Освободите правое полушарие своего мозга
Пожалуй, самая большая выгода от наличия целевой программы — та свобода, которая приходит, когда ваша жизнь имеет направленность. Если ваши цели ясно определены и разумно поставлены, то вы уже, в сущности, предприняли главный шаг к программированию левого полушария своего мозга. Это освобождает правое полушарие, так что оно может в наибольшей мере проявить свои творческие, креативные возможности.
Наилучшая аналогия, которую я могу вам привести в этой связи, — это великолепно настроенный и одаренный спортсмен, который настолько дисциплинирован и привержен основным принципам своего вида спорта или игры, что они свободны быть в максимальной степени креативными. Когда возникают уникальные ситуации, где игрок, чтобы сыграть по-настоящему грандиозно, должен импровизировать, тренеры одаренных спортсменов, как правило, скажут: "Этому научить невозможно".
Когда ваши цели ясно определены и разумно поставлены, вы уже в сущности, предприняли главный шаг к программированию левого полушария своего мозга. Это освобождает правое полушарие, так что оно может в наибольшей мере проявить свои творческие, креативные возможности. |
Майкл Джордан, к примеру, в каждой своей игре сталкивается с новыми ситуациями. Это может быть иное количество опекающих его соперников, другое количество бегущих рядом партнеров, изменившееся расстояние от мяча до кольца и масса других мелочей, которые и делают разные ситуации уникальными — даже если они существуют доли секунды — и отличают их от ранее встречавшихся. Поскольку Майкл в такой степени натаскан в основах дриблинга, распасовки, бросков по корзине, финтов и обманных движений, ведения мяча "вслепую" и в прочих нюансах баскетбольного искусства, то этот неподражаемый виртуоз мяча с его превосходными спортивными навыками может проявлять подлинное творчество в том, как он трактует по-настоящему уникальные ситуации, возникающие по ходу матчей.
То же самое случается со всеми нами. Лишь при наличии дисциплины врачи, студенты и люди вроде нас с вами обладают свободой продемонстрировать наилучшие показатели в работе. Когда у нас имеется фундаментальное соответствие с основами морали, когда мы исходим в работе из этических ценностей, когда у нас есть целевая программа, позволяющая сосредоточиться на главном, и существует оптимистическая перспектива автоматического поиска решений для возникающих проблем при наличии обоснованных ожиданий действительно найти их, то мы в результате высвобождаем креативное правое полушарие мозга, чтобы оно могло сделать для нас эти решения очевидными.
СБАЛАНСИРОВАННЫЙ УСПЕХ
Я уже несколько раз заявлял, как узнал на своих семинарах, проходящих по всему миру, что все хотят иметь одни и те же восемь благ. Теперь настало время подробно рассмотреть каждое из них, ибо, если они действительно являются тем, чего мы хотим в жизни, то нам нужно установить их в качестве своих целей. Важность указанного шага обстоятельно растолковал д-р Джералд Кашел в номере журнала "Bottom Line Personal" за 30 сентября 1991 года.
Он разделил жизнь на три измерения: успешная карьера, вызывающая удовлетворение работа и насыщенная личная жизнь — и изучил с этой точки зрения 1200 человек: адвокатов, художников, производственных рабочих, преподавателей и студентов. Все они преуспели в смысле карьеры и тем самым достигли, по крайней мере, одномерного успеха. К сожалению, 15 процентов этих людей не получали удовольствия ни от характера своей работы, ни от личной жизни. Их успех являлся поверхностным. 80 процентов были довольны своей работой, но не личной жизнью и, таким образом, добились двумерного успеха. Грустный факт в этом деле таков: большинство из опрошенных считали, что их успешная, благоприятная карьера стала результатом готовности пожертвовать личной жизнью. Только 4 процента респондентов радовала и их работа, и личная жизнь. Эти люди достигли трехмерного успеха. Они сделали хорошую карьеру, наслаждались своей работой и имели полноценную личную жизнь.
Д-р Кашел назвал эти 4 процента необыкновенно благополучными людьми. Все они обладают тремя важными чертами. Первая из них — внутреннее спокойствие, которое помогает им оставаться сосредоточенными и сфокусированными. Вторая — наличие ясных целей и ощущение сверхзадачи, которое ведет их по жизни. Наконец, третья черта — предприимчивость и авантюрная жилка, которая позволяет им смеяться над собой и дает мужество идти на необходимый риск. Этот ученый делает и некоторые другие существенные наблюдения, а именно: необыкновенно благополучные люди всегда берут на себя ответственность за свою жизненную ситуацию, а также умеют переключаться с внешнего на внутреннее.
ПРИМЕР: человек, не принадлежащий к необыкновенно благополучным лицам, мог бы решить: "Давление, постоянно присутствующее в моей работе, делает меня нервным", но необыкновенно благополучное лицо в той же самой ситуации думает иначе: "Это не давление, присущее работе, делает меня нервным. Меня делают нервным мысли относительно этого давления".
Д-р Кашел абсолютно прав. Позвольте мне подчеркнуть, что чем более надежно вы защищены как личность, тем лучше думаете о себе, тем лучше та картина самого себя, которая существует у вас в голове, и тем более вероятно, что вы должны понять мысли и выводы д-ра Кашела. И с тем большей вероятностью вы должны полагать, что, по крайней мере, можете быть более счастливым, более здоровым, более преуспевающим и более надежно защищенным, а также иметь больше друзей, больше душевного покоя, лучшие отношения в семье и больше надежды. А теперь займемся исследованием того, можно ли конкретно ставить вышеперечисленные восемь благ в качестве целей.
СЧАСТЬЕ
Многие люди искренне верят, что будут счастливы, когда въедут в собственный дом, когда станут обладателями всех тех мелочей, которые часто превращают жилище в дом, и аккуратно расставят их по местам, — но этого не происходит. Тогда они столь же искренне ждут, что будут счастливы, когда оборудуют внутренний дворик, или, как говорят на испанский лад, патио, и поставят туда мангал, чтобы на открытом воздухе жарить на вертеле шашлык либо цельную тушку, которую американцы называют барбекю. — но этого опять не происходит. После этого они начинают надеяться, что будут счастливы, когда смогут выкупить закладную и полностью расплатиться за дом, — но и тут счастье не приходит. Затем они ждут, что станут счастливы, когда сумеют купить летний домик где-нибудь на берегу озера или на горном склоне, — но счастье вновь не приходит. Далее они снова ждут, что будут счастливы, когда заработают, чтобы поехать на Гавайи, — опять не то. Потом они. опять-таки ждут, что будут счастливы, когда сумеют совершить путешествие своей мечты, — но этого снова и снова не происходит. Причина проста: разница не в том, где вы, а в том, какой вы. И абсолютно безразлично, что у вас имеется в данный момент, — ведь всегда существует намного больше того, что еще можно захотеть.
"Счастье — это не «когда-то» и не «где-то»;
оно может быть здесь и сейчас".
Пока вы не будете счастливы тем, какой вы есть, вы никогда не будете счастливы тем, что имеете. Мне понравилось высказывание Дэнниса Праджера в статье, опубликованной в "Reader's Digest", по поводу того, как он проводит различие между удовольствием и счастьем:
"Удовольствие есть то, что мы испытываем в ходе некоторого события; счастье — то, что испытываем после события. Это гораздо более глубокое и прочное чувство". По его словам, отправиться в луна-парк, или же пойти поиграть во что-нибудь, или сходить в кино либо посмотреть телевизор — всё это действия, доставляющие удовольствие. Они помогают расслабиться, отдохнуть, временно позабыть о наших проблемах и, возможно, даже посмеяться, но они не приносят счастья, потому что их позитивный эффект заканчивается, как только заканчивается данное развлечение. Опять-таки скажу:
счастливым можно быть только с того момента и только при том условии, что мы счастливы с самими собой; всё, точка. Счастье — это установка. Мудро сказал Уилл Роджерс, что "большинство людей счастливы ровно в такой степени, в какой они настроили на это свой разум".
Д. Праджер с большим пониманием проблемы и проникновением в ее суть указывает также следующее:
"Свойственная многим тяга цепляться за убеждение в том, что жизнь, заполненная развлечениями и лишенная страданий, равняется счастью, на деле уменьшает их возможности достичь когда-либо реального счастья. Если развлечение и удовольствие приравнено к счастью, то боль и страдание нужно приравнять к несчастью, но в реальности истинно нечто противоположное. Чаще случается так, что те вещи, которые ведут к счастью, связаны с некоторым страданием и болью". Он метко попадает в цель и красноречиво формулирует старую истину, гласящую, что счастье — это отнюдь не удовольствие. Это победа. А победа почти всегда связана с какого-то рода болью и страданиями, по крайней мере временными.