Эволюция теории управления
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра управления
О. М. Недюхина
МЕНЕДЖМЕНТ
Методические указания
По выполнению контрольной работы
Для студентов заочной формы получения образования
специальностей:1-74 01 01 Экономика и организация производства
В отраслях агропромышленного комплекса и 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии
Горки
БГСХА
Г.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра управления
О. М. Недюхина
МЕНЕДЖМЕНТ
Методические указания
по выполнению контрольной работы
для студентов заочной формы получения образования
специальностей:1-74 01 01 Экономика и организация производства
в отраслях агропромышленного комплекса и 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии
Горки
БГСХА
2015 г.
УДК 005(072)
Рекомендовано методической комиссией
факультета экономики и права
Протокол № от 2015 г.
Автор:
кандидат экономических наук, доцент О. М. Недюхина
Рецензент:
кандидат экономических наук, доцент Т. Л. Хроменкова
Недюхина, О. М.
Менеджмент:методические указания по выполнению контрольной работы /О.М. Недюхина. – Горки: БГСХА, 2015.– с.
Приведены указания для выполнения контрольной работы, конспект выделенных тем, контрольные вопросы, тестовые задания, рекомендуемая литература.
Для студентов заочной формы получения образования факультета экономики и права специальностей:1-74 01 01 Экономика и организация производства в отраслях агропромышленного комплекса и 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии.
УДК
ББК
ã УО «Белорусская государственная
сельскохозяйственная академия», 2015
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Менеджмент» относится к циклу общенаучных и общепрофессиональных дисциплин, осваиваемых студентами.
Целью изучения дисциплины является приобретение студентами теоретических и практических знаний, способов и инструментов управления организацией, а также получение необходимых профессиональных навыков по формированию системы управления организацией, управлению поведением людей в их совместной деятельности.
Исходя из этой цели, определяются следующие задачи изучения дисциплины:
изучение принципов и функций менеджмента, процессов и методов управления организацией;
освоение базовых теорий и методик менеджмента;
формирование навыков стратегического мышления;
обучение использованию базовых концепций, принципов и методов управления на практике;
освоение интеллектуальной техники индивидуальной и групповой работы руководителя;
приобретение практических навыков принятия управленческих решений, организации управленческого труда;
создание теоретико-методической основы для получения непрерывного самообучения в области менеджмента.
Данный курс объединяет темы учебной программы дисциплины.
При самостоятельном освоении материала студенту необходимо вначале ознакомиться с данными методическими указаниями, а затем работать с рекомендованной литературой, изучая отдельные темы.
После прохождения курса студент должен знать:
современные подходы к управлению;
содержание принципов управления организациями, отражающих новейшие представления о роли человеческого потенциала;
содержание общих и конкретных функций управления и требования, предъявляемые к менеджерам в условиях рыночной экономики;
методы управления;
методы анализа и выбора вариантов управленческих решений.
Студент должен уметь:
применять на практике принципы управления, ориентированные на максимальное использование человеческого потенциала организации;
описывать организацию как объект управления;
применять на практике методы управления;
проектировать и организовывать процесс принятия решений.
Одной из форм текущего контроля освоения студентами данного курса является выполнение контрольной работы.
Оказать помощь в подготовке к выполнению контрольной работы призваны данные методические указания. Они содержат список рекомендуемой литературы, содержание учебного материала по четырем темам курса, конспект лекций по данным темам, перечень контрольных вопросов к каждой теме, тестовые задания.
Формой проведения контрольной работы является компьютерное тестирование.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Веснин, В. Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. М.: Проспект, 2004. – 504 с.
2. Вершигора, Е. Е. Менеджмент: учебн. Пособие / Е. Е. Вершигора, А. В. Неверов. Минск: Амалфея, 2008 – 496 с.
3. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Экономисть, 2004. – 528 с.
4. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров; Минск: Современная школа. 2010. – 640 с.
5. Егоршин, А. П. Управление персоналом: учебник / А. П. Егоршин. – Н. Новгород: НИМБ, 2001. – 720 с.
6. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента: учебн. Пособ. / Н. И. Кабушкин. – Минск: Новое знание, 2002. – 336 с.
7. Князев, С. Н. Управление: искусство, наука, практика: учебн. пособие/ С. Н. Князев Минск.: Армита. Маркетинг. Менеджмент. 2002. – 512 с.
8. Менеджмент: учебник / Под ред. В. И. Королева. М.: Экономисть, 2004.
9. Пиличев, Н. А. Управление агропромышленным производством : учебн. Пособие / Н. А. Пиличев. М.: Колос, 2000.
10. Тележников, В. И. Менеджмент: Учебное пособие / В. И. Тележников; под ред. доктора экон. наук проф. Н. П. Беляцкого. – Минск. 2008. – 509 с.
11. Управление агропромышленным комплексом: учебн. Пособие / В. В. Кузнецов [и др.]. М: ИВЦ «Март», Ростов п/д : Изд.Центр «Март»; 2003.– 416 с.
12. Феденя, А. К. Менедлжмент: учебн. Пособие /А. К. Феденя. Минск: Тетра Системс, 2008. – 320 с.
13. Янковский, В. П Основы менеджмента / В. П. Янковский. Минск.: Тетра Системс, 2004.– 224 с.
14. Беляцкий, Н. П. Основы лидерства: учебник / Н. П. Беляцкий, Минск: ИП «Экосперспектива», 2006. – 220 с.
15. Управление персоналом: учебн. пособие / Н. П. Беляцкий [и др.] Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000. – 320 с.
16. Быков, В. В. Организация и техника ведения переговоров: учебн. пособие / В. В. Быков. Горки: БГСХА, 2004. – 296.
17. Быков, В. В. Социально-психологический климат и стиль руководства: монография – Горки: БГСХА, 2004. – 132 с.
18. Воробьев, Л. А. Менеджмент предприятия / Л. А. Воробьев. Минск: Ин-т аграрной экономики НАН Беларуси, 2003. – 444с.
19. Дорофеева, Л. И. Менеджмент: конспект лекций/ Л. И. Дорофеева. М.: Эксмо, 2007.– 192 с.
20. Запольский, М. И. Кооперация и интеграция в агропромышленном коплексе:учеб. пособ. / М. И. Запольский. Минск.: Беларуская навука, 2012
21. Пашкевич, О. А. Управление персоналом в сельскохозяйственных организациях: теория и практика./О. А. Пашкевич; под ред. В. Г. Гусакова. Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2011. – 186 с.
22. Паневчик, В. В. Делопроизводство: учебн. пособие / В. В. Паневчик, В. В. Акулич, С. В. Некраха. Минск: БГЭУ, 2008. – 318 с.
23. Пискунова, Т. Г. Управление в АПК: учеб.пособие / Т. Г. Пискунова, С. А. Чаусов. Минск: Современная школа, 2011.– 256 с.
24. Формирование рыночного механизма хозяйствования в АПК Республики Беларусь: курс лекций по ред. А. С. Сайганова. Горки: БГСХА, 2008-372 с.
ПРОГРАММА
Организация и управление
Сущность менеджмента. Понятие и значение термина «менеджмент».Менеджмент как способ организации коллективных действий. Предмет управления. Объект управления. Связь менеджмента с другими науками. Исследовательские методы менеджмента. Законы менеджмента, их характеристика.
Организация как объект управления. Организация (предприятие) – самостоятельный хозяйственный субъект. Основные, вспомогательные и обслуживающие процессы на предприятии. Характеристики организации. Признаки организации. Классификация организаций.
Эволюция теории управления
Научные школы менеджмента. Исторические периоды развития теории и практики менеджмента. Школа научного управления. Административная школа управления. Школа человеческих отношений. Школа социальных систем. Школа поведенческих наук. Количественная школа управления. Вклад отечественных ученых в развитие теории и практики управления.
Современные подходы к управлению. Общие мировоззренческие и методологические подходы к управлению. Процессный подход. Системный подход. Принципы системного подхода. Ситуационный подход. Методология ситуационного подхода. Комплексный подход. Интеграционный подход. Маркетинговый подход. Нормативный подход.