Парадигма. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии.
Парадигма-система основных научных достижений (А.С. Никифоров)
Критерий для сравнения | ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ПОЗИТИВИСТСКАЯ, ОБЪЕКТНАЯ, РЕАКТИВНАЯ | ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ, СУБЪЕКТНАЯ, АКТИВНАЯ, ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ | ||
форма парадигмы | начальная | развитая | начальная | развитая |
наименование формы | эмпиризм | экспериментализм | персонализм | трансперсонализм |
приблизительные античные аналоги (о душе) | античные материалисты (Милетцы, Демокрит, Эпикур) (душа – это материя) | античные рационалисты (Элейцы, Гераклит, пифагорейцы) (душа – это гармония бытия материи) | античные идеалисты (Сократ, Платон) (душа – это идеальный объект, сущность материи) | античные софисты (Протагор, Горгий) (душа – источник развития) |
душа, сознание психика | материальный объект | внутренний порядок материи | идеальный объект | субъект |
ключевой вопрос | что же существует реально, вне человеческих иллюзий? | почему то, что существует, существует именно таким образом? | что же является сущностью бытия (мира, человека, познания)? | почему, и каким образом мир, человек, познание стремятся к сущности бытия? |
проблема исследования | противоречие в существующих данных | отсутствие закона объясняющего феномен | отсутствие непротиворечивого описания, позволяющего понять личность | отсутствие возможности непротиворечивого описания и объяснения психики |
объект исследования | мир, человек, группа, общество (наблюдаемое) | отношение мыслимой модели мира к реальной (фиксируемое) | роль личности в мироздании, личность, культура, сознание как социальный феномен (мыслимое, переживаемое) | роль психического в мироздании, психика, сознание как индивидуальный феномен (осознаваемое) |
предмет исследования | реакции | закономерности поведения | свойства личности | особенности содержания и организации сознания, психики |
примеры понимания предмета исследования на материале одного высказывания | в интроспективном отчете «я вижу зеленое» изучать следует связь между «ощущением зеленого» и «зеленым объектом», связь между «зеленым объектом и его называнием», «при каких условиях я вижу зеленое?», «каким еще зеленое бывает?» | в интроспективном отчете «я вижу зеленое» изучать следует «почему я вижу именно зеленое?», могу ли я видеть что-то другое?», «действительно ли мое «зеленое» является зеленым для всех?» | в интроспективном отчете «я вижу зеленое» изучать следует «ощущение зеленого», «что именно во мне такого, что позволяет мне ощущать зеленое?», «в чем сущность меня-видящего-зеленое?», «зачем я вижу зеленое?» | в интроспективном отчете «я вижу зеленое» изучать следует «почему, каким образом, с какой целью я смотрю именно на зеленое?», «чем обусловлен мой выбор видеть зеленое?», «что в «зеленом» человеческого?» |
методологическая «склонность» | сенсуализм (опора в познании на чувственный опыт) | рационализм (опора в познании на разум) | иррационализм (опора в познании на эмоционально-чувственный опыт или веру) | релятивизм и мистицизм (опора в познании соответственно на принцип относительности и интуицию) |
тип модели для концептуализации | реактивная (пассивная) | эффектационная (конечная) | гипотермическая (односторонняя) (монистическая) | акциональная (активная) |
человек | объект | система | личность | субъект, индивидуальность |
личность | конкретный человек или художественное понятие | совокупность системных свойств человека определяющих характер его поведения | высшая форма развития человека, где «Я» - развитая личность, вершина личности | все социальное в человеке (противостоящее подлинному «Я») |
воздействие | провоцирующее | императивное | манипулятивное | развивающее |
форма активности человека | подражание | проверка гипотез | освоение и обогащение социального опыта | самовыражение |
главные источники развития | наследственность, среда | сочетание факторов, условий | активность личности | активность субъекта |
форма развития | адаптация | эволюция | самоактуализация | совершенствование |
условия эффективного, оптимального развития | хорошая наследственность, благоприятная среда | адекватное сочетание факторов, условий | удовлетворение иерархии потребностей | постановка целей, открытие ресурсов |
приоритеты в исследовании | точно установленные факты о поведении, физиологические основы поведения | закономерности адаптации, содержание поведения | индивидуальные особенности в содержании и механизмах функционирования личности | внутренние ресурсы позволяющие обогатить содержание и усовершенствовать механизмы функционирования психики |
методы исследования | статистически ориентированные, корреляционные | эксперимент | эмпатийное наблюдение, беседа, интроспекция, понимание | феноменологическая редукция, герменевтическое истолкование |
роль психолога | руководство коррекцией | управление развитием | вооружение человека необходимыми знаниями, умениями | помощь в развитии способностей |
методы психологической помощи | разрядка, релаксация, переключение внимания | изменение ролей, суггестивная терапия | коррекция жизненных целей, смыслов, переживаний | психокоррекция творческим самовыражением |