Теоретические подходы к проблеме аттитюда: функциональный подход Д. Катца 9 страница

45. Психология малой группы является одной из наиболее интенсивно разра- батываемых областей социальной психологии. Это объясняется тем, что малая группа является реальной «площадкой», на которой в конкретных условиях ре- ализуется непосредственное межличностное взаимодействие людей. В социальной психологии имеются разнообразные определения малой группы. Вот некоторые из них. Р. Бейлз понимает под малой группой любое количество лиц, находящих- ся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч. В этом определении акцент делается на наличии непосред- ственного взаимодействия между людьми. Р. Мертон считает, что группа – это совокупность людей, которые опре- деленным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлеж- ность к ней и воспринимаются другими людьми как принадлежащие к ней. Д. Картрайт, А. Зингер, Т. Ньюком полагают, что основанием для выде- ления малой группы являются число составляющих ее членов, а также частота и продолжительность взаимодействия между индивидами в группе. Г. Хоманс также подчеркивает, что частота взаимодействия, его длитель- ность и порядок — главные характеристики понятия «малая группа». Г. М. Андреева определияет малую группу как немногочисленную по со- ставу группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений. В соответствии с этим определением два признака создают основу для возникновения малой группы как психологического феномена: совместная деятельность в ее психо- логическом аспекте — ценности, цели, задачи и способы взаимодействия — и непосредственный контакт, то есть возможность организации межличностного общения. На этой основе возникает и развивается собственно малая группа, как социально-психологическое явление. А. И. Донцов, развивая данное определение, выделяет 8 признаков, харак- теризующих взаимодействие людей в малой группе: 1. Регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посредников; 2. Обладают общей целью, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы; 3. Участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутри- групповом взаимодействии; 4. Разделяют общие нормы и правила взаимодействия внутри группы и меж- групповых ситуациях; 5. Удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувство со- лидарности и благодарности группе; 6. Обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге; 7. Связаны стабильными эмоциональными отношениями; 8. Представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны. Можно ли назвать конкретное число либо хотя бы формулу для его опре- деления? Интерес к этим вопросам возник чуть позже, чем начались ин- тенсивные исследования в области малых групп. В результате чего можно кон- статировать следующую ситуацию: большая часть исследований особенностей малых групп проведена на диадах, то есть парах, однако при этом есть все ос- нования считать, что настоящая малая группа начинается с триады. Диада представляет собой весьма специфическую малую группу, многие структуры и процессы разворачиваются и протекают в ней не в полном объеме, приобрета- ют усеченную форму. Попытки установить для малой группы однозначный «верхний предел» также можно считать неудовлетворительными. Понятно, что он находится не выше уровня 2—3 десятков. А конкретно? Для учебной группы — один предел, для тренинговой — другой, для спортивной команды — третий... Наиболее удачным можно признать функциональный подход к определению верхней границы малой группы. Его суть в следующем: в группе столько человек, скольких можно эффективно объединить для достижения данной конкретной цели. Психологическое содержание совместной деятельности задает возможное число участников данной группы. Виды групп. Малые группы могут быть классифицированы по следую- щим основаниям: 1. Непосредственность контактов (автор классификации – Ч. Кули). Выделяются первичные и вторичные группы. Первичные группы – это группа людей, между членами которой устанавливаются взаимоотношения, ос- нованные на личностных особенностях (семья, группа друзей и т.д.). Вторичная группа – группа людей, взаимодействие которых обусловлено не эмоциональ- ными связями, а стремлением к достижению определенных целей. 2. Общественный статус (автор классификации – Э. Мэйо). Малые груп- пы могут быть формальными и неформальными. Формальная группа – группа, в которой позиции и роли ее членов предпи- саны официально и выражены в соответствующих нормах и предписаниях. Неформальная группа – группа, в которой позиция каждого члена группы определяется не предписанными, а эмоциональными предпочтениями и симпа- тиями. 3. Степень значимости группы для индивида (автор классификации – Г. Хаймен). Термин «референтная группа» был введен американским социальным пси- хологом Г. Хайменом в 1942 г. в исследовании представлений личности о соб- ственном имущественном статусе по сравнению со статусом других людей. Хаймен не дал определения этого понятия. Он просто использовал его для обо- значения группы людей, с которой испытуемый сравнивал себя при определе- нии своего статуса. Результатом сравнения с референтной группой являлась са- мооценка испытуемым своего статуса. Т. Ньюком выделил позитивные и негативные референтные группы. Под первыми понимаются такие группы, нормы и ориентации которых при- нимаются индивидом и которые вызывают у индивида стремление быть приня- тым этими группами. Отрицательной референтной группой считается такая группа, которая вызывает у него стремление выступить против нее и членом которой он не хочет себя считать. Окончательное утверждение понятия «референтная группа» в западной со- циальной психологии (конец 40-х — начале 50-х гг.) связано с работами М. Шерифа и Р. Мертона. М. Шериф также подчеркивал важность референтной группы в связи с тем, что ее нормы превращаются в социальные установки ин- дивидов, в систему отсчета» не только для самооценки, но и для оценки явле- ний социальной жизни, для формирования своей «картины мира. Он предложил проводить различие между актуальной группой «членства» и референтной группой, к которой индивид может относить себя психологически, сознательно или бессознательно. Он предложил различать группу членства (то сообщество, в которое человек реально включен) и референтную группу, с которой человек может себя соотносить в идеальном плане. Референтная группа и группа член- ства могут совпадать (человек разделяет и проводит в жизнь ту систему ценно- стей и норм, которая выработана его реальной группой: учебной, трудовой, до- суговой). Но в силу обстоятельств человек может быть включен в жизнедея- тельность одних групп, а ценностно и нормативно ориентироваться на другую, реально ему для контактов недоступную. Достаточно часто встречается и такой вариант: референтная группа у человека есть, и он реально в нее включен, но большую часть времени вынужден проводить в группе членства. Все варианты несовпадения референтной группы и группы членства чреваты внутренними и межличностными конфликтами для человека. Р. Мертон при дальнейшей разработке теории референтной группы попы- тался выделить те условия, при которых индивид скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группу членства, а внешнюю группу. Здесь Мертон выделяет следующие факторы: 1. Если группа не обеспечивает достаточный престиж своим членам, то в этих условиях они будут склонны выбирать в качестве референтной группы внешнюю, нечленскую группу, которая, на их взгляд, обладает большей пре- стижностью, чем их собственная. 2. Чем больше изолирован индивид в своей группе, чем ниже его статус в ней, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он выберет внеш- нюю группу, в которой он рассчитывает иметь более высокий статус. 3. Чем больше социальная мобильность в обществе и, следовательно, больше возможностей у индивида изменить свой социальный статус и группо- вую принадлежность, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он будет выбирать группу с более высоким социальным статусом. 4. Выбор индивидом той или иной референтной группы зависит от его личностных характеристик, однако Мертон не конкретизирует это положение. Г. Келли выделил две функции референтной группы: нормативную и срав- нительно-оценочную. Первая функция заключается в том, чтобы устанавли- вать определенные стандарты поведения и заставлять индивидов следовать им. Эти стандарты поведения обычно называют групповыми нормами, поэтому он обозначил эту функцию референтной группы как нормативную. По мнению Келли, группа может выполнять эту функцию, если она в состоянии вознаграж- дать индивида за конформность и наказывать за неконформность. Вторая функция референтной группы, по Келли, заключается в том, что она является тем эталоном или отправной точкой для сравнения, с помощью которых индивид может оценивать себя и других, поэтому она и выступает в качестве сравнительно-оценочной функции. Келли отмечает также, что обе функции часто носят интегрированный характер в том смысле, что они могут выполняться одной и той же группой, как группой членства, так и внешней группой, членом которой индивид стремится стать или к которой он причисля- ет себя психологически.

46. Среди основных направлений исследований или подходов к изучению ма- лых групп в зарубежной психологии выделяются следующие. Теория поля. Данное теоретическое направление берет начало в работах К. Левина и его основной идеей является положение, что поведение личности есть продукт поля взаимозависимых детерминант. Структурные свойства этого поля представлены понятиями, заимствованными из топологии и теории множеств, а динамические свойства — понятиями психологических и социальных сил. Эта теория дала импульс к разработке частных теорий социальной психологии: тео- рии сплоченности; теории социальной власти; теории соперничества- сотрудничества; теории образования групп; теории внутригруппового давле- ния; теории групповых притязаний. Интеракционистская концепция. Согласно этому подходу, группа есть си- стема взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в груп- пе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением. Теория систем. По своим идеям рассматриваемый подход очень близок к предыдущему. В обоих теоретических направлениях содержится попытка по- нять сложные процессы, исходя из анализа их основных элементов. В рамках данной теории сделана попытка описать группу как открытую систему взаимо- связанных позиций и полей. Социометрическое направление связано с именем Я.Л.Морено и вырази- лось в исследовании природы эмоциональной основы отношений между члена- ми группы. Оно стимулировало множество эмпирических исследований внут- ригрупповых отношений и разработку методик их изучения. Психоаналитическая ориентация базируется на идеях 3. Фрейда и его по- следователей, фокусируя внимание преимущественно на мотивационных и за- щитных механизмах личности, оказывающих влияние на ее взаимодействие с другими людьми. Общепсихологический подход исходит из предположения, что многие пред- ставления о человеческом поведении, накопленные в общей психологии, при- менимы к анализу группового поведения. Это касается, главным образом, таких индивидуальных процессов, как научение, явления когнитивной сферы, моти- вация. Эмпирико-статистическое направление. Согласно данному подходу, ос- новные понятия групповой теории должны выводиться из результатов стати- стических процедур, например факторного анализа, а не формулироваться априорно. Подобное понимание обусловило широкое применение процедур, разработанных в области тестирования личности и представленных, в частно- сти, в исследованиях такого известного специалиста, как Р. Кэттелл, предло- жившего одну из теорий группового поведения. Формально-модельный подход. Исследователи, представляющие данное направление, пытаются сконструировать формальные модели группового пове- дения, используя математический аппарат. Теория подкрепления. Это направление исследований, весьма влиятельное за рубежом, базируется на идеях концепции оперантного обусловливания Б. Скиннера. Согласно представлениям теоретиков данного подхода, поведение индивидуумов в группе есть функция двух переменных: вознаграждений (по- ложительные подкрепления) и наказаний (отрицательные подкрепления). В отечественной психологии групп выделены следующие четыре исследо- вательских подхода. Деятельностный подход. Он основывается на идее, что психические явле- ния опосредованы содержанием осуществляемой деятельности. Базируясь на данной идее, А. В. Петровский разработал стратометрическую концепцию групповой активности, М. Г. Ярошевский - программно-ролевую концепцию группы, а Г. М. Андреева - концепцию модели социально-перцептивных про- цессов в совместной деятельности. Социометрическое направление получило развитие в отечественной пси- хологии благодаря вкладу белорусского психолога Я.Л. Коломинского и дру- гих ученых, которые теоретически обосновали и сконструировали оригиналь- ные социометрические процедуры для изучения межличностных отношений. Параметрическая концепция. Основная идея подхода (автор Л.И. Уман- ский) состоит в предположении, что поэтапное развитие малой контактной группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально- психологических параметров. Кроме работ Л.И. Уманского, в рамках данного подхода также известны исследования, нацеленные на изучение организацион- ных (А. С. Чернышов), эмоциональных (А. Н. Лутошкин) и динамических (А. Г. Кирпичник) характеристик групп. Организационно-управленческий подход. У истоков подхода лежат работы Е.С. Кузьмина и его последователей, которые провели многочисленные иссле- дования групп и коллективов. Эти исследования носили прикладной характер и были ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.

47. М. Дойч и Г. Джерард предложили различать два типа социального влия- ния в группе, порождающих конформное поведение: нормативное и информа- ционное. В дальнейшем Г. Джерард высказал предположение, что истоки кон- формности — в информационной зависимости члена группы от других ее участников. Ситуация, в которую попадает человек, вызывает у него тревож- ность и, естественно, потребность в ее снижении. Неопределенность ситуации может быть снята за счет различных форм сравнения себя с другими: во- первых, человек использует поведение других как стандарт, которому можно соответствовать; во-вторых, он формирует представление о себе на основе ме- ханизма социальной рефлексии. Все это делает человека чувствительным к со- циальному влиянию. Д. Майерс называет два механизма, защищающих человека от «безудерж- ности» нормативного давления: реактивное сопротивление и поведенческое подтверждение собственной уникальности.

48. В последнее время ученые поняли, что конформизм и независимость — это не единственно возможные реакции на мнение большинства. Меньшинство может активно отстаивать свою позицию и оказывать влияние на большинство. ...Большинство и меньшинство оказывают друг на друга взаимное влияние». В экспериментах, проведенных европейскими социальными психологами, был установлен сам факт существования нормативного влияния меньшинства и изучены некоторые из его механизмов и эффектов. Экспериментальные данные позволяют сравнить особенности влияния большинства и меньшинства. – Большинство оказывает более сильное воздействие на уровне реакций людей на тот или иной факт, меньшинство — на уровне правильности позиции. – Влияние большинства проявляется довольно быстро, конформные реак- ции чаще появляются в ответах испытуемых в первых пробах. Влияние мень- шинства часто оказывается на латентном, неосознаваемом человеком уровне и может проявляться не в данной экспериментальной ситуации, а в последующих лишь частично по содержанию связанных с ней. Внутренняя картина состояния человека, находящего под воздействием большинства и меньшинства, совершенно различна. Переживая конфликт с большинством, человек очень часто ощущает свою некомпетентность, незащищенность. Его стремление присоединиться к боль- шинству диктуется страхом остаться в социальной изоляции. Позиция меньшинства часто воспринимается представителем большинства с иронией, раздражением (позиция «сверху»), его точка зрения — ошибочной, непродуманной. Но при этом последовательное меньшинство воспринимается как более уверенное в себе. При влиянии меньшинства, утверждает Ч. Д. Немет, человек испытывает значительно меньший стресс, чувствует себя внутреннее более защищенным, что позволяет ему спокойнее и продуктивнее отнестись к конфликту мнений: у него часто возникает мотивация переоценить ситуацию в свою пользу. Исследования позволили также установить, что к основным факторам, де- лающим позицию меньшинства влиятельной, необходимо отнести последова- тельность, уверенность, гибкость (готовность к компромиссу), уважительное отношение к оппонентам. Г. Мюньи показал, что сила влияния меньшинства существенно зависит от образа, который складывается о нем у большинства: если оно воспринимается как жесткое, бескомпромиссное, категоричное, то это создает сильный психо- логический барьер. Не менее важные параметры — последовательность и уве- ренность группового меньшинства в своей позиции. Основные следствия влияния меньшинства для группы в целом и ее отдельных участников: • влияние меньшинства побуждает человека и большинство в целом к по- иску новых аргументов в защиту своей позиции; в результате большинство мо- жет еще больше убедиться в своей правоте, но это убеждение будет опираться уже не на стереотипы и неосознанные групповые нормы, а на результаты ана- лиза и размышления; • благодаря существованию иной позиции, существенно возрастает веро- ятность выработки человеком и группой новых, креативных решений. Высокая конформность членов группы, отсутствие «здорового» меньшин- ства, не разделяющего общей точки зрения, легко может привести группу к за- стою, а ее участников — к ригидности. Нормативное влияние меньшинства — это механизм, ограничивающий прессинг большинства, препятствующий чрезмерному повышению конформно- сти членов группы. На групповом уровне он — источник развития, на индиви- дуальном — стимулятор познавательной активности, проявления творческого личностного начала.

49. Впервые термин «групповая динамика» был использован Куртом Левином. Группа понималась им как «динамическое целое». Для описания свойств этого динамического целого Левин использовал два основных закона гештальт- психологии. Закон «Целое доминирует над частями» приводит к следующим социально- психологическим следствиям: • группа не может быть рассмотрена как сумма индивидов, так как она спо- собна изменять их индивидуальное поведение; • оказывать влияние извне легче на группу в целом, нежели чем на поведе- ние отдельных ее членов; • каждый член группы признает свою зависимость от других ее членов. Закон «Отдельные элементы объединяются в целое» приводит к таким свойствам группы: • основа группы — не в сходстве, а во взаимозависимости членов группы; • человек склонен становиться членом той группы, с которой он себя ото- ждествляет, а не той, от которой внешне зависит; • человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение и давление недружественны. Сегодня термин «групповая динамика» используется весьма широко. Как отмечает Г. М. Андреева: «Групповая динамика, в отличие от статики группы, это и есть совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.» Среди наиважнейших традиционно рассматриваются такие групповые процессы, как нормативное влияние, развитие и сплочение, принятие групповых решений. Развитие группы в широком значении — это и есть групповая динамика. Механизмы групповой динамики. Выделяют, по меньшей мере, три таких механизма: 1) разрешение внутригрупповых противоречий, 2) «идиосинкрази- ческий кредит» и 3) психологический обмен. Разрешение внутригрупповых противоречий. Исследователи группового развития указывают на наличие нескольких типов внутригрупповых противо- речий. Так, изучая динамику коллективообразования во временных юношеских группах, А. Г. Кирпичник обратил внимание на противоречия, во-первых, между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуаль- ной деятельностью и, во-вторых, между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тен- денциями включения личности в групповую структуру, интеграции ее с груп- пой. Обнаружилось, что «переход группы с одного уровня развития на другой происходит скачкообразно в результате 0бострения противоречий и их после- дующего разрешения. Еще один тип внутригрупповых противоречий описывает Ф. Шамбо, осно- вывающий свой анализ развития малой группы на материалах большого числа исследований психоаналитического толка, начиная с известной работы 3. Фрейда по групповому влиянию. Развитие группы есть результат столкновения противоречивых тенденций, периодически возникающих в ней вследствие рас- согласования поведения лидера с ожиданиями, связываемыми с его действиями последователями. Подобное рассогласование приводит группу к дестабилиза- ции и конфликту. Разрешение конфликта заканчивается наступлением «фазы гармонии», характеризующейся стабилизацией отношений и оптимистической направленностью межличностного восприятия, после чего вновь появляются «возмущения» в системе, связанные с очередными противоречиями между ли- дером и последователями. Лишь по мере прохождения группой целой серии конфликтных фаз и выработки у ее членов общих «культурных» критериев оценки действительности структура группы окончательно стабилизируется. Идиосинкразический кредит. Традиционно считается, что чем выше статус человека в группе, тем в большей степени он ориентирован на ее нормы и цен- ности, более последовательно реализует их в своем поведении. То есть чем вы- ше статус, тем выше нормативность поведения. Ненормативное поведение наказывается снижением статуса. Действительно, человек, который хочет иметь в своей группе высокие рейтинговые показатели, должен вести себя норматив- но. Однако если он, благодаря своему вкладу в жизнь группы, занимает в ней лидерское положение, он в определенной степени освобождается от необходи- мости вести себя строго нормативно, он получает право отклоняться от группо- вых норм (естественно, чисто психологически, никакими «верительными гра- мотами» это не подтверждено). Это явление Холландер назвал идиосинкразиче- ским кредитом лидера, а поведение, отклоняющееся от групповых норм, — идиосинкразическим. Для группы это возможность развития, изменения. Если новшество, которое привнесет лидер, окажется неэффективным, вредным, можно отказаться от него (вместе с лидером чаще всего). Если же эксперимент окажется удачным, новый вариант отношений, достижения групповых целей могут способствовать развитию группы. Через некоторое время он превратится в групповую норму. Психологический обмен. Механизм психологического обмена заключается во взаимном влиянии членов группы на ценности друг друга. Межличностное взаимодействие в группе активизирует процессы обмена взглядами, интереса- ми, принципами, что влияет на ценностно-смысловую сферу каждого члена. В исследовании конформизма проблема группового давления ставится и решается как проблема влияния большинства членов группы на поведение отдельных индивидов или меньшинства. При этом основное внимание исследователей уделяется проблеме нормативного давления группы на индивида и приспособления индивида к групповым нормам. Однако в реальной жизни проявляются и противоположные феномены, связанные с влиянием меньшинства на изменение группового мнения, групповых норм и группового поведения. Они стали предметом исследования С.Московичи и его сотрудников.

В этих экспериментах испытуемым (группе из 6 человек) предлагали вслух определять цвет и интенсивность окраски проецируемых на экран диапозитивов. Двое членов группы («подставные лица») в течение всего эксперимента называли синий цвет слайдов зеленым. По результатам эксперимента было зафиксировано влияние оценок, даваемых меньшинством, на оценки остальных членов группы, В группе «неосведомленных испытуемых» было зафиксировано 8% ответов, совпадающих с оценками «подставной группы» (в контрольных группах ошибок в оценке цвета практически не наблюдалось).

Кроме того, в последующих тестах, когда испытуемым предъявлялся последовательный ряд оттенков между синим и зеленым цветами, в экспериментальной группе испытуемые чаще воспринимали предъявляемый им цвет как зеленый, чем в контрольной группе, члены которой не контактировали с подставным меньшинством. При этом наиболее часто отмечали зеленый цвет те испытуемые, которые во время эксперимента наиболее энергично сопротивлялись мнению меньшинства.

По мнению С. Московичи, полученные результаты говорят о том, что меньшинство способно оказывать влияние на установки и поведение большинства, причем это влияние может не осознаваться представителями большинства и не проявляться в процессе группового взаимодействия, а проявить себя позднее.

К числу факторов, повышающих эффект влияния меньшинства, относятся: последовательность высказываний и поведения, демонстрируемых меньшинством, уверенность в своей правоте и аргументированность высказываний, а также появление среди большинства лиц, принимающих позицию меньшинства, т.н. отступников (Д. Майерс, 1977), М.Дойч и Г.Джерард, сравнивая психологические механизмы влияния большинства и меньшинства, обозначили их как два различных вида влияния: нормативное (когда мнение большинства воспринимается индивидом как групповая норма) и информационное (когда мнение меньшинства выступает лишь информацией для индивида, принимающего решение).

50.

51. Стратометрическая теория коллектива А. В. Петровского. В качестве критериев построения типологии групп выступают, во-первых, степень опо- средствованности межличностных отношений в группе содержанием совмест- ной деятельности и, во-вторых, общественная значимость совместной деятель- ности. Исходя из предложенных критериев, развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным по- люсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные по- казатели по обоим критериям); корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям); в цен- тральной точке располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность); а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным по- люсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ас- социации, т. е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью

52. Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально- психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательно- сти группы для ее членов. Проблема групповой сплоченности также имеет солидную традицию ее ис- следования, которая опирается на понимание группы, прежде всего, как некото- рой системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу. Не- смотря на наличие разных вариантов интерпретации сплоченности, эта общая ис- ходная посылка присутствует во всех случаях. Так, в русле социометрического направления сплоченносгь прямо связывалась с таким уровнем развития меж- личностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. Социометрия предложила специальный «индекс групповой сплоченности», который вычислялся как отношение числа взаимных положи- тельных выборов к общему числу возможных выборов. Другой подход был предложен Л. Фестингером, когда сплоченность анали- зировалась на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаружива- емых в группе. Буквально сплоченность определялась как «сумма всех сил, дей- ствующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней». Влияние школы Левина на Фестингера придало особое содержание этому утверждению: «силы» интерпретировались либо как привлекательность группы для индивида, либо как удовлетворенность членством в группе. Но и привлекательность, и удовлетво- ренность анализировались при помощи выявления чисто эмоционального плана отношений группы, поэтому, несмотря на иной по сравнению с социометрией подход, сплоченность и здесь представлялась как некоторая характеристика си- стемы эмоциональных предпочтений членов группы. Иная программа исследования сплоченности, связанна с работами Т. Нью- кома, который вводит особое понятие «согласия» и при его помощи пытается ин- терпретировать сплоченность. Он выдвигает новую идею по сравнению с теми, которые содержались в подходах Морено и Фестингера, а именно, идею необ- ходимости возникновения сходных ориентации членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям. Несомненная продуктивность этой идеи, к сожалению, оказалась девальвированной, поскольку дальнейшее ее разви- тие попало в жесткую схему теории поля. Развитие сходных ориентации, т.е. достижение согласия, мыслилось как снятие напряжений в поле действия инди- видов, причем снятие это осуществляется на основе определенных эмоцио- нальных реакций индивидов. Но мысль об эмоциональной основе сплоченно- сти оказалась основополагающей и в этом варианте объяснения. В отечественной социальной психологии новые принципы исследования сплоченности разработаны А.В. Петровским. Они составляют часть единой кон- цепции, названной ранее «стратометрической концепцией групповой активно- сти", а позднее — «теорией деятельностного опосредования межличностных отношений в группе». Основная идея заключается в том, что всю структуру малой группы можно представить себе как состоящую из трех (в последней редакции че- тырех) основных слоев, или, в иной терминологии, «страт»: внешний уровень групповой структуры, где даны непосредственные эмоциональные межличност- ные отношения, т.е. то, что традиционно измерялось социометрией; второй слой, представляющий собой более глубокое образование, обозначаемое термином «ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ), которое характеризуется тем, что отношения здесь опосредованы совместной деятельностью, выражением чего яв- ляется совпадение для членов группы ориентации на основные ценности, касаю- щиеся процесса совместной деятельности. Третий слой групповой структуры рас- положен еще глубже и предполагает еще большее включение индивида в сов- местную групповую деятельность: на этом уровне члены группы разделяют цели групповой деятельности. Этот третий слой отношений был назван «ядром» групповой структуры. Три слоя групповых структур могут одновременно быть рассмотрены и как три уровня развития группы, в частности, три уровня развития групповой спло- ченности. На первом уровне (что соответствует поверхностному слою внут- ригрупповых отношений) сплоченность действительно выражается развитием эмоциональных контактов (В). На втором уровне (что соответствует второму слою — ЦОЕ) происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это выражает- ся в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с про- цессом совместной деятельности (Б). На третьем уровне интеграция группы (а значит, и ее сплоченность) проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности (А). Существенным моментом при этом выступает то обстоятельство, что раз- витие сплоченности осуществляется не за счет развития лишь коммуника- тивной практики (как это было у Ньюкома), но на основе совместной деятельно- сти.

Наши рекомендации