Основная формула прогноза поведения
Для предсказания поведения Д.Роттер предложил следующую формулу:
ПовПx,С1,Па = f(Оx,Па,С1 & ЦПa,С1) |
Эта формула читается следующим образом: потенциал реализации Поведения (Пов) Пx в Ситуации (С1) по отношению к Подкреплению (Па) есть функция ожидания (О), что Поведение х приведет к получению Подкрепления а в Ситуации 1,где (ЦП) — ценность подкрепления. Формула представляет собой скорее идеальный, чем практический способ предсказаний, и подставить в нее какие-либо точные значения невозможно.
Например, студентка Алиса слушает длинную и скучную лекцию одного из профессоров. Учитывая внутренний стимул - скуку и внешний стимул - дремлющих вокруг однокурсников, какова вероятность того, что Алиса тоже опустит свою голову на парту и попытается заснуть?
Ее поведение не определяется исключительно психологической ситуацией, но взаимодействием этой ситуации с ожиданием получения подкрепления и ценностью подкрепления в виде сна в данной конкретной ситуации. Попробуем оценить поведенческий потенциал Алисы по основной формуле предсказаний. Вероятность (поведенческий потенциал или ПовП) того, что Алиса опустит голову на парту (поведение х), слушая скучную и унылую лекцию и наблюдая дремлющих однокурсников (психологическая ситуация или С1),с целью поспать (подкрепление или Па)есть функция ее ожидания (Ох),что такое поведение будет вознаграждено сном (Па)в данной конкретной ситуации в классе (С1),и того, насколько она хочет спать (ценность подкрепления или ЦПа)в данной ситуации (С1).Эта формула подходит для лабораторных экспериментов, и неадекватна для предсказания ежедневного поведения.
Потребности
Д.Роттер определяет потребности как поведение или набор вариантов поведения, которые, по мнению человека, приближают его к цели. Потребности - это не состояние недостатка чего-либо или беспокойства, а индикаторы, указывающие направление действий. Различие между потребностями и целями исключительно семантическое. Когда Д.Роттер фокусируется на окружающей среде, он говорит о целях, а когда речь идет о личности, он употребляет слово «потребности».
Потребности | Описание потребности |
Статус, признание | преуспевать в том, что другие считают важным (учебе, спорте, работе, увлечении или в умении хорошо выглядеть). Иметь определенное социально-экономическое положение и пользоваться определенной степенью личного престижа. Желание разбираться в коллекционных французских винах - пример потребности в признании и статусе |
Защита, зависимость. | получать заботу от других, получать от них помощь в удовлетворении остальных потребностей. Заболевшая Алиса просит своего отца не идти на работу, а остаться дома и ухаживать за ней, пока она больна, будто за маленькой |
Доминирование. | управлять деятельностью других людей, вести себя так, чтобы они подчинялись. Человек, убеждающий коллег принять его идеи, — пример удовлетворения потребности доминировать |
Независимость | набор поведений, нацеленных на приобретение свободы самостоятельно принимать решения, полагаться только на себя и достигать своих целей без посторонней помощи. Отказ от помощи в написании курсовой работы демонстрирует потребность Алисы в независимости. |
Любовь и привязанность. | типы поведения, нацеленные на сохранение дружеского отношения, интереса и преданности других людей, желание получать некоторые знаки того, что другие люди испытывают теплые чувства по отношению к нам. Человек, оказывающий услуги другим в надежде получить словесное выражение хорошего отношения и благодарности. |
Физический комфорт (основная потребность, другие потребности развиваются (выучиваются) в связи с ней). | поведение, нацеленное на питание, сохранение здоровья и физическую безопасность. Включение кондиционера или заключение в объятия другого человека — пример удовлетворения потребности в физическом комфорте. |
Компоненты потребности
Эти три компонента аналогичны понятиям «потенциала поведения», «ценность подкрепления» и «ожидания».
Потенциал потребности.Если поведенческий потенциал-вероятность того, что конкретный вариант поведения будет иметь место в данной ситуации по отношению к конкретному подкреплению, то понятие потенциал потребности относится к группе функционально связанных поведений. Потенциал потребности - это вероятность реализации набора функционально связанных поведений, направленных на удовлетворение одной и той же цели или подобных целей. Когда разные люди обедают в шикарном ресторане, нельзя сделать вывод, что все они удовлетворяют одну и ту же потребность. Один человек может удовлетворять потребность в физическом комфорте, другой может быть более заинтересован в любви и привязанности, третий, возможно, удовлетворяет в первую очередь потребность в признании и статусе. Любая из шести широких категорий потребностей может удовлетворяться с помощью обеда в этом ресторане. Однако будет ли чей-то потенциал потребности реализован, зависит не только от степени предпочтения этим человеком данного вознаграждения, но также и от его свободы передвижений, необходимой для того, чтобы производить действия, ведущие к получению этого вознаграждения. Потенциал потребности невозможно измерить отдельно, только с помощью наблюдения за поведением данного человека.
Ценность потребности. Если ценность подкрепления - это относительное предпочтение определенного подкрепления при равной вероятности всех подкреплений, то ценность потребности относится к группе подкреплений, связанных с шестью категориями потребностей. Студент закончил среднюю школу и должен решить, посещать ли ему колледж, искать ли работу, вступить ли в армию или в течение года путешествовать по стране. Если наиболее ценным подкрепляющим стимулом для студента является социальный статус и мнение других, подтверждающее его компетентность, можно сказать, что его ценность потребности выше всего для подкреплений, связанных с признанием. Д.Роттер полагает, что большинство людей демонстрируют разумный уровень постоянства в своем предпочтении подкреплений, относящихся к какой - то из шести категорий потребностей. Таким образом, для одного человека наиболее предпочтительной категорией является потребность завоевать любовь и привязанность; для второго — потребность быть свободным от контроля других; для третьего — потребность проявлять власть над другими.
Свобода передвижений.Свобода передвижений аналог категории «ожидание», свобода передвижений — это ожидания человека относительно получения подкрепления после произведения действий, направленных на удовлетворение какой-либо общей потребности. Например, женщина с сильной потребностью доминировать. Для удовлетворения этой потребности она может вести себя различными способами: выбирать одежду для своего мужа, решать за сына, какой курс он будет посещать в колледже, руководить актерами на сцене, организовать профессиональную конференцию с участием множества коллег и. т.п. , чтобы подкрепить свою потребность в доминировании. Средний уровень ожиданий относительно того, приведут ли эти действия к желаемому удовлетворению, есть мера ее свободы передвижений в сфере доминирования.
Сочетание высокой ценности потребности и низкой свободы передвижений - это общая причина плохой адаптации. Тенденция устанавливать явно завышенные цели способствует высокой ценности потребности и ведет к неизбежной фрустрации и неудаче. У людей с плохой адаптацией также низка свобода передвижений, потому что они ошибочно полагают, что у них нет навыков или информации, необходимой для достижения их целей. Люди с плохой адаптацией часто ищут достижения целей в фантазиях или стараются защититься от риска неудачи.
Общая формула прогноза
Так как, основная формула прогноза ограничена прогнозом специфического поведения в контролируемых ситуациях, где подкрепления и ожидания относительно просты. Потребовалась общая формула предсказаний.
Данное равенство говорит о том, что потенциал потребности (ПотрП) является функцией свободы передвижений (СП) и ценности потребности (Ц Потр).
Эта формула аналогична предыдущей, так как каждая переменная в обеих формулах соответствует друг другу.
Рассмотрим еще раз случай Алисы, способной студентки, которая с трудом удерживается от того, чтобы заснуть, слушая скучную и утомительную лекцию. Основная формула предсказаний дает нам некоторый показатель вероятности того, что в данной конкретной ситуации скучающего класса, дремлющего под нудную лекцию, Алиса опустит голову на парту с намерением поспать.
Однако для предсказания потенциала потребности в признании и статусе, которых можно достигнуть, закончив колледж с отличными оценками, основная формула непригодна. Удовлетворение этой потребности Алисы зависит от целой группы различных поведений. Для определения потенциала потребности окончить колледж с наивысшими оценками нам нужно знать свободу передвижений, то есть средние ожидания Алисы относительно получения вознаграждения после серии действий, необходимых для достижения данной цели, и ценность потребности в этом вознаграждении, то есть ценность, которую она придает признанию и статусу или любой другой потребности, удовлетворяемой с помощью получения высоких оценок. Ценность для Алисы признания и статуса (ценность потребности) и ее средние ожидания относительно получения подкреплений в результате серии необходимых для этого действий (свобода передвижений) дают вероятность того, что она будет вести себя соответствующим образом в соответствующих ситуациях (потенциал потребности).