Раздел 10. Методические указания студентам по освоению дисциплины
В течение изучения дисциплины «Уголовное право» студенты осуществляют учебные действия на лекционных занятиях, решают практические задачи по указанию преподавателя, готовятся к каждому семинару, повторяют основные понятия, изучаемые по дисциплине. Характер и количество задач, решаемых на семинарских занятиях, определяются преподавателем, ведущим занятия. Контроль эффективности самостоятельной работы студентов осуществляется путем проверки их конспектов по изучению литературных источников, проверки решения ими учебных заданий и практических задач, предусмотренных для самостоятельной отработки. Количество задач, предлагаемых для самостоятельной работы студентам, определяются их сложностью и с учетом соотношения часов аудиторной и самостоятельной работы. Выполнение всех самостоятельных домашних заданий, правильное решение задач и тестовых заданий является необходимым условием допуска к экзамену по теоретическому курсу.
Преподавание и изучение учебной дисциплины осуществляется в виде лекций и семинарских занятий, групповых и индивидуальных консультаций, самостоятельной работы студентов.
Методические рекомендации студентам в период работы на лекционных занятиях. Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель. Лекционное занятие должно быть содержательным, проблемным, диалоговым, интересным, эффективным, отличаться новизной рассмотрения учебных вопросов.
Студентам, изучающим курс, рекомендуется расширять, углублять, закреплять усвоенные знания во время самостоятельной работы, особенно при подготовке к семинарским занятиям, изучать и конспектировать не только обязательную, но и дополнительную литературу.
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским занятиям. По наиболее сложным проблемам учебной дисциплины проводятся семинарские занятия. Их главной задачей является углубление и закрепление теоретических знаний у студентов, формирование и развитие у них умений и навыков применения знаний для успешного решения прикладных психологических задач. Семинарское занятие проводится в соответствии с планом. В плане указываются тема, время, место, цели и задачи семинара, тема доклада и реферативного сообщения, обсуждаемые вопросы.
При проведении семинарских занятий уделяется особое внимание заданиям, предполагающим не только воспроизведение студентами знаний, но и направленных на развитие у них практических умений и навыков, а так же творческого мышления, научного мировоззрения, профессиональных представлений и способностей.
Методические рекомендации по подготовке студентов к семинарским занятиям. Для лучшего усвоения и закрепления материала по данной дисциплине помимо конспектов лекций, студентам необходимо научиться работать с обязательной и дополнительной литературой. Изучение дисциплины предполагает отслеживание публикаций в периодических изданиях и работу с INTERNET.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Во время выступления на занятии студент должен обосновывать его положения ссылками на статьи закона и мнения правоведов. Доклад выполняется в объеме 5-10 листов на основании изучения дополнительной литературы. Титульный лист и список литературы не включаются в указанный объем работы. Выполнение доклада не освобождает от подготовки к семинарскому занятию.
При решении задач студенты, используя полученные ими знания по уголовно-правовым дисциплинам, должны будут не только называть ту или иную уголовно-правовую норму, в соответствии с которой должна быть дана юридическая оценка (квалификация) деяния, но и соответствующим образом аргументировать свое решение путем анализа состава преступления.
В ряде случаев для правильного решения задачи и его обоснования учащимся необходимо обращаться к постановлениям Пленума Верховного Суда России, подзаконным нормативным актам, конкретный перечень и названия которых даются преподавателем.
Задачи желательно выполнять в специальных тетрадях. Все фактические обстоятельства, приводимые в задачах, считаются установленными и доказанными. Если в задаче указано несколько самостоятельных деяний, следует произвести анализ каждого из них, так же, как и в случае, если в совершении описываемого деяния участвовали несколько лиц.
При подготовке к зачету и экзаменам студент должен повторно изучить конспекты лекций и рекомендованную литературу, просмотреть решения основных задач, решенных самостоятельно и на семинарах, а также составить письменные ответы на все вопросы, вынесенные на экзамен.
Оформление курсовой работы
Курсовая работа выполняется на одной стороне листов белой бумаги формата А4. Объем курсовой работы (без приложения) должен составлять 40-50 страниц рукописного текста при межстрочном интервале около 10 мм или 25-30 страниц машинописного текста шрифтом Times New Roman (кегль 14, межбуквеный интервал обычный,) через 1,5 межстрочных интервала при выполнении работы на компьютере и 2 интервала при печатании ее на пишущей машинке (приложения не входят в указанный объем). Вся работа выполняется одним (синим или черным) цветом.
По сторонам листа оставляются поля следующих размеров: с левой стороны – 30 мм, с правой – 10 мм, сверху и снизу – по 20 мм. Абзацный отступ должен быть везде одинаковым. Листы нумеруются на верхнем поле посередине строки сквозной нумерацией (включая приложения), кроме титульного листа.
Содержание, введение, главы основной части, заключение, список использованной литературы, приложения начинаются с заголовка на новой странице. В конце заголовков точки не ставятся.
При изложении материала следует избегать абзацев, состоящих из одного предложения, а также цитат либо примеров из практики, занимающих более одной страницы. Такие цитаты желательно давать в изложении, а примеры выносить в приложение к работе.
Использованная в процессе написания курсовой работы литература должна оформляться в виде подстрочных сносок. Последние употребляются при цитировании (прямом либо косвенном), приведении данных практики, а также цифр. Сноска обозначается в тексте арабской цифрой, вышестоящей по отношению к строке. При этом в нижней части страницы под чертой после аналогичной цифры приводятся без кавычек наименование соответствующего источника из списка литературы и конкретная использованная страница, например:
а) для книг – фамилия и инициалы автора, название книги, место и год издания, а также использованная страница (Шаргородский М.Д. Уголовный закон. - М., 1948. - С. 15.);
б) для журнальных статей – фамилия и инициалы автора, название статьи, отделенные от них двумя чертами название журнала, год, номер и использованная страница (Кауфман М. Уголовное право и уголовный закон (вопросы теории) // Уголовное право. - 2010. - № 4. - С. 33.).
В случае последовательного неоднократного употребления одного и того же источника вместо его полного наименования возможно использование слов «Там же. -» с указанием использованной страницы, а при ссылках на единственную использованную работу одного автора после его фамилии и инициалов допустимо употребление сокращения «Указ. соч. -». При косвенном изложении чьей-либо позиции либо цитировании одного автора по работе другого сноску на произведение необходимо начинать указанием «См.:» либо «Цит. по:».
Разрешается вынести все сделанные сноски на отдельный лист, который называется «Примечания» и помещается после заключения (перед списком литературы), о чем делается указание на листе содержания работы. При выполнении ссылки в необходимом месте текста в квадратных скобках указываются номер источника по списку литературы и использованная страница (например: [10, с. 2]).
Список использованной литературы должен включать данные об использованных при выполнении курсовой работы источниках и группируется обычно по логической схеме: нормативно-правовые акты – специальная и учебная литература – практический материал. В первой группе источников акты располагаются в порядке убывания их юридической силы, а в остальных группах порядок расположения источников алфавитный. Список использованной литературы нумеруется сквозной нумерацией.
Курсовая работа должна быть выполнена аккуратно и грамотно. Сокращение слов, кроме общепринятых, не допускается. После выполнения курсовой работы ее необходимо проверить с исправлением возможных грамматических, пунктуационных, стилистических и иных ошибок.
Курсовая работа должна быть переплетена (сшита скоросшивателем) и иметь вложенный в не без подшивки чистый белый лист бумаги формата А4 для рецензии научного руководителя.
Защита курсовой работы
После оформления курсовой работы она регистрируется у методиста учебной части и не позднее чем за 1 месяц до начала сессии сдается на кафедру уголовного права и криминологии, где также регистрируется. Зарегистрированная работа передается преподавателю кафедры для проверки, рецензирования и допуска к защите.
Преподаватель решает вопрос о допуске студента к защите, о чем делается соответствующая запись в рецензии. Рецензия становится составной частью курсовой работы, преподаватель может указать в ней моменты, на которые студенту следует обратить внимание при подготовке к защите.
Если преподаватель не считает возможным допустить курсовую работу к защите, то в рецензии указываются причины, по которым она не допускается. Таковыми причинами могут быть нарушения основных требований, предъявляемых к данному виду работ:
- номер темы курсовой работы не соответствует номеру зачетной книжки;
- в работе отсутствует конструктивный элемент (титульный лист, содержание, заключение и т.д.);
- объем курсовой работы меньше положенного;
- работа выполнена небрежно, с большим количеством ошибок либо неразборчивым почерком;
- содержание работы не соответствует теме или не раскрывает плана;
- работа выполнена на основе устаревшего уголовного законодательства;
- работа выполнена только на основе учебной литературы, без использования дополнительной;
- в работе не использованы материалы судебно-следственной практики;
- список использованной литературы не соответствует сделанным в работе сноскам или ссылкам либо таковые отсутствуют;
- работа механически переписана с рекомендованного источника без творческой переработки, лишена личного осмысления рассматриваемых вопросов.
Проверенная курсовая работа с рецензией выдается студенту. К работе, которая не была допущена к защите и перерабатывается, должна быть приложена предыдущая рецензия с тем, чтобы преподаватель мог проконтролировать ход устранения отмеченных в ней недостатков.
Защита курсовой работы производится перед экзаменом по уголовному праву и является обязательным условием допуска к нему. На защите студент предоставляет преподавателю курсовую работу вместе с рецензией. В ходе защиты студент кратко излагает содержание работы, формулирует основные выводы и предложения, после чего отвечает на поставленные преподавателем вопросы.
Результаты защиты курсовой работы оцениваются преподавателем на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При этом оцениваются:
- во-первых, содержание работы,
- во-вторых, ее оформление,
- в-третьих, качество самой устной защиты.
При получении на защите неудовлетворительной оценки работа выполняется заново по аналогичной или другой, согласованной с преподавателем, теме.
После защиты курсовая работа хранится в архиве вуза. Качественно выполненная курсовая работа может послужить основой для выполнения выпускной квалификационной работы по уголовному праву.