Разговоры и чтение о психотерапии
Некоторые терапевты настаивают на том, чтобы клиент не разговаривал ни с кем о психотерапии, которую он проходит. За этим стоит идея, что не стоит "размывать" темы для дискуссий с другими людьми, тем самым ослабляя ресурсы для психотерапевтической работы. Хотя действительно, есть смысл в том, чтобы обсуждать волнующие темы напрямую с психотерапевтом, в подобном подходе может скрываться опасность того, что терапевт считает себя эксклюзивной фигурой в Вашей жизни. Тут может подразумеваться своеобразная гордыня психотерапевта с убежденностью, что только он может помочь Вам.
В этом случае Вам надлежит понять, что психотерапевтические отношения не являются чем-то принципиально отличным от других отношений в Вашей жизни и для них уместна ровно такая же, свойственная Вам степень открытости, как и для прочих значимых взаимоотношений. Психотерапия не может быть "кабинетным занятием" и если Вы можете получить пользу в познании себя, общаясь с другими людьми, терапевт должен это поддержать. При этом Ваш психотерапевт должен быть в курсе того, что Вы говорите с другими относительно психотерапии. Это не значит, что терапевт посягает на Вашу свободу, однако он вправе знать о Ваших чувствах и отношениях к психотерапии. Если Вы на это не решаетесь - что-то не в порядке. Терапевт либо смущает Вас, либо Вы раздражены на него, может быть Вы хотите досадить ему тем, что не делитесь важными событиями в жизни. Словом, если Вы чувствуете, что Вам легче поговорить с другим человеком и промолчать с психотерапевтом, Вам следует задуматься о том, почему это происходит.
Некоторые психотерапевты относятся отрицательно не только к тому, что Вы разговариваете с другими о психотерапии, но и к тому, что Вы интересуетесь психотерапевтической литературой. Они будут объяснять это тем, что такого рода чтение может запутать и смутить Вас. Такая позиция терапевта показывает, насколько мало он уважает Вас, если предполагает, что дополнительное знание принесет Вам вред, а не пользу. На самом деле, пока Вы находитесь в процессе психотерапии, самое время больше узнать о ней. Чем больше Вы прочитаете, тем больше возможностей к самопознанию и обсуждению с терапевтом возникнет у Вас.
ЧУВСТВА К ТЕРАПЕВТУ
В процессе психотерапии Вы оказываетесь вовлеченными в тесные взаимоотношения с терапевтом, так что, скорее всего, Вы испытаете сильные чувства по отношению к нему. Эти чувства могут происходить как из самого психотерапевтического процесса, так и возникать вне зависимости от него. Признание и понимание их является ключевым моментом терапии. Позитивные чувства, направленные на терапевта, являются залогом успеха. Если Вы не будете испытывать к терапевту положительно окрашенных чувств, Вам будет трудно быть открытым и ощущать себя защищенным. Терапевт также показывает Вам, насколько желательно Ваше доверие ему, что также подкрепляет Ваши чувства.
Однако Ваши чувства больше чем прибор, показывающий степень успешности контакта, они могут стать "крестом психотерапии". Чем больше Вы настроены в соответствии со своими чувствами в процессе терапии, чем более оживленно проходят встречи, чем более Вы вовлечены эмоционально, тем эффективнее Вы и Ваш психотерапевт сможете подойти к пониманию Вас. В открытом эмоциональном взаимодействии между Вами и терапевтом, Вы научитесь большему, если не полному, пониманию себя, чем если бы Вы обсуждали Ваши чувства, связанные с другими ситуациями. Ваши отношения с другими все же вторичны в процессе терапии, а Ваш контакт с терапевтом является непосредственным и имеет потенциально высочайшую ценность. Терапевтические отношения построены таким образом, что в них Вам предоставляется помощь приблизиться к своим чувствам и выразить их. В отличие от других близких взаимоотношений, терапевтический процесс не основан на взаимности обязательств. Эмоциональные потребности клиента являются основным фокусом деятельности терапевта. Так рождается ситуация безопасности, где Вы не испытываете страха быть отвергнутым. Испытав гнев, Вы можете быть уверены, что терапевт не обратит на Вас такого же чувства. Испытывая нежность, Вы также должны быть убеждены в том, что терапевт не воспользуется этим чувством в своих интересах.
Если сравнить отношения терапевта и клиента с отношениями отца и ребенка, то в обоих случаях можно отметить стремление к росту личности, к достижению полноценности и независимости. Вместе с тем, в отношениях отца и сына существует скрытый договор. Принятие сына отцом обусловлено возможностью ребенка соответствовать потребностям отца. В противоположность этому, психотерапевт должен быть готов к безусловным обязательствам по отношению к клиенту и уважать клиента, каким бы он ни был и каким бы он ни стремился стать. Конечно, как и другие люди, психотерапевты редко бывают совершенны, и нет достаточных оснований ждать, что терапевт будет всегда в состоянии отложить собственные потребности в аффективном отдалении, необходимом для хорошей терапии. Это одна из причин для постоянной проверки своих чувств к психотерапевту и чувств психотерапевта к Вам.
Клиенты часто говорят, что психотерапевтические отношения между людьми нельзя назвать "настоящими". Это правда, в том смысле, что профессиональная позиция терапевта ограничивает его личную вовлеченность для того, чтобы защитить клиента от того, чтобы он начал отвечать потребностям психотерапевта. Тем не менее, психотерапевтические отношения "настоящие" в том смысле, что двое людей испытывают подлинные чувства по отношению друг к другу, которые перерастают то, что имело место между ними.
Терапевтические системы отличаются в своем понимании природы и назначения взаимных чувств клиента и психотерапевта, однако, согласны в важности их значения. Фрейд использовал термин "перенос" для описания чувств клиента к терапевту. Его убеждением было то, что люди испытывают неразрешенные чувства по отношению к взрослым раннего периода своей жизни и теперь "переносят" их на другие значимые фигуры. Клиент относится к психотерапевту так, словно тот является его отцом или матерью, и анализ этих чувств поможет привести клиента к его подлинной проблеме. Салливан ввел термин "паратаксическое искажение", согласно которому, клиент искажает свое восприятие терапевта, вследствие неадекватного распространения жизненного опыта, при этом ранние детские переживания служат как бы глиной, из которой вылепливаются люди, встречающиеся в процессе жизненного пути. Экзистенциалисты считают, что отношения между клиентом и психотерапевтом это подлинные взаимоотношения, а не феномен "переноса", хотя искаженные пути восприятия могут изменять образ чувств, с которым клиент относится к психотерапевту. То, как Ваш психотерапевт объясняет природу Ваших чувств, имеет важное значение для всего терапевтического процесса.