Каждую мысль можно рассматривать как объект
медитация: Когда у вас появляется мысль, представьте ее себе как объект и наблюдайте за ней.
Джайдева Сингх. «Виджнана Бхайрава»
В следующей медитации вам предстоит отделить ваши мысли от себя и наблюдать за ними со стороны как за объектами. Просто смотреть на них, как вы могли бы смотреть на стул, стол или картину. Например, мысль «Я хороший» можно отодвинуть и посмотреть на нее со стороны, словно вы смотрите на стол. Мысль «Мне здесь нравится» тоже можно отодвинуть и посмотреть на нее со стороны, словно на стул. Мысль «Я бы хотел оказаться в другом месте» можно отодвинуть и посмотреть на нее со стороны как на картину. Мысль «Я полна любви» можно отодвинуть и посмотреть на нее со стороны, словно это пара туфель. Я вспоминаю, как во время медитативной группы один ученик сказал, что во время этого упражнения он ощутил нечто вроде блаженства. Тогда он отодвинул чувство блаженства и взглянул на него со стороны, а затем перевел внимание на пространство, в котором он никогда прежде не бывал. Обычно мы цепляемся за такие чувства, как блаженство, и отождествляемся с ними. Мы говорим: «Я счастлив, я восхищен, я полон блаженства». Но этот ученик смог отделить себя от блаженства и посмотреть на него со стороны как на предмет. Итак, цель следующего упражнения: отделить себя от всего, что придет вам в голову, и просто наблюдать за ним со стороны, будь то мысль, чувство, образ, переживание или что-то еще.
Одна ученица спросила меня: «Если я наблюдаю за своим дыханием, могу ли я сказать: “Она наблюдает за своим дыханием” в третьем лице?» Я ответил утвердительно: разумеется, можно описывать этот процесс в третьем лице. Например, вы можете сказать: «Она наблюдает за своим дыханием» вместо «Я наблюдаю за своим дыханием». Вы можете считать дыхание предметом и наблюдать за ним со стороны.
Осознавайте свои переживания при выполнении этого упражнения. Если ваш ум станет говорить: «Какое восхитительное ощущение!» — отодвиньте в сторону эту мысль и посмотрите на нее со стороны. Если следующей мыслью будет: «Мне нравится это упражнение — оно такое необыкновенное!» — то вы почувствуете себя «необыкновенным». Переключите внимание с «необыкновенного ощущения», отделите себя от него и посмотрите на него со стороны как на предмет.
Практика:
Сядьте поудобнее и начните наблюдать за своим дыханием. Какие бы переживания и мысли ни приходили вам в голову, отодвиньте их от себя и посмотрите на них со стороны как на предмет. Тогда вы сможете наблюдать за любыми мыслями и ощущениями. Какие бы мысли, чувства и переживания не посетили вас, отделите себя от них и превратите их просто в предмет, на который можно посмотреть со стороны.
Одни ученик сказал мне после этой медитации: «Я мгновенно погрузился в глубину бытия, или энергии, и эта энергия все больше расширялась. Я растворился в этой энергии, и все превратилось в энергию. меня больше не было».
Как-то раз во время работы с Нисаргадаттой Махараджем мне показалось, что я схожу с ума: меня словно захлестнул поток мыслей невероятной силы и мощности, и я попытался наблюдать за ним. Я спросил: «Я стал больше думать или осознавать больше мыслей?» Он ответил: «Ты стал больше осознавать. Это просто один из этапов». Я заметил: «Это очень долгий этап». Он не засмеялся. Этот процесс помогает огромному количеству мыслей и ощущений перейти с бессознательного уровня на сознательный, и при этом вам кажется, что в «вашем» уме появилось гораздо больше мыслей по сравнению с тем количеством, с которым он успешно справлялся раньше
КУДА УХОДИТ ЭТА МЫСЛЬ?
Медитация : Каждый раз, когда вам в голову приходит мысль, спрашивайте: «Куда уходит эта мысль ?»
Один ученик заметил после этого упражнения: «У меня изменились приоритеты. Многое кажется не таким важным, как раньше». Эта медитация помогает понять, куда уходят мысли. Они появляются из пустоты и исчезают в пустоте. Этот вопрос приведет вас к той самой пустоте.
Это учение принадлежит Раману Махарши, учителю и мудрецу ХХ столетия. Мысли появляются и исчезают. Осознайте, куда уходит мысль. Если ли ответ на этот вопрос? Нет. Мы просто начинаем замечать пустое пространство. Однажды вы окажетесь в этом пространстве, в котором ничего нет. Там действительно ничего не будет. Тогда у вас появится мысль: «Я не знаю, действительно я в пустоте или еще нет». Осознайте, куда уйдет эта мысль.
Один ученик попросил меня объяснить значение картин, появляющихся перед его мысленным взором, потому что во время медитации ему ничего не приходило в голову, кроме них. Вероятно, он думал, что ему нужно изучить содержание этих картин, поскольку их поток несет ему откровение. Я предложил ему замедлить процесс так, чтобы картины стали похожи на отдельные кадры фильма. Если вы будете смотреть фильм в замедленном режиме, вы сможете обнаружить интервалы между отдельными кадрами и войти внутрь этих интервалов. Вот в чем заключается откровение. Кажется, что мы видим сплошной непрерывный поток связанных между собой картин, а на самом деле между ними существует пустое пространство, из которого они возникают и в которое возвращаются вновь.
К Нисаргадатте как-то пришел посетитель и рассказал, как он занимался медитацией Випассана. Нисаргадатта заорал на него. Переводчик сказал: «Поймите: о каких бы действиях или переживаниях вы ни рассказали, Махарадж ответит вам: “Не то”. Не важно, о чем вы расскажете, — все равно это не то . Вы всегда должны спрашивать: “Куда уходит эта мысль?”, потому что существует пустота, из которой все возникает и в которую все возвращается. Именно эту пустоту вы и хотите найти. У нее нет никаких качеств. Все, что вы можете представить, окажется не тем . Так что осознавайте, куда исчезают ваши мысли».
Практика:
Посидите с закрытыми глазами около семи-десяти минут.
Когда вам в голову придет мысль, задайте вопрос: «Куда уходит эта мысль?» Следуйте за мыслью в то пустое пространство, в котором она исчезает. Затем из этого пространства возникнет другая мысль. Наблюдайте за ней. Куда она уйдет? Когда вы будете готовы, медленно вернитесь в комнату и откройте глаза.
Один ученик заметил: «Сначала я был в пустоте, затем из нее начали появляться мысли, но я не обращал на них внимания. Это были не интервалы между мыслями, — напротив, сами мысли были чем-то редким и посторонним. Вместо того чтобы обращать на них внимание и отождествляться с ними, я пытался оказаться подальше от них».
Другой ученик рассказал: «Я заметил, что мне захотелось подумать о чем-нибудь, и я спросил: “Куда уходит эта мысль?” И тогда я почувствовал, что не могу увидеть, куда она ушла. Я вспомнил, как ты говорил, что вопрос нужен для того, чтобы попасть в пустое пространство. И тогда я ощутил мир и покой». Этот студент был прав: вопрос действительно может вернуть вас назад. Много раз вы обнаружите, что внезапно вы отключаетесь и оказываетесь на Гавайях, в отпуске, на романтическом свидании. Вы возвращаетесь и обнаруживаете, что мгновение медитации уже прошло. Куда уходит эта мысль?
ЧЬЯ ЭТО МЫСЛЬ?
Медитация : Каждый раз, когда вам в голову приходит мысль, спрашивайте: «Чья это мысль?»
Практика:
Я прошу вас медитировать около семи-десяти минут. Просто наблюдайте за мыслями, приходящими вам в голову, и задавайте себе вопрос: «Чья это мысль?» Все мысли приходят к нам из одного разума. О некоторых из них вы говорите: «Это моя мысль», о других вы говорите: «Это не моя мысль». Я прошу вас спрашивать: «Чья это мысль?»
Мысли постоянно текут сквозь вас. Этот вопрос поможет вам заметить, что приходит вам в голову. Наблюдайте за тем, что происходит, когда вы задаете себе вопрос в течение нескольких минут. Продолжайте спрашивать: «Чья это мысль? Чья это мысль?» Затем наблюдайте за мыслями. Просто наблюдайте.
Одна ученица рассказала: «Сначала это было забавно, потому что у меня образовалась сплошная мысленная каша, когда я попыталась задавать нужный вопрос. Затем я начала беспокоиться о результате моих мыслей и о том, несу ли я за них ответственность. И тогда все словно рассыпалось». Я спросил ее: «Чья это мысль? Ты не можешь контролировать мысль, которая придет к тебе через пять минут, зачем же пытаться контролировать мысль, которая пришла к тебе сейчас?» Свами Пракшананда как-то сказал: «Вы не можете точно знать даже то, когда вам в следующий раз захочется в туалет. Поэтому будь что будет. Просто наблюдайте».
Другой ученик сказал: «Вначале я испытывал странное чувство: я словно думал не словами. Мое тело было мыслью, моя душа была мыслью, каждый звук был мыслью. Сначала я думал, что это и есть осознанность, но потом я понял, что нет никакой разницы между мыслью, выраженной словами у меня в голове, и диваном, на котором я сижу, как ни назови и то, и другое». Я сказал ему: «Ты прав: просто диван немного тверже и прочнее, но и он всего лишь мысль».
Еще один ученик заметил: «Мы уже работали над печалью и страхом и над тем, как отпустить эмоции после того, как мы осознаем их. Как насчет чувства вины?» Я сказал, что сначала нужно понять, что такое вина. Вина это обида, обращенная на себя . Поэтому сначала вам нужно направить энергию в нужную сторону. Иными словами, если я обижен на кого-то и не могу выразить эту обиду, я обращаю ее на себя. Это означает, что я обращаю обиду на себя вместо того, чтобы выразить ее, и таким образом получаю вину.
Если бы я почувствовал вину, то прежде всего я бы направил энергию туда, куда следует. Для этого я бы начал произносить фразы: «Я обижен…», каждый раз заполняя пробел. Это по крайней мере меняет направление энергии. Она начинает двигаться к тому человеку, на которого вы обижены. Это один способ. Он достаточно прост. Если речь идет о депрессии, тогда более чем вероятно, что вы направляете на себя злость или сопротивляетесь какому-то переживанию. Поэтому вам следует либо позволить себе испытать злость и гнев, либо осознать, какому переживанию вы сопротивляетесь и пережить его. С обидой работать несколько легче, чем с депрессией. Чем глубже депрессия, тем сильнее спрятанные под ней злость или сопротивление. На санскрите депрессия описывается как недостаточное количество шакти , или «энергии». «Э» означает «экстра», наружу. Эмоция — это движение наружу. Когда вы испытываете эмоцию и не выражаете ее, вы тратите очень много энергии на сопротивление этой эмоции . Отсюда и депрессия.
КТО НАБЛЮДАЕТ?
Медитация : Когда к вам в голову приходит мысль, спрашивайте: «Кто наблюдает?». И отвечайте: «Я».
Если вы обратите внимание на то, что происходит в вашей голове, вы заметите, что вы постоянно наблюдаете за своими мыслями. Кто именно наблюдает за своими мыслями? Я. Кто свидетель ваших переживаний? Я. Кто свидетель происходящих с вами событий? Я. В конце концов вы поймете, что Я — это тоже всего лишь концепция. Как и квантовая теория, представление о свидетеле, или наблюдателе, просто еще одна система убеждений. Вы верите, что вы существуете отдельно от других людей или вещей. Отсюда и все ваши проблемы!
В книге Нисаргадатты Махараджа «Семена Сознания » сказано: «Как только вы верите идее “Я СУЩЕСТВУЮ”, вы сразу же верите и идеям: “Я мужчина, я женщина, я должен заниматься всеми этими вещами, я нуждаюсь в том-то и том-то”. Поэтому нам следует убрать главную идею “Я СУЩЕСТВУЮ”, из которой произрастают все остальные».
Махарадж предлагает использовать идею «Я СУЩЕСТВУЮ» в начале пути в качестве семени, из которого вырастет ваше личное сознание .
Ученик спросил меня: «А если я вообще не чувствую никакого смысла в словах “Я СУЩЕСТВУЮ”?» Я ответил: «А его и нет. Это просто концепция». Он возразил: «Но это действительно странно: знать, что ты живешь на физическом плане, и одновременно чувствовать, что ты не существуешь». Я ответил: «Ты веришь, что ты существуешь отдельно от всего остального. Кто именно существует отдельно? Ты веришь в то, что ты сам по себе, и это рождает конфликт». «Но ведь очень сложно действовать, если не верить в то, что ты живешь сам по себе», — сказал он. Я спросил: «Иными словами, ты говоришь, что тебе сложно действовать и ты не способен на это?» Воистину «я» есть то, с чем я отождествляюсь.
Вы можете отождествиться с концепцией «Мне тяжело действовать. О Господи, это так тяжело! У меня просто руки опускаются», — и тому подобной чушью. Все, во что вы верите, ограничивает вас. Поэтому я делаю все возможное, чтобы не внушать вам никаких убеждений, поскольку отождествившись с убеждением: «Это так сложно, у меня никогда ничего не выйдет», вы испытаете чувство беспомощности и безнадежности, так как любое переживание начинается с мысли. Одна из суфийских практик заключается в том, чтобы жить, не чувствуя себя отделенным от остального мира.
Поскольку все, с чем вы отождествляетесь, ограничивает вас, вы можете отождествиться с вашей отделенностью и почувствовать ее в полной мере. Вы также можете наблюдать за мыслью: «Я существую и я не существую». В «Авадхут Стотрам» сказано, что в этом состоянии не-состояния не нужно принимать или отвергать что бы то ни было. Оно остается за пределами отличительных признаков, качеств и представлений о существовании и несуществовании. В индийской философии рассматриваются четыре состояния: бодрствование, сон, глубокий сон без сновидений и трансцендентное состояние, называемое «Турийя», в котором происходит наблюдение за остальными тремя состояниями. Несколько лет назад во время медитаций мне много раз казалось, что я не засыпал, но когда «я» смотрел на часы, то обнаруживал, что пролетело несколько часов. Внезапно я понял, что я был свидетелем состояния глубокого сна. Я понял, что я действительно не спал: спали мое тело и мой ум. Это и есть четвертое состояние. Для того, кто находится в этом состоянии осознания, все остальные состояния (бодрствование, сон и глубокий сон без сновидений) представляются одним и тем же состоянием, потому что такой человек пребывает в постоянном непрерывном состоянии осознанности.
Выслушав это, ученик спросил меня, происходит ли что-нибудь с «я» во время сна. Я ответил, что во время глубокого сна без сновидений никакого «я» не существует. Согласно «Веданте », в состоянии бодрствования, сна и глубокого сна без сновидений «я» возникает из пустоты и возвращается в пустоту. Периоды существования чередуются с периодами несуществования. Согласно Джнани, реально лишь постоянное , а преходящее и мимолетное нереально. Следовательно, постоянное и реальное пребывает за пределами наблюдателя, а все остальное мимолетно и нереально .
Ученик спросил меня, можно ли называть «свидетеля» другим словом, например, «душой». Я сказал: «Я не хочу слишком много внимания уделять теориям. Я хочу, чтобы ты медитировал и обрел собственный опыт. Тогда ты сам найдешь подходящие слова. Я считаю, что “душой” называют место, куда помещают все впечатления и воспоминания. Вот и все. Она существует во времени и пространстве, имеет свою начало, середину и конец. Задай себе вопрос: кто наблюдает за душой? Я видел то, что называют душой, или причинным телом. Кто наблюдает за причинным телом? Кто занимается этим сейчас? Кто всегда находится здесь? Ведь причинное тело тоже имеет свое начало, середину и конец»
Я жил в одной квартире со Свами Пракшанандой Махараджем в 1978 году. К нему пришла женщина, которая видела необыкновенно яркие цвета во время медитации и хотела узнать, что это означает. Он долго беседовал с ней об этих ярких цветах, а затем сказал: «Не важно, какие цвета вы видите. Важно, кто наблюдает за этими цветами. Найдите его ».
Причинное тело находится в состоянии глубокого сна без сновидений. В нем скрыты все ваши впечатления. Ученик спросил меня, является ли оно нашей глубинной сущностью. «Ну, — ответил я, — это один из уровней: глубочайший уровень индивидуальной сущности, но все равно это лишь индивидуальная сущность . Причинное тело содержит все впечатления. Кто наблюдает за ними?» Я много раз наблюдал за своим причинным телом; я видел, как я умираю и рождаюсь вновь. Я наблюдал, как мое причинное тело совершает множество разных действий. С помощью вопроса: «Кто наблюдает за всем этим?» я пришел к пониманию того, что Я пребываю за пределами причинного тела, оставаясь реальным и постоянным, а мое причинное тело возникает из ПУСТОТЫ и возвращается в ПУСТОТУ .
«Я» наблюдал за этим. «Я» всегда оставался здесь во время наблюдения. «Я» был свидетелем. С другой стороны, вы считаете, что вы рождались, умирали и вновь рождались. Но кто наблюдает за рождением и смертью, когда вы вспоминаете о них? Я всегда могу спросить себя: «Могу ли я вспомнить время, когда меня не было?» Если вы действительно осознаете ваши переживания, в этом вопросе для вас не будет ничего мистического. Вы поймете, что вы были всегда. Вы можете отождествиться с вечным и реальным «Я», либо со всем остальным, возникающим и исчезающим.
Меня спросили: «В чем смысл существования самости во Вселенной?» — «Ответить в десяти словах или меньше? У меня нет ответа». Ум всегда хочет понять смысл. Такова природа ума. Но кто наблюдает за ним? Однажды кто-то спросил Нисаргадатту Махараджа: «Есть ли цель в жизни?» — «Нет . Следующий вопрос».
Практика:
Я прошу вас около семи-десяти минут, когда что-либо приходит вам в голову, задавали себе вопрос: «Кто наблюдает?» Ответ: «Я». Каждый раз, когда вас посещает мысль, спрашивайте: «Кто наблюдает?» — «Я». «Кто наблюдает?» — «Я». Если хотите, вы можете произносить это вслух.
Мои ученики обнаружили, что эта медитация помогла им обнаружить много вопросов, которые они считали погребенными глубоко в душе. Один ученик рассказал мне: «Я словно возвращался к прежним паттернам, которые считал давно забытыми. Они возникали один за другим».
Когда к вам приходит мысль, спрашивайте: «Кто наблюдает?» и отвечайте: «Я».