Исследования тренинговых групп
Концепция исследований, касающихся тренинго-вых групп, была выдвинута в Клинике неврозов в начале 70-х годов в связи с общей потребностью в стра-
не в более эффективной и всесторонней форме подготовки психотерапевтов.
Коллектив Клиники неврозов выработал на основе концепций К. Lewin и W. Bion, а также практического опыта с использованием лабораторного тренинга в процессе научения программу тренинговых групп, используемую как первый этап подготовки психотерапевтов [Czabala Cz., 1979; Leder S. et al., 1979]. Программа и ее реализация были определены теоретической концепцией и опытом Клиники неврозов в области используемых лечебных методов. В соответствии с уже рассмотренной в этом разделе теоретической концепцией, знание закономерностей динамики групп и происходящих в них явлений признается существенным фактором в приобретении навыков психотерапевтического воздействия как метод проблемного научения. Цель эта реализуется через собственную активность участников тренинга, познание механизмов воздействия, через собственные переживания, познание и действие, а также благодаря ознакомлению на самом себе с действием различных терапевтических методов.
Количество участников отдельных тренинговых групп составляло от 30 до 40 человек. Работа осуществлялась в малых группах из 10 человек на протяжении 7 дней.
Исследование тренинговых групп ставило своей целью изучение закономерностей функционирования малой группы и ее динамики в следующих категориях:
1) поведения участников, выполняемых ими в
группе ролей, взаимной перцепции;
2) специфики тренинговых групп и оценки их при
годности для обучения проведению психотерапевти
ческих групп.
Обследовали 95 участников психотерапевтических групп, организованных секцией психотерапии Польского психиатрического общества, врачи и психологи, члены 9 малых тренинговых групп. Использовались следующие методы исследования:
1) список ролей в группе; оценка осуществлялась
тремя судьями в начале и в конце тренинга;
2) использование 5-балльной шкалы из 8 опреде
лений для оценки взаимной перцепции в группе (шка
ла описана выше в данном разделе); оценка осущест
влялась участниками относительно самих себя и
остальных членов своей группы в начале и в конце тренинга;
3) социометрические выборы, выполняемые участниками в начале и в конце тренинга; на основе данных, полученных в этих исследованиях, оказалось, что в результате тренинга наступили изменения, касающиеся:
— взаимных эмоциональных отношений между
участниками тренинга (67% испытуемых изменили
свои социометрические выборы);
— поведения (46% испытуемых изменили выпол
няемые ими роли);
— восприятия (20% испытуемых изменили оцен
ки в шкале прилагательных).
Помимо происходящих в группе процессов, вызываемых проведением тренинга, вышеуказанные изменения зависят также от особенностей личности участников и от состава группы. Эмоциональные отношения между членами тренинговых групп обусловливаются в начале тренинга иными особенностями личности, нежели в конце его. В конце тренинга позитивные социометрические выборы получают лица более зрелые, проявляющие желание сотрудничать, с так называемым «сильным Я» [Czabala Cz., Kosewska A., 1976; Leder S. et al., 1979]. Существует определенное направление изменений в познавательной (измеряемой 5-балльной шкалой прилагательных) и эмоциональной (измеряемой социометрическими выборами) перцепции. Характер тренинга и, возможно, передача тренерами определенной системы ценностей влияют на то, что члены группы после тренинга больше ценят такие свойства, как понимание других, активность, уменьшение подчиняемости и самостоятельность.
Работа Cz. Czabala (1976) имела целью анализ зависимости между особенностями личности и ригидностью поведения и восприятия у участников тренин-, говых групп. Было выделено и проанализировано два вида восприятия окружающих — восприятие познавательное и эмоциональное. Выяснилось, что изменение в познавательном восприятии были различными, независимо от самой тренинговой ситуации. Ригидность перцепции зависит от некоторых особенностей личности воспринимающего лица. Это касается главным образом таких особенностей, как хорошая социальная адаптация и эмоциональная зрелость. Представляется, что лица с низкой выраженностью этих качеств
характеризуются относительно большой ригидностью восприятия.
Вторая группа проблем охватывала катамнести-ческие исследования, целью которых была оценка результатов участия в тренинговых группах спустя 3— 4 года. Анализ результатов основывался на анкете, заполненной 48 участниками. На основании данных этих исследований представляется, что:
1) участие в тренинговой группе облегчает выпол
нение профессиональной роли психотерапевта благо
даря предоставлению теоретических знаний, демонст
рированию новых возможностей воздействия на па
циентов и лучшего сотрудничества с лечебным кол
лективом;
2) тренинговые группы в относительно меньшей
степени помогают во внепрофессиональном функцио
нировании;
3) участие в тренинге всегда протекает в атмос
фере выраженного эмоционального переживания, свя
занного главным образом с получением новой инфор
мации о себе. Это оценивается участниками тренин
га как негативные, но кратковременные последствия
тренинга.
ГЛАВА 13