Тема 8. Закон информированности – упорядоченности

Основные вопросы темы

1. Сущность и специфика закона информированности – упорядоченности.

2. Типовые варианты реализации закона на внутрифирменном уровне.

1. Современная информационная эра предъявляет специфические требования и к гражданам, и к организациям, и к государствам. Сегодня очевидно, что жить в информационном обществе, не меняя своей сущности, если и дано, то немногим. Большинству же людей предъявлены лишь две альтернативы: стать органичной частью этого нового общества и носителями его ценностей либо постепенно стать «второсортными» общественными элементами[1].

Закон информированности – упорядоченности (ЗИУ) гласит: «Каждая система (социальная или биологическая) стремится получить как можно больше достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования (самосохранения)». Другой вариант определения: «Любая социальная организация способна к выживанию в условиях обеспеченности полной оперативной достоверной (надежной) и упорядоченной (структурированной) информацией»[2] .

Каждая организация должна стремиться к созданию, поддержанию и развитию собственной информационной системы, основными функциями которой являются: сбор, обработка и классификация, предоставление и распространение, хранение и уничтожение (при необходимости) информации. Кроме того, важной функцией информационной службы предприятия является развитие формальных и неформальных контактов с источниками информации (телевидение, радио, печать, Интернет, участие в выставках, презентациях и пр.). Реализуя указанные функции, специалисты по информации концентрируют внимание на следующих ее характеристиках: периодичность, объем и насыщенность, достоверность, ценность, гриф (см. табл. 9).

Таблица 9

Основные параметры современной информации

Основные характеристики информации
Периодичность Объем Достоверность Ценность Гриф
Постоянная Избыточная Абсолютная Высокая Конфнденциальная
Периодическая Достаточная Относительная Средняя Служебная
Эпизодическая Недостаточная Недостоверная Низкая Открытая

Понимание сущности и специфики действия ЗИУ сегодня особенно актуально, учитывая преобразования во всех отраслях менеджмента (стратегическом, производственном, финансовом, кадровом, инновационном, сравнительном, внешнеэкономическом, внешнеторговом и др.), обусловленные тотальным внедрением новейших информационных технологий.

Информационная эра изменяет и развивает традиционные (классические) представления о товарно-денежных отношениях, вызывая к жизни новые формы организации (см. подробнее гл. 16). Электронная коммерция, электронная торговля, виртуальная организация, интернет-магазин – эти и другие термины прочно входят в повседневную жизнь делового человека и совре-менных организаций. По оценкам авторитетных международных организаций, начиная с 2003 г. ежегодный доход от использования средств электронной коммерции будет составлять не менее 1,3 трлн долл. (для сравнения: в 1998 г. – 91 млрд, в 1999 г. – 111 млрд).

Оценивая роль и значение глобальных сетей связи для формирования эффективной рыночной стратегии и тактики, специалисты определяют трехэтапный механизм «вхождения» современной организации в информационное пространство:

1) подключение одного из компьютеров организации к сети Интернет и создание собственной WEB-страницы для позиционирования фирмы и ее продукции, доступа к сетевой информации и пользования услугами электронной почты;

2) создание WEB-сайта[3] на собственном сервере или на сервере провайдера Интернет для регистрации клиентов и организации индивидуальной работы с ними;

3) создание на собственном WEB-сервере электронного представительства организации с подключением к банковской системе электронных платежей[4] .

И все же, несмотря на кажущуюся неотвратимость и тотальность эры информатизации, ее значение не стоит преувеличивать. Широкое наступление средств массовой информации и электронной коммерции на Личность не является игрой в одни ворота, результат которой несложно предсказать. Хотя количество посетителей виртуальных магазинов и покупателей товаров и услуг по каталогам растет день ото дня[5], часть граждан будет по-прежнему стремиться до уплаты цены подержать в руках бутылку виски или коробку шоколадных конфет, флакон духов или ювелирное изделие с бриллиантами, модную одежду, обувь или разнообразные аксессуары. Естественно, несколько пачек офисной бумаги, канцелярские принадлежности, расходные материалы для оргтехники и прочий ширпотреб, авиационный или железнодорожный билет, туристическая путевка – эти и другие товары могут вполне претендовать на статус виртуальных. Но как будет чувствовать себя зритель, купивший за реальные деньги в интернет-магазине билет на концерт любимого исполнителя и обнаруживший в зале, что выступление «звезды» проходит виртуально (с использованием фонограммы)?! Или, кто может гарантировать, что купленный виртуальным способом товар не окажется фальшивкой, если в России (по оценкам независимых экспертов) количество подделок по различным группам товаров колеблется от 20 до 50%?! (Теперь ясно, почему в некоторых странах так обеспокоены фактами обмана потребителей. Как сообщалось в прессе, в ФРГ разработан законопроект, обязывающий устроителей музыкальных шоу информировать публику о том, какие номера программы требуют использования фонограммы или проходят в режиме «минус один»[6] .)

2. Как отмечалось в теме 4, закон информированности – упорядоченности является «фоновым», или законом «второго уровня», что, однако, не умаляет его роли и значения для внутрифирменного управления. Рассмотрим типовые варианты действия закона в современной организации.

Первый вариант: ни руководитель, ни подчиненные не имеют представления о ЗИУ. В условиях стихийного действия закона трудовой коллектив может работать с информацией по-разному: накапливать ее по принципу «на всякий случай», пользоваться ненадежными источниками и слухами, ограничиваться фрагментарными (бессистемными) данными о каком-либо объекте или процессе. В результате такого обращения с информацией и руководитель, и персонал постепенно отказываются от научного прогнозирования и планирования своей деятельности, заменяя ее работой «с колес» (возникает проблема – ищем решение) или методом «устрашения» (выявление и наказание виновников, чтобы остальные боялись).

Второй вариант: руководитель знает о ЗИУ, а его подчиненные нет. Представители администрации формируют управленческую «вертикаль», тщательно дозируя информацию о положении дел в организации, состоянии микро- и макросреды лишь по мере необходимости и в части, касающейся подчиненных. Стремление к концентрации всей полноты информации и власти «наверху» и, соответственно, к искоренению игр в демократию может быть продиктовано различными факторами: боязнью конкуренции, недоверием подчиненным, низким уровнем профессионализма сотрудников, текучестью кадров. Инициативные действия персонала не поощряются (в организации действует жесткий принцип наказуемости инициативы), в результате между «верхами» и «низами» образуется пропасть. При этом первые убеждены в том, что незаменимых подчиненных не бывает, и готовы это продемонстрировать в любой момент на практике, а вторые, не желая оказаться в «интересном» положении, начинают заблаговременно подыскивать место в другой организации либо примиряются с ролью безынициативных работников.

Оба варианта реализации закона не являются оптимальными: всякая «стихийность» и «волюнтаризм», отвергающие инициативу подчиненных, обедняют менеджмент и наносят организации серьезный ущерб.

Третий вариант: руководитель и подчиненные информированы о ЗИУ, имеют представление о характере и особенностях его действия. Создавая и поддерживая в эффективном состоянии информационную подсистему организации, руководители стремятся не только повысить индивидуальную, групповую и общую производительность труда, но и улучшить морально-психологический климат в коллективе, сформировать команду единомышленников. Каждый работник и структурный элемент (отдел, служба, цех, участок, филиал) организации в рамках их полномочий и ответственности определяют основные источники информации, порядок информационного взаимодействия с коллегами, процедуры обсуждения и внедрения новых идей и технологий, действия в экстраординарных ситуациях.

Этот вариант реализации закона требует значительных финансовых и трудовых затрат, но одновременно является и самым желанным, ибо в большинстве случаев гарантирует организации долговременную эффективную деятельность в рыночных условиях.

Подробнее см.: 4, 6, 7.


Наши рекомендации