Контрольная работа для обучающихся
Предусмотрена одна контрольная работа (состоящая из двух заданий), по проверке остаточных знаний для всех обучающихся (промежуточный контроль), рассчитанная на 5 – 7 минут аудиторного занятия.
Задание 1.
На примере Приказа МВД России по Удмуртской Республики № 164 и Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике № 84 от 7 марта 2012 г. «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений МВД России по Удмуртской Республике и Главного управления МЧС России по Удмуртской Республики по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с пожарами» (base.consultant.ru) опишите задачи, нормативную правовую основу и направления взаимодействия следователя с территориальным органом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (главным управлением МЧС России по субъекту РФ) при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с пожарами.
Задание 2.
Ознакомьтесь с нижеследующей фабулой ситуации расследования уголовного дела и дайте оценку действиям оперативного работника и следователя по использованию указанных материалов, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, в доказывании по делу.
В момент выезда следователя в изолятор временного содержания для допроса подозреваемого Ковкина в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 163 УК РФ, в коридоре помещения следственного отдела он встретил оперуполномоченного уголовного розыска, который, узнав о цели поездки следователя, заявил, что у него имеется аудиозапись, полученная негласным путем, в которой Ковкин фактически признает свое участие в совершении вымогательства, что может быть использовано для получения правдивых показаний. Тут же оперуполномоченный передал следователю аудиокассету. Ее следователь удачно использовал при допросе, получив признательные показания подозреваемого, а затем осмотрел и приобщил ее к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства.
Тест по дисциплине
«Взаимодействие следователя с органами дознания в борьбе с преступностью»
При выполнении тестовых заданий обучающийся выбирает из предложенных четырех вариантов по каждому заданию один правильный ответ.
1. Взаимодействие следователя с органами дознания – это …
а) основанная на законах и подзаконных нормативно-правовых актах взаимной, согласованной по цели деятельности с использованием особых полномочий, методов и форм, присущих каждой из взаимодействующих сторон, в системе, имеющей главным направлением деятельности выявление лица, совершившего преступление, и достоверное установление его виновности для решения судом вопроса о его справедливом наказании.
б) основанная на законе и подзаконных актах совместная и согласованная деятельность следователя с органами внутренних дел, другими государственными службами и общественностью в целях успешного раскрытия, расследования и предупреждения преступлений;
в) основанная на подзаконных актах согласованная деятельность следователя с органами внутренних дел, другими государственными службами и общественностью в целях оперативного (негласного) раскрытия преступлений;
г) основанная на законе и подзаконных актах совместная и согласованная деятельность следователя с органами внутренних дел, другими государственными службами и общественностью в целях установления истины по делу.
2. К процессуальным формам взаимодействия относится…
а) производство отдельных следственных действий по поручению следователя;
б) работа в составе следственно-оперативной группы;
в) совместные совещания с оперативными сотрудниками органа внутренних дел;
г) взаимодействие со средствами массовой информации при организации розыска людей или предметов.
3. К непроцессуальным формам взаимодействия относится…
а) выполнение органом дознания поручения следователя о приводе;
б) привлечение должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, к работе следственной группы;
в) обмен информацией;
г) поручение органу дознания о производстве оперативно-розыскного мероприятия.
3. Поручение следователя органу дознания не может содержать требование о…
а) допросе потерпевшего;
б) предъявлении обвинения лицу, обвиняемому в совершении преступления;
в) не принятии розыскных и оперативно-розыскных мер для установления лица, совершившего преступления, без поручения на то следователя, принявшего уголовное дело к своему производству;
г) розыске скрывшегося от органов следствия обвиняемого.
4. Процессуальной формой использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве является…
а) помощь специалиста следователю в планировании расследования по уголовному делу;
б) согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
в) помощь специалиста в предварительном исследовании на месте происшествия вещественных доказательств;
г) производство экспертизы.
5. Правовую основу взаимодействия следователя с органами дознания составляют…
а) трудовое законодательство;
б) гражданское законодательство;
в) гражданско-процессуальное законодательство;
г) уголовно-процессуальное законодательство.
6. Основной задачей взаимодействия следователя с органами дознания является…
а) составление обвинительного заключения;
б) возбуждение уголовного дела;
в) привлечение к установленной законом ответственности лиц, совершив преступления, и возмещение причиненного ими ущерба;
г) избрание меры пресечения в отношении подозреваемого.
7. К принципам взаимодействия следователя с органами дознания не относится…
а) соответствие совместной деятельности требованиям закона;
б) упорядочение деятельности участников взаимодействия;
в) организующая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступлений, его процессуальная самостоятельность в принятии решений;
г) осуществление действий субъектов взаимодействия в пределах данных им полномочий, используя для этого методы и средства, которые они применяют в связи с осуществлением своих функций.
8. Этапом взаимодействия не является…
а) предварительная (доследственная) проверка;
б) проведение неотложных следственных действий;
в) проведение последующих следственных действий;
г) составление обвинительного заключения.
9. Оперативно-розыскную деятельность не имеют право осуществлять…
а) органы федеральной службы безопасности;
б) органы военной полиции;
в) органы внутренних дел;
г) таможенные органы.
10. В типичный состав следственно-оперативной группы не входит…
а) один или несколько оперативных сотрудников;
б) следователь;
в) специалист;
г) участковый уполномоченный полиции.
11. Видом следственно-оперативной группы не является…
а) целевая (временная) группа;
б) специализированная (постоянно действующая) группа;
в) следственная группа;
г) дежурная группа (при дежурной части).
12. К основному направлению взаимодействия в рамках деятельности следственно-оперативной группы не относится…
а) участие оперативных сотрудников при производстве судебно-медицинской экспертизы трупа;
б) совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
в) выполнение оперативными сотрудниками отдельных поручений следователя;
г) ознакомление следователя с содержанием оперативной информации в целях последующего ее использования в ходе расследования уголовного дела, проведения отдельных процессуальных действий.
13. Тактическая операция – это…
а) система различных тактических приемов следственных действий;
б) система тактических комбинаций;
в) система следственных, оперативно-розыскных, розыскных, проверочных и иных действий;
г) система следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Ответы на вопросы:1 – а, 2 – а, 3 – в, 4 – г, 5 – г, 6 – в, 7 – б, 8 – г, 9 – б, 10 – г,
11 – в, 12 – а, 13 – в.