Особенности развития ребенка в разных возрастах
Методические рекомендации по подготовке
К семинарским заняТиям для студентов ОЗО
Общая психология
ИНЯЗ ОЗО, 2 курс, 3 семестр
преп: Демидова И.Г.
Семинар 1
Психология познавательных процессов
Вопросы для обсуждения:
1. Ощущение:понятие и виды ощущений, свойства ощущений. Измерение и шкалирование ощущений. Пороги чувствительности: абсолютный, разностный, дифференциальный.
2. Восприятие:характеристика восприятия и его особенностей, свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, константность, избирательность, осмысленность). Восприятие времени, пространства, движения, формы, величины.
3. Мышление: виды мышления, типологические классификации, функциональные классификации, генетические классификации.
4. Внимание: общее представление о внимании, функции внимания; основные виды и свойства внимания (устойчивость, переключение, распределение, объем). Методы изучения и развития внимания.
5. Память: общее понятие, функции памяти. Виды памяти, характеристика процессов памяти (запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание); законы памяти. Методы изучения и развития памяти.
6. Воображение: понятие и специфика процессов, функции воображения. Виды воображения (продуктивное, репродуктивное, пассивное, активное). Специфика и взаимосвязь видов воображения. Приемы создания образов воображения. Возможности развития воображения.
Практические задания
1. Провести сравнительный анализ психических процессов
Название процесса | Сущность (специфика) | Функции | Виды (типы) | Свойства | Методы исследования | Возможности учета при организации учебной деятельности |
Ощущение | ||||||
Восприятие | ||||||
Мышление | ||||||
Внимание | ||||||
Память | ||||||
Воображение |
2.Подобрать и составить перечень мнемотехнических приемов, облегчающих запоминание материала
Литература основная
1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – С. 163-234, 247-331, 354-372.
2. Немов Р.С. Психология. – М., 1992., Т.1.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.
Литература дополнительная
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986. С. 175-191.
- Годфруа Ж. Что такое психология – М., 1992, Т.1. – С.181-194.
Возрастная психология
ИНЯЗ ОЗО, 2 курс, 3 семестр
преп: Львова О.Н.
Семинар 2
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТАХ
Вопросы для обсуждения:
- Общая характеристика младенческого, раннего, дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возрастов:
- социальная ситуация развития;
- границы возраста;
- ведущая деятельность;
- новообразования.
- Психические процессы и функции в младенческом, раннем, дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском возрастах.
Задание:
- Выделить основные линии развития личности и предличностные новообразования в дошкольном детстве.
- Определить структурные компоненты учебной деятельности и выделить их характеристику.
- Выписать понятие психологической готовности ребенка к школе и ее структурные компоненты.
- Заполнить таблицу «Особенности развития ребенка в разных возрастах»
Младенческий возраст | Ранний возраст | Дошкольный возраст | Младший школьный возраст | Подростковый возраст | Юношеский возраст | |
Границы возраста | ||||||
Ведущая деятельность | ||||||
Социальная ситуация развития | ||||||
Новообразования | ||||||
Особенности общения со взрослыми | ||||||
Особенности общения со сверстниками | ||||||
Характеристика личностных особенностей | ||||||
Особенности познавательных процессов | ||||||
Особенности эмоционально-волевой сферы |
Литература основная:
1. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995.
2. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 1997.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М., 2004.
Литература дополнительная:
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М., 1995. – С. 89-103.
- Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 171-232, 251-279.
7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. – С. 79-80.
- Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. – М., 1981. – с. 55-62.
9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1995. – С. 130-168.