Руны: компенсация и закон.

Нет лучшего средства защитить своё хрупкое и столь мнимое ощущение индивидуальности, чем обладание некой тайной, которую необходимо сохранить.
К.Г. Юнг

Если Вы работаете с рунами, это означает Вашу принадлежность к числу тех людей, кого кабельное телевидение, клонирование и DVD-технологии так и не сделали счастливыми. Вполне согласен, что прослушивание любимой музыки с компакт-диска приятнее, нежели со старой «зажеванной» кассеты. Писать книгу несравненно удобнее с помощью текстового процессора, чем простой шариковой ручкой царапать бумагу. Однако, как бы технический процесс не поражал воображение новым открытием, еще вчера считавшимся фантастикой, счастье он приносит лишь тем людям, которые своим гением движут его вперед, непосредственно отдавая высоким электронным технологиям всю волю, ум и силы. И как написал когда-то американский писатель Дин Кунц, «Изобилие новых видеокассет для вашего магнитофона не станет компенсацией порабощения».
Мир вокруг нас с каждым днем становиться сложнее и сложнее, и подчас это пугает. Где найти себе место среди компьютеризированного общества, дыхание которого – смог, вены – провода, пища – информация, а звезды – галогеновые лампы? Человечество сходит с ума, отказывая себе лишний раз в пище и отдыхе, чтобы только выйти в Интернет и - о ужас! – заменяет живой, реальный секс с потом и стонами на виртуальные страсти в любовных чатах!
Возможен встречный вопрос: а как же повсеместное увлечение эзотерикой, духовностью, магией? Они приобрели в последнее время массовый характер. Как это смыкается с моделью киберпанкового общества?
Да никак. Духовностью нельзя увлекаться: можно или стремиться к духовному развитию, или нет. А мистический бум, охвативший нас, - увы, низкого пошиба. Приветствуя тех, кто сосредоточенно читает книги по йоге, Дао, шаманизму и т.д., объективно трудно аплодировать тем, кто торопиться на очередную дармовую встречу со спасителем, обещавшим новый оберег от пьянства (льготникам – скидки!), либо затаривается брошюрками вроде «Как медитировать, чтобы притягивать деньги».
Всеобщий коллективизм сменился раздроблением. Сегодня каждый сам за себя. Я не оправдываю предшествующую идеологию, но это значит, что тебе, запутанному проводами, замороченному килобайтами, ослепленному неоном и прикованному к таксофону намертво заглоченной дорогостоящей чип-картой не придет на помощь никто, кроме, может быть, любимого человека, столь же ошеломленного хард-коровым ритмом жизни.
Писатели, создававшие мрачные антиутопии электронного мира, где людьми правит Бог-Машина, испытывали если не обреченность, то беспомощность – что испытываем и мы, когда в какой-то миг, растерянные, не можем взять в толк, куда увлекает нас безумный водоворот.
Мир не переделать. Против этой простой истины грешит оккультизм, ригидно пытаясь навязать ему свои правила, опираясь на помощь ультрасуществ* и астрала. К тому же нам не дано понять, – каков он, этот реальный мир, ибо все мы воспринимаем его субъективно, через свой опыт, свои принципы, мировоззренческие установки, фильтры, предпочтения, особенности темперамента, то есть – искаженно.
Мы заняты тем, что пытаемся найти компромиссы между нами и окружающей средой. Мы как-то стараемся приспособиться, адаптироваться к тому, что твориться вокруг. Задачу облегчает осознание простого факта: мы можем лишь изменить себя.
Принимая этот принцип в качестве руководящей цели и толчка к процессу, человек осознает необходимость в более-менее толковом путеводителе, ибо вступает в удивительный мир. Начинается путешествие сквозь себя самого.
Реально действующей системой самоизменения, включающей как аппарат постановки целей, их реализации, так и механизм обратной связи, являются руны. Они – вехи и в событийном потоке, которые не дадут человеку сгинуть в пугающем водовороте.
Кроме того, существует еще один важный аспект. Это принцип универсального рода, абсолютный для всего. Речь идет о компенсации. На ней построено все здание человеческой деятельности. Да и не только человеческой, ведь мы говорим об универсальности! Добро компенсирует Зло, день компенсирует ночь, жизнь компенсирует смерть, Бога компенсирует дьявол, мужчины и женщины компенсируют друг друга… Сновидения как продукт бессознательного компенсирует бодрствующую сознательную установку. В более широком плане, само бессознательное компенсирует сознание. Если абстрагироваться из общих категорий и перенести точку зрения в область деятельности, то и здесь мы имеем возможность наблюдать, как проявляется компенсация. Чтобы увереннее и комфортнее чувствовать себя в той или иной ситуации, один человек компенсируется за счет другого. Что идет в ущерб одному, приводит другого к ощутимой выгоде. Бывает приятно знать, что кто-то беднее тебя или хуже подготовлен к предстоящему испытанию, особенно если и ты далек от 100% уверенности и совершенства. Недостаток многих качеств и возможностей, человек компенсирует, надевая маски, тем самым, закрывая лакуны созданием видимости в контактах с людьми, когда представлять из себя что-то ощутимое особенно важно.
Складывается так, что негативная сторона компенсации становиться противовесом внешней жизни. Тем не менее, любой негатив содержит в себе энергетический потенциал, который можно и нужно использовать в целях улучшения и трансформации, не препятствуя развитию личности, а поддерживая и направляя его. В частности, необходимость в руническом путевождении проистекает из того же механизма, ориентированного на адаптацию к происходящим в окружающей среде процессам.
Чтобы успешно существовать, не оказаться раздавленным или погребенным жизнью, необходимо компенсироваться. И, вспоминая Юнга, «нет лучшего средства…». Тайна, наполняющая наш внутренний мир, сохраняет его устойчивость, оживляет, обогащает его.
Руны в этом отношении ценны тем своим свойством, что в противовес мелким и банальным актам надевания масок на пустое место, предлагают не только потенциал развития и поддержки, но и заполняют пустоты. Проникаясь тайной рун, человек почувствует необходимость самостоятельно вступить на дорогу, уводящую его от привычных форм и образов, оград и покровов, самый дух и образ этой жизни перестает удовлетворять его. Вот уже не простое переживание тайны, а отказ от стереотипов, этих глупых условностей, так необходимых в жизни обычного человека, и совершенно лишних в жизни человека духовного и обогащенного.

Слово руна обозначает «секрет» или «тайну». Оно аналог греческого мистерион или латинского арканум. Это тайна, которая не только сохраняет индивидуальность в буйстве хаотичного – на первый взгляд – мира, но и развивает ее, не дает ей костенеть и деградировать, учит анализировать, действовать и побеждать. Тайна рун – семя, брошенное в плодородную почву, которое производит удивительные плоды. Человек перерастает необходимость компенсироваться за чей-то счет. Он подключается к руническому эгрегору, как сказали бы одни, или к Вирду (Weird), как сказали бы иные. «Здесь нет какого-то каприза, или гордыни, скорее мы имеем дело с неизъяснимой dira necessitas*, которая преследует человека с роковой неизбежностью и, вероятно, впервые в жизни ставит его перед фактом существования чего-то инородного и более могущественного, чем он сам и его «домашний мир», в котором он мнил себя хозяином» (К.Г. Юнг, «Воспоминания. Сновидения. Размышления»).
Поэтому ошибаются те, кто полагает, будто рунам «никогда не было позволено диктовать чьи-то действия». Кто может велеть рунам, кои представляют собой божественные энергии, - диктовать или не диктовать? Кто может позволить себе диктовать Божественному? Никто, кроме воинствующего оккультизма, вызывающая смех эффективность которого известна всем.
Руны – это традиция, культ, а значит – закон. Руны императивны, то есть их предписания обязательны для исполнения. В противном случае, они покажут нулевой результат, а то и дадут по рукам, держащим рунный мешочек.
Руны это выражение воли Абсолюта. Последний можно именовать еще как угодно: Высший Разум, Бог, Сила, Верховное Существо, Колесо Фортуны или Кармы.… Самое главное – не вставлять палки в колеса (в частности, это императив руны Inguz).
Современные технологии облегчают жизнь. Научный разум – кумир, он многими поклонниками левого полушария мозга также почитается за высшую силу. Но правое – творческое, иррациональное – полушарие компенсирует левое, об этом необходимо помнить. Гений науки К.Э. Циолковский (1857-1935) писал в раздумьях: «Мы знаем много, но наше незнание – море, а знание – капля. Знание сделает нас счастливыми». Способна ли наука осчастливить нас? Вопрос спорный. Но тайна остается тайной. Она подстегивает любой прогресс – как научно-технический, так и мистико-духовный, тем более что одно дополняет другое.

_________________________

Руны: миф и символ.

Часть 1

Ах! Как золото, падают листья под ветром! Долгие годы бессчетны, как крылья деревьев, долгие годы проходят, как быстрые глотки сладкого меда в высоких залах на дальнем Западе под синими сводами Варды, где звезды подрагивают от песни, которую поет ее царственный голос. Кто нынче наполнит для меня кубок? Варда, Королева Звезд с вечно белой горы поднимает руки над миром, подобные облакам. И тропы мира тонут в тени, а туман из серой страны лег на пенистые тропы меж нами, скрыл туман навсегда Калакирии камни. Ныне для тех, кто скорбит на Востоке, пропал Валимар! Прощай! Может быть, ты еще найдешь Валимар. Может быть, именно ты и найдешь Валимар.
Галадриэль

Цель человека, столкнувшегося с рунами и взявшего их для плодотворной работы, не будет исчерпана одной лишь мантикой вкупе с какой-то магической деятельностью. Она подразумевает внутреннее изменения, совершаемые человеком в себе самом с помощью рун. Применение рунического потенциала и мудрости учения должно стать главной составляющей этой работы. В противном случае, можно не утруждать себя, не тревожить Силу и заняться другими приятными делами, отложив руны в долгий ящик.
В иные времена руны являли собой лишь часть символики, направленной на развитие духа, и входили в комплекс ритуалов, столь же богатых символикой, составлявших ядро языческих мистерий. Время, невежество и фанатизм пожрали язычество вместе с его ритуалами. Сейчас кое-где люди пытаются восстановить корпус утраченных знаний и поднять из праха кумиров Старой веры. Если подобные мероприятия не сопряжены с фанатизмом еще худшего толка, экстремизмом и крайностями, эти попытки можно лишь приветствовать. Мы субъективно властны по-разному квалифицировать эти попытки – с положительной или же с отрицательной стороны. Однако необходимо признать важный факт – сегодня нам необходимо восстановить прежний дух веры. Мне не хочется охмурять вас разговорами о том, что в будущем от великой России зависит судьба человечества, или тем, что новый век и новое тысячелетие, новый эон, в который мы недавно вступили, требует от нас особой духовности. Отнюдь. Но язычество, и раннее христианство – не современное и даже не средневековое, а первоначальное, катакомбное – отличались тем, что воплощали дух истинной веры, которой лишены мы сейчас. Тогда она не являлась объектом насмешек и подлых взглядов в затылок. Религиозная жизнь, поглощающая всего человека, делает его эксцентричным, не похожим на всех. Человек говорил: «Я не верю. Я Верую». Такое переживание представлялось как нечто само собой разумеющееся (и зачастую даже подстегивалось деятельностью сакраментальных духовно-карательных учреждений). Через свою веру – а говоря шире, через миф, - человек был связан с Богом-Природой в двух полярных его проявлениях, или Богом-Творцом, миром предков. Эта связь осуществлялась посредством символов, присутствие которых создавало условия для раскрытия души Богу (богам) и самому себе. Символы представляли основную силу ритуалов, религиозной обстановки, предметов культа. Соприкасаясь с символами, наполняя ими свое сознание, переживая их, верующий вступал в воодушевленное состояние, в соучастие с мифом. Символика, несущая архетипический характер, отвечала основным психологическим потребностям души и приводила в движение скрытые механизмы последней, активизируя способности, энергию, даже возвращая физическое здоровье, не говоря уже о восстановлении внутреннего психического баланса.
Современная христианская церковь все также полна символики. Это и различные обозначения Иисуса Христа (в качестве Креста, Агнца, краеугольного камня Церкви и ее символического «жениха» мистической иерогамии и т.д.), а также обряды. Вот только современный человек иногда еще может сказать «Я верю», но уже никогда «Я верую». Догмы и каноны, формально призванные раскрывать глубину учения, а фактически - служить политическим целям церкви, потеряли нечто важное, а именно – жизнь. Христианский миф становится косным. Вряд ли он близок к распаду; силен еще и религиозный фанатизм. Заложенные идеи еще способны спасти от пустоты, неверия и отчаяния многие сотни людей. Но в нем все жестко регламентировано. Те, кто мог бы внести в сей миф новое развитие, много веков назад погибли на ауто-да-фе. Наши же современники часто разочаровываются и уходят в иные вероучения. А представьте, что произошло бы, если в Древней Греции канонизировали супружеские отношения Зевса исключительно только с Герой! Тогда предания о многочисленных потомках Громовержца и их героических свершениях, попавшие ныне в содержание классического образования, объявили бы как апокрифы, предали анафеме и забвению; мистики и еретики последующих поколений жадно изучали бы их во тьме ночной, пряча в тайники запретные книги…
Некогда К.Г. Юнг, принимая пациентов-католиков, без лишних слов отправлял их на исповедь к священнику, справедливо полагая, что с душевным разладом и противоречиями мифологическая символика религии справится эффективнее и естественней, нежели сеансы психоанализа. Однако, эмоциональное соучастие, переживание церковных таинств постепенно выпадают из жизни, ограничиваясь, например, торопливым зажжением свечи под иконой ради сдачи ответственного экзамена. Здесь человек переживает, увы, не символ веры, а сессию.
Говоря о языческом мифе, тот же Юнг писал, в частности, о нем и о католицизме, как об одной из господствующих религиозных христианских форм: «Но и он [католицизм] не достигал ни в прошлом, ни в настоящем полноты прежнего языческого символизма, и поэтому последний - на протяжении веков христианства – продолжает существовать и постоянно переходит в некоторые подводные течения, которые совершенно не лишились своей жизненной силы, начиная с раннего средневековья до нового времени. Правда, они в значительной мере исчезли с поверхности, однако, изменяя свой облик, они возвращаются вновь, чтобы компенсировать односторонность современной ориентации сознания».

Часть 2

В глубине мифа (равно как и религии) лежит иерофания, проявление священного в мирском. Миф – если смотреть на это явление с особой точки зрения – это нисхождение духа в материю. Как душа дает телу жизнь и смысл, так и миф предлагает человечеству присоединение к целостности, к ценности духа, во все времена считавшейся высшей ценностью. Известный исследователь мифологии, антропологии и истории религий Мирча Элиаде (1907-1986) писал: «Современный представитель западной цивилизации испытывает определенное замешательство перед некоторыми формами проявления священного: ему трудно допустить, что кто-то обнаруживает проявления священного в камнях и деревьях. Священным камням и деревьям поклоняются именно потому, что они представляют собой иерофании, т.е. «показывают» уже нечто совсем иное, чем просто камень или дерево, а именно – священное…» («Священное и мирское»).
Мифологическое мышление тем и обогащает восприятие и переживания человека, что включает в его непосредственный опыт не только естественнонаучные признаки и свойства предметов и явлений, но также и особый компонент, одухотворяющий предметы и явления, наделяющий их нуменом или маной, т.е. священной силой, происходящей от божества. Таким образом, миф принадлежит так называемому холотропному сознанию, ориентированному на ценности сакрального мира, вечно живую символику природы и развитие духа в тесной связи с ними. Восприятие мира индивидуумом безгранично расширяется. Вспомним У. Блейка (1757-1827): «В каждой птице, в небе круг чертящей – скрыт бесконечный мир Блаженства». Или древнейший гностический афоризм, своего рода коан западного мира: «Переломи ветку, и ты найдешь там Иисуса». Чтобы понять значение и смысл этих фраз, необходимо понимать, что такое миф. Элиаде продолжает: «Иными словами, для людей, обладающих религиозным [= мифологическим ] опытом, вся Природа способна проявляться как космическое священное пространство. Космос, во всей его полноте, предстаёт как иерофания» (там же). Никакое научное, рациональное или хилотропное мышление не способно одарить человека возможностью такого охвата Бытия и точно также бессильно снабдить его надежным инструментом для постижения этой безграничной свободы.
Руны – плоть от плоти мифа, основа канувших в мифическую же Лету обрядов, символы универсальной формулы развития мира и человека, выражающие идею богов. Живи мы тогда, когда руны широко были в ходу, когда с их помощью и под их руководством человек воспринимал Природу не как объект экологии, а как живой источник духовного опыта и полезного потенциала, люди были бы избавлены от внутренних врагов. А уж опаснее этих недругов на свете нет никого. Быть в разладе с самим собой – худшее из зол. Из-за этого люди разрушают семьи, угрожают благополучию своему и других, впадают в психопатию, спиваются, сводят счеты с жизнью, сходят с ума. А невротичное общество представляет угрозу для мирного существования стран и народов.
Советское общество было очень невротичным. Запад – своего психологическая Тень Союза ССР – испытал это на себе. Коммунизм это тоже миф, и счастливы были те, кто хранил в своем сердце его пламя. Поэтому бесполезно переубеждать нынешних пожилых людей в том, что некогда они жили в душной атмосфере тоталитарного общества. Столь же бесполезно уверять аборигена, не знакомого с «цивилизацией», что с его стороны наивно и глупо считать себя потомком крокодила. Коммунизм заменил православную веру марксистко-ленинской, дал новый свод «священного писания» вместо прежнего «опиума для народа», манифестировал пророков новой веры, не менее бородатых, нежели ветхозаветные, учредил новый духовно-карательный орден, который, впрочем, исповедовал граждан не хуже инквизиции.
Какие уж тут руны!
То был до неприличия религиозно-воинствующий атеизм, но он был синтетичен, поэтому не умел искренне утешить, укрепить и усладить страждущие Бога души, несмотря на то, что сохранил многие важные символы (серп и молот в качестве мистического союза мужского и женского принципов мироздания, пятиконечная звезда, известная еще со времен пифагорейцев…).
Сейчас, когда церковь хлынула по стране, словно поток, перекрытый до того шлюзом, люди не удовлетворены пассивной ролью рабов Божиих. Множество причин побуждает нас искать третий путь меж христианством и безверием. Альтернативу представляют не русские, экзотические учения. Достоевский, фанатично убежденный в том, что русский человек обязательно должен быть православным, описал бы эту ситуацию как очередное преступление и с той же психологической достоверностью изобразил бы закономерное и неотвратимое наказание. Но, слава Богу (христианскому? иудейскому? мусульманскому?), что в кодексе прав человека прописана свобода вероисповедания, и нам не угрожает опасность быть сожженными на костре христианства в позорной шапке еретика и с томиком Достоевского в кармане в качестве сопроводительной записки.
Где причина того, например, что отворачивая лик свой от христианства, люди открывают сердца язычеству и рунам? Этот процесс закономерен, ибо «трансцендентность христианского мифа утрачена, а вместе с ней и христианское представление о целостности» (К.Г. Юнг). Рунический миф наоборот, расширяется. Косвенное доказательство тому – Ваше внимание к данной книге и к рунической литературе в целом.
Заметим вскользь, что упомянутая целостность и является целью мистического путешествия. Тем более, в контексте христианской веры. Но уже спустя десять веков своего существования она исторгла из себя гностически настроенных катаров и альбигойцев, богомилов и иже с ними, свято веривших в то, что материальный, осязаемый мир создан не Богом, но Дьяволом. Христианство утопило в крови эти ереси, сперва закономерно породив их. Ибо что еще оставалось людям, которые чувствовали противоречие в фигуре навязанного им Бога? Формально христианство отрицает свойственный ему дуализм, но фактически несет в себе это ядро раздора и сомнения. С крестовым походом против альбигойцев католичество возвело одну из преград в своем движении; сейчас мы имеем возможность наблюдать, как маятник совершенно перестает раскачиваться. Правда, в 2000 году Ватикан сделал попытку оживить свой миф в связи с т.н. «пророчеством Фатимы», в котором Богородица предупреждала о покушении на убийство Папы Римского Иоанна-Павла II. Третье пророчество продолжает храниться в строжайшей тайне, причем не исключено, что обстановка вокруг него накаляется намеренно. Ходят слухи, что это пророчество касается нашей страны. Но пока Церковь бессильно пытается себя реанимировать, люди переносят свое внимание на другой миф. Язычество, в частности, лишено непроходимых теологических тонкостей и сложных богословских нюансов, оправдывающих любое преступление Божье во имя некого неизреченного блага и великого промысла. Чушь. Все самое лучшее, что есть или было в христианстве, пришло в него из язычества, – как символы, так и ритуалы. Белые христиане говорят, что Бог белый. Чернокожие их оппоненты заявляют, что Бог черный. Во имя своего Бога они истребляют друг друга. Язычество не боится дуализма, только последний лишен тех инфернальных, сатанинских красок, которые христиане любят приписывать темной стороне жизни. Порой язычество сурово, как каменные лики идолов, но лежит ближе к Природе и Космосу. Собственно, именно оно и открыло эти понятия вообще, первым проложив для человека дорогу к совершенству и цельности. В конце концов, оно дало нам руны. Рунический миф едва было не оборвался навсегда в рамках беспощадной борьбы с ересью, а говоря шире – с независимым от Рима мышлением и свободой. Тем не менее, этот миф продолжает жить, и у него вдохновляющие перспективы. Хотя руны и пытаются пересадить в навозную кучу, состоящую из средиземноморской магии и христианской демонологии, - они верны духу своего мифа. Каждый из нас способен включиться в этот миф и получить свою долю поддержки и мудрости. Эти тайны уж точно не прячут за кодовыми замками и видеокамерами.

Часть 3

Перу Джона Голсуорси принадлежит фраза: «Как бы мы не ругали христианство, но заповедь “Давайте и воздастся вам” – великие слова». Традиционалисты немедленно приписали бы ее к своей Примордиальной Традиции. Между тем, данный постулат как нельзя лучше выражает суть древнего языческого принципа о бескорыстии; кроме того, в нем угадываются кармические отголоски, которые в традиционном христианстве открытого признания вообще не нашли. Стало быть, это важный принцип взаимодействия Микрокосма с Макрокосмом. Обратная связь существует, но почувствовать и ощутить на себе ее действие, можно лишь находясь в рамках действия мифа. Взаимосвязь человека и Космоса опосредована рунами, и даже только по этому символична и так же внушает трепет. Человек идет по улице с Пустой руной в кармане. Да, она добавлена к Футарку нашими современниками, но это тоже развитие рунического мифа. Тем более, что понятие Weird придумано не нами, и не вчера. Хоть и Пустая, она есть Бытие, ибо Пустота есть Полнота, и постигший суть Пустой руны получает волнующее мистическое откровение, - если, конечно, человек включен в соответствующий миф. Он кладет в карман Пустую руну. Тем самым он кладет в карман весь Космос со всем его сущим, и в то же самое время сам составляет ничтожную часть того Космоса, который он убирает в свой карман.
Парадокс? Символизм?
Миф.
Руны подключают нас к своему мифопространству. Являясь символами, они проникают в нашу жизнь и меняют ее. Руны это осколок древнего языческого корпуса, образования, отражающего аспекты мифа, и поэтому они играют более важную роль, несут более ответственные функции, чем предполагает мантика, а тем паче – магия. Это всё равно, что колоть орехи драгоценными ключами святого Петра – кощунственно использовать их не по назначению.
Рунические знания это миф. Миф не в том псевдопонимании, что наличествует в сознании и словаре наших современников, обозначая фантазию, химеру, сказку про белого бычка, и снисходительное отношение к тем, кто в нее верит. Напротив, я употребляю это понятие в его истинном смысле. Миф – это жизнь. Миф умрет лишь в том случае, когда умрет последний человек на Земле. Миф это связь с нашими предками, обращение к корням той обратной прогрессии, вершиной которой является каждый из ныне живущих. Миф присоединяет нас к сфере божественного, он палитра, способная насытить мир красками – мир в глазах конкретного человека, разделяющего мифологические представления. Рунический миф это живая система, питающая человека и, в свою очередь, питаемая им. Благодаря мифу человек является составной, неотъемлемой частью космоса, плоть от плоти Природы-матери. Без него мы просто структурированная совокупность клеток, управляемая уникальным биокомпьютером, выполняющая действия, диктуемые средой обитания ради выживания и воспроизводства. Мы оторваны от мира, не ощущаем всей его глубины. Осознавая же свой миф, мы делаем шаг навстречу его Архитектору, и одновременно становимся архитекторами наших персональных судеб. Само осознание того, что человек способен дать жизнь такому космическому явлению как миф – потрясает! Только люди способны к сотворению мифа, раз за разом добавляя в него все новые и новые страницы. Тот миф, который мы (вы и я) переживаем, писан рунами. Мы возрождаем, обновляем, восстанавливаем его, век за веком утверждая его, подымая из праха и совершенствуя. Взамен мы получаем кристаллизированную за тысячелетия мудрость и ценнейший сакральный опыт. Никакие братья по разуму или научные достижения не способны превзойти наш мифологический опыт или ниспровергнуть наших богов, потому что пройдет век, два или больше, но однажды они воскреснут, ибо архетипы не умирают, но имеют жизнь вечную. Мифологические архетипы планеты, рожденные в созидательном очищающем огне Великого Делания нашей коллективной души, полны магии и мистики; они источник трансперсонального опыта, ведущего к озарениям, инсайтам, духовным свершениям. Рунический миф для нас, тех, кто дает ему жизнь здесь и сейчас, представляет собой бесконечный источник энергии, запас целительных содержаний, способных облагородить и исцелить любую душу. Каждая руна это хранилище знаний и понятий, познавая которые, мы познаем окружающий мир. Миф – это метафора. Руна это метафора реальности. Рунический миф это метафора соединения вечных противоположностей – священного и мирского, светлого и темного, Льда и Пламени, символ их динамического взаимодействия. Руническая мудрость, завораживающая нас благодаря все тому же мифу, это аллегория объективного мира и наших субъективных о нем представлений. И более того, – самый настоящий Путь между этими двумя сталкивающимися скалами. Сейчас мы живем в мире теней. Никакой рекламный неон не в состоянии сделать мир ярче. Свет это жизнь. Каждый из нас ощущает это на себе. А цвет это душа, одухотворяющая бытие. Даже черно-белый мир это уже прорыв за тесные удушающие рамки бездуховной отрешенности современного мира. Поместите в поток света кристалл, и он озарит ваш мир радостным буйством ярких живых красок. Не зря некоторые рунические системы размещают в виде шестигранной мандалы, кристаллической решетки субатомного пространства. Миф это кристалл нашей жизни.
Миф дает человеку возможность воспринять важную сакральную символику учения или участвовать в ритуалах. Обряды, исполняемые христианской церковью, различными эзотерическими обществами и т.д., без труда идентифицируются при изучении мифологии. Именно поэтому она изучается всеми интересующимися историей религии, мистицизмом, психоанализом. Разумеется, между различными мифологическими системами планеты существуют отличия, но в них есть и сходства, на которые так же не следует закрывать глаза. Мы не станем сравнивать ту же самую одиническую мифологию с другими, но возможность соотнесения рунических символов с точками соприкосновения мифологических архетипов, уводящих нас в глубь Традиции, представляется весьма любопытной и многообещающей. Потому что эти ключевые мотивы породили жизненно важные для человека ритуалы. Имея универсальный характер, руны описывают их и воссоздают утраченное содержание рунических таинств, без участия в которых немыслимо плодотворное движение по дороге Рун. Простое выуживание руны из мешочка при прорицании это уже таинство. Мифическое таинство. Ибо тот, кто верит, что кусочек камня или дерева с нанесенной на нем комбинацией линий способен открыть человеку знание о себе и о мире, с точки зрения обывателя тотально патологичен!
Этим я хочу обратить внимание на то, что если кто-то полагает, что быстро может стать руническим магом, лишь купив комплект рун и подходящую книжку с рецептами и толкованиями, то он сильно ошибается. В главах, посвященных рунической мантике мы подчеркнем это особо и более широко, тем не менее, наличие мифологического компонента обязательно. Этим проверяется мотивация оператора, – вряд ли кто-то захочет тратить усилия и время на столь заковыристые и парадоксальные усилия ради игры. С другой стороны, такие штудии и такая жизнь просто-напросто облегчают любой вид рунических манипуляций, позволяя гораздо глубже проникнуть в сакральную суть рунных символов.
Авторы книги «Астрологическое толкование рун» (К. Анастасов, М. Мэй, 1999) полагают, что каждому времени – своя песня. Поговорка бесценная и явно имеет мифологический подтекст, однако я хочу выразить свое несогласие. Времена изменились, хотя люди в чем-то не поддаются даже времени. Потребности и желания остаются те же, иначе и быть не может, ибо они инстинктивны, разве что возможностей стало больше, и горизонты расширились. В этом отношении люди поют те же самые «песни», что и всегда и так же бесцеремонно пользуются рунами для реализации своих мелких интриг. Как сказал Элиаде, «больше нет Мира, а есть лишь осколки разрушенной Вселенной». И, увы, Бытие не склеить только зодиакальной мифологией. Глядя в небо и видя там Раков, Скорпионов и Водолеев, люди все же не замечают Перуна в грозе, Хеймдалля в радуге, дриады в дереве, а центром Вселенной считают далекий город Нью-Йорк, но отнюдь не ясень в лесу под Шепетовкой. Хотя, по-моему, разницы никакой. Так пусть люди поют старые песни, ибо с каждой строфой тех рунических мантр, что поют наши немецкие братья, в мир снисходит Логос.

Часть 4

Мне бы хотелось вернуться к теме пресловутого миллениума, о котором так много судачили. Во-первых, неправильно называть миллениумом новое тысячелетие, ибо данное слово не синонимично хронологическому периоду в тысячу лет. Термин «миллениум» имеет древнее происхождение и строго закрепленное значение, которое не терпит вольностей в обращении, ибо касается христианской (римско-католической) теологии и возникшего в его недрах милленаризма, т.е. учения о тысячелетнем царстве Иисуса Христа. Миллениум – это время, когда ангел Господень сойдет вниз и скует Сатану сроком на тысячу лет, время, когда ожившие праведники будут царствовать вместе с Иисусом. К сожалению, а может быть и к счастью, этого времени еще ждать и ждать. А пока обидно, что хорошее слово используется в качеств затычки для каждой бочки и пачкается грязными языками.
Во-вторых, разные люди, начиная от государственных деятелей и заканчивая астрологами, магами и т.д., щедро распространялись по вопросу многочисленных требований, которые диктует или требует от нас новый век и новое тысячелетие. Я не претендую на авторитет в государственной или какой-нибудь другой элите, но все же хочу сказать вам по данному поводу следующее. Наступивший эон не требует от нас ровным счетом ничего. Ничего такого, чего бы ни требовал прошлый век или прошлый эон Рыб. Важно только то, что требует от себя сам человек. А этот диктат совести и разума остается неизменным на протяжении веков. Я говорю о порядочности, честности, мужестве, вере. Мало кто ныне может похвастать искренней верой или мистическим соучастием с тем, что принято называть экологическими связями. Даже если таких людей много, они, по определению, не станут выпячиваться. Руны предлагают человеку прикоснуться к мифу. Но даже если этого не случиться, то всегда существует нечто доброе, прекрасное, вечное – персональный миф, человеческие качества, о которых мы только что говорили. Коль человек не верит, но сохранил в себе честь и совесть, он спасен. И нет ни одной руны, которая бы могла стимулировать его к обратному.

Наши рекомендации