Выбор темы контрольной работы
Министерство образования и науки российской федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Оренбургский государственный институт менеджмента»
Кафедра теории управления и маркетинга
Ю.В. БОГОДУХОВА, Н. Н. ТЕРЕХОВА
МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Методические рекомендации
По выполнению контрольных работ
Оренбург
УДК
ББК
Б
Обсуждены на заседании кафедры «Теории управления и маркетинга» от 31 августа 2011 г., протокол № 1.
Одобрены Учебно-методическим советом от __ _________ 2011 г., протокол № _.
Составители: Ю. В. Богодухова, Н. Н. Терехова.
Б | Богодухова Ю. В. Методы принятия управленческих решений: метод. рекомен. по выполнению контр. работ / Ю. В. Богодухова, Н. Н. Терехова. – Оренбург : ОГИМ, 2011. – 17 с. |
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Методы принятия управленческих решений» содержат варианты контрольных работ, рекомендации по оформлению и содержанию структурных элементов контрольной работы, указания по выбору своего варианта работы, рекомендации по проведению исследования, список учебной литературы, которая может быть использована при выполнении контрольной работы.
Рекомендации адресованы студентам, обучающимся в институте по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент».
УДК
ББК
© Богодухова Ю. В., Терехова Н.Н., составление, 2011
© ФГБОУВПО «ОГИМ», 2011
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………... 1 Выбор темы контрольной работы ……………………………………….. 2 Требования к содержанию и оформлению контрольной работы…......... 3 Оценка контрольной работы …………………………….……………….. Библиографический список……………………………………….……….... Приложения………………………………………………………………….. |
Введение
Дисциплина «Методы принятия управленческих решений» относится к циклу математических и естественно-научных дисциплин (Б2) и к базовой части профессионального цикла (Б3), предназначенной для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 – «Менеджмент».
Цель дисциплины: сформировать у студентов готовность к профессиональной деятельности, умение использовать современные приемы и методы разработки, принятия и оптимизации управленческих решений в условиях конкурентной среды.
Задачи дисциплины:
· теоретическое освоение студентами знаний в области разработки и принятия управленческих решений;
· приобретение систематических знаний в области теории и практики разработки и принятия управленческих решений;
· изучение прогрессивных теорий в области разработки и принятия управленческих решений;
· изучение опыта зарубежных организаций по принятию управленческий решений и определение возможности его использования в работе российских компаний;
· понимание механизмов разработки и принятия управленческих решений, соответствующих реальной социально – экономической действительности;
· приобретение практических навыков сбора, обработки и анализа информации о факторах внешней и внутренней среды для разработки и принятия управленческих решений на уровне бизнес – организации, органов государственного и муниципального управления;
· приобретение навыков творческого осмысления постоянно изменяющейся социально - экономической действительности и поиска самостоятельного решения нестандартных управленческих проблем.
В результате освоения дисциплины «Методы принятия управленческих решений» обучающийся должен:
знать:
· понятийный аппарат в области разработки управленческого решения;
· требования к качеству управленческих решений;
· технологию разработки и реализации управленческих решений;
· методы анализа, прогнозирования и экономического обоснования управленческих решений.
уметь:
· выявлять управленческую проблему;
· осуществлять информационное обеспечение процесса разработки решений;
· разрабатывать возможные направления действия для решения проблемы;
· осуществлять оценку альтернатив;
· учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности;
· выбирать и обосновывать рациональные (оптимальные) варианты действия для решения проблемы;
· находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готов нести ответственность за их результаты;
· организовывать и контролировать выполнение решения.
владеть:
· методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
· математическими, статистическими и количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач;
· методами анализа экономической и социальной эффективности деятельности подразделений по управлению;
· методами оценки экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления.
Одной из форм самостоятельной работы студентов является контрольная работа, которая представляет собой обобщение и систематизацию материала по учебной дисциплине, полученного как на занятиях, так и в процессе самостоятельного изучения.
Разработка темы контрольной работы позволит студенту более эффективно подготовиться к сдаче экзамена по изучаемому курсу, освоить один из теоретических разделов программы учебной дисциплины, сформировать навыки проведения исследования, сформулировать свое видение проблем и способов их решения, найти оптимальные средства структурирования текста для достижения поставленной цели.
Настоящие методические рекомендации содержат варианты контрольных работ, рекомендации по оформлению и содержанию структурных элементов контрольной работы, указания по выбору своего варианта работы, рекомендации по проведению исследования, необходимого для верного выполнения контрольной работы, и список учебной литературы, которая может быть использована студентами в процессе работы.
Выбор темы контрольной работы
Тема (вариант) контрольной работы выбирается студентом согласно последней цифре его зачётной книжки.
Таблица 1 – Варианты контрольных работ
Последняя цифра номера зачетной книжки студента | Номер варианта темы контрольной работы | Задание |
Вариант 1 | 1. Влияние личностных качеств человека на процесс принятия УР. 2. Управленческие решения и организация их выполнения. 3. Использование моделей процесса принятия решений в практике менеджера. | |
Вариант 2 | 1. Современные методики расчета эффективности УР. 2. Основные этапы разработки и реализации управленческого решения. 3. Методы прогнозирования и их роль в процессе принятия УР. | |
Вариант 3 | 1. Методы повышения эффективности разрабатываемых УР. 2. Охарактеризовать методы «стоимость – эффективность» и «затраты - прибыль» при принятии УР. 3. Характеристика различий между стратегическим и тактическим планированием. | |
Вариант 4 | 1. Влияние паники на подготовку и реализацию управленческих решений. 2. Современная система управления качеством УР. 3. Неопределенность и риск управленческих решений. Риск-менеджмент. | |
Вариант 5 | 1. Значение экспертных (количественных и качественных) оценок при принятии управленческих решений. 2. Взаимосвязь стратегии и тактики организации, их влияние на процесс принятия УР. 3. Роль оценивания при выработке и принятии управленческих решений. | |
Вариант 6 | 1. Разработка УР в условиях неопределенности и риска. 2. Метод сценариев и его реализация. Критерий оценки точности прогноза. 3. Роль УР в управлении, модель организации. | |
Вариант 7 | 1. Прогнозирование: понятие, сущность. Классификация основных методов прогнозирования. 2. Современные технологии, используемые при разработке управленческого решения. 3. Основные управленческие функции в организации. | |
Вариант 8 | 1. Управленческие решения: понятие, роль в современных организациях. 2. Методы генерирования альтернативных вариантов управленческих решений. 3. Подходы и процессы формирования целей организации в практике управления. | |
Вариант 9 | 1. Разработка управленческого решения как главная функция деятельности руководителя. 2. Особенности индивидуальных и групповых управленческих решений. 3. Стили принятия управленческого решения. | |
Вариант 10 | 1. Организация контроля за исполнением УР: виды, сущность и эффективность. 2. Конфликтология в процессе принятия управленческого решения. 3. Контроль реализации управленческих решений. Кто осуществляет контроль? |
2 Требования к содержанию и оформлению
контрольной работы
Контрольная работа должна быть выполнена с применением печатающих устройств на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Текст рукописи печатается с соблюдением следующих размеров полей: верхнее - 1,5 см; левое - 3,0 см; нижнее - 2,0 см; правое - 1,0 см.
При наборе текста рекомендуется использовать тип шрифта «Times New Roman Cyr», размер 14. Режим выравнивания - по ширине. Междустрочный интервал - одинарный. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен 1,25 см. Не допускается оформление абзацного отступа табулятором или пробелами.
Номера страниц проставляются арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки.
Общий объем контрольной работы составляет 15-17 страниц (без приложений).
Контрольная работа должна включать в себя следующие элементы:
· титульный лист;
· оглавление;
· введение;
· основная часть;
· заключение;
· библиографический список;
· приложения.
Титульный (регистрационный) лист - начальный лист контрольной работы оформляется стандартно для всех студентов заочной формы обучения (см. Приложение А). Титульный лист включается в общее количество страниц работы, но не нумеруется.
Оглавление - обязательный элемент, служащий для ориентации в контрольной работе и указывающий заголовки. В оглавление включают все структурные элементы работы, в том числе порядковые номера и наименования всех структурных единиц основного текста, с указанием номера страниц, на которых они начинаются.
Введение - структурная часть контрольной работы, вводящая читателя в суть ее проблематики. Объем введения должен составлять 1-2 страницы печатного текста.
Во введении автор должен кратко обосновать актуальность доставшейся ему темы контрольной работы, т.е. обозначить степень ее важности в данный момент; сформулировать цель и задачи работы, учитывая, что целью является раскрытие темы контрольной работы, решение определенной проблемы, а задачами - этапы достижения цели.
Во введении должны быть также определены объект и предмет исследования. Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблему, избранную для изучения. Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта. Он включает только те отношения и связи, которые исследуются в работе. При определении предмета исследования следует ответить на вопрос: «Какие отношения или элементы, или свойства, или функции данного объекта подлежат изучению?».
Теоретический блок (основная часть) должен представлять собойрезультат анализа и синтеза совокупности теоретических источников по выбранной теме, и содержать обзор современных концепций разных авторов, обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития исследуемой в контрольной работе проблемы.
Материалы основной части группируются в относительно законченные проблемно-тематические крупные структурные единицы: главы, параграфы, подпараграфы, которые должны иметь порядковую нумерацию арабскими цифрами в пределах всего текста.
Кроме структурных единиц в основном тексте могут быть использованы и другие элементы: заголовки, перечисления, таблицы, рисунки, формулы, библиографические ссылки.
Заголовок-обозначение структурной части основного текста контрольной работы (главы, параграфа, таблицы и др.). Заголовки четко и кратко должны отражать содержание структурной единицы основного текста.
Заголовки «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Библиографический список», а также заголовки глав контрольной работы записывают полужирным шрифтом, размер - 16, с первой прописной буквы, располагая в центре поля страницы. Заголовки параграфов и подпараграфов записывают полужирным шрифтом, размер - 14, с первой прописной буквы, располагая в центре поля страницы. Переносы в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой.
Расстояния между заголовками структурных единиц и предыдущим текстом должно быть равно двум интервалам; расстояние между заголовком и текстом структурной единицы - один интервал.
Перечисления – фрагмент текста, состоящий из предупреждения о том, что далее последует перечисление понятий, предметов или действий и из самих этих элементов, обозначаемых нумерованными, маркированными (графическими) или литерными знаками.
Нумерованные знаки применяются для обозначения последовательности этапов, крупных единиц. Например:
1. Ххххх.
2. Ххххх.
3. Ххххх. и т.д.
Маркированные и литерные применяются для равнозначных и не выделяющихся по смыслу по значимости от основного текста перечислений. В качестве графического элемента в маркированных перечислениях используется только заштрихованный кружок. Например:
· ххххх;
· ххххх;
· ххххх; и т.д.
Литерные знаки оформляются следующим образом:
а) ххххх;
б) ххххх;
в) ххххх; и т.д.
Каждый пункт, подпункт перечисления записывают с абзацного отступа.
Для наглядности в тексте могут использоваться таблицы, рисунки.
Таблицу или рисунок помещают под текстом, в котором впервые дана на них ссылка или на следующей странице. Если таблица или рисунок большого формата, то их целесообразно вынести в приложение. Ширина таблицы должна соответствовать ширине текстового блока. Рисунки должны быть вставлены в текст командой «Вставка - Рисунок». Таблицы и рисунки нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Слово «Таблица» и ее заголовок указывают один раз с абзацного отступа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы. Если таблица большого формата (более 2/3 листа), то ее целесообразно вынести в приложение.
Слово «Рисунок» и его заголовок указывают с абзацного отступа непосредственно под самим рисунком.
Формулы должны быть оформлены в редакторе формул Equation Editor и вставлены в документ как объект. Для написания формул в качестве символов следует использовать общепринятые обозначения. Пояснения символов и числовых коэффициентов, включенных в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Размеры шрифта для формул: обычный - 14пт, крупный индекс - 10пт, мелкий индекс - 8пт, крупный символ -
20 пт, мелкий символ - 14 пт.
Библиографическая ссылка - элемент контрольной работы, содержащий указания на источник, в котором разъясняются или уточняются сведения, приводимые в основном тексте работы. В контрольной работе возможно использование только внутритекстовых ссылок. Такие ссылки являются частью основного текста. В этом случае сразу после окончания цитаты в квадратных скобках приводятся номер издания по списку и страница, на которой находится цитата, например: «Ситуационные теории дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях» [4, с.32]. Точка ставится после ссылки.
Заключение-структурная часть контрольной работы, завершающая ее, где подводятся итоги, делаются обобщения, выводы, которые должны быть сформулированы в виде кратких, четких утверждений. Объем заключения 1-2 страницы.
Взаключении излагаются и обобщаются основные выводы и предложения, вытекающие из содержания работы и полученных результатов. Здесь автор делает заключение о том, раскрыта ли тема, достигнута ли цель и решены ли поставленные задачи, а также даёт рекомендации о путях дальнейшего исследования в этой области, какие проблемы остались не решёнными, предполагает возможные пути их решения. Высказывает пожелания по поводу перспектив дальнейшей работы в изучаемой области.
Библиографический список должен содержать сведения об источниках, использованных при написании контрольной работы: цитируемых, упоминаемых и т.д. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», введенного с 1 июня 2004 года.
Библиографический список должен содержать отечественные и зарубежные источники, в т.ч. опубликованных в периодических изданиях за последние 3-5 лет; включать разнообразные виды изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, производственно-практические, периодические и др.
Большое значение имеет правильное библиографическое описание документов и рациональный порядок расположения их в списке. Следует соблюдать алфавитный принцип расположения источников, при котором записи размещают по алфавиту фамилий авторов или заглавий документов. После определения места источника в списке в соответствии с выбранным принципом расположения каждое библиографическое описание нумеруется арабскими цифрами.
Библиографический список контрольной работы должен содержать не менее 10 источников и располагаться в конце работы перед приложениями. Примеры оформления использованных источников приведены в приложении Б.
Приложения оформляются как продолжение контрольной работы на последующих ее листах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием вверху с правой стороны слова «Приложение» и его обозначения. Приложения обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё,З,Й,О,Ч,Ь,Ы,Ъ. В тексте контрольной работы на все приложения обязательно должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.
Оценка контрольной работы
Оценка «зачтено» выставляется студенту за контрольную работу в том случае, если:
· достигнута цель контрольной работы, решены поставленные в начале работы задачи, определены объект и предмет исследования;
· в работе обобщен отечественный (и зарубежный) опыт по исследуемой теме, представлена собственная точка зрения автора;
· материал контрольной работы изложен четко, логично, последовательно;
· содержание и оформление контрольной работы соответствует установленным требованиям.
Оценка «не зачтено» выставляется студенту за контрольную работу при наличии хотя бы одного из ниже перечисленных недостатков:
· полностью или в значительной части работа выполнена путем механического переписывания учебников;
· при изложении материала контрольной работы нарушена логическая последовательность, приводятся устаревшие данные и недостаточно правильные формулировки;
· выявлены существенные ошибки, свидетельствующие о том, что содержание темы контрольной работы не раскрыто и основные вопросы учебной дисциплины не усвоены;
· контрольная работа выполнена не по своему варианту;
· контрольная работа не соответствует установленным требованиям (несоблюдение правил оформления).
Библиографический список
При выполнении контрольной работы, студентами могут быть использованы следующие источники:
1. Балдин К. В. Управленческие решения / К.В. Балдин, В.Б. Уткин, С.Н. Воробьёв. – М. : Дашков и К, 2008. - 278с.
2. Бражко Е.И. Управленческие решения: Учеб. пособие / Е. И. Бражко, Г.В. Серебрякова, Э. А. Смирнов. – М. : РИОР, 2010. - 306с.
3. Лифшиц А.С. Управленческие решения / А.С. Лифшиц. - М.: КноРус, 2009. - 289с.
4. Юкаева В.С. Управленческие решения: Учеб. Пособие / В. С. Юкаев. – М . : Дашков и К, 2009. - 274с.
5. Бабенко Т.И.Методы принятия управленческих решений / Т. И. Бабенко, С. В. Барабаш. – Новосибирск: СО РАН, 2006. - 288с.
6. Зайцев М.Г. Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы / М.Г. Зайцев, С.Е. Варюхин. - М. : Дело, 2007. - 198с.
7. Зуб А.Т. Принятие управленческих решений. Теория и практика. Учебное пособие / А. Т. Зуб. - М.: Форум, 2010. - 367с
8. Карданская Н.Л. Управленческие решения: Учебник / Н. Л. Карданская.– 3-е изд.- М. : Юнити, 2009. - 349с.
9. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения : учебник / Б. Г. Литвак – М. : Дело, 2008. – 345с.
10. Орлов А. И. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений / А. И. Орлов. - М. : МарТ, 2008. - 205с.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА»
Кафедра _______________________________________________
(наименование)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине _________________________________________________
(название)
на тему: ______________________________________________________
Выполнил(а) студент(ка)
__________ формы обучения
направления (специальности)
___________ «___________________________________________________»
(код) (наименование)
_______ курса _______ группы _____________ /___________________/
(индекс) (подпись) (Ф.И.О.)
Отметка ________________
Рецензент работы
___________ кафедры____________ ____________ /_________________/
(должность) (наименование) (подпись) (Ф.И.О.)
Оренбург
20__
Приложение Б