Раздел 4. Социальная психология личности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Социальная психология
Cпециальность 040104.65 – «Организация работы с молодежью»
Форма обучения очная
Барнаул
Составитель: Шилкина Н.Е., к.с.н., доцент
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
1) ГОС ВПО по специальности «Организация работы с молодежью» (040104) утвержденный Министерством образования РФ «27»декабря 2005 г.
2) Учебный план по специальности «Организация работы с молодежью» утвержденный «18» апреля 2007 г., протокол № 8
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры психологии коммуникаций и психотехнологий «3» мая 2011 г., протокол № 10
Заведующий кафедрой _________________________________________ С.Г. Максимова
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета социологии «5» мая 2011г., протокол № 5
Председатель методической комиссии _______________Чуканова Т.В.
Содержание
Организационно-методический раздел_ 4
Распределение часов курса по темам и видам работ 4
Содержание дисциплины_ 4
Учебно-методическое обеспечение курса 5
Вопросы к зачету_ 11
Учебно-методическое обеспечение курса 13
Организационно-методический раздел
Цель курса:изучение роли и места теоретической и прикладной социальной психологии в объяснении общественных процессов и явлений
Задачи курса:
1) изучение методологии и истории социальной психологии,
2) изучение основных положений теории социальной психологии,
3) освоение методов социально-психологических исследований.
Место курса в профессиональной подготовке:курс относится к разделу «Общепрофессиональные дисциплины» в цикле подготовки по специальностям факультета социологии
Требования к уровню освоения содержания курса:
В результате изучения курса социальной психологии студенты должны усвоить:
1) основные социально-психологические понятия в их приложении к различным явлениям и процессам, относящимся к взаимовлиянию социума и личности, к групповому и межличностному общению;
2) возможность и необходимость социально-психологического анализа явлений общественной жизни на микро- и макроуровне;
3) пути практического приложения социально-психологических знаний в различных сферах общественной жизни.
Форма итогового контроля – зачет
Распределение часов курса по темам и видам работ
№ | Наименование разделов | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |
Лекции | Семинары | |||
1. | Объект и предмет социальной психологии | |||
2. | Социально-психологические основы изменения поведения: норма и патология | |||
3. | Психология групп | |||
4. | Социальная психология личности | |||
5. | Прикладные исследования в социальной психологии | |||
Итого: |
Содержание дисциплины
Раздел 1. Объект и предмет социальной психологии
Предпосылки возникновения социальной психологии.
Зарождение социально-психологических идей в дореволюционной России. Дискуссия о предмете социальной психологии в отечественной науке.
Зарубежные научные школы социальной психологии.
Современные представления о предмете теоретической и прикладной социальной психологии.
Методологические принципы научного исследования в социальной психологии.
Раздел 2. Социально-психологические основы изменения поведения: норма и патология.
Социально-психологические основы изменения поведения: нормы и патология.
Социальные нормы как регулятор поведения личности.
Поведенческие риски. Ситуативные, перспективные, созидательные, разрушительное, технические, аналитические фактора изменения социального поведения.
Раздел 3. Психология групп
Понятие социальной группы.
Функции групп
Классификации групп.
Социально-психологические характеристики малой группы
Понятие лидерства и руководства. Теории лидерства.
Раздел 4. Социальная психология личности
Социализация личности
Стадии, институты и механизмы социализации личности, влияние социально-психологических факторов на социализацию личности.
Социально-психологическая компетентность личности.
Понятие социальной установки.
Социальная идентичность.
Уровень притязаний личности.
Различные типы ролевых конфликтов.
Понятие общения. Основные стороны общения.
Раздел 5. Прикладные исследования в социальной психологии
Наблюдение. Контент-анализ. Тестирование социально-психологических явлений. Социометрия.