Краткий словарь психологических понятий 3 страница
Сигнальное значение — специфическое отношение абиотического стимула к биотическому, когда по наличию абиотического стимула субъект может определить присутствие в окружающей среде биотических факторов. Субъективно переживается как биологический смысл абиотического стимула.
Синхрония и диахрония — понятия, которые обозначают соответственно свойства и функции определенной системы в данный момент ее развития, с одной стороны, и историю и этапы развития этой системы, с другой.
Системное строение сознания — по Л. С. Выготскому, на разных стадиях онтогенетического развития психики человека возникают качественно отличные друг от друга специфические системы взаимосвязей психических функций. Системное развитие сознания определяется его смысловым строением — развитием речи субъекта и изменением ее функций в онтогенезе.
Смысл — способ представленности субъекту значимости для него различных явлений действительности (в том числе его собственных деяний), особенности которого определяются свойствами и структурой порождающей его деятельности субъекта. Поскольку С. принадлежит не предмету как таковому, а деятельности, постольку для дифференцированной характеристики разных смысловых образований необходимо исследовать качественно различные формы деятельности человека как индивида (природного субъекта), социального индивида (социального субъекта) и культурного субъекта (личности).
Смысловое отражение — процессы и результаты обнаружения или производства субъектом смысла, т.е. жизненной значимости для него явлений действительности.
Сознание — специфически человеческая форма ориентировки в мире, включающая в себя в качестве образцов (идеальных форм) ее обобщенные схемы, имеющие социальный и надындивидуальный характер и принятые в данной культуре в качестве средства передачи опыта (в том числе опыта действий) новому поколению входящих в культуру людей. Усваивая эти образцы, человек усваивает не только значения как способы рационального освоения и изменения мира, но и смыслы коллективной деятельности, становящиеся мотивационно-смысловым регулятором его индивидуально-неповторимой деятельности. Сознательное отражение мира субъектом отличается от иных форм его отражения тем, что субъект способен различить мир как таковой и его образ, что обусловлено социальным происхождением С. (С. «двухсубъектно»). Следствием этого является более объективное отражение мира субъектом, с одной стороны, и возможность произвольной регуляции им своих психических процессов, с другой. Усвоение имеющихся в культуре «образцовых» схем ориентировочной основы деятельности не исключает С. человеком своих собственных, отражающих опыт его индивидуально-неповторимой (и одновременно социально-осмысленной) деятельности в мире, которые впоследствии могут стать таким же образцом для последующего поколения людей.
Социальная психология — отрасль психологии, изучающая конкретные закономерности деятельности и психики человека, обусловленные его включением в различные (большие и малые) социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Социальный индивид — стадия (форма) развития человека в онтогенезе, когда способы его поведения и собственно психическая жизнь регулируются усвоенными им социальными нормами.
Специфические познавательные процессы — ощущение, восприятие, мышление, обеспечивающие различные формы познания субъектом мира.
Способности — по определению Б. М.Теплова, индивидуально-психологические особенности человека, которые обусловливают успешность или неуспешность выполнения им той или иной деятельности, и при этом не сводятся к навыкам и знаниям субъекта. С. имеют свои органические предпосылки в виде задатков (определенных анатомо-физиоло-гических структур), а их развитие тесно связано с конкретными социокультурными условиями.
Стадия интеллекта — по А. Н.Леонтьеву, третья стадия психического развития в филогенезе, когда в образе мира субъекта отражаются прежде всего межпредметные связи. Наличие отдельной С. и. в филогенезе оспаривается многими современными зоопсихологами.
Структурализм — направление интроспективной психологии сознания, созданной последователем В. Вундта Э.Б.Титченером, для которого были характерны крайний элементариэм и сенсуализм.
Субъект — носитель деятельности и познания. В онтогенезе человек последовательно проходит три стадии (формы) становления субъектно-сти: стадию индивида («природного» С), стадию социального С. и ста-
ччч
дию культурного С. Естественно, что при этом качественно изменяются формы его деятельности и ориентировки в мире.
Субъективное — термин, имеющий в психологии три основных значения. Согласно первому, разделяемому прежде всего представителями интроспективной психологии, С. есть полная противоположность объективной реальности, мир «непосредственного» опыта, который подлежит исследованию совершенно другими методами, чем собственно объективная реальность, а именно методом интроспекции. Во втором смысле слова «субъективное» означает «искаженное», «пристрастное*, «неполное» и т.п., и в этом отношении оно противопоставляется объективному (понимаемому здесь также в ином смысле слова) как «истинному», «беспристрастному», «полному». Третье значение термина «субъективное» — то, что принадлежит субъекту, выполняет конкретные функции в его жизнедеятельности, имеет вполне объективные формы существования и поэтому может быть изучено различными объективными методами (для выражения этого смысла слова «субъективный» больше подходит термин «субъектный»).
Темперамент — формально-динамические характеристики поведения и психической деятельности человека (его темпо-ритмовые характеристики, общая активность, специфические свойства эмоциональной жизни и пр.). Т. задан определенными индивидными особенностями человека (например, свойствами его нервной системы).
Трехаспектный подход к анализу научного творчества — основанный известным историком психологии М.Г.Ярошевским подход к изучению механизмов научного творчества. По его мнению, наука развивается в системе «трех координат»: 1) предметно-логической (логика развития идей и научных проблем), 2) социальной (обусловленность развития науки особенностями общественных отношений в разные исторические эпохи и — более конкретно — деятельностью научных школ как коллективов единомышленников, связанных совместной деятельностью), 3) личностной (обусловленность тех или иных открытий и изменений в науке деятельностью отдельных ученых). Для понимания логики научного открытия и научного познания вообще от историка науки требуется специальное выделение и анализ всех трех аспектов научной деятельности.
Три блока мозга — условное обозначение трех систем совместно работающих мозговых структур, каждая из которых решает свои задачи (А. Р.Лурия). Выделяются энергетический, информационный и регулирующий блоки.
Узкий локализационизм — название для одного из подходов к решению проблемы соотнесения психики и мозга, который постулирует жесткую связь между какой-либо конкретной «способностью субъекта» и строго отграниченной структурой мозга.
Уровень построения движений — система движений определенной степени сложности, которая реализуется разными анатомо-физиологиче-скими структурами. То, на каком уровне будет построено движение, зависит от поставленной субъектом двигательной задачи — цели движения, реализуемой в определенных условиях. Чем сложнее, точнее — осмысленнее, «предметнее» является двигательная задача, тем более высоким является У. п. д. и тем более «высокие» (по их месторасположению)
уровни нервной системы принимают участие в решении этой задачи и реализации соответствующих движений. Данное понятие было введено в научный оборот Н.А. Бернштейном. Всего было выделено пять У. п. д., обозначенных латинскими буквами А, В, С, Dw E.
Установка — целостное неосознаваемое состояние субъекта, выражающее его готовность совершить действие в определенном направлении. Специально изучалась в школе Д.Н.Узнадзе. Согласно А. Г.Асмолову, У. могут быть расклассифицированы по их месту в структуре деятельности и выполняемым ими функциям. Он выделял смысловые, целевые и операциональные установки, а также определенные установочные состояния органов чувств и нервно-мышечного аппарата. Установки выполняют роль стабилизатора поведения с учетом прошлого опыта субъекта.
Феномен — философская категория, служащая для обозначения явления, которое постигается в чувственном («непосредственном») опыте.
Феномен горькой конфеты — один из возможных критериев «первого рождения личности», по А.Н.Леонтьеву, и «социального индивида», по В. В. Петухову и В. В. Столину. Ребенок, выполнивший в отсутствие экспериментатора действие недозволенным способом, отказался от предложенной взрослым награды (конфеты). В свете ставшего для него значимым социального мотива конфета оказалась для ребенка «горькой» по своему личностному смыслу.
Феноменология — термин, обозначающий: 1) философское направление XX в., создателем которого был немецкий философ Э.Гуссерль, 2) круг явлений, изучаемых той или иной наукой.
Функционализм — широкое течение в психологии, представленное психологами как европейских стран, так и США. Функционалисты призывали изучать психические процессы как функции, как операции, играющие определенную роль в приспособлении индивида к среде. У истоков европейского Ф. стоит Ф.Брентано с его «психологией акта», родоначальником американского Ф. называют В.Джемса. Обычно противопоставляется структурализму.
Функциональный орган — временное сочетание сил, способное совершить определенную работу, по А.А.Ухтомскому.
Функция — конкретная работа функционального органа системы или системы в целом.
Характер — система индивидуально-психологических особенностей человека, определяющих более или менее устойчивые способы его поведения в разных ситуациях. X. отражает специфику социокультурной регуляции деятельности человека и в то же время обусловлен некоторыми его индивидными особенностями.
Целостная психология — общее название для ряда школ в основном в немецкой психологии, предложивших и обосновавших разные варианты целостного подхода в психологии. К Ц. п. принадлежат гештальтпсихоло-гия (Берлинская школа), Лейпцигская школа, школа К.Левина.
Целостный подход (в психологии) — совокупность принципов и процедур изучения психики, сознания и поведения как целостных феноменов. Предполагает выделение единицы анализа изучаемой целостности, несущей в себе, как в клеточке, свойства целого, не сводимые к сумме свойств составляющих его элементов.
Цель — сознательно планируемый субъектом желаемый результат его деятельности (действия).
Цензура — метафорическое обозначение в психоанализе сил сопротивления осознанию субъектом бессознательных содержаний, имеющих своим истоком усвоенные человеком нормы культуры и морали, которым противоречат его бессознательные влечения.
Чувственная ткань — метафора, использованная А.Н.Леонтьевым для обозначения системы всех ощущений человека, составляющих в совокупности «материю образа», т.е. того, без чего образ мира вообще не мог бы существовать. Ч. т. придает реальность картине мира, открывающейся субъекту, и существует в единстве с биодинамической тканью, значениями и смыслами.
Чувствительность — элементарная форма психического отражения мира субъектом, возникающая в филогенезе как способность отражать абиотические стимулы.
Школа (в науке)— группа исследователей в той или иной научной дисциплине, объединенных общими' концептуальными, методологическими и технологическими средствами совместной работы над какими-либо конкретными научными проблемами, выступающая в определенной степени «единицей анализа» научного творчества. В работах М. Г.Яро-шевского выделены три основных типа научных Ш.: 1) научно-образовательная Ш. (в которой воспитываются новые поколения молодых ученых, носителей тех или иных взглядов), 2) Ш. как исследовательский коллектив (группа единомышленников, связанных реальной совместной деятельностью на основе какой-либо конкретной научной программы), 3) Ш. как направление в определенной области знаний, объединяющее различные научные школы-коллективы и имеющее зачастую общенациональный и мировой характер.
Экзистенциальная психология — выделившееся из гуманистической психологии направление, которое утверждает, что сущность человека не предзадана, человек есть то, что он сам из себя делает в результате совершаемых им в течение жизни личностных выборов. Основные представители — Р. Мэй, В.Франкл и другие. К Э. п. примыкал и Э.Фромм.
Эксперимент — метод научного исследования, характеризующийся более активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, чем это может быть осуществлено в наблюдении. В качестве основных характеристик метода Э. известный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн называет следующие: 1) в Э. сам исследователь вызывает изучаемое явление, а не ждет, пока явление спонтанно обнаружит себя, 2) экспериментатор может варьировать, т.е. изменять, условия, при которых данное явление наблюдается, 3) изолируя отдельные условия (независимые переменные), экспериментатор может выявить роль отдельных условий или их сочетаний для возникновения того или иного явления и установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс, 4) в Э. можно варьировать количественные соотношения отдельных условий и тем самым получить данные, допускающие математическую обработку.
Элементаризм — стремление расчленить изучаемую реальность (например, сознание) на элементы, далее неделимые «атомы», а затем со-
брать из них более сложные содержания. Э. как принцип научного познания обычно характерен для ранних этапов развития той или иной науки и рано или поздно заменяется принципом целостности.
Элементарная сенсорная психика — название первой стадии (по А. Н.Леонтьеву) психического развития в филогенезе, когда субъектом при деятельности в предметно-расчлененной среде психически отражаются отдельные абиотические свойства предметов.
Эмоции (в широком смысле) — различные формы «внутренней» регуляции, в которых мотивация поведения субъекта может открыться ему самому. Иногда Э. определяют как «субъективную форму существования мотивации».
Эпифеномен (от греч. epi — над, сверху и phainomenon — явление) — предложенный немецким психологом Г. Мюнстербергом термин для обозначения побочного явления, незначимого для протекания основного процесса, которому оно сопутствует. В материалистическом варианте психофизического параллелизма Э. назывались психические явления, выступающие бесполезным придатком, тенью, физиологических процессов.
Этнопсихология — отрасль психологии, изучающая особенности национального характера, этнических стереотипов, этнических особенностей восприятия мира и др.
Эффект Зейгарник — факт лучшего запоминания (в 1,9 раза) незавершенных действий по сравнению с завершенными.
Я— по Фрейду, подструктура личности, посредник между Оно и Сверх-Я, между индивидом и внешним миром. Я выполняет функцию восприятия, осознания внешнего мира и приспособления к нему, подчиняется поэтому принципу реальности, но в то же время вынуждено «угождать» и Оно, и Сверх-Я. Для сохранения целостности личности Я вырабатывает так называемые защитные механизмы.
Ясность (впечатления) — субъективная сила впечатления, по величине которой можно судить о степени близости впечатления к фокусу сознания (внимания), — например, в ряду только что прозвучавших звуков последний воспринимается наиболее ясно.
ЛИТЕРАТУРА
1.Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. — М., 1983.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1988.
3. Антология мировой философии: В 4 т. — М., 1969. — Т.1. —4.2.
4. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. — М., 2002.
5. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М., 2001.
6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
7. Велик А. П. Социальная форма движения: явления и сущность. — М., 1982.
8. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М., 1990.
9. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. - СПб.; М., 2004.
10. Брентано Ф. О происхождении нравственного сознания. — СПб., 2000.
11. Брушлинский А. В. Андерграунд диамата // Проблема субъекта в психологической науке. — М., 2000.
12. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М., 1988.
13. Бэкон Ф, Новый Органон // Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. — М., 1978. — Т. 2.
14. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В.Петровского. — М., 1997.
15. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., 1982.
16. Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по вниманию. — М., 1976.
17. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Собр. соч.: В6. т. — М., 1982.-Т. 1.
18. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1987.
19. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976.
20. Гальперин П. Я. Лекции по общей психологии. — М., 2002.
21. Гачев Г. Национальные образы мира. — М., 1988.
22. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1988.
23. Гоббс Т. Левиафан. - М., 2001.
24. Декарт Р. Избранные произведения. — М., 1950.
25. Декарт Р. Первоначала философии // Декарт Р. Соч.: В 2 т. — М., 1989.
26. Декарт Р. Страсти души //Декарт Р. Соч.: В 2 т. — М., 1989. — Т. 1.
27. Дерягина М.А. Эволюционная антропология: Биологические и культурные аспекты. — М., 2003.
28. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. — М., 1990.
29. Джемс В. Психология. — М., 1991.
30. Дильтей В. Понимающая психология // Хрестоматия по истории психологии. — М., 1980.
31. Дубровский Д. И. Проблема идеального. — М., 1983.
32. Дубровский Д. И. Психические явления и мозг. — М., 1971.
33. Ждан А. Н. История психологии: от античности до современности. — 4-е изд., перераб. — М., 2002.
34. Жуков Н. И. Проблема сознания: философский и специально-научный аспекты. — Минск, 1987.
35. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений // Запорожец А. В. Избр. психол. тр.: В 2 т. — М., 1986. — Т. 2.
36. Зейгарник Б. В. Патопсихология. — М., 1986.
37. Зинченко В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. — М., 1997.
38. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. — М., 1994.
39. Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. - М., 1983.
40. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М., 1991.
41. Иванников В. А. Психология сегодня. — М., 1981.
42. Ильенков Э. В. Диалектика идеального // Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал. — М., 1984.
43. Кармин А. С. Культурология. — СПб., 2001.
44. Квале С. Исследовательское интервью. — М., 2003.
45. Классен Э.Г. Идеальное: концепция Карла Маркса. — Красноярск, 1984.
46. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988.
47. Климов Е.А. Психология профессионала. — М.; Воронеж, 1996.
48. Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. — М., 2001.
49. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М., 1977.
50. Крапивенский С.Э. Социальная философия. — М., 1998.
51. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г.Ярошевского. — Ростов н/Д, 1998.
52. Краткий философский словарь / Под ред. А.П.Алексеева. — М., 1999.
53. Куприн А. И. Молох// Куприн А. И. Собр. соч.: В 9 т. - М., 1964. — Т. 2.
54. Ланге Н. Н. Психический мир. — М.; Воронеж, 1996.
55. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление //Хрестоматия по истории психологии. — М., 1980.
56. Лейбниц Г. В. Соч.: В 4 т. - М., 1982. - Т. 1.
57. Лекторский В. А. Объект // Новая философская энциклопедия: В 4 т. — Т. З.-М.,2001а.
58. Лекторский В. А. Отражение // Новая философская энциклопедия: В 4 т. -Т. З.-М., 20016.
59. Лекторский В. А. Субъект // Новая философская энциклопедия: В4т. -Т. 3. -М.,2001в.
60. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. — М., 1997.
61. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избр. психол. тр. — М.; Воронеж, 2001.
62. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
63. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 4-е изд. — М., 1981.
64. Леонтьев А. Н. Развитие памяти. — М.; Л., 1931.
65. Леонть'ев А. Н. Философия психологии. — М., 1994.
66. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. — М., 1998.
67. Леонтьев Д. А. Динамика смысловых процессов // Психол. журн. — 1997. -Т. 18. -№ 6.
68. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. — М., 1997.
69. Леонтьев Д. А. Психология смысла. — М., 1999.
70. Леонтьев Д. А. Что такое экзистенциальная психология // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г. Щур. — М., 1997.
71. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. — М., 1979.
72. Лифшиц М.А. Об идеальном и реальном //Вопр. философии. — 1984. — № 10.
73. Лобок А. М. Антропология мифа. — Екатеринбург, 1997.
74. ЛоккДж. Опыт о человеческом разумении //ЛоккДж. Соч.: В Зт. — М., 1985.-Т. 1.
75. Лопатин Л. М. Психология: Лекции. — М., 1899 — 1900.
76. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. — СПб., 1994.
77. Лузгин В. В. Современные проблемы теории основного вопроса философии. — М., 1985.
78. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — М., 2004.
79. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 2002.
80. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. — М., 1984.
81. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. - Т. 3. - М., 1955.
82. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. — Т. 42. — М., 1974.
83. Мешкова Н. Н. «Развитие психики» А. Н.Леонтьева — взгляд через шестьдесят лет // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А. Н.Леонтьева. — М., 1999.
84. МиллъДж. Ст. Система логики. — М., 1914.
85. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. — М., 1981.
86. Новоселова С.Л. .Генетически ранние формы мышления. — М.; Воронеж, 2002.
87. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. — Смоленск, 1997.
88. Петренко В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания: на материале политического менталитета. — М., 1997.
89. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии: В 2 т. - Ростов н/Д, 1996. - Т. 1.
90. Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М., 1998.
91. Петухов В. В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов // Общая психология: Тексты: В Зт. — Т. 1. Введение / Отв. ред. В. В. Петухов. — М., 2001.
92. Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук // XVIII Международный психологический конгресс. 4—11 августа 1966 года. - М., 1969.
93. Пивоваров Д. В. Проблема носителя идеального образа: операционный аспект. — Свердловск, 1986.
94. Поддъяков А. Н. Конфронтационность в образе мира участников образовательного процесса// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 2004. - № 1.
95. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. — М., 1977.
96. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. — М., 2001.
97. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. — М., 1978.
98. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии: Тексты. — М., 1986.
99. Розин В. М. Типы и дискурсы научного мышления. — М., 2000.
100. Рубинштейн С.Л. Несколько замечаний в связи со статьей А. А. Ветрова «Продуктивное мышление и ассоциация» // Вопр. психологии. — 1960. — № 1.
101. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. — М., 1989. —Т. 1.
102. Северцов А. Н. Эволюция и психика // Общая психология: Тексты: ВЗт. — Т. 1 /Отв. ред. В.В.Петухов. - М., 2001.
103. Сеченов И. М. Кому и как разрабатывать психологию//Сеченов И.М. Элементы мысли. — М.; Л., 1943.
104. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. — М.; Л., 1942.
105. Сеченов И.М. Элементы мысли. — СПб., 2001.
106. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М., 1995.
107. Соколов В. В. Средневековая философия. — М., 1979.
108. Соколов Е. Н. Восприятие и условный рефлекс. — М., 1958.
109. Соколова Е. Е. К определению понятия «психическая деятельность»: теоретический анализ дискуссий между А. Н.Леонтьевым и П. Я. Гальпериным // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 1998. — № 4.
110. Соколова Е. Е. К проблеме непротиворечивого определения предмета психологии в школе А.Н.Леонтьева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 2003. — № 2.
111. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. — М., 2003.
112. Солсо Р., Джонсон X., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.; М., 2001.
113. Спиноза Б. Этика// Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т. — М., 1957.-Т. 1.
114. Старостин Б.А. Предмет// Новая философская энциклопедия: В 4 т. -М., 2001.-Т. 3.
115. Степанов А. В., Иванова Г. И., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология. — М., 1993.
116. Стеценко А. П. К вопросу о психологической классификации значений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 1983. — № 1.
117. Стеценко А. П. Психологическая структура значения и ее развитие в онтогенезе: Автореф. канд. дис. — М., 1984.
118. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. —М., 1989.
119. Теплое Б. М. Об объективном методе в психологии // Теплое Б. М. Избр. тр.: В 2 т. - М., 1985. - Т. 2.
120. Титченер Э. Б. Учебник психологии: В 2 т. — М., 1914. — Т. 2.
121. Толстой Л. Н. Анна Каренина // Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 14 т. — Т. 8.-М., 1951.
122. Толстой Л. Н. Война и мир // Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 14 т. — Т. 7. — М., 1951.
123. ТолстойЛ. Н. Детство //Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 14т. —Т. 1.— М., 1951.
124. Тушмалова Н.А. Основные закономерности эволюции поведения позвоночных // Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. — М., 1997.
125. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. — М., 1966.
126. Уотсон Дж. Бихевиоризм // История психологии. XX век. — М., 2002.
127. Фабри К.Э. Научное наследие А.Н.Леонтьева и вопросы эволюции психики //А.Н.Леонтьев и современная психология. — М., 1983.
128. Фабри К.Э. Орудийные действия животных. — М., 1980.
129. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. — М., 1976.
130. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. — М., 2004.
131. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аве-ринцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. — М., 1989.
132. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.
133. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.
134. Кёйзинга Й. Осень Средневековья. — М., 2002.
135. Хрисанфова Е. //., Перевозчиков И. В. Антропология. — М., 2002.
136. Челпанов Г. И. Мозг и душа: Критика материализма и очерк современных учений о душе. — М., 1918.
137. Шульговский В. В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. — М., 2003.
138. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. — 1971. — № 4.