Когда страх ударяет по сердцу

У 56-летнего Кристофера, жителя Чикаго, произошла остановка сердца из-за опасной формы аритмии. К счастью, сердце мужчины отказало в супермаркете, где имелся дефибриллятор и работал человек, знающий, как с ним справляться. Когда в магазин прибыла «скорая», жизнь Кристофера уже была спасена.

В кардиологическом отделении больницы сердце пострадавшего опять перестало работать, что потребовало интенсивной терапии. Электрокардиограмма показала, что в сердце больного наблюдается желудочковая фибрилляция: его желудочки дрожали и трепетали, вместо того чтобы ритмично перекачивать кровь. Такой сердечный ритм обычно кончается смертью, но Кристоферу повезло: его вернули к жизни. Чтобы предотвратить внезапную смерть от сердечного приступа, врачи вживили пациенту дефибриллятор, способный оценить качество сердечного ритма и в случае угрожающего жизни нарушения выдать электрический разряд.

Кристофер был выписан и по-прежнему спокойно бродил по улицам Чикаго. Врачи надеялись, что в случае опасности электрический разряд спасет ему жизнь. Однажды мужчина появился в своем офисе и заметил, что все сгрудились вокруг телевизора. Канал CNN вновь и вновь показывал разрушение башен в Нью-Йорке.

При виде падения второй башни Кристофера обуял страх, сердце его начало дрожать. Он опустился на пол, дефибриллятор в тот момент был почти разряжен. Однако шок случился не 11 сентября 2001 года, а 14-го, когда мужчина находился дома и смотрел новости, лежа на диване. Тогда дефибриллятор сработал впервые за несколько месяцев: устройство спасло жизнь человеку.

Было ли простым совпадением то, что сердце Кристофера начало биться в потенциально опасном ритме именно после просмотра новостей 11 сентября? Исследователи говорят, что это не совпадение.

В исследовании, опубликованном в Journal of the American College of Cardiology, показано, что страх и тревога, захватившие американцев после террористических атак 11 сентября, привели к росту смертности пациентов с сердечными аритмиями, в частности тех, кого ввиду опасных заболеваний снабжали кардиовертерами-дефибрилляторами. Исследователи проанализировали ЭКГ пациентов до и после события и обнаружили, что за 30 дней до 11 сентября вентрикулярная аритмия присутствовала у 3,5 % пациентов, а после 11 сентября – у 11,8 %. Число больных с опасным состоянием выросло в 2,3 раза.

В данном случае исследовались пациенты из Нью-Йорка, но аналогичное исследование, проведенное среди лиц с вживленными дефибрилляторами во Флориде, также показало рост числа случаев вентрикулярной аритмии. Итак, близость к месту трагедии не была решающим фактором.

Похожее исследование проводилось и двадцатью годами ранее, оно также пролило свет на то, как страх бьет по сердцу. Восемнадцатого января 1991 года, во время операции «Буря в пустыне», которую США проводили на Ближнем Востоке, Саддам Хусейн приказал иракским войскам выпустить 18 ракет «Скад» по израильским городам, когда их жители спали. Эта террористическая ракетная атака оказалась полной неожиданностью, более того, это была первая атака на Тель-Авив в израильской истории, показавшая, что в национальной безопасности имеются бреши.

Хотя непосредственно запуск ракет не привел к жертвам, народ Израиля был напуган. Уровень страха и тревоги поднялся высоко, продажи валиума выросли во много раз.

Исследователи из медицинского центра «Хадасса», изучавшие воздействие страха, проследили за уровнем смертности в январе и феврале 1991 года – в дни, последовавшие за неожиданной ракетной атакой. Результаты их работы, опубликованные в Journal of the American Medical Association, показали, что независимо от реально причиненного ущерба уровень смертности сразу после ракетных ударов вырос на 77 % у женщин и на 41 % у мужчин. Ученые предположили, что это можно объяснить иными факторами, например тем, что люди, убегавшие от ракет, испытывали физические перегрузки, пропускали прием лекарств, с трудом дышали в противогазах и слишком долго находились без кислорода в герметизированных комнатах. Тем не менее они сделали вывод, что главным фактором роста смертности был страх, оказавший вредоносное воздействие на организм жертв.

В другом израильском исследовании, опубликованном в журнале Lancet, также изучались последствия иракской атаки на Израиль. Результаты подтвердили резкий рост числа сердечных приступов и внезапных смертей после ракетных ударов по сравнению с пятью контрольными мирными периодами. Был выявлен значительный рост смертности в Греции после двух сильных землетрясений 1978 года, обусловленный не телесными повреждениями, а «иными патологическими причинами», в том числе сердечными болезнями.

Наши рекомендации