Пример 2.1. Специфика организации и задач, которые может решать психолог.
Пример отражает ситуацию, когда психолог в организации отсутствует.
ОАО является крупной межрегиональной компанией. Компания работает в 10 субъектах РФ и предоставляет широкий круг услуг (услуги перечисляются).
Структура компании включает в себя генеральную дирекцию и 10 региональных филиалов.
Здесь далее представлена структура генеральной дирекции. Организационная структура состоит из блоков взаимодействующих между собой как по горизонтали, так и по вертикали:
Руководство обществом
Блок корпоративного секретаря
Блок управления делами
Блок внутреннего аудита
Коммерческий блок
Блок по общим вопросам
Блок информационных технологий
Финансово-экономический блок
Блок бухгалтерской и налоговой отчетности
Блок безопасности
Блок региональной политики
Блок персонала
Блок правового обеспечения
Каждый из блоков (состоящих из департаментов, служб, отделов и групп) возглавляет заместитель генерального директора. Содержание структуры управления раскрывается в ее функциях, которые представляет собой виды деятельности. Анализ структуры управления с учетом ее функций позволяет установить объем работы по каждой функции, определить численность управленческих работников и проектировать саму структуру и организацию аппарата управления.
В генеральной дирекции нет ни одной единицы психолога, функции гипотетической психологической службы размыты и частично выполняются работниками департамента по персоналу, в который входит 2 отдела: отдел по работе с персоналом и отдел развития персонала. Далее я представлю функции и задачи, которые могли бы выполняться психологом.
В целом практический психолог в организации может выполнять исследовательскую, консультационную, педагогическую и просветительскую функции.
Исследовательская функция – сбор информации о психологических механизмах поведения человека в многообразной и сложной системе организационных механизмов. Главным является исследование группы и отдельного человека как субъекта труда в конкретной ситуации для различных производственных целей. Например, для экспертной оценки последствий планируемых изменений.
Консультационная функция – консультирование персонала организации по вопросам оптимального использования личностных и профессиональных возможностей человека в проектировании направлений социального развития организации, разработке различных методов управления персоналом, улучшения условий труда.
Педагогическая и просветительская функция – повышение уровня психологических знаний сотрудников организации путем проведения семинаров, тренингов, индивидуального консультирования в решении личных проблем.
Задачи, которые может решать психолог в данной организации:
- оценка персонала в целях найма, аттестации и перемещения (изучение и диагностика деловых, профессиональных качеств и способностей);
- социально-психологическое обучение сотрудников;
- ускорение процессов адаптации работников в организации – взаимодействие руководителей с подчиненными, введение нового работника в курс дел организации;
- обсуждение вопросов о профессиональном обучении и повышении квалификации работников;
- участие в разборе жалоб, посредничество в переговорах рабочих профсоюзов с администрацией, социально-психологическое обеспечение переговорного процесса в ситуации конфликта;
- составление профессиограмм, должностных инструкций, участие в аттестации;
- изучение психологических особенностей условий труда, организации рабочих мест;
- анализ личности работника в системе организации (изучение отношения к труду, удовлетворенности трудом, мотивации и стимулирования труда, безопасность труда);
- социально-психологическое обеспечение внедрения нововведений и реорганизации;
- исследование групповых норм, морали, организационной культуры;
- профилактика и разрешение конфликтов;
- контроль за состоянием социально-психологического климата в коллективе;
- создание команды;
- разработка эффективных приемов поощрения и наказания сотрудников;
- участие в организации системы коммуникаций в организации.
Все перечисленные функции требуют наличие психолога и его длительную работу. В данной организации приглашают «внешних психологов» для решения таких задач как разработка модели компетенций, оценка кадрового резерва.
Задание 3 (самостоятельная диагностика психических состояний или социально-психологических процессов и феноменов).
Рекомендуется выделить реальные психологические проблемы, возникающие в данной организации, которые были проанализированы в ходе выполнения второго задания. Далее рекомендуется выбрать одну из проблем, определить предмет и объект диагностики. Это могут быть как психические состояния, так и социально-психологические процессы в социальных группах, внутригрупповые или межгрупповые феномены.
Далее рекомендуется подобрать несколько методик диагностики данной проблемы. Предполагается, что для диагностики проблемы вами будут использованы не менее 3-х методик. Перечислите и кратко опишите методики, которые использовали (с указанием автора методики, цели, требуемого инструментария, времени на проведение, краткого содержания и предполагаемого результата). После проведения диагностики, опишите ход проведенной работы, результаты диагностики по каждому человеку в отдельности (не менее 5 человек в случае диагностики психических состояний) и групповые результаты (в случае диагностики социально-психологических процессов). Приложите первичные данные, полученные на основании методик, и сформулируйте ваши интерпретации полученного сочетания результатов.
Обратите особое внимание на выводы, опишите их отдельным пунктом. Выводы могут быть источником практических рекомендаций, более четкой формулировки запроса, выделения новой проблемной зоны и т.д.