Перечень теоретических вопросов. Среднего профессионального образования
Среднего профессионального образования
Калининградской области
«Колледж сервиса и туризма»
Утверждаю
Директор __________Т.А.Бугакова
Приказ № _____ от 20 декабря 2011 г.
Программа
Государственной (итоговой) аттестации выпускников
по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)»
Базовый уровень
2011 г
Разработана цикловой комиссией общепрофессиональных дисциплин
Председатель комиссии ___________ _________________________________
подпись ФИО
Рассмотрена на заседании Методического совета ГАУ СПО КСТ
«19» декабря 2011 г. Пр. № ____
«СОГЛАСОВАНО»
Председатель ГАК ___________ ______________________________________
подпись ФИО
Оглавление
Пояснительная записка. 4
Перечень теоретических вопросов. 8
Дисциплина «Менеджмент.. 8
Дисциплина «Управление персоналом». 10
Дисциплина «Управленческая психология». 12
Перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и образцов техники, разрешенных к использованию на экзамене. 14
Отчет о работе Государственной аттестационной комиссии. 16
Пояснительная записка.
Программа Государственной (итоговой) аттестации является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)».
Целью Государственной (итоговой) аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее – Государственные требования) и дополнительным требованиям образовательного учреждения по специальности.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования выпускник специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)» должен быть готов к профессиональной деятельности по организации, управлению и решению технико-экономических, организационных, кадровых вопросов в качестве менеджера в различных организациях независимо от их организационно-правовых форм.
.
Основные виды деятельности менеджера :
организационно-управленческая – участие в управлении предпринимательской или коммерческой деятельностью организации; формирование целей организации; решение стратегических задач; использование эффективных методов управления в работе коллектива; участие в решении организационно-технических, экономических, кадровых и других проблем организации; подбор и расстановка кадров, мотивация их профессионального развития; стимулирование качества труда; разработка эффективной системы контроля; работа с консультантами и экспертами по различным вопросам (правовым, техническим, финансовым и т.д.); связь с деловыми партнерами; использование компьютерной техники в сфере управленческой деятельности;
информационно-аналитическая – сбор и обработка необходимой информации для принятия управленческих решений; распространение информации; прогнозирование развития социально-экономических процессов в объектах управления; анализ рыночной среды на микроэкономическом уровне и создание условий для повышения конкурентоспособности товаров и услуг; использование данных о платежеспособности и финансовой устойчивости организации для улучшения показателей ее работы; оценка степени возможного риска; анализ и перспективное обоснование программ экономического роста; использование современных информационных технологий в профессиональной деятельности.
Выпускник должен уметь: направлять усилия членов организации для достижения общих целей; участвовать в решении организационно-стратегических задач, стоящих перед коллективом; создавать оптимальную структуру организации; подбирать сотрудников для конкретной деятельности, организовывать их работу; мотивировать членов организации к эффективному выполнению работ в соответствии с делегированными им полномочиями; использовать в своей деятельности приемы делового и управленческого общения; формировать пути повышения конкурентоспособности продукции или услуг; проводить аналитическую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных форм управления; разрабатывать программы нововведений и мероприятия по реализации этих программ; использовать финансовые показатели для прогнозирования возможностей развития организации; использовать компьютерную технику в профессиональной деятельности.
Выпускник должен знать: законодательные и нормативные акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность; рыночные методы хозяйствования; сущность денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики; методы получения статистической информации; документационное обеспечение управления; экономику организации (предприятия); организацию труда и управления; методологические и организационно-правовые аспекты, технологию и экономический механизм менеджмента; цикл менеджмента; этику делового и управленческого общения; методы оценки деловых качеств работников; психологические особенности взаимодействия личности и коллектива; принципы маркетинга; сущность стратегического планирования; методику анализа и планирования финансов; формы делового внешнеэкономического сотрудничества; методы обработки информации с использованием современных технических средств.
Для Государственной (итоговой) аттестации выпускников специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)» в 2012 году определены:
1. Вид Государственной (итоговой) аттестации- итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)».
2. Объем времени на подготовку и проведение – 2 недели на подготовку и 1 неделя на проведение итоговой государственной аттестации.
3. Сроки проведения Государственной (итоговой) аттестации- с 4 июня по 30 июня.
4. Необходимые экзаменационные материалы:
4.1. Перечень дисциплин, включенных в программу итоговой государственной аттестации выпускников:
· Менеджмент.
· Управление персоналом.
· Управленческая психология.
4.2. Перечень теоретических вопросов (Приложение 1)
4.3. Перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и образцов техники, разрешенных к использованию на экзамене (Приложение 2).
5. Условия подготовки, форма и процедура проведения итогового междисциплинарного экзамена по специальности:
К Государственной (итоговой) аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные курсом обучения по основной профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом образовательного учреждения.
Подготовка к итоговому междисциплинарному экзамену и работа Государственной аттестационной комиссии определяются расписанием консультаций и расписанием сдачи экзаменов. Расписание доводится до сведения студентов не позднее, чем за две недели до начала работы государственной аттестационной комиссии.
Местом работы Государственной аттестационной комиссии по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)» является специально подготовленная аудитория, оснащенная необходимыми наглядными пособиями, справочниками, нормативными документами и техникой, разрешенными к использованию на экзамене.
Ответственными лицами за организацию и проведение Государственной (итоговой) аттестации по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)» является заместитель директора по учебной работе, заведующая отделением.
На основе разработанного и объявленного студентам перечня вопросов, рекомендуемых для подготовки к экзамену по дисциплине, составляются экзаменационные билеты, содержание которых до студентов не доводится.
На заседания Государственной аттестационной комиссии представляются следующие документы:
- Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и дополнительные требования образовательного учреждения по специальности;
- Программа Государственной (итоговой) аттестации;
- приказ руководителя образовательного учреждения о допуске студентов к итоговой государственной аттестации;
- сведения об успеваемости студентов;
- зачетные книжки студентов;
- протокол заседания Государственной аттестационной комиссии;
- экзаменационные билеты;
- наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене.
Форма проведения итогового междисциплинарного экзамена по специальности в устной форме . Экзамен проводится в один этап.
Продолжительность подготовки к ответу не более 1 часа.
Результаты Государственной (итоговой) аттестации определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При проведении итогового междисциплинарного экзамена по специальности заседание государственной аттестационной комиссии протоколируется. В протоколе записываются результаты экзамена по специальности и особые мнения членов комиссии. Протокол заседания Государственной аттестационной комиссии подписываются председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членами комиссии. Результаты экзамена по специальности объявляются в тот же день. Итоговая оценка и присуждение квалификации происходят в тот же день на заключительном заседании Государственной аттестационной комиссии и записываются в протоколе заседания.
Критерии оценки
В критерии оценки уровня подготовки студента по специальности входят:
- уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебными программами дисциплин;
- уровень практических умений, продемонстрированных выпускником при выполнении практических заданий;
- уровень знаний и умений, позволяющий решать ситуационные (профессиональные) задачи;
- обоснованность, четкость, краткость изложения ответов.
При определении оценки по итоговому междисциплинарному экзамену учитываются: ответ выпускника по экзаменационному билету, ответы на вопросы, отзыв руководителя.
Оценка «5» - ответ полный, правильный, понимание материала глубокое, основные умения сформированы и устойчивы, изложение логично, использование терминологии;
Оценка «4» - ответ удовлетворяет вышеозначенным требованиям, но изложение недостаточно систематизировано, умения неустойчивы, и выводах, обобщениях имеются неточности;
Оценка «3» - понимание основных положений, наблюдается значительная неполнота знаний, определения нечёткие, допускаются ошибки;
Оценка «2» - ответ неправильный, показывает незнание основного материала, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с документами.
Приложение 1
Перечень теоретических вопросов
Дисциплина «Менеджмент
1. Понятие деловых переговоров, назначение, методология проведения, основные этапы. Модель деловых переговоров.
2. Понятие власти и личного влияния, их основные различия.
3. Методы управления. Социально-психологические методы управления.
4. Процесс и методы принятия управленческих решений (неформальные, коллективные, количественные)
5. Содержание и виды управленческих решений. Индивидуальные стили принятия решений.
6. Понятие менеджмента, его предмет, объект и субъект. Главные цели, задачи и функции менеджмента.
7. Методы управления. Организационно-административные методы управления в организациях.
8. Понятие стратегии, ее основные элементы и их характеристика. Порядок разработки стратегии.
9. Понятие организации, ее жизненный цикл. Внутренняя и внешняя среда организации. Формальная и неформальная организация.
10. Понятие и значение делового общения для менеджера. Формы, стили и организация общения.
11. Понятие и характеристика стилей руководства. Рекомендуемые стили для предприятий.
12. Понятие организационной структуры. Типы организационных структур, их проектирование.
13. Природа конфликта, его типы, причины. Методы разрешения конфликтов.
14. Природа, причины, симптомы стресса. Факторы, вызывающие стресс, их характеристика.
15. Понятие, назначение, классификация деловых совещаний. Подготовка и проведение совещаний. Протокол совещания. Основные ошибки, допускаемые при проведении совещаний.
16. Цели в системе управления, основные требования к формулировке целей.
17. Содержание и особенности управленческого труда. Основные направления рациональной организации труда.
18. Менеджер, требования к менеджеру, его личностные качества. Авторитет менеджера. Характеристика основных функций менеджера.
19. Функции, принципы и методы менеджмента. Основные школы управления.
20. Оценка сотрудников и прием на работу. Отбор персонала.
21. Элементы управления. Характеристика поведенческих действий менеджера.
22. Условия эффективности принятия управленческих решений. Организация и контроль выполнения решений.
23. Методы управления. Экономические методы в организациях.
24. Сущность управленческой деятельности. Уровни управления. Субъект и объект управления.
25. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Делегирование полномочий.
26. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента. Организация деятельности кадровых служб.
27. Мотивация, ее понятие и использование в менеджменте. Значение мотивации.
28. Организационная культура предприятия. Культура управленческого труда.
29. Стратегический менеджмент, его понятие и назначение для организации.
30. Цели в системе управления, основные требования к формулировке целей. Роль менеджера в выборе цели. Эффективность достижения целей.
31. Понятие о коммуникациях, управленческая информация. Виды (типы) коммуникационных сетей.
32. Социально-психологические методы управления. Оплата и стимулирование труда.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие. - М.: Новое знание, 2009.
2. Драчева Е.Л. Л.И. Юликов Л.И. Менеджмент. - учебник для
3. студентов сред. проф. учеб. -М.: Издательский центр
4. «Академия», 2009.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. - М.: Гардарики, 2010.
.
Дополнительная литература
1. Адаир Дж. Искусство управлять людьми и самим собой / Пер. с англ. - М.: ЭКСМО, 2010.
2. Андерсон Д. Подними свой бизнес / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2009.
3. Басовский Л.Е. Менеджмент: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и управленч. спец. - М.: ИНФРА-М, 2010.
4. Борисова Л.Г. Организационный дизайн. Современные концепции управления: учебное пособие. - М.: Дело, 2009.
5. Букович У., Уилльямс Р. Управление знаниями: руководство к действию / Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2008.
6. Бьюзен Т. Супер мышление для тела / Пер. с англ.- Мн.: Поппури, 2010.
7. Казначевская Г.Б. Менеджмент. РнД Феникс 2010
8. Семенов А.К.Основы менеджмента Практикум М.Издательство - торговая корпорация «Дашков и К.» 2008
Internet ресурсы
2. http://wink.biz
Дисциплина «Управление персоналом».
1. Методы системы управления персоналом, их классификация и особенности.
2. Понятие организационной культуры. Компоненты организационной культуры и их взаимодействие между собой.
3. Управление служебно – профессиональным продвижением. Система служебно – профессионального продвижения с указанием этапов.
4. Виды высвобождения персонала. Управление высвобожденным персоналом.
5. Кадровая политика организации. Место и роль кадровой политики в политике организации.
6. Организация управления адаптацией персонала. Цели и задачи системы управления адаптацией персонала.
7. Сущность мотивации трудовой деятельности. Определение мотивации, побуждение трудовой мотивации.
8. Текучесть кадров. Управление текучестью кадров.
9. Заработная плата как метод мотивации персонала. Виды заработной платы, модели и системы заработной платы.
10. Планирование потребности в персонале. Этапы планирования. Методы расчёта потребности в персонале.
11. Оперативный план работы с персоналом. Схема процесса типового оперативного плана.
12. Принципы управления персоналом, охарактеризуйте принципы.
13. Источники привлечения персонала. Способы покрытия потребности в персонале.
14. Принципы подбора и расстановки персонала. Процедура отбора персонала.
15. Функции социальной службы организации. Управление социальной защиты персонала.
16. Адаптация персонала. Виды адаптации и влияющие на неё факторы.
17. Содержательная теория мотивации, её понятие. Теория А. Маслоу, Ф. Герцберга, Мак – Клелонда.
18. Деловая оценка персонала. Виды. Этапы деловой оценки, критерии оценки, методы оценки.
19. Кадровое планирование. Цели и задачи кадрового планирования.
20. Управление деловой карьерой. Понятие, виды и этапы карьеры.
21. Формы разделения труда в организации. Принципы и признаки разделения труда.
22. Подбор и расстановка персонала. Принципы и условия подбора расстановки персонала.
23. Оценка кандидатов при приёме на работу. Методы оценки персонала.
24. Сущность и виды нормирования труда. Классификация видов нормирования труда.
25. Организация проведения аттестации персонала. Методы аттестации.
26. Профориентация персонала. Формы ориентации. Управление профориентацией.
27. Методы и виды обучения. Особенность методов обучения. Классификация методов обучения.
28. Наиболее эффективные методы мотивации трудовой деятельности персонала. Денежные формы. Материальные неденежные формы.
29. Управление кадровым резервом. Этапы формирования кадрового резерва.
30. Система стимулирования персонала. Виды стимулирования.
31. Организационная структура системы управления персоналом, определение, классификация.
32. Принципы организации труда персонала. Классификация принципов.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Управление персоналом организации. Учебник./ под ред.Кибанова А.Я. – М.:Инфра-М, 2011.
2. Управление персоналом. Учебник,/ под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. – М.: Юнити, 2009.
3. Управление персоналом. Энциклопедический словарь/ под ред.Кибанова А.Я. - М.:Инфра-М, 2010..
Дополнительная
1. Пронин В., Ладанов И. Управление персоналом в Японии: Очерки. - М.,2009.
2. Базаров Т.Ю., Малиновский П.В. Управление персоналом в условиях кризиса //Теория и практика антикризисного управления. - М.: ЮНИТИ,2009.
3. Агеев В.С., Базаров Т.Ю. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров. - М.,2009.
4. Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Аксенов Е.А. Методы оценки персонала государственных и коммерческих структур. - М.: ИПК ГС,2008.
5. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки для госслужащих. Проблемы конкурсного отбора. - М.,2009.
Дисциплина «Управленческая психология».
1. Критерии и качества, определяющие профессиональную пригодность менеджера.
2. Необходимый набор навыков в деятельности руководителя.
3. Роль познавательных психических процессов в деятельности менеджера. Ощущения, восприятие, воображение, память, внимание, мышление, речь.
4. Мышление. Особенности управленческого мышления.
5. Эмоционально-волевые психические процессы. Эмоции. Чувства . Воля.
6. Эмоции. Виды эмоций и эмоциональных состояний. Влияние положительных и отрицательных эмоций на эффективность управленческой деятельности.
7. Темперамент. Психологические характеристики типов темпераментов.
8. Характер – как основа личности. Основные виды черт характера.
9. Групповая сплоченность. Ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива.
10. Социально –– психологический климат в коллективе.
11. Меры формирования благоприятного социально-психологического климата в организации.
12. Характеристика основных стилей руководства и условия их применения.
13. Конфликт. Конфликтогены и синтоны. Причины конфликтов в трудовых коллективах .
14. Конфликт. Стратегии поведения в конфликте.
15. Запрещенные приемы в условиях конфликтной ситуации.
16. Конфликтная личность. Индивидуальные особенности личности, затрудняющие общение и способствующие возникновению конфликта.
17. Правила поведения в конфликте.
18. Стресс в деятельности руководителя. Физиологические проявления стресса.
19. Причины стресса менеджера. Стрессоры служебной и внеслужебной деятельности.
20. Управление стрессом. Профилактика стрессов.
21. Поведение в острой стрессовой ситуации. Методы релаксации.
22. Синдром профессионального выгорания. Причины, симптомы, профилактика. Группа риска.
23. Общение. Механизмы взаимопонимания в процессе общения: перцепция, эмпатия, аттракция, рефлексия, проксемика.
24. Классификация управленческого общения: виды, формы, типы деловых собеседников.
25. Невербальные особенности в процессе делового общения. Мимика, жесты, положения тела.
26. Профессиональная этика. Категории и заповеди этики деловых отношений. Золотое правило нравственности.
27. Служебный этикет. Заповеди делового этикета.
28. Дресс-код. Преимущества и недостатки дресс-кода. Внешний вид делового мужчины и деловой женщины.
29. Культура речи. Психологические аспекты культуры речи.
30. Факторы, определяющие потенциальные ограничения современного руководителя.
31. Психологические аспекты, определяющие успех деятельности менеджера.
32. Лидерство и руководство: единство и различие. Авторитет. Психологические черты лидера.
Рекомендуемая литература:
Основные источники:
1. Морозов А. В.Деловая психология. Курс лекций:Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.М., 2008
2. О.Д.Волкогонова. Управленческая психология.М.,2008
3. Л.М.Королев. Психология управлении. – М.,2008
Дополнительные источники:
1. А.Пиз. Язык телодвижений. – Новосибирск, 2010
2. В.Зигерт. Руководить без конфликтов. – М. 2009
3. Г.В.Бороздина. Психология делового общения. С.-Пб., 2009
4. Андриенко Е.В. Социальная психология. – Москва Академия, 2009
5. А.Н. Сухов . Социальная психология. – Москва. Академия,2007
6. Н.А.Мельникова. Социальная психология. – Москва, Эксмо, 2008
7. А.А.Леонтьев. Психология общения. – Москва. Смысл, 2007
8. А.Фернхем, П.Хейвен. Личность и социальное поведение. – Санкт-Петербург, Питер,2008
9. Донцов А.И. Психология коллектива. – Москва,МГУ, 2008
10. Немов Р.С. Практическая психология – Москва, 2008
11. Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения.
12. Р.Шмидт. Искусство общения. – Москва, СП Интерэксперт, 2008
13. М. Роббер. Психология индивида и группы – Москва , 2008
Интернет- источники
1. 5ballov.qip.ru/referats/preview/106958/?
2. lektsii-upravlencheskaya...
3. rudocs.exdat.com/docs/index-275600.html
4. http://psychology.net.ru
5. planey.ru/dic/p/p_147.htm
Приложение 2