Особенности развития ребенка в разных возрастах

Методические рекомендации по подготовке

К семинарским заняТиям для студентов ОЗО

Общая психология

ИНЯЗ ОЗО, 2 курс, 3 семестр

преп: Демидова И.Г.

Семинар 1

Психология познавательных процессов

Вопросы для обсуждения:

1. Ощущение:понятие и виды ощущений, свойства ощущений. Измерение и шкалирование ощущений. Пороги чувствительности: абсолютный, разностный, дифференциальный.

2. Восприятие:характеристика восприятия и его особенностей, свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, константность, избирательность, осмысленность). Восприятие времени, пространства, движения, формы, величины.

3. Мышление: виды мышления, типологические классификации, функциональные классификации, генетические классификации.

4. Внимание: общее представление о внимании, функции внимания; основные виды и свойства внимания (устойчивость, переключение, распределение, объем). Методы изучения и развития внимания.

5. Память: общее понятие, функции памяти. Виды памяти, характеристика процессов памяти (запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание); законы памяти. Методы изучения и развития памяти.

6. Воображение: понятие и специфика процессов, функции воображения. Виды воображения (продуктивное, репродуктивное, пассивное, активное). Специфика и взаимосвязь видов воображения. Приемы создания образов воображения. Возможности развития воображения.

Практические задания

1. Провести сравнительный анализ психических процессов

Название процесса Сущность (специфика) Функции Виды (типы) Свойства Методы исследования Возможности учета при организации учебной деятельности
Ощущение            
Восприятие            
Мышление            
Внимание            
Память            
Воображение            

2.Подобрать и составить перечень мнемотехнических приемов, облегчающих запоминание материала

Литература основная

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – С. 163-234, 247-331, 354-372.

2. Немов Р.С. Психология. – М., 1992., Т.1.

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.

Литература дополнительная

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986. С. 175-191.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология – М., 1992, Т.1. – С.181-194.

Возрастная психология

ИНЯЗ ОЗО, 2 курс, 3 семестр

преп: Львова О.Н.

Семинар 2

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТАХ

Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика младенческого, раннего, дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возрастов:

- социальная ситуация развития;

- границы возраста;

- ведущая деятельность;

- новообразования.

  1. Психические процессы и функции в младенческом, раннем, дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском возрастах.

Задание:

  1. Выделить основные линии развития личности и предличностные новообразования в дошкольном детстве.
  2. Определить структурные компоненты учебной деятельности и выделить их характеристику.
  3. Выписать понятие психологической готовности ребенка к школе и ее структурные компоненты.
  4. Заполнить таблицу «Особенности развития ребенка в разных возрастах»
  Младенческий возраст Ранний возраст Дошкольный возраст Младший школьный возраст Подростковый возраст Юношеский возраст
Границы возраста            
Ведущая деятельность            
Социальная ситуация развития            
Новообразования            
Особенности общения со взрослыми            
Особенности общения со сверстниками            
Характеристика личностных особенностей            
Особенности познавательных процессов            
Особенности эмоционально-волевой сферы            

Литература основная:

1. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995.

2. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 1997.

  1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М., 2004.

Литература дополнительная:

4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М., 1995. – С. 89-103.

  1. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 1996. – С. 171-232, 251-279.

7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. – С. 79-80.

  1. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. – М., 1981. – с. 55-62.

9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1995. – С. 130-168.

Наши рекомендации