Эволюция теории управления

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра управления

О. М. Недюхина

МЕНЕДЖМЕНТ

Методические указания

По выполнению контрольной работы

Для студентов заочной формы получения образования

специальностей:1-74 01 01 Экономика и организация производства

В отраслях агропромышленного комплекса и 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии

Горки

БГСХА

Г.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра управления

О. М. Недюхина

МЕНЕДЖМЕНТ

Методические указания

по выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы получения образования

специальностей:1-74 01 01 Экономика и организация производства

в отраслях агропромышленного комплекса и 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии

Горки

БГСХА

2015 г.

УДК 005(072)

Рекомендовано методической комиссией

факультета экономики и права

Протокол № от 2015 г.

Автор:

кандидат экономических наук, доцент О. М. Недюхина

Рецензент:

кандидат экономических наук, доцент Т. Л. Хроменкова

Недюхина, О. М.

Менеджмент:методические указания по выполнению контрольной работы /О.М. Недюхина. – Горки: БГСХА, 2015.– с.

Приведены указания для выполнения контрольной работы, конспект выделенных тем, контрольные вопросы, тестовые задания, рекомендуемая литература.

Для студентов заочной формы получения образования факультета экономики и права специальностей:1-74 01 01 Экономика и организация производства в отраслях агропромышленного комплекса и 1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии.

УДК

ББК

ã УО «Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия», 2015

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Менеджмент» относится к циклу общенаучных и общепрофессиональных дисциплин, осваиваемых студентами.

Целью изучения дисциплины является приобретение студентами теоретических и практических знаний, способов и инструментов управления организацией, а также получение необходимых профессиональных навыков по формированию системы управления организацией, управлению поведением людей в их совместной деятельности.

Исходя из этой цели, определяются следующие задачи изучения дисциплины:

изучение принципов и функций менеджмента, процессов и методов управления организацией;

освоение базовых теорий и методик менеджмента;

формирование навыков стратегического мышления;

обучение использованию базовых концепций, принципов и методов управления на практике;

освоение интеллектуальной техники индивидуальной и групповой работы руководителя;

приобретение практических навыков принятия управленческих решений, организации управленческого труда;

создание теоретико-методической основы для получения непрерывного самообучения в области менеджмента.

Данный курс объединяет темы учебной программы дисциплины.

При самостоятельном освоении материала студенту необходимо вначале ознакомиться с данными методическими указаниями, а затем работать с рекомендованной литературой, изучая отдельные темы.

После прохождения курса студент должен знать:

современные подходы к управлению;

содержание принципов управления организациями, отражающих новейшие представления о роли человеческого потенциала;

содержание общих и конкретных функций управления и требования, предъявляемые к менеджерам в условиях рыночной экономики;

методы управления;

методы анализа и выбора вариантов управленческих решений.

Студент должен уметь:

применять на практике принципы управления, ориентированные на максимальное использование человеческого потенциала организации;

описывать организацию как объект управления;

применять на практике методы управления;

проектировать и организовывать процесс принятия решений.

Одной из форм текущего контроля освоения студентами данного курса является выполнение контрольной работы.

Оказать помощь в подготовке к выполнению контрольной работы призваны данные методические указания. Они содержат список реко­мендуемой литературы, содержание учебного материала по четырем темам курса, конспект лекций по данным темам, перечень контроль­ных вопросов к каждой теме, тестовые задания.

Формой проведения контрольной работы является компьютерное тестирование.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Веснин, В. Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. М.: Проспект, 2004. – 504 с.

2. Вершигора, Е. Е. Менеджмент: учебн. Пособие / Е. Е. Вершигора, А. В. Неверов. Минск: Амалфея, 2008 – 496 с.

3. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Экономисть, 2004. – 528 с.

4. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров; Минск: Современная школа. 2010. – 640 с.

5. Егоршин, А. П. Управление персоналом: учебник / А. П. Егоршин. – Н. Новгород: НИМБ, 2001. – 720 с.

6. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента: учебн. Пособ. / Н. И. Кабушкин. – Минск: Новое знание, 2002. – 336 с.

7. Князев, С. Н. Управление: искусство, наука, практика: учебн. пособие/ С. Н. Князев Минск.: Армита. Маркетинг. Менеджмент. 2002. – 512 с.

8. Менеджмент: учебник / Под ред. В. И. Королева. М.: Экономисть, 2004.

9. Пиличев, Н. А. Управление агропромышленным производством : учебн. Пособие / Н. А. Пиличев. М.: Колос, 2000.

10. Тележников, В. И. Менеджмент: Учебное пособие / В. И. Тележников; под ред. доктора экон. наук проф. Н. П. Беляцкого. – Минск. 2008. – 509 с.

11. Управление агропромышленным комплексом: учебн. Пособие / В. В. Кузнецов [и др.]. М: ИВЦ «Март», Ростов п/д : Изд.Центр «Март»; 2003.– 416 с.

12. Феденя, А. К. Менедлжмент: учебн. Пособие /А. К. Феденя. Минск: Тетра Системс, 2008. – 320 с.

13. Янковский, В. П Основы менеджмента / В. П. Янковский. Минск.: Тетра Системс, 2004.– 224 с.

14. Беляцкий, Н. П. Основы лидерства: учебник / Н. П. Беляцкий, Минск: ИП «Экосперспектива», 2006. – 220 с.

15. Управление персоналом: учебн. пособие / Н. П. Беляцкий [и др.] Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000. – 320 с.

16. Быков, В. В. Организация и техника ведения переговоров: учебн. пособие / В. В. Быков. Горки: БГСХА, 2004. – 296.

17. Быков, В. В. Социально-психологический климат и стиль руководства: монография – Горки: БГСХА, 2004. – 132 с.

18. Воробьев, Л. А. Менеджмент предприятия / Л. А. Воробьев. Минск: Ин-т аграрной экономики НАН Беларуси, 2003. – 444с.

19. Дорофеева, Л. И. Менеджмент: конспект лекций/ Л. И. Дорофеева. М.: Эксмо, 2007.– 192 с.

20. Запольский, М. И. Кооперация и интеграция в агропромышленном коплексе:учеб. пособ. / М. И. Запольский. Минск.: Беларуская навука, 2012

21. Пашкевич, О. А. Управление персоналом в сельскохозяйственных организациях: теория и практика./О. А. Пашкевич; под ред. В. Г. Гусакова. Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2011. – 186 с.

22. Паневчик, В. В. Делопроизводство: учебн. пособие / В. В. Паневчик, В. В. Акулич, С. В. Некраха. Минск: БГЭУ, 2008. – 318 с.

23. Пискунова, Т. Г. Управление в АПК: учеб.пособие / Т. Г. Пискунова, С. А. Чаусов. Минск: Современная школа, 2011.– 256 с.

24. Формирование рыночного механизма хозяйствования в АПК Республики Беларусь: курс лекций по ред. А. С. Сайганова. Горки: БГСХА, 2008-372 с.

ПРОГРАММА

Организация и управление

Сущность менеджмента. Понятие и значение термина «менеджмент».Менеджмент как способ организации коллективных действий. Предмет управления. Объект управления. Связь менеджмента с другими науками. Исследовательские методы менеджмента. Законы менеджмента, их характеристика.

Организация как объект управления. Организация (предприятие) – самостоятельный хозяйственный субъект. Основные, вспомогательные и обслуживающие процессы на предприятии. Характеристики организации. Признаки организации. Классификация организаций.

Эволюция теории управления

Научные школы менеджмента. Исторические периоды развития теории и практики менеджмента. Школа научного управления. Административная школа управления. Школа человеческих отношений. Школа социальных систем. Школа поведенческих наук. Количественная школа управления. Вклад отечественных ученых в развитие теории и практики управления.

Современные подходы к управлению. Общие мировоззренческие и методологические подходы к управлению. Процессный подход. Системный подход. Принципы системного подхода. Ситуационный подход. Методология ситуационного подхода. Комплексный подход. Интеграционный подход. Маркетинговый подход. Нормативный подход.

Наши рекомендации