Обоснования морали в этических теориях
Механизм повышения отдачи, результативности управленческих усилий основан на признании неформального авторитета управляющего, в том числе его морального лидерства.
За руководителем, которого уважают, принимают за образец, любят, наконец, люди идут легко и охотно (часто и неосознанно). Оказывать подобное влияние на людей может лишь тот лидер, который сам высоко их ценит, а значит, способен действительно стимулировать и двигать вперед своих последователей.
На управляющем лежит ответственность за собственное нравственное развитие, подкрепленное знаниями этических концепций.
В основе управленческой этики лежит требование уважения к реальному человеку, его достоинству и правам. Вряд ли можно предположить существование специфических категорий этики менеджмента, – все они заимствованы из общей теории морали.
Мораль рассматривается социальной философией как один из основных способов неформальной регуляции деятельности и поведения людей во всех областях общественной жизни.
Это система принципов, правил, оценок поведения людей и социальных явлений, признанных и разделяемых членами культурной общности. В таком понимании мораль воплощается в моделях суждений о добре и зле, справедливости и порядке.
Моральные чувства и представления выражаются в разнообразных действиях, в которых проявляется отношение человека к другим людям, самому себе, обществу в целом.
Нравственные нормы и ценности передаются в рамках культурной традиции от поколения к поколению и имеют в какой-то степени объективный статус. Индивид в этом смысле не создает собственных правил, он может их выбирать, в определенной степени усваивать или не принимать их. Правильность моральной позиции часто принимается без рациональных аргументов, на интуитивном уровне.
Этика – область теоретического знания, предметом которого является мораль.
В ней рассматриваются те или иные аргументы в пользу определенной нравственной позиции, приводятся обоснования (доказательства) ценностного суждения.
Субъектами теоретического морального сознания являются представители профессий, связанных с воспитанием и обучением, с трансляцией культурного и идейного наследия (философы, священнослужители, учителя, писатели).
Профессиональная этика (или функционально-ролевая)
относится к подразумеваемому набору норм или кодексу поведения, которым руководствуются принимающие решение в своих профессиональных ролях.
Она должна оказывать полезное влияние при разрешении возникающих этически спорных вопросов в профессиональной сфере.
Профессиональная этика сосредоточена на дилеммах, противоречиях между универсальной этикой и функционально-дифференцированными нормами.
Принципы персональной этики
основаны на так называемых общечеловеческих ценностях, проявляющихся во всех мировых религиях, – любви и сострадании, выражающихся как "беспокойство за благополучие других"
и отражающих общие ожидания каждого человека.
Они включают:
· беспокойство за благополучие других людей;
· уважение права других быть самостоятельными;
· честность;
· справедливость (в том числе отказ от несправедливого преимущества перед другими);
· добровольное подчинение закону (кроме гражданского неповиновения);
· возможность приносить пользу (благотворительность и милосердие);
· предупреждение вредных последствий.
Принципы профессиональной этики
характеризуют бремя дополнительной этической ответственности в рабочих, деловых отношениях.
К ним можно отнести:
· беспристрастность, объективность;
· должное старание (обязанность заботы);
· прямоту;
· точное исполнение обязанностей, дисциплина;
· конфиденциальность;
· терпимость (избегание неконструктивных конфликтов).
Для руководителей высокого уровня, имеющих возможность влияния на общество, дополнительные обязательства включают в себя определенные глобальные принципы:
- социальной ответственности;
- заботы о сохранности окружающей среды;
- взаимозависимости и ответственности за
целостность;
- уважения культурного наследия.
Сообщества тех профессионалов, специальная деятельность которых непосредственно влияет на судьбы и саму жизнь людей, оказываются перед необходимостью разработки собственных этических кодексов.
В связи с нарастанием процессов модернизации, глобализации, либерализации, институциализации менеджмента появляется потребность кодификации организационных культур.
Функции кодексов
Этические (по сути – поведенческие) кодексы служат средством закрепления, формализации специфики данной субкультуры, а именно:
- закреплять особый социальный статус или авторитет
сообщества/организации;
- способствовать процессам групповой идентификации, а
также самоидентификации индивида
- содействовать ускоренной адаптации к условиям и
вживания в архетипы;
- обеспечивать продуктивное взаимодействие в его
оптимальных формах;
- систематизировать и объяснять историко-научные
сведения, характеризующие специфику
профессиональной деятельности (управление знаниями);
- фиксировать способы жизненно-практического
усвоения новаций, творческих достижений (когнитивная
социализация);
- защищать социальный порядок, устои в условиях
нестабильности, угрозы аномии;
а следовательно, выполнять функцию сохранения устойчивости развития, преемственности, т.е. - скорее консервативную.
В системе организационной культуры этико-поведенческие кодексы закрепляют ценностно-нормативный минимум; прямо указывают на социализирующую функцию организационных отношений; служат формализованным инструментом разрешения конфликтов.
При формировании этических кодексов следует учитывать, что слишком жесткая регламентация поведения приучает служащих во всем опираться на правила (автоматизм выполнения предписаний, отказ от морального выбора), сковывает инициативу, ослабляет волю.