Работа с педагогическим коллективом
Работа с одаренными детьми
Основные понятия
Релаксационная деятельность, регуляционная деятельность, идентификационная деятельность, психосоматическое здоровье, социальная ситуация развития, гуманизация, психологизация, одаренность, способности, конформность
1. Значение и содержание психопрофилактической работы
Это самый мало разработанный вид деятельности, хотя важность его признается всеми.
Это и самый сложный вид работы, т.к. до сих пор существует психологическая неготовность педагогов и родителей к пониманию ее необходимости.
Эта работа в целом касается предупреждения возможных неблагополучий в психическом и личностном развитии детей. Психолог не принесет ощутимой пользы, основываясь только на решении сиюминутных проблем. Психолог должен прогнозировать возможность появления проблем и производить работу в направлении исключения их возникновения. Т.О., работа начинается тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, но предупреждаются эти сложности как возможные. Инициатива в психопрофилактике принадлежит психологу.
Содержание деятельности:
· контроль за соблюдением психологических условий воспитания и обучения;
· создание благоприятного психологического климата в д.с;
· предупреждение формальной готовности к школьному обучению;
· предупреждение возможных психологических нарушений среди детей и взрослых.
Психопрофилактика психологических нарушений у детей должна охватывать все возрастные группы и осуществляться совместными усилиями психолога, педагогов и родителей.
Такие мероприятия объединены в систему «Психогимнастика» и представлены в 3-х блоках:
· релаксационная деятельность
· регуляционная деятельность
· идентификационная деятельность.
Каждый блок имеет свою специфику по предмету, содержанию и средствам профилактических воздействий.
Вид воздействия | Предмет воздействия | Содержание воздействия | Средства воздействия |
Релаксационная деятельность | Психосоматическое здоровье детей | Психомышечное саморасслабление (снятие эмоционального и мышечного напряжения) | Расслабляющие упражнения, психомышечные тренировки. Продолжительность 5-10 мин. |
Регуляционная деятельность | Психомоторные расстройства | Подчинение системе правил, активизация произвольности | Подвижные игры с правилами. Продолжительность 5-10 мин. |
Идентификационная деятельность | Социально-личностная компетентность | Самовыражение | Выразительные этюды, имитационные игры, тренинги смоделированных ситуаций, беседы-обсуждения поведенческих реакций, «загадки-пантомимы» и др., т.е. мини спектакли с муз. сопровождением. Продолжительность 10-30 мин. |
Оптимальный режим проведения данных мероприятий – ежедневное с чередованием форм и видов. Рекомендуется сочетание с сауной, фитотерапией, ароматерапией, бассейном, массажем.
2. Психодиагностика как средство и инструмент деятельности практического психолога
Предмет психодиагностики в ДОУ – индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений.
Содержание психодиагностики – информация о ребенке, сверстниках, родителях и педагогах.
Специфика дошкольного возраста состоит в особой подвижности, пластичности всего психического развития, и психических процессов в частности. Развитие потенциальных возможностей ребенка зависит от того, какие условия для этого созданы в ДОУ и семье. Важным является не диагностика показателей развития ребенка, а социальной ситуации его развития. Результаты диагностики нужно относить не к особенностям ребенка, а к особенностям условий, в которых он находится и отражает своим поведением. Любое достижение ребенка на каждом возрастном этапе является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом необходимой технологии для работы с ребенком. Таким образом, главная цель диагностики – информационное обеспечение процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка. Диагностика нужна для составления портрета индивидуальности ребенка и, на этой основе, определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности.
Виды диагностики в ДОУ:
· Динамическая (мониторинговая) – прослеживается динамика развития ребенка, эффективность программ;
· Дифференциальная – позволяет выявить детей «группы риска», проанализировать условия их развития;
· Углубленная – выявляет индивидуальные особенности детей, имеющих сложности в развитии. Проводится по запросу или по инициативе психолога после проведения им дифференциальной диагностики
Профессионально-этические принципы диагностики в ДОУ:
1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики
2. Принцип ограниченного распространения методик (профессиональная тайна)
3. Принцип обеспечения прав личности
4. Принцип объективности
5. Принцип конфиденциальности
6. Принцип психопрофилактического изложения результатов диагностики
Обще методические принципы:
1. Принцип адекватности (соответствия) методики целям диагностики
2. Принцип экономичности диагностической процедуры
3. Принцип прогностичности и эффективности методики
Содержание психодиагностической работы
Группы раннего возраста:
· Диагностика речевого развития
· Диагностика сенсорного развития
· Диагностика предметных и игровых действий
Младший и средний дошкольный возраст:
· Диагностика эмоционально-аффективной сферы (параметры: тревожность, агрессивность, страхи)
Старший дошкольный возраст:
· Изучение особенностей личности (самооценки и уровня притязаний)
· Анализ игровой деятельности
· Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе
3. Содержание просветительской и консультативной работы
В работе дошкольного психолога консультирование представлено в 2-х видах:
· Просвещение
· Собственно консультирование
Просветительская работа имеет место при групповых формах воздействий. Это лекции, диспуты, семинары, тренинги и др. Данные формы воздействий обеспечиваются:
Вербально-коммуникативные средства | Невербальные средства |
· Монологическое общение (лекция) · Диалогическое (дискуссия) · Групповое общение (диспуты) | · Стендовая информация · Специально оформленные брошюры · Распечатки рекомендательных игр, упражнений · Анкеты · Библиотека психологической литературы |
Тематика «встреч» зависит от запроса родителей, педагогов, а также инициативы психолога. Наиболее актуальными являются:
«Адаптация ребенка к ДОУ»
«Психологическая готовность к школе»
«Половая идентификация и социализация»
«Влияние информационных средств на развитие ребенка»
«Детская одаренность»
«Признаки отклонений и нарушений в развитии детей»
Собственно консультирование используется при обращении к индивидуальным формам работы. Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов. Основной метод консультирования – беседа, форма проведения – индивидуальная консультация.
Специфика консультирования в ДОУ – оно имеет опосредованный характер. О ребенке, о его проблемах высказывается не сам ребенок, а лицо его заменяющее. Нет участия ребенка. В связи с этим, психологу важно уметь дифференцировать содержание запроса и формулировать проблему.
Запросы могут нести характер:
· психологической поддержки;
· подтверждения обвинительной позиции;
· потребности в совете;
· необходимости психосоматического лечения ребенка.
4. Работа с педагогическим коллективом
Содержание работы:
§ Психопрофилактика: релаксационные и тонизирующие сеансы
§ Специальная психолого-педагогическая диагностика для изучения особенностей коллектива, определения особенностей личности воспитателей и их квалификационных характеристик
§ Специальное консультирование по вопросам осуществления индивидуального подхода (гуманизация) и возрастным индивидуальным особенностям детей (психологизация)
§ Консультирование заведующей и ст. воспитателя по вопросам организации и тематике педагогических советов и родительских конференций
§ Тренинговые встречи по развитию индивидуальных способностей, коммуникативных навыков и обучению основам развивающе-коррекционной работы с детьми.
Формы работы с педагогическим коллективом:
§ Лекция-диалог
§ Семинар-брифинг
§ Семинар-практикум
§ Игры-семинары
§ Тренинги и др.
На результативность (эффективность) работы с педагогическим коллективом влияет:
§ Актуальность обсуждаемых вопросов
§ Подготовленность и заинтересованность аудитории
§ Использование активных методов
§ Размещение коллектива в пространстве.
Воспитатели в процессе работы должны общаться ясно и свободно. Для каждой из целей общения, форм общения существует своя оптимальная организация пространства, в которой цель общения достигается более быстро. Такими вариантами размещения могут быть:
§ Блочный (диспуты, дискуссии, «круглые столы»);
§ «Лицом к лицу» (если предполагается полемика из-за противоположных интересов);
§ «Треугольник» (если коллектив немногочисленный);
§ «Круглый стол» (позволяет поставить всех участников в равное положение. Роль ведущего минимизирована).
5. Работа с одаренными детьми
Это особая ответственность психолога и всего пед.коллектива. Важно уметь определить, не пропустить в общей массе одаренного ребенка. Для этого необязательно использовать специальные диагностические методы. Достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать, зная категории и направленности детской одаренности.
Категории способных детей (по Н. Лейтесу):
· Дети с ранним подъемом интеллекта
· Дети с ярким проявлением способностей в отдельных областях деятельности
· Дети с потенциальными признаками одаренности.
Одаренность – это не просто наличие какой-то способности, это их своеобразное сочетание, единство. Обязательно: направленность+ интеллектуальные способности+ креативность.
Одаренность или повышенные способности могут проявляться в одной ли нескольких сферах:
· Интеллектуальной: острота мышления, наблюдательность, высокие показатели развития памяти, способность к решению задач и др.
· Академические достижения: раннее чтение, письмо, счет, проявление раннего интереса к измерениям, понимание времени, интерес к естественным опытам
· Продуктивного (творческого) мышления): исключительная любознательность, пытливость, высокая продуктивность в занятиях, изобретательность в играх, гибкость, неконформность
· Социальной (общения и лидерства): быстрая и легкая адаптация, стремление к лидерству, уверенность в себе, легкость в общении со сверстниками и взрослыми, инициативность
· Художественной деятельности: интерес к изо.искусству, увлеченность рисованием, интерес к музыкальным занятиям
· Двигательной: интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики, хорошая координация, равновесие, повышенная физическая сила.
Одаренные дети отличаются рядом индивидуально-психологических особенностей: могут плохо контактировать с другими детьми, склонны к обособлению, наблюдаются случаи аутизма. Дети не склонны к конформизму, постоянно стремятся к совершенству, самооценка часто заниженная. У них отмечается повышенная чувствительность, чуткость к образным впечатлениям, богатое воображение. Но при этом они более уязвимы, более чутко реагируют на вербальные и невербальные сигналы, требуют постоянного внимания и оценки со стороны взрослых. Часто бывают высокомерны.
Многие авторы считают, что для развития одаренных детей необходимо составлять специальные программы. Их разрабатывают педагоги, консультируясь с психологами, а также родителями. Контакт с родителями необходим, дабы исключить перегруз и неправильные развивающие действия. При составлении программ учитывать повышенные возможности детей, трудности социального взаимодействия и возрастные ограничения.