Раскройте и проанализируйте методологические принципы современной психологии
1. Методологические принципы психологии
Рассмотри более подробно принцип системности, принцип активности, принцип детерминизма и принцип развития.
Принцип системности в психологии – (греч. systema – составленное из частей) методологический подход к анализу психических явлений, рассматривающий соответствующее явление как систему, не сводимую к сумме своих элементов и обладающую структурой, свойства элементов которой определяются их местом в ней.
Принцип активности – принцип психологии, предполагающий, что личность является активным субъектом преобразования мира.
Человек, как субъект деятельности, может по-разному к ней относиться – он может быть ее простым исполнителем, а может быть ее зачинателем, инициатором, активным участником. Обычно различают активность ситуативную, произвольную, надситуативную (превышающую требования ситуации), поисковую. Она может быть устойчивой, эпизодической,
Принцип детерминизма – принцип, предполагающий причинную обусловленность психических явлений. Детерминизм (от лат. determinare – определять) – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих факторов.
Согласно принципу детерминизма, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно
Принцип развития (психики) – принцип, предлагающий рассматривать развитие как взаимосвязь изменений психических явлений и порождающих их причин. То есть психическая деятельность не может быть правильно понята и адекватно объяснена, если ее рассматривают статично, вне движения, изменения и развития.
Это развитие может рассматриваться в двух планах: в плане исторического развития человека вообще и в плане развития отдельной личности в процессе ее жизни.
4-Проанализируйте развитие психики в онтогенезе и филогенезе. Дайте понятие психики, расскажите о подходах к ее изучению.
Как пишет Немов Р. С., мы должны обратить внимание на одну важную особенность психики человека - человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Таким образом, специфически человеческие проявления (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.
Психика развивается и в онтогенезе, и в филогенезе. Онтогенез - развитие человека на протяжении его жизни, процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез - формирование основных структур психики индивида в течение его детства. Изучение онтогенеза - главная задача детской психологии (составная часть возрастной психологии). Айсмонтас Б. Б. считает, что онтогенез психики - это развитие психики от рождения до конца жизни индивида. В онтогенезе формируется сознание
Филогенез - историческое формирование организмов. В психологии филогенез понимается как: 1) процесс возникновения и исторического развития, т. е. эволюции психики и поведения животных; 2) процесс возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.
Филогенез изучают зоопсихология, этнопсихология, историческая психология, а также антропология, этнография, история и др. социальные дисциплины. Основные проблемы при изучении филогенеза таковы: 1) выделение главных этапов эволюции психики животных - в связи с особенностями среды обитания, строения нервной системы и пр., здесь одной из самых известных остается схема К. Бюлера: инстинкт - навык - интеллект; 2) выявление общих факторов эволюции - условий перехода от этапа к этапу; 3) выделение главных этапов эволюции форм сознания - в связи с особенностями производственной деятельности, социальных отношений, культуры, языка и пр.; 4) установление соотношения основных этапов филогенеза - в частности, человеческой психики, и онтогенеза.
В филогенетическом развитии психики выделяются три стадии:
1. Стадия элементарной сенсорной психики (сенсорика - это ощущения) - у простейших организмов, прежде всего многоклеточных, живущих в воде. Имеет два уровня: низший и высший. Животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Сначала, на этапе низшего уровня у животного есть только раздражимость как способность реагировать на воздействия среды изменением направления и скорости движения. Двигательная активность носит хаотичный характер, не целенаправленный.
Затем, на этапе высшего уровня развития сенсорной психики, у животного появляется чувствительность как способность реагировать на свойства среды и позволяющая иметь ощущение. Двигательная активность приобретает целенаправленный характер, поисковый (пищи, безопасности).
2. Стадия перцептивной психики (перцепция - это восприятие). Имеет 3 уровня: низкий, высший, наивысший. Деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а предметами в целом. Воспринимаются не отдельные факторы, а целостные образы
3. Стадия интеллекта. Так называется наивысший уровень перцептивной психики. На наивысшем уровне в практической деятельности появляется способность к ориентировочно-исследовательской деятельности и её подготовке. Животные способны находить решение задач, запоминать эти методы и применять их в аналогичных ситуациях. Могут создавать примитивные орудия, усматривать причинно-следственные связи. Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны
6-Расскажите о деятельности как психологической категории.
Деятельность как психологическая категория
В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности. Конечно, в различных видах деятельности — исполнительской, управленческой, научной — роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической составляющей.
Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается. Таким образом, личность в психологии рассматривается как субъект, реализующийся в деятельности, прежде всего в труде и общении.
8-Раскройте психологическую характеристику внимания.