Стр-ра и компоненты волевого пов-ия. Стр 125
1. Наличие препятствий.
2. Борьба мотивов (мотив – побуждение к д-ию).
3. Осознание цели, отыскание смысла, принятие решения.
4. Приложение волевого усилия.
Т.О., в стр-ру волевого д-ия входит:
1) мотив к совершению д-ия;
2) осмысление цели;
3) принятие решения;
4) б-ба мотивов;
5) волевое усилие;
6) достижение рез-та.
Локус контроля – это приписывание ответственности за рез-т внешним или внутр. условиям (понятие ввел Д. Роттер).
Экстернальный л.к. (внешний л.к.) – это приписывание причин пов-ия внешн. факторам. Люди с экстерн. л.к. хар-ся неуверенностью в собств. силах, пониженной ответственностью за рез-т, стремлением откладывать решение проблем.
Интернальный л.к. – это принятие ответственности за д-ие на себя. Людей с интерн. л.к. хар-ет уверенность в себе, ответственность и т.д.
Ф.М. воли:
1. Суммарная работа коры больших п/ш (в основе произв. пов-ия – дея-ть пирамидных кл-к, лобных отделов коры – III блок мозга).
При нарушении лобных отделов – апраксия – нарушение произв. пов-ия, связанное с отсутствием целенаправленных д-ий.
Абулия – болезненное безволие на фоне торможения коры.
2. Вторая сигнальная с/ма – свойственная ч-ку с/ма условно-рефлекторных связей, формирующихся при возд-ии речевых сигналов, т.е. не непосредственного раздр-ля, а его словесного обозначения. 2-ая сигн. с/ма возн-ет на базе 1-ой сигн. с/мы в процессе общения.
3. Ретикулярная формация – Е-ий блок г.м.
Волевые качества личности:
1. Сила воли – обобщенное понятие спос-ти ч-ка преодолевать внешние и внутр. трудности.
2. Выдержка – спос-ть ч-ка сдерживать свои эмоц-ые проявления, подавлять импульсивные малообдуманные д-ия.
3. Инициативность – св-во Л., проявляющееся в предприимчмвости.
4. Настойчивость – устойчивое стремление к достижению отдаленной по времени цели.
5. Решительность – спос-ть быстро принимать решение в значимой ситуации.
6. Самообладание – спос-ть не теряться в экстремальн. ситуациях, не поддаваться эмоциям.
7. Смелость – спос-ть ч-ка качественно выполнять д-ия и осуществлять намерения в опасных ситуациях, несмотря на чувство боязни, страха.
8. Уверенность в себе – переживание ч-ком своих возможностей, как адекватных тем задачам, к-рые перед ним стоят и к-рые он ставит сам.
9. Целеустремленность – стремление Л. к достижению поставленной перед собой цели.
10. Самостоятельность.
11. Исполнительность.
Функции воли.
1. Главная ф-ция: сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жзнедея-ти.
2. Активирующая, побудительная и тормозящая ф-ции воли.
Роль воли: волю наз-ют становым хребтом хар-ра ч-ка. Воля необходима для È всех ВПФ. Это форма сознательной регуляции активности. Воля превращает индивида в Л., владеющую собств. пов-ием и Пх-ими ф-циями.
Приемы самовоспитания воли.
1. Приобретение привычек, преодоление трудностей – с/матическое формирование воли.
2. Формирование целей, мотивов для их достижения, доведение до конца начатых дел; невыполнение дела дезорганизует волю.
3. Строгая орг-ция режима.
4. С/матические занятия спортом.
5. Самовнушение.
Патологии воли.
2) Упрямство – это необоснованное настаивание на своем.
3) Негативизм – это немотивированная склонность действовать наперекор без разумных оснований. Расценивается как неумение подчинить д-ия доводам разума.
4) Слабоволие, или лень, проявляется в снижении мотивов. Преодолевается лень ч/з самовоспитание.
5) Абулия – болезненное безволие.
Апраксия – нарушение цели направленных действий.
Тема 9. Ощущение и восприятие.
Ощущение.
Ощущение – это психический процесс отражения отдельных св-впредметов и явлений при непосредственном воздействии на анализатор.
Ф.М. ощущения – дея-ть анализатора, включающая рецептор, проводник (нервы) и определенную зону коры мозга.
Классификация ощущений:
1. По модальности (принадлежности к рецептору=5 ): обонятельные, зрительные, вкусовые и др.
2. По положению рецепторов: экстерорецептивные (дистантные и контактные); интерорецептивные; проприорецептивные. Стр 54
Общие свойства ощущений:
1. Качество: каждый вид О. имеет качественные различия.
2. Интенсивность: определяется силой действия раздр-ля и функц. состоянием рецептора.
3. Длительность О. – время действия раздр-ля.
4. Пространственная локализация – соотн-ие с частью тела, где возн-ет О.
Закономерности ощущения:стр 55
1)пороги
Нижний порог О. – минимальная величина разд-ля, способная вызвать едва заметные О.
Верхний порог О. – максимальная величина разд-ля, после к-рой О. прекращается.
Различительные порог – это различие 2-х разд-лей, вызывающих едва заметное различие О.
2) чувствительность (способность иметь О.) - на чувст-ть влияет дея-ть.
Соотн-ие м/у чувст-тью и порогом – обратно пропорциональное.
Закон Вебера-Фехнера: при возрастании раздр-ля в геом. прогрессии сила О. увеличивается в арифметической прогрессии.
Св-ва О. (закономерности):стр 56
1. Адаптация – приспособление органов чувств к действию стимулов.
2. Сенсибилизация – усиление чувст-ти при взаимодействии О.; разв-ся путем упражнений.
3. Синестезия– под влиянием одного раздр-ля возн-ют О., характерные для другого.
4. Компенсация – при нарушении одного анализатора др. анализатор берет на себя его роль.
5. О. имеет эмоциональную окраску – чувственный тон.
6. О. врожденны и оч. важен сенсорный опыт (опыт О.), к-рый формир-ся в активном взаимодействии со средой.
Сенсорная депривация (отсутствие сенсорного опыта) приводит к нарушению психического развития.
Восприятие. Стр 57
Восприятие – это психический процесс отражения целостных образов предметов и явлений, непосредственно воздействующих на анализатор.
Для формирования образа В. необходима активность в виде двигательного компонента (как формы перцепции) и необходимо обследование предмета.
Восприятие рассм-ся как особая дея-ть перцепции– дея-ть по формированию образа.
Компоненты восприятия:
1) обследование предмета
2) выявление характерных признаков
3) опознание и отнесение предмета к опред. категории
+ работа памяти, воображения, мышления.
Апперцепция– зависимость восприятия от прошлого опыта и особ-тей личности.
Св-ва В. (св-ва перцептивных образов стр 58
Целостность – это св-во В., обеспечивающее В. предмета как устойчивого структурного целого, если части этого целого в данный момент не наблюдаются. Мы мысленно в В. достраиваем образ до целого.
1. Предметность – это отнесение признаков и св-в к некому предмету.
2. Константность – В. предметов как отн-но постоянных по форме, цвету, величине, несмотря на изменение условий.
3. Избирательность – выделение одних предметов по сравнению с другими; основана на явлении «фигуры и фона».
4. Осмысленность – приписывание предметам и явлениям опред. смысла, обозначение опред. словом, отнесение к опред. категории.
5. Структурность: мы воспринимаем не сумму ощущений, а опред. структуру.
Виды восприятия.
1) По модальности
2) По цели: произвольное В. (наблюдение) и непроизвольное В.
3) По предмету В.:стр 59
1 – В. времени – отражение длительности и последовательности явлений действ-ти.
Ф.М. В. времени – условный рефлекс на время, связанный с цикличностью возбуждения и торможения в коре г.м., с влияниями извне (смена дня и ночи, времен года), с внутр. воздействиями (утомление, чувство голода).
В. времени отн-но и субъективно. Оно зависит от:
содержания дея-ти,
от эмоционального состояния в отн-ии ушедшего времени (не заполненные ничем отрезки – мгновения, а заполенные интересным делом – значительные события)
2 – В. пространства – отражение величины, формы, объема, удаленности.
Ф.М. – совместная дея-ть зрительного, двигательного анализаторов, вестибулярного аппарата.
В. простр-ва имеет 3 компонента:
ощущение от вестибулярного аппарата обеспечивает В. верха, низа; помогает воспринять 3-мерность простр-ва
зрительный анализатор обеспечивает явления аккомодации и конвергенции (сведение и разведение осей глаз)
бинокулярное зрение обеспечивает В. глубины
3 – В. формы требует выделение предмета из фона, выделение его контуров; связано с движение глаз по контуру.
4 – В. величины зависит от параметров изображения на сетчатке; обеспеч-ся сложным сочетанием мускульно-двигательных ощущений глаза.
5– В. цвета связано с дея-тью палочек и колбочек.
6– В. глубины обесп-ся мускульными дв-ями глазных мышц. Важн. роль – конвергенции.
7– В. движения – это отражение направления скорости и простр-ого расположения предметов. Осущ-ся при совместной работе зрительного, кинестетического, слухового анализаторов; включает дв-ие головы и фиксацию взгляда, при этом происходит совмещение изображения на сетчатке.
В. форм-ся прижизненно. Новорожд. ребенок обладает отд. О., а В. форм-ся (к 3 мес.) в процессе развития корковых зон, приобретения опыта совместной работы анализаторов.
Нарушения в восприятии: стр 62
1) Иллюзии– это ошибочное В., при к-ром образ возн-ет при реальном воздействии предмета на органы чувств.
2) Галлюцинации – это ошибочное В., когда образ возн-ет в отсутствии предмета; это внутр. образы, следы ранее забытого.
Тема Внимание.
Сущность Вн. и его роль.
Внимание – направленность и сосредоточенность психической дея-ти, внутр. акцент психических процессов.
Роль:
1. Вн. отбирает нужную и ненужную инф-цию, выделяет главное.
2. Обесп-ет четкость работы сознания, глубину и ясность отражения действ-ти.
3. Необходимое условие качественного выполнения дея-ти.
Вн. занимает особое место среди психических явлений, т.к.:
оно не выступает отдельно от остальных психических процессов, а присоед-ся к ним (к восприятию – всматриваемся, вслушиваемся; к мышлению – обдумываем)
у Вн. нет собственного продукта, но есть результат: улучшение всякой дея-ти, к к-рой оно присоединяется.
Физиологические мех-змы Вн. сложны и связаны с рефлекторной дея-тью мозга.
1) ориентировочный исследовательский рефлекс «Что такое?» как мех-зм непроизв. Вн.
2) доминанта – очаг оптимального возбуждения в опред. зоне коры, к-рый переключает на себя др. очаги возбуждения и усиливается за их счет при торможении др. участков коры.
3) ретикулярная формация (в стволе г.м.) обесп-ет состояние активного бодрствования
4) взаимод-ие 1 и 2 сигнальной систем
Виды внимания.
Виды Вн. | Характеристики | Условия возн-ния | Физиолог. мех-зм |
Непроизвольное Вн. | легкость возн-ния отсутствие волевого усилия легкость переключения | Сильный контрастный раздражитель | ориентировочный рефлекс «Что такое?», возн-ет доминанта |
Произвольное Вн. | направленность на цель волевое усилие | Постановка цели | Доминанта, 2 сигнальная с/ма |
Послепроизвольное Вн. | Сохранение целенаправленной дея-ти при снятии волевого усилия | Вхождение в дея-ть и возн-ние интереса к ней | доминанта |
Факторы Вн.
1. Хар-р раздр-ля (сила, новизна раздр-ля)
2. Структурная орг-ция (объединенные объекты воспринимаются лучше)
3. Отн-ие к потребностям личности (особо значимое)
3. Свойства внимания. УКРОПстр 65
1. Устойчивость – спос-ть длительное время сосредотачиваться на объекте. Ф.М.–доминанта.
2. концентрация – степень сосредоточения Вн. на объекте. Ф.М. – доминанта.
3. Распределение – возможность удерживать в сфере Вн. одновременно неск-ко объектов.
4. Объем – кол-во объектов, к-рые м.б. схвачены Вн. одновременно. Ср.объем Вн. = 7 + 2
5. Переключаемость – намеренный перенос Вн. с объекта на объект, быстрый переход от одной дея-ти к другой.
Развитие внимания.
В 1-ые недели и месяцы жизни появл-ся ориентировочный рефлекс как признак непроизвольного внимания.
В конце 1-го года ориентировочно-исследовательская дея-ть как зачатки произв-ого Вн.
С нач. 2-го года происходит дальнейшее развитие зачатков произв-ого Вн. под влиянием речевой инструкции взрослого.
В 4 – 5 лет ребенок способен направлять Вн. под влиянием сложной инструкции.
В 5 – 6 лет возн-ет элементарная форма произв-го Вн. под влиянием самоинструкции.
К 7 годам происходит дальнейшее развитие и совершенствование произв-го Вн.
Т.О. направление развития Вн. у ребенка – это переход от непроизв-го Вн. под влиянием стимулов и слов взрослого к Вн. управляемому.
Нарушения внимания.
1. Отвлекаемость – легкость переключения Вн. на посторонние объекты и трудность сосредоточения длительное время на одном предмете.
2. Рассеянность – неспособность сосредоточиться на объекте
истинная рас-ть объясняется иррадиацией возбуждения в коре;
мнимая (профессорская) рас-ть – оптимальный очаг возбуждения в коре г.м. не дает возможности ни на чем сосредоточить Вн.
3. Персервация – затруднение переключаемости.
Тема Память.