Исследования тренинговых групп

Концепция исследований, касающихся тренинго-вых групп, была выдвинута в Клинике неврозов в на­чале 70-х годов в связи с общей потребностью в стра-

не в более эффективной и всесторонней форме под­готовки психотерапевтов.

Коллектив Клиники неврозов выработал на основе концепций К. Lewin и W. Bion, а также практичес­кого опыта с использованием лабораторного тренин­га в процессе научения программу тренинговых групп, используемую как первый этап подготовки психоте­рапевтов [Czabala Cz., 1979; Leder S. et al., 1979]. Программа и ее реализация были определены теоре­тической концепцией и опытом Клиники неврозов в области используемых лечебных методов. В соответ­ствии с уже рассмотренной в этом разделе теорети­ческой концепцией, знание закономерностей динами­ки групп и происходящих в них явлений признается существенным фактором в приобретении навыков пси­хотерапевтического воздействия как метод проблем­ного научения. Цель эта реализуется через собствен­ную активность участников тренинга, познание меха­низмов воздействия, через собственные переживания, познание и действие, а также благодаря ознакомлению на самом себе с действием различных терапевтических методов.

Количество участников отдельных тренинговых групп составляло от 30 до 40 человек. Работа осущест­влялась в малых группах из 10 человек на протяже­нии 7 дней.

Исследование тренинговых групп ставило своей целью изучение закономерностей функционирования малой группы и ее динамики в следующих катего­риях:

1) поведения участников, выполняемых ими в
группе ролей, взаимной перцепции;

2) специфики тренинговых групп и оценки их при­
годности для обучения проведению психотерапевти­
ческих групп.

Обследовали 95 участников психотерапевтических групп, организованных секцией психотерапии Польс­кого психиатрического общества, врачи и психологи, члены 9 малых тренинговых групп. Использовались следующие методы исследования:

1) список ролей в группе; оценка осуществлялась
тремя судьями в начале и в конце тренинга;

2) использование 5-балльной шкалы из 8 опреде­
лений для оценки взаимной перцепции в группе (шка­
ла описана выше в данном разделе); оценка осущест­
влялась участниками относительно самих себя и

остальных членов своей группы в начале и в конце тренинга;

3) социометрические выборы, выполняемые участ­никами в начале и в конце тренинга; на основе дан­ных, полученных в этих исследованиях, оказалось, что в результате тренинга наступили изменения, ка­сающиеся:

— взаимных эмоциональных отношений между
участниками тренинга (67% испытуемых изменили
свои социометрические выборы);

— поведения (46% испытуемых изменили выпол­
няемые ими роли);

— восприятия (20% испытуемых изменили оцен­
ки в шкале прилагательных).

Помимо происходящих в группе процессов, вызы­ваемых проведением тренинга, вышеуказанные изме­нения зависят также от особенностей личности участ­ников и от состава группы. Эмоциональные отношения между членами тренинговых групп обусловливаются в начале тренинга иными особенностями личности, нежели в конце его. В конце тренинга позитивные социометрические выборы получают лица более зре­лые, проявляющие желание сотрудничать, с так на­зываемым «сильным Я» [Czabala Cz., Kosewska A., 1976; Leder S. et al., 1979]. Существует определенное направление изменений в познавательной (измеряе­мой 5-балльной шкалой прилагательных) и эмоциональ­ной (измеряемой социометрическими выборами) пер­цепции. Характер тренинга и, возможно, передача тренерами определенной системы ценностей влияют на то, что члены группы после тренинга больше ценят такие свойства, как понимание других, активность, уменьшение подчиняемости и самостоятельность.

Работа Cz. Czabala (1976) имела целью анализ зависимости между особенностями личности и ригид­ностью поведения и восприятия у участников тренин-, говых групп. Было выделено и проанализировано два вида восприятия окружающих — восприятие познава­тельное и эмоциональное. Выяснилось, что изменение в познавательном восприятии были различными, не­зависимо от самой тренинговой ситуации. Ригидность перцепции зависит от некоторых особенностей личнос­ти воспринимающего лица. Это касается главным образом таких особенностей, как хорошая социальная адаптация и эмоциональная зрелость. Представляет­ся, что лица с низкой выраженностью этих качеств

характеризуются относительно большой ригидностью восприятия.

Вторая группа проблем охватывала катамнести-ческие исследования, целью которых была оценка ре­зультатов участия в тренинговых группах спустя 3— 4 года. Анализ результатов основывался на анкете, заполненной 48 участниками. На основании данных этих исследований представляется, что:

1) участие в тренинговой группе облегчает выпол­
нение профессиональной роли психотерапевта благо­
даря предоставлению теоретических знаний, демонст­
рированию новых возможностей воздействия на па­
циентов и лучшего сотрудничества с лечебным кол­
лективом;

2) тренинговые группы в относительно меньшей
степени помогают во внепрофессиональном функцио­
нировании;

3) участие в тренинге всегда протекает в атмос­
фере выраженного эмоционального переживания, свя­
занного главным образом с получением новой инфор­
мации о себе. Это оценивается участниками тренин­
га как негативные, но кратковременные последствия
тренинга.

ГЛАВА 13

Наши рекомендации