Интеллектуальные психические образования. Мышление.
Мышление
1.1. Определение. Мышление - это психическое отражение отдельных отношений, опосредствованное действиями субъекта (носителя), устанавливающего эти отношения на практике.
1.2. Свойства мышления. Своеобразие его первичных свойств - в том, что раздвигаются границы познания, накладываемые природой организма и его органов, обеспечивающих связи со средой. Раздвигаются границы при отражении пространственных, временных, качественных и интенсивностных характеристик действительности. Отражаются отношения в микро- и макромире. Это отношения не только между телами, но и между их атрибутами. Это отношения между явлениями, энергетика которых выходит далеко за пределы области, в которой возможно само существование носителя психики.
Вторичные свойства мысли являются следствием снятия ограничений на первичные свойства. Так, предметностьмысли раскрывается как установление (создание) отношения, которого не было. Устанавливаются, в частности, (А) пространственно-временные отношения, или связи (наглядно-действенное мышление). Пример:
Регине 2 года и 8 мес. По пути в детский сад Регина говорит: «Мамочка, я не хочу есть суп в садике». - «Почему? Он такой невкусный?». - «Нет, он вкусненький». - «???». - А я потом, после супа, не хочу ложиться спать» (Ист.: Рубрика «Читаем всей семьей. Дети говорят» //Мой район (ВБ). № 14 (110). 15.04.2005. С.12. С ред .изм.).
(Б) Устанавливаются отношения сходства-различия, или соотношения (образное, или наглядно-образное мышление). Пример:
Егору 4 года. Как-то на улице мама похвалила Егора за наблюдательность и сообразительность. «Да, мама, дети вообще соображают лучше взрослых. У них мыслей больше, а голова - меньше!» (Ист.: Рубрика «Читаем всей семьей. Дети говорят» //Мой район (ВБ). № 33 (91). 26.11.2004. С.12. С ред.изм.).
(В) Устанавливаются причинно-следственные отношения («логическое», или понятийное мышление). Пример анекдотический:
Маленькая девочка копается в луже. Поймала золотую рыбку. Рыбка взмолилась: «Отпусти меня. Я выполню три твоих желания». Девочка говорит: «Да знаю я эту сказку». С этими словами она отрывает рыбке голову и бросает её со словами: «Лети, лети лепесток, через запад на восток...» (Отражение каких причинно-следственных отношений обыгрывается в этом анекдоте? Ответ: а) сказочная рыбка выполняет желания, лишь будучи живой; б) человек «без проблем» самодоволен и самодостаточен. Он не сомневается, действует сразу (импульсивно) и не отдаёт себе отчёта в собственных действиях, не предвидит их последствий...)
Константность мысли абсолютна: она остается таковой при любых вариациях условий отражения.
Целостность в ее внешнем аспекте раскрывается через универсальную форму мысли - через суждение. На молярном уровне это суждение наличного бытия: называя что-то, мы, тем самым, утверждаем его существование (для себя!). А внутренний аспект целостности раскрыт еще И.М. Сеченовым - мысль всегда трехчленна: два выделенных объекта соотносятся друг с другом.
Обобщенность мысли распространяется на пространственные, временные и качественные (по месту среди явлений того же рода) отношения. Специфична для мышления его обобщенность в виде переноса: успешные действия по установлению отношений используются в других ситуациях.
Собственные свойства мысли отличают её от предыдущих психических образований. Это проблемность - как субъективное возникновение противоречия («что-то не так»). Это фазность - как наличие ошибочных проб, отступления, а затем инсайта («озарения») (в литературе - «двухфазность»). Это операциональнаяопосредствованность - опосредствованность действиями, в числе которых анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение, специализация, сравнение. Это понимание - как включение в систему субъективного опыта. Среди проявлений понимания выделяют: действие по образцу, следование инструкции, использование для решения задач, перевод из одной знаковой системы в другую, восстановление целого (интерполяция), прогнозирование (экстраполяция).
уровне сознания, поэтому её нельзя считать специфичной только для мысли.
Выделяются также характеристики собственно человеческой, понятийной мысли. В их число входят: (1) децентрация, (2) хорошее соотнесение содержания и объёма понятий разной обобщённости, (3) хорошее соотнесение постоянных и переменных характеристик объектов (например, количества - при изменениях формы, в частности, пропорций), (4) индуктивность - дедуктивность (правильное использование категорий «всё - кое-что - одно - ничто»), (5) обратимость мыслительных операций (анализ - синтез и др.), (6) иерархичность понятийной мысли (действия с символами, с образами, с объектами - как постоянный переход, обеспечивающий возникновение инвариантов межуровневых преобразований...), (7) понимание причинно-следственных отношений и многозначности существующего: переносного смысла, парадоксальности, алогичности, - в том числе в виде человеческого «чувства юмора».
1.3. Атрибутивность. Здесь мышление рассматривается как функция своего носителя, как процесс, как свойство и как состояние.
Мышление - функция работающего организма как целого. Периферия при этом - рука и глаз: «кусочки мозга», вынесенные наружу. Центр - лобные доли коры больших полушарий головного мозга. Дефекты периферических участков компенсируются.
Мышление как процесс раскрывается его фазами, которые у человека более дробны, чем у животных. Выделяются: 1) «что-то не так», 2) что не так? (общий вопрос), 3) что есть? (условия), 4) чего нет? (частные вопросы), 5) что должно быть? (цель), 6) что нужно делать? (задачи), 7) действия (пробы), 8) переформулирование ситуации (условий), 9) новые пробы, 10) отступление, 11) «инсайт» («озарение»), 12) «что-то не так»...
Состояние мышления характеризуется пребыванием его носителя на определённой фазе мысли.
Свойство, или способность мыслить, проявляется как успешность решения различных задач.
1.4. Деятельностная природа мышленияраскрывается при конкретизации его регулятивного, осведомительного и приспособительного аспектов.
Регулятивный потенциал мысли раскрывается, когда мысль становится посредником при взаимодействии её носителя с миром. Для ориентировки в ситуации мало непосредственных впечатлений и перцептивного опыта (представлений); ситуация остаётся субъективно неопределённой, порождающей впечатление: «что-то не так»...
Осведомительный потенциал мысли раскрывается как открытие её субъектом законов действительности (ситуации) - через выявление в ней существенных компонентов: элементов и отношений между ними. Деятельное включение в ситуацию как раз таки и раскрывает её для субъекта.
Приспособительный потенциал мысли раскрывается при следовании субъекта законам действительности. Учёт этих законов и подчинение им позволяет субъекту действовать в соответствии с логикой вещей и, тем самым, использовать вещи в своих интересах, сохраняя себя за счёт уравновешивания со средой.
Многомерность человеческого мышления как деятельности характеризуется рефлексивностью: мысль распространяется и на её собственную природу. Психологи выявляют условия, при которых мысль нужна, не нужна или даже вредна. Оказывается, мысль вредна там, где нужны однозначные реакции на происходящие изменения. Психическая регуляция в этом случае обеспечивается через восприятие в режиме слежения. Японские и испанские психологи установили это в независимых исследованиях того, как работают водители автотранспорта. И вербальное, и визуальное мышление за рулём многократно повышает риск ДТП. Поэтому за рулём рекомендуют, - а профессиональным водителям даже предписывают - слушать музыку или жевать жвачку. Эти формы активности гарантируют непоявление мыслей. Сенсорное удовольствие исключает мыслительную деятельность; оно реципрокно с ней.
1.5. Прикладные следствия.Для распознавания мышления используются соответствующие категории анализа. 1) Это условия для отражения отношений. В их числе: действительность, дифференциация в ней отдельностей (в том числе - субъекта), активность субъекта в виде практических действий, устанавливающих отношения между взятыми отдельностями. 2) Это эффект отражения - наличие мысли как образа актуального отношения. 3) Это проявления базовых, вторичных и собственных свойств мышления. 4) Это грани атрибутивности. 5) Это аспекты деятельностной природы мышления.
Патопсихология мышления раскрывается в рамках общей психопатологии, в контексте характеристики патологии познавательной сферы (агнозиса). В общем говорят об умственной отсталости, или об ограниченности интеллекта и мышления - в частности. Синонимы: умственная недостаточность, умственная субнормальность, олигофрения, аменция (не рек.) Выражается в нарушениях адаптивного поведения (вплоть до клинических проявлений) и в результатах психометрических испытаний.
Различаются врождённые и приобретённые формы. Врождённая умственная недостаточность - олигофрения четырёх степеней. 1) Лёгкая степень умственной отсталости: IQ=50?70. Возможно обучение в рамках приспособления к повседневной жизни. Синонимы: дебильность, умственная неполноценность (не рек.), слабоумие (не рек.). 2) Умеренная степень умственной отсталости: IQ=35?49. Возможно обучение речи и элементарному самообслуживанию, выполнению простых рабочих действий под наблюдением и руководством. Синоним: имбецильность (не рек.). 3) Тяжёлая умственная отсталость: IQ=20?34. Обычно имеет место на фоне нарушений в развитии сенсорно-перцептивной и двигательной сфер. Осваиваются только азы речи. С трудом формируются элементы самообслуживания. Требуются постоянное наблюдение и помощь. 4) Глубокая умственная отсталость: IQ<20. Имеет место на фоне тяжёлых нарушений сенсорно-перцептивной и двигательной сфер. Речь отсутствует. Выживание - при условии постоянного наблюдения и помощи. Синоним: идиотия (не рек.).
Приобретённая умственная недостаточность - деменция. Причины: отравления (алкогольное, наркотическое, др.), органическое заболевание, старение (на фоне которого - болезнь Альцгеймера у мужчин и болезнь Пика - у женщин). Пресенильная деменция, сенильная деменция.
В речевой продукции при малой выраженности отклонений выделяются тенденции:
излишняя аналитичность (в пределе - как индивидуализация) или, наоборот, глобальность («всё - одинаково», «все - на одно лицо»);
излишнее абстрагирование («не видит дальше своего носа») или, наоборот, излишняя конкретизация («за деревьями леса не видит»);
сверхобобщение («попасть пальцем в небо») или, наоборот, сверхспециализация («рецептурность») и т.д.