Раздел 2. Формирование операционального обеспечения вербальных
Семенович А.В.
С 302 Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 474 с.
ISBN 5-98563-072-2
Автор книги — известный нейропсихолог, профессор МГППУ. Издание посвящено изложению научно-прикладных основ нейропсихологической коррекции в детском возрасте. В нем рассмотрены фундаментальные нейро-психологические закономерности психолого-педагогического сопровождения процессов развития. Представлен метод замещающего онтогенеза как базовая технология коррекции, абилитации и профилактики; схема (алгоритм) и конкретные психотехники, составляющие основу нейропсихологического сопровождения детей.
В заключительной части учебного пособия представлены дидактические материалы — психолого-педагогические программы занятий, разработанные на основе нейропсихологического подхода к коррекции, абилитации и профилактике процессов развития.
Книга адресована студентам психологических факультетов вузов и специалистам (педагогам, клиницистам, психологам и т.д.), ориентированным на эффективное решение проблем адекватного сопровождения процессов развития.
УДК 616.89+376.3 ББК 56.14+88.4
ISBN 5-98563-072-2
Семенович А.В., 2007. ИД «Генезис», 2007.
Оглавление
Введение ...................................................................................................................... 6
Часть I. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ.................................... 11
Раздел 1. Научные основы нейропсихэлегического
сопровождения процессов развития........................................................... 21
Глава 1. Теоретические аспекты........................................................................ 21
§1. Базовые закономерности нейропсихологии детского возраста 21
§2. Три функциональных блока мозга (III ФБМ)................................. 41
§3. Межполушарное взаимодействие в онтогенезе............................. 46
Глава 2. Научно-прикладные аспекты............................................................... 52
Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза................................................................. 64
Глава 1. Схема внедрения метода замещающего онтогенеза
в коррекционно-абилитационную практику................................... 70
§1. Коррекция и абилитация функционального статуса
лобных отделов мозга (3-й ФБМ)....................................................... 76
§2. Коррекция и абилитация функционального статуса
подкорковых отделов мозга, инициация подкорково-корковых
и межполушарных взаимодействий (1-й ФБМ).............................. 86
§3. Коррекция и абилитация функциональной
специализации задних отделов мозга
и межполушарных взаимодействий (2-й ФБМ).............................. 95
Часть II. КОМПЛЕКСНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
КОРРЕКЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ПРОЦЕССОВ
РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ.................................................... 109
Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала
организма. Повышение пластичности сенсомоторного
обеспечения психических процессов (1-й ФБМ)..................................... ПО
Глава 1. Дыхательные упражнения.................................................................. ПО
Глава 2. Массаж и самомассаж........................................................................ 114
Глава 3. Работа с мышечными дистониями, патологическими
ригидными телесными установками и синкинезиями................. 119
§1. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.
Растяжки. Релаксация.......................................................................... 119
§2. Работа с локальными мышечными зажимами
и дистониями. Расширение сенсомоторного репертуара.......... 130
§3. Преодоление патологических ригидных
телесных установок и синкинезий.................................................... 139
Глава 4. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных
(одновременных и реципрокных) взаимодействий...................... 142
Оглавление
Раздел 2. Формирование операционального обеспечения вербальных
и невербальных психических процессов (2-й ФБМ).............................. 151
Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы.............. 151
Глава 2. Зрительный гнозис...................................................................................... 154
Глава 3. Пространственные и «квазипространственные» представления.............. 158
§1. Освоение телесного пространства............................................................ 158
§2. Освоение внешнего пространства............................................................. 160
§3. Пространственные схемы и диктанты...................................................... 166
§4. Конструирование и копирование.............................................................. 168
§5. «Квазипространственные»
(логико-грамматические) речевые конструкции..................................... 171^
Глава 4. Кинетические процессы.............................................................................. 176
§1. Динамическая организация двигательного акта. Ловкость.................... 176
§2. Графические способности......................................................................... 179
§3. Последовательность, ряд. Время............................................................. 187
Глава 5. Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы........................ 192
§1. Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма............................... 192
§2. Речевое звукоразличение. Фонематический слух................................... 195
Глава 6. Мнестические процессы.............................................................................. 200
§1. Тактильная и двигательная память.......................................................... 201
§2. Зрительная память..................................................................................... 202
§3. Слухо-речевая память............................................................................... 206
Глава 7. Номинативные процессы............................................................................ 209