Основное назначение слонов
— Мы тут, знаете, все плюшками балуемся...
Карлсон
В процессе игры неизбежно настает момент, когда сюжет заканчивается, игроки откидываются на спинку кресел и устало спрашивают Мастера: «Так сколько нам положено плюшек?» Обычно в ответ следует собственно раздача слонов... тьфу, плюшек. После чего у игроков возникает вопрос: а что с ними, собственно, можно делать?
Можно использовать плюшки как невосполнимый запас Везения, но мы рекомендуем оставить это использование для экстренных ситуаций. Основное использование плюшек — повышение навыков и атрибутов, покупка и уничтожение особенностей. Кроме того, плюшки должны быть уплачены при заказе агентами некоторых типов редкого снаряжения, о чем специально указано в описаниях этого снаряжения.
Если при первоначальном заполнении карточки персонажа у персонажа была вся его предыдущая жизнь, чтобы совершенствоваться и развивать свои способности, то во время игры он, как правило, постоянно занят. Как следствие, ценность плюшки во время собственно игры значительно понижается, у персонажа уходит больше усилий, чтобы улучшать свои навыки. Чем более человек развит, тем труднее ему стать еще лучше, достигнуть еще большего.
Общим правилом при повышении какой-либо исчисляемой величины в карточке персонажа (то есть навыка или атрибута) во время игры является следующее уравнение:
Для повышения величины с нуля до единицы во время игры требуется заплатить цену одной единицы в пятикратном размере. Во всех остальных случаях повышения величин во время игры для повышения величины на одну единицу требуется заплатить ее цену столько раз, сколько единиц в этой величине.
Таким образом, если игрок хочет получить новый простой навык, он должен потратить 5 плюшек. Чтобы увеличить его до двух единиц, понадобится еще одна. Третья единица в навыке будет стоить 2 плюшки, четвертая — 3 плюшки, а пятая —4 плюшки. Если навык сложный, эти цены соответственно повышаются вдвое.
Наташа тяжелыми трудами скопила 10 плюшек и хочет приобрести Кате навык Лицедейства. За 5 плюшек она повышает его с 0 до 1, за еще одну — с 1 до 2. Еще 2 плюшки она тратит для приобретения третьей единицы, но оставшихся 2 плюшек недостаточно, чтобы купить четвертую единицу. Она записывает в карточку 3 единицы в навыке Лицедейства и списывает 8 плюшек из своего запаса.
С атрибутами дело обстоит точно так же, однако есть одно «но». Если бы развивать атрибуты было так просто, мы с вами ходили бы с горами мускулатуры и щелкали бы в уме дифференциальные уравнения, однако этого не происходит. Приобрести небольшой навык в некоей науке можно довольно быстро, прочитав и усвоив несколько университетских учебников. Можно научиться водить машину за месяц или даже быстрее. Но повышение уровня развития в каком-то из атрибутов, а также в сложных и очень сложных навыках требует времени и длительных упражнений. На то, чтобы повысить Силу на единицу, уходит не только 5 плюшек, но и месяцы, а то и годы регулярных тренировок. Чтобы обучаться боевым искусствам за сколько-нибудь пристойное время, люди удаляются от цивилизации в глухие места, а экстрасенсы много бессонных ночей проводят, пытаясь отпустить спичечный коробок так, чтобы он не упал. Поэтому Мастер вправе требовать, чтобы те игроки, которые хотят повысить дорогостоящие способности своих персонажей, специально уделяли игровое время тренировкам, упражнениям и так далее, пока они копят плюшки на их повышение.
С особенностями все гораздо запутаннее, такова уж их природа. Некоторые игровые события могут привести к спонтанному появлению у персонажа тех или иных особенностей — как ни неприятна такая ситуация и как бы мы ни советовали ее избегать, вполне возможно, что персонаж, к примеру, без своего желания «сел на иглу» и приобрел особенность Зависимость. В этом случае он должен получить плюшки, компенсирующие эту новую особенность. С особенностями, имеющими положительную цену, ситуация обстоит аналогично, только плюшки должны быть уплачены, а не получены. Далеко не все особенности вообще можно получить или потерять в процессе игры — они могут быть врожденными или могут противоречить прошедшим игровым событиям. В большинстве случаев Мастер будет отказывать в приобретении новых особенностей. Если же он по какой-то причине считает, что покупка новой особенности оправдана, она обойдется игроку вдвое дороже, чем его цена в плюшках, приведенная в списке особенностей.
Катя на протяжении целых трех сценариев, каждый из которых продолжался по неделе игрового времени, полной беготни и опасностей, воздерживалась от потребления кофе. После траты плюшек на Лицедейство у нее осталось 2 плюшки на откуп зависимости от кофе. Мастер считает, что это дает ей основания уничтожить эту особенность, и забирает ее 2 плюшки, стирая зависимость из ее карточки.
Повторение пройденного
Повторенье — мать ученья!
Пословица
За игровым столом собрались четверо: Наташа, Слава, Алена и Николай. Николай — Мастер этой игры, он прячется за специальной ширмочкой от всех остальных, соответственно, игроков. Персонажа Наташи зовут Катя Лазарева, Алены — Алена Айвазова, а Слава решил сменить фамилию на Каров. Игроки собираются уже не первый раз, и их персонажи уже успели выполнить несколько ответственных заданий.
Николай. Итак, московское время два часа дня. Вам приходит сообщение из штаба примерно следущего содержания (роется в тетрадке для записей и зачитывает): «Совсем секретно. Срочно. Историк Дмитрий Рогов из Ленинградского университета прислал своему научному руководителю письмо, в котором известил, что обнаружил в архивах Российской библиотеки экземпляр «Аль-Азиф». Более того, в том же письме он сообщает, что снял с этой книги ксерокопию и срочно выезжает с ней в Питер. Московская группа контроля уже занялась проблемой изъятия «Аль-Азиф», в вашу задачу входит обнаружение и уничтожение ксерокопии. Не исключены попытки ее похитить, так что соблюдайте предельную осторожность». Ваши действия?
Алена. Так, ребята, что будем делать?
Слава. Что делать, что делать! Найти кедра, дать по голове, отнять ксерокс, да и кошелек заодно. Ограбление, типа, и все такое...
Наташа (очень-очень медленно и задумчиво). А все помнят, что такое «Аль-Азиф»?
Алена. Боюсь, что нет. А что, ты об этом что-то знаешь?
Наташа (энергично кивнув). У нее есть другое название. «Некрономикон».
Алена. Господи!
Слава. Так, теперь все взяли и дружно объяснили МНЕ, что это за «Нетромомикон»... тьфу, язык сломаешь. В общем, «Аль-Азиф» который.
Наташа. «Аль-Азиф» считается одной из самых древних и могущественных магических книг. Даже ее перевод на латынь, «Некрономикон», вещь из ряда вон выходящая, а тут, судя по названию, оригинал на арабском, который считался утерянным черт-те когда. В общем, мы можем начинать сильно нервничать.
Слава. Тоже мне проблема, это ведь всего лишь ксерокс...
Алена. Ладно, давайте отложим это на потом... Как мы его будем ловить? Идеи есть? Славик, ты у нас главный специалист по отлову.
Слава. Уфф... Что тут можно сказать... (Обращаясь к Николаю.) У нас вообще что-нибудь на него из штаба прислали?
Николай (который все это время хитро улыбался, наблюдая, как Наташаизбавила его от необходимости читать лекцию «Что такое «Аль-Азиф» и с чем его едят»). Да, к приказу прилагались сведения об этом историке, фотография, особые приметы, все как полагается. Ему тридцать, холост, в Москве в командировке, снимал комнату.
Слава. Адрес?
Николай. Адрес-то там есть, вот только в бумагах сказано, что выселился он еще с утра. Контрольная группа его не застала.
Наташа. И грязное дело свалили на нас, несчастных.
Алена (обращаясь к Наташе). Катя, перестань критиковать и лучше предложи что-нибудь мудрое. Как нам поймать историка в этом городе за время до его отъезда?
Слава (выпавший из задумчивого состояния). Мысль. Почему до, а не после?
Алена. В смысле?
Слава. Элементарно, доктор Лейтер. Человека лучше всего ждать в месте, где он точно появится, то есть на вокзале, а обирать там, где это не привлечет внимания и не вызовет удивления, то есть в поезде. Сонная граната в купе — и никаких проблем.
Алена. Хорошо. Катя, ты можешь выяснить, когда он уезжает? И, Слава, я буду очень тебе благодарна, если ты перестанешь цитировать Бонда.
Слава. Не вопрос.
Наташа (тяжко вздохнув). Ладно, я лезу в Сеть и хочу проверить списки уезжающих в Питер, используя милицейский вход.
Николай. Хорошо. Для этого надо проверить компьютерную грамотность. Система «Экспресс-2» старая, тормозная, заметать следы там тяжело, так что на это понадобится где-то час-два.
Наташа. Хорошо. (Смотрит на карточку Кати.) Компьютерная Грамотность 5, Образование 3, итого я должна кинуть восемь кубиков. (Бросает и подсчитывает сумму.) Тридцать шесть.
Николай. Ничего себе накидала... (Сверяется со своим сценарием, где написано, что сложность этой задачи равна 25. Персонаж, которого играет Наташа, легко справляется с этой задачей.) Ты узнала, что на имя Дмитрия Рогова куплен билет на поезд, отправляющийся сегодня вечером в 22.35, в четвертый вагон, пятнадцатое место.
Наташа. А соседние свободны?
Николай (считая, что эта задача по сравнению с первой тривиальна, поскольку не требует заметания следов). Куплены.
Наташа (обращаясь к товарищам). Что делать будем?
Алена. Заказывать билеты, естественно. Берем одно купе, лучше всего в том же вагоне. Карточка для заказа билетов у нас есть.
Наташа (обращаясь к Мастеру). Там такое купе есть?
Николай. Есть. Места 21—24. Берете?
Наташа. Берем.
Николай. Итак, билеты заказаны. Что все остальные делали все это время?
Слава. Лично я чищу и смазываю оружие.
Алена. Слава, пакуй вещи, я поеду заберу билеты. Мы должны быть на месте не меньше чем за час до отхода поезда с собранными вещами. Да! Хорошо бы еще найти этого историка ДО того, как он сядет в вагон, и внимательно следить.
Николай. Хорошо. 16.00, Алена садится в машину и едет до вокзала и обратно. На это уходит еще час, сейчас 17.00. Слава, что ты за это время собрал?
Слава (ничтоже сумняшеся). Наши три «Калашникова», три «стечкина», пятнадцать гранат и по полкило пластита.
Алена (с сарказмом). Не вопрос. Слава, ты собираешься развязать пограничный конфликт? Мало того, что все это весит без мелочи двадцать килограмм, ты хоть представляешь себе, что мы будем делать, если милиция захочет нас обыскать?!
Слава. Дадим по чайнику и смоемся.
Наташа (хлопает Славу книжкой по голове). И таки развяжем пограничный конфликт.
Слава (куксится). Ладно, ладно, и что мы, по-вашему, с собой берем?
Алена. Гранат с усыпляющим газом, три штуки, в сумку. Если тебе так хочется, можешь взять пару осколочных, наступательных. «ППС», три штуки, по три обоймы, кладем заряженными в кобуру. Себе можешь взять свою бесшумную версию «стечкина». «ПП-90», которые коробочки, по одной на брата, в сумку. Патронов к ним по три обоймы. И больше НИ ГРАММА.
Слава (начинает писать список собранного в дорогу имущества). Ладно-ладно. (Откладывает список в сторонку и пишет записку Мастеру.) «Втихаря от остальных заначиваю в карман двести грамм пластита».
Николай (кивает. Остальные делают вид, что записки не заметили). Пока Слава перекладывает тяжелые предметы с места на место, прошел еще час. Сейчас 18.00. Итак, собрались?
Наташа. Нет, не собрались! Берем рации вместо мобильников и эфирный детектор. Собираем зубные щетки, мыло и запасное белье на всякий случай, а заодно собираем еды на дорогу.
Слава. Бабки надо взять. Бабки нынче — наше все. Ментов купить, еще что полезное устроить. Так что берем тысяч так десять рублей и штуку баксов. (Мечтательно.) И в Питере пивка попьем... Я там каждый хороший пивняк знаю...
Николай. Собирание и поиски всего этого имущества.с заходами каждого домой за оным отнимают еще около часа. 19.00. Собрались?
Алена. Вроде собрались. Сидим, пьем кофе, ждем, выезжаем в 20.00. (Обводит взором остальную команду.) Возражения есть?
Слава, Наташа (хором). Нет.
Алена. Ну вот и славно. Тогда едем на общественном транспорте, машину оставляем здесь. (После некоторой паузы вопросительно смотрит на Мастера. )
Николай. Едете. Вечер, весна, на улице все еще светло и вполне тепло, так что поездка проходит без происшествий. Вы в зале ожидания Ленинградского вокзала. Вокруг полно народу, но все-таки не толпа, зал имеет ярко выраженную прямоугольную форму, но посреди него зачем-то поставили новый большой киоск, который закрывает обзор. 20.40, до отхода поезда еще полно времени, и он еще не появился на табло. Ваши действия?
Алена. Слава, ты пойдешь на правую сторону зала, в тот угол, что ближе к путям. Катя, ты пойдешь в левый угол, я встану здесь и буду смотреть на двери. Если увидите его, шума не поднимать, в контакт не входить, наблюдать с почтительного расстояния.
Наташа. Я хочу кофе. [Обращаясь к Мастеру). Прежде чем пойти в свой угол, я покупаю кофе!
Николай. Хорошо, все встали по местам, а Катя прихлебывает свою жидкость. (Кидает кубики за ширмочкой — просто так, для отвода глаз.) 20.55, Алена, к тебе подходит бомж. По внешнему виду не столь очевидно, кто этот престарелый мужчина с усами, но запах его выдает, а просьба подать на пропитание — автоматически определяет его как бомжа.
Алена. Даю ему рубль и жду, пока он уйдет.
Николай. А ну-ка, кинь мне проверку Везения, нашлась ли у тебя рублевая монетка или пришлось просить у него сдачи. Выкинешь пять — значит, нашлась.
Алена (смотрит в свою карточку). Везение 2. (Бросает кубики и складывает.) Восемь.
Николай. Бомж уходит. На полпути до выхода из зала его перехватывают милиционеры и куда-то волокут. Время 21.00. Кто-нибудь что-нибудь делает?
Наташа. Стоим, ждем.
Николай. Хорошо. Время идет, время идет... (Смотрит на лежащую на столе карточку Алены, находит там ее Наблюдательность и Мышление и кидает проверку Наблюдательности против сложности 15 за ширмочкой. Проверка удается.) Алена замечает, как мимо касс проходит ваш клиент с большой спортивной сумкой на плече. Ничем не примечательное лицо человека с темными волосами, не было бы у вас фотографии — ни в жисть бы не догадались, что у него в сумке.
Алена. Иду к остальным, сигналю им рукой, стараюсь не терять клиента из виду.
Наташа. Я иду к Алене.
Слава. Я тоже.
Николай. Вы собираетесь в кучку посреди зала. Историк проходит через зал и заходит в дверь местной столовой, единственное место в зале ожидания, где можно поесть сидя.
Алена. Что будем делать дальше?
Слава. Пойдем ужинать. Сядем неподалеку от товарища и будем за ним приглядывать.
Алена. А может, не стоит привлекать его внимание?
Слава. А что такого? Мы едем на том же поезде и тоже ждем отправления. Так что почему бы благородным донам не пойти пожрать чего-нибудь вкусненького?
Наташа. Слава, спасибо тебе огромное, что ты нас всех записал в благородные доны, но я с грустью должна отметить, что мы с Аленой все-таки не доны, а ты не страдаешь благородством.
Алена. Ну хватит! Прекратите! (Обращаясь к Николаю.) В общем, мы пошли ужинать.
Николай. Хорошо. Вы входите в столовую и обнаруживаете молодого человека стоящим в очереди. Что вы делаете дальше?
Слава. Во мне просыпаются выработанные школой рефлексы, и, отдав Алене и Кате ценные указания занимать столик, я выдвигаюсь в сторону середины очереди, пытаясь убедить всех, что я тут стою.
Николай (мысленно прикидывая сложность). Кидай в таком случае Треп (заглядывая в карточку Славы), в сумме с Уверенностью у тебя четыре.
Слава. Маловато будет. (Бросает четыре кубика.) Восемь. Тьфу!
Николай. В очереди оказалась низкорослая злобная бабка в старом
драном пальто. С криком «Вас здесь не стояло!» она заставляет тебя отступить в конец очереди с жестокими арьергардными боями.
Слава. Ладно, по фигу, встаю в очередь с конца. Что дальше?
Николай. Ты стоишь в этой самой очереди минут так пятнадцать, перед тобой стоит ваш историк с сумкой, а девушки сидят за столом и любуются этой картиной. Подходит очередь историка, он закупается пищей и садится через столик от вас. Что будешь брать на ужин?
Слава. Еду!
Николай. Хорошо, вы сидите и ужинаете, ваш подопечный занят примерно тем же самым. Пока он ест, он достает из сумки толстую папку, вытряхивает из нее несколько листков бумаги и запихивает папку обратно. В процессе потребления пищи он с задумчивым видом изучает бумагу.
Наташа. Нам отсюда видно, что там написано?
Николай. Нет, господину Рогову случилось сесть к вам лицом. Закончив поедать пищу, он запаковывает бумагу обратно в папочку. Примерно без пятнадцати десять он встает и идет к выходу.
Алена. Я встаю и иду за ним. (Обращаясь к Наташе и Славе.) А вы будете сидеть и не дергаться, чтобы не привлекать лишнего внимания.
Наташа и Слава молча вздыхают.
Прошло три часа...