Кафедра как объект Кафедра как субъект
1. Штаты - персональный подбор кадров (частич-
2. Учебные планы ный)
3. Программа - перераспределение времени внутри
4. Расписание программы
5. Число студентов в группе - распределение нагрузки
6. Методика преподавания - методические вариации
7. Материально-техническое обеспечение - какое оборудование
1. Сохраняется идея кафедры как структурной единицы.
2. Выпускающие и "остальные" кафедры дифференцируются по мере субъект-
ности.
3. Мера субъектности определяется типом взаимодействия между выпуска
ющей кафедрой и "остальными".
4. Мера субъектности определяется также внутренним субъектным потенциа
лом кафедры, во многом зависит от степени субъектности персонала кафедры.
Б. Желаемое состояние
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ
Установление новых принципов взаимоотношений внутри вузов, основанных на примате выпускающих кафедр (ВК).
1. ВК - глава научно-клинической и научно-педагогической школы.
2. В вузе возникает ряд однопрофильных кафедр-школ, работающих по аль
тернативным (разработанным каждой из них) программам.
3. Студент имеет право выбора ВК.
4. Связь между студентом и ВК осуществляет менеджер, занимающийся
поиском и отбором абитуриентов и рекламой ВК.
5. Студент является опосредованным косвенным держателем средств (от
количества записавшихся на курс зависит зарплата преподавателя); студент, из
расходовавший средства, полученные от государства (или Минздрава) на обра
зование, не получает возмещения.
В случае отчисления из института и поступления в другой вуз студент выплачивает из собственных средств ту сумму, которую государство (Минздрав) израсходовало на его обучение в предыдущем вузе.
Ни государство, ни Минздрав не являются в данном случае держателями средств, т. к., выдавая сумму на обучение, они реализуют конституционное право каждого на высшее образование.
6. Связь ВК с остальными кафедрами осуществляется через институт менед
жеров.
ВПК в данном случае выступает в качестве подрядчика, "остальные" -субподрядчики, т. к. они нанимаются выпускающей кафедрой, в соответствии с ее потребностями, определяемыми программой.
7. Процесс обучения не контролируется заказчиком (Минздравом), конт
ролируются только выходные параметры с помощью новой квалификацион
ной характеристики,составленной экспертами на основе анализа и прогноза
ситуации в здравоохранении. Последнее должен осуществлять Минздрав.
11-3. Проект "Министерство - вуз"
Предлагается изменить организационные, экономические отношения, в системе которых функционирует вуз.
1. Расширяется круг субъектов, участвующих в финансировании, организа
ции процессов подготовки специалистов. В таком качестве наряду с Министер
ством здравоохранения (республик) выступают республиканские, областные,
городские, районные представительные и исполнительные органы власти, про
фессиональные медицинские сообщества, организации, предприятия, группы и
отдельные лица.
Органы власти вступают с вузами в финансовые отношения, заказывают, оплачивают подготовку необходимых специалистов.
Профессиональные медицинские сообщества участвуют в разработке основных направлений подготовки специалистов, формировании профессиональных критериев квалификации врачей, оценке уровня подготовки выпускников вузов.
В финансировании подготовки специалистов на основе контрактов участвуют предприятия, организации, группы и отдельные лица.