления, в котором оно бежит и во много раз чаще заходит в тупики лабиринта, расположенные в направлении данного пути, чем в тупики лабиринта, расположенные в направлении, обратном схеме. Таким образом, движения животного в лабиринте носят неслучайный характер, т.е. являются результатом активной ориентировки в условиях среды.
Подтверждением этому являются эксперименты с так называемым «латентным обучением».
В экспериментах американских исследователей сравнивалась быстрота выработки навыка у животных, сразу же помещенных в лабиринт с целью его прохождения, и у животных, которым просто разрешили бегать по лабиринту и, следовательно, позволили предварительно ориентироваться в условиях лабиринта.
Установлено, что у второй группы животных нужный навык вырабатывался значительно быстрее, чем у первой, особенно если им разрешалось активно ориентироваться в условиях лабиринта. Все это показывает, что двигательные программы, вырабатываемые в условиях специальных задач, являются не механической цепью рефлексов, а скорее сложными динамическими схемами,формирующимися у животного в его ориентировочной деятельности.
Две особенности характерны для выработки таких новых форм приспособительной деятельности у позвоночных. Первая из них состоит в том, что ориентировка или поиск неотделимы от активных движений и нахождение нужного движения не предшествует здесь выполнению двигательной программы, а формируется при выполнении двигательных проб; вторая — в том, что характер как ориентировочных действий животного, так и выработанных новых форм поведения в высшей степени зависит от натуральных форм поведения, сформированных в тесной связи с особенностью жизни животного (экологией). Например, у травоядных животных (корова, овца), ориентировочная деятельность носит пассивный ограниченный характер и выработка новых индивидуально-изменчивых форм деятельности протекает медленно. Напротив, у хищников, в естественных условиях вынужденных разыскивать пищу, охотиться за жертвой (хищные птицы, лиса), ориентировочная деятельность протекает в виде активных поисков, и новые формы поведения, которые соответствуют меняющейся обстановке, вырабатываются гораздо быстрее.
Эта теснейшая связь врожденных программ поведения с выработкой новых индивидуально-изменчивых форм деятельности характерна и для поведения высших позвоночных на данном этапе развития.