Глава 4. подходы к разрешению типовых консультативных проблем 5 страница
у меня что-то не получается, я злюсь и нервничаю. Я хорошо себязнаю. Если мне что-то удается, я приписываю это воле случая. А при неудаче нахожу кучу ошибок и глупостей, за которые себя наказы ваю».
Для описания механизма возникновения интроекции и способа работы с ним Перлз использовал метафору процесса пищеварения. Возникновение этого механизма связано с периодом, когда ребенок учится жевать и кусать. Он блокирует оральную агрессию, не «пере жевывая» чужой опыт. При здоровом функционировании человек откусывает, пережевывает и перерабатывает содержание. Он спосо
– 154 –
бен различать полезное и вредное. При интроекции материал, посту пающий извне, скорее, проглатывается целиком, чем переваривается должным образом.
Невротическая личность, по Перлзу, не способна понимать, что ей нужно, а что — нет. Интроецирующий человек становится психо логически всеядным, усваивая чужие ему образцы поведения, мыс ли и чувства. Он действует, чувствует и думает так, как от него ожи дают другие. Хотя он говорит «я», на самом деле его устами говорят другие — «они», диктующие ему, что он должен делать. Такой чело век не разборчив в общении, его связи поверхностны, он не спосо бен на искренний контакт. Как правило, интроекция позволяет нор мально функционировать, используя игры и манипулируя людьми. Проблемы возникают, когда интроект сталкивается с естественными чувствами и потребностями или если человек обнаруживает у себя несогласующиеся интроекты, например, требование контролировать эмоции и привычку действовать импульсивно. Итак, можно заклю чить, что два основных результата интроекции будут следующие: во-первых, интроекты препятствуют вступлению индивидуумов в контакт с их собственной действительностью, так как индивидуумы все время должны бороться с чуждыми им комплексами. Во-вторых, интроекты могут быть несовместимы друг с другом, в этом случае они способствуют распаду личности.
Проекция противоположна интроекции.Она характеризуетсятенденцией рассматривать как элемент окружающего мира то, что фактически является частью «Я». Проекция может иметь место на двух уровнях: на уровне, связанном с внешней окружающей средой,
и на уровне, связанном с «Я». В ней границы перепутываются: соб ственная граница наступает на границы других субъектов, неосо знаваемое в себе приписывается другому. Проекция проявляется в тенденции делать или приписывать окружающим то, что делает сам человек, как процесс присваивания другим свойств, качеств, отно шений, верований, чувств и поведения, которые в действительности относятся к самой личности.
В гештальт-терапии обычно описываются три формы проекции,
соответствующие трем функциям, которые они выполняют:
– 155 –
yyзеркальная проекция,в которой субъект находит в другом или
в образе другого характерные черты, которые он рассматривает как свои или хотел бы их иметь («мне это нравится, у меня это тоже есть» или «мне это нравится, я хочу это иметь»). Например, замеча ние одного студента-физика, прочитавшего главу в учебнике: «Знае те, оказывается, мы с Эйнштейном очень сходно мыслим»;
yyпроекция катарсиса,в которой субъект приписывает другомуили образу другого характерные для себя самого черты, от которых он отказывается, не признавая их собственными, и от которых он освобождается, приписывая их другому (люди видят соринку в чу жом глазу, но не замечают деревянный склад в своем). Отвергаемые черты могут быть неосознаваемыми. Таким образом, проекция — это тенденция переносить собственные ошибки и ответственность за то, что происходит внутри «Я», на других, на окружающую среду. Такой человек считает, что окружающий мир холоден и безразли чен к нему, что именно он, этот мир, виноват в его неустроенности, безынициативности, неудачах. Человек отделяет часть собственного «Я» и приписывает другим неприемлемые для «Я-образа» мысли, чувства, желания, перекладывает на них ответственность за свои поступки. Он не способен к самоидентификации, и вместо должно го «я» используются местоимения «они», «он», «она», «оно». На пример: «Неудобно так часто ему звонить. Он может подумать, что навязываюсь». Проекция элементов собственного «Я» имеет место тогда, когда люди не рассматривают как часть себя области, в ко торых возникают определенные импульсы или сами эти импульсы. Например, люди иногда говорят: «Мною овладел гнев», то есть как бы признают, что гнев объективно существует вне их самих; при этом они могут считать гнев виновником своих неприятностей и не признавать полностью тот факт, что испытываемый ими гнев — это часть их самих. При нарастании гнева такой человек может сказать: «Она меня довела».
Перлз описывал проецирующего человека, как окруженного зер калами и воображающего, что смотрит наружу. Если проблемы ин-троецирующего связаны с тем, что он должен делать, то проблемы
– 156 –
проецирующего касаются того, что он не должен делать, кем он не должен быть. Если человек отрицает какую-либо черту своей лич ности, он характеризует себя противоположными качествами. От рицая бережливость, проецирующий описывает себя как бессребре ника, окруженного жадными стяжателями. Если ребенка в детстве отвергали, он затем начнет отвергать других. Приписывая другим свои чувства, такой человек оказывается от них отчужден, его мысли тоже кажутся ему чужими: «Мне пришла в голову мысль» — говорит он. Если человек не в силах принять себя и свои переживания, ему кажется, что весь мир против него;
yyдополнительная проекция—другому приписываются черты,которые оправдывают собственные качества (чаще негативные). На пример: «Почему бы мне его не надуть, если он сам всю жизнь всех обманывает?» — рассуждает мошенник, приходя к президенту фир мы — своей потенциальной жертве.
Ретрофлексия связана с формированием отношения к самомусебе как к постороннему объекту и содержит два типа процессов: субъект делает самому себе то, что он хотел бы сделать другим;
и субъект делает себе самому то, что он хотел бы, чтобы сделали ему другие.
Ретрофлексия —процесс сдерживания собственных чувств инаправление их против себя, обращение внутрь того, что предна значалось наружу, вместо попыток влиять на окружение. Например, одинокая женщина покупает сама себе букетик цветов на 8 Марта; или подросток совершает попытку самоубийства, чтобы отомстить оскорбившим его родителям. Ретрофлексия буквально означает «резко повернуть назад против». Когда люди ретрофлексируют, они «переадресовывают» свою активность внутрь и заменяют собою окружающую среду, таким образом делая себя собственной ми шенью. Например, когда-то мальчика наказали за то, что он не по слушал отца. Не выплеснув свой гнев на отца, он направляет его на себя. Гнев вырывается наружу, но часть личности удерживает его, направляет в другое русло. Так происходит раскол, проводит ся граница между различными частями «Я». В ретрофлексии мож но увидеть причины нарциссизма, самообвинения, суицидального
– 157 –
поведения. Человек может жалеть себя, возвеличивать, презирать, бороться с собой. От клиента можно услышать: «Я не могу с собой справиться». Ретрофлексия распознается по частому употреблению местоимений «себя» и «меня» и возвратной частицы «-ся».
Разные части личности действуют в разных направлениях. В этой «войне частей» применяются разные средства: одна часть может критиковать, осуждать другую, наблюдать за ней, а другая тем вре менем — саботировать действия первой. Они «делят территорию» и «поселяются» на разных частях тела. Можно, например, наблюдать, как одна рука держит другую, или как борются разные мышцы, когда человек хочет расплакаться и сдерживает плач, бьет себя в грудь, по рывается уйти, но остается на месте.
Как и в случае с другими невротическими механизмами, ретроф лексия не всегда патологична. Она проявляется в обычной ситуации, когда человек сдерживает какие-либо импульсы, но при этом дей ствует гибко и произвольно. Автоматизм и неосознанность являются критериями невротического характера данного механизма. Часто ре трофлексия проявляется в мышечных зажимах. У людей, считающих для себя невозможным выражать, например, агрессию, ретрофлек сия часто проявляется в психосоматических симптомах, таких как задерживание дыхания, изменение цвета кожи, появление различ ных болевых ощущений и т. п. Телесные проявления: скованность, зажимы, ощущения внутреннего дискомфорта;
Дефлексия (отклонение) —это перенаправленность импульса,направленность его в сторону, не на тот объект или субъект, которо му этот импульс или эмоция предназначалась первоначально. Деф лексия — это уклонение от реального контакта, процесс ухода от собственного опыта, глубоких переживаний, а также от контактов с окружающими людьми из-за недоверия к ним, боязни испытать боль
и разочарование. Она довольно часто используется как стратегия избегания выбора и проявляется в «дипломатичности», «непрямо линейности» и «вежливой скромности» некоторых людей. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия
– 158 –
выражается в форме болтливости, ритуальности, условности пове дения, тенденции к сглаживанию конфликтных ситуаций.
Эготизм —полная противоположность слиянию.Проявляется
в жесткости собственных границ, неспособности к слиянию, к со единению, полному контакту, отстраненность, нечувствительность, дистанция, слабо выраженные эмоциональные реакции; игнориру ется возможность узнать, услышать, почувствовать другого челове ка. Человек отгораживает себя, чтобы защититься, так как он уже имеет психотравмирующий опыт в прошлом.
Девалитизация (девальвация) —обесценивание собственныхжеланий, потребностей и возможностей, опыта, неспособность к ас симиляции.
Бессознательно используемые во взаимодействии со средой ме ханизмы защиты обеспечивают безопасность, человек прерывает контакт со средой. Срыв цикла контакта может происходить на лю бой стадии. Но потребности остаются неудовлетворенными. Хрони ческое неудовлетворение ведет к неврозу.
Цель гештальт-терапии — актуальное проживание здесь и те перь, осознание своих чувств, ощущений, желаний, мыслей, спо собность человека делать выбор и нести за это ответственность, не обвиняя других [42, 43].
Рассмотрим некоторые техники гештальт-терапии:
1. Восприятие «здесь и сейчас». Обсуждаются переживанияпрошлого опыта, мечты и размышления о будущем, но акцент дела ется на их связи с сиюминутными непосредственными ощущения ми и переживаниями. Методы гештальт-терапии помогают клиен ту воспринимать мир сейчас. Для этого клиента просят говорить в глаголах настоящего времени вне зависимости от того, идет ли речь о незавершенных ситуациях прошлого или о построении планов на перспективу. Разговор в глаголах настоящего времени сопровожда ется ассоциативным восприятием себя. В описываемых «картинках» клиент не видит себя, он становится непосредственным активным участником событий, переживает вновь те чувства, которые были ак туальны в прошлом. В отличие от ассоциативного восприятия дис
– 159 –
социации (клиент находится в позиции наблюдателя, видит себя со стороны) не дают эффекта «оживления» прежних переживаний, что,
в свою очередь, затрудняет завершение «гештальта».
2. Техника «awareness», или целостное осознавание,заключается в постоянной внимательности к непрерывному потоку физических ощущений, чувств, мыслей, к непрерывной смене «фигур», возника ющих на переднем плане интересов человека, на «фоне», образован ном множеством переживаемых человеком ситуаций и его лично стью — одновременно в телесном, эмоциональном, рациональном планах, в его воображении и в его поведении. Терапевт постоянно находится в состоянии внутреннего осознавания собственных ощу щений и в состоянии внешнего осознавания, внимательно относясь ко всему, что происходит в окружающей его среде и, в особенности, с его клиентом.
3. Директивность. На протяжении всего сеанса психолог направляет действия клиента. Дополнительную силу директивам дают обратная связь, вопросы, относящиеся к чувствам, интерпре тации.
4. Речевые изменения. Психолог предлагает заменить вопросительные по форме высказывания на утвердительные с сохранением смысла, заложенного в вопрос (замена вопроса «Я тебе нравлюсь?» на утвердительное по форме предложение «Я не уверен, что нрав люсь тебе»). «Ты (он, она, они, оно) — сообщения», адресован ные оппоненту, изменяют на «Я-утверждения», что способствует усилению личной идентификации и конкретизации, принятию от ветственности за свои слова, действия и поступки. «Хотелось бы» предлагают заменить на «хочу», что усиливает определенность по требностей и желаний, жесткий запрет и ограничение «нельзя» — на более мягкий «нежелательно», тем самым открывается доступ к вариативности выбора. Клиенту предлагают говорить в настоящем времени, благодаря чему легче сфокусироваться на проблеме. Пред почтительны вопросы «как...?», «что...?», нежели «почему...?», кото рые направляют беседу в интеллектуально-философское русло суж дений: обо всем, а, следовательно, ни о чем конкретном.
– 160 –
5. Технике «горячего стула» («hot seat») Ф.Перлз отдавал особое предпочтение на своих демонстрационных терапевтических се ансах. С этой целью он оставлял на подиуме, рядом со своим стулом еще один, и желающий «работать» клиент сам выходил и садился на стул, выражая таким образом свою готовность. На пустом стуле, стоящем напротив, клиент мог вообразить сидящим любого челове ка, с которым ему хотелось бы вступить в коммуникацию. В случае необходимости вместо стульев могут быть подушки, используемые как своего рода «переходные объекты», способные символизировать поочередно людей, части тела и даже абстрактные сущности.
Клиенту предлагают поговорить с воображаемым субъектом конфликта, якобы сидящим в пустом кресле напротив. После реплик клиента психолог предлагает ему пересесть в другое кресло и отве тить за своего оппонента. Психолог направляет диалог между кли ентом и воображаемым оппонентом, предлагая ему поменять кресло
в самые критические моменты разговора. Критическим моментом в данном случае является конгруэнтное выражение чувств, адресован ных оппоненту. Часто клиент понимает, что проецирует свои пере живания на другого человека. В этом упражнении клиент учится бо лее полно чувствовать, осознавать свои переживания.
Такого рода символическое «проигрывание» чувств, которые люди в повседневной жизни обычно подавляют или, наоборот, слишком быстро облекают в слова, вербализуют, словно стараясь из бавиться от них, часто используется в гештальте. В результате созда ются условия, позволяющие клиенту сначала проявить свои чувства, освободиться от них, а затем и ликвидировать «незавершенность» тех «незакрытых ситуаций», которые порождают не соответствую щее данному моменту стереотипное невротическое поведение или устаревшие сценарии.
Необходимо также подчеркнуть, что цель любой психотерапев тической интервенции состоит не в преобразовании внешней ситуа ции, не в изменении внешнего окружения, других людей или хода событий, а в преобразовании внутреннего восприятия (которое в себе организует клиент) происходящих фактов, их взаимосвязей и
– 161 –
всех их возможных значений (их многозначности). Таким образом, психотерапевтическая работа нацелена на приобретение клиентом нового личностного опыта, перестройку своей индивидуальной си стемы восприятия и ментальных репрезентаций (смена «угла зре ния»).
Намеренное проигрывание способствует осознаванию через зри мое и ощутимое действие, мобилизующее тело и эмоции и, таким образом, позволяющее клиенту прожить ситуацию более интенсив но, воспроизвести ее, поэкспериментировать и исследовать смутные подавленные и даже незнакомые чувства.
6. Беседа с частью своего «Я» —разновидность метода пустого кресла, помогает выявить инконгруэнтности. В беседе участвуют конфликтующие части личности. Подобные диалоги дают быстрый прорыв в понимание проблемы.
7. Техника «монодрамы» —вариант психодрамы(практиковавшейся Морено), в котором протагонист сам играет одну за другой все разнообразные роли из возникшей в его памяти ситуации. Так, например, он может сначала изобразить самого себя, а затем свою жену или суровую, отвергающую его мать рядом с той же самой, но уже любящей и открытой матерью.
Монодрама разными способами позволяет исследовать, осо знавать и соединять полюса человеческих взаимоотношений. При этом все различия между такого рода «полярностями» не сводятся
к искусственной, обманчивой и безжизненной «позолоченной» се редине: ведь я могу в одно и то же время ощущать по отношению к другому человеку бешеную агрессию и страстную любовь. Каждое из этих двух чувств требует от клиента их максимального уяснения, а не их «нейтрализации» в бесцветной, относительной любви, или алгебраического суммирования двух бурных и противоречащих друг другу чувств, которые на самом деле, скорее, взаимодополняют, чем уничтожают друг друга.
Традиционному статическому и ограничивающему равновесию гештальт предпочитает достижение динамического равновесия.
8. Техника амплификации. Одно из важнейших направленийработы в гештальте состоит в преобразовании имплицитного в экс
– 162 –
плицитное путем проекции на внешнюю сцену той игры, что проис ходит на внутренней сцене. В результате человек получает возмож ность лучше осознать то, каким образом он действует здесь и теперь, на границе-контакт между ним и окружающей его средой.
С этой целью терапевт следит за течением процесса, вниматель но наблюдая за «поверхностными явлениями», и не погружается в темные, неясные глубины бессознательного, которые могут быть ис следованы только в искусственном свете интерпретаций.
Так, например, расширение кровеносных сосудов и покраснение лица и шеи является таким же ценным признаком глубинных эмо циональных реакций, как и сжатые челюсти, изменение ритма ды хания, слюноотделения и, конечно же, автоматические микрожесты кистей рук и стоп. Нередко терапевт предлагает клиенту усилить эти бессознательные жесты, рассматривая их как нечто вроде незамет ных для пациента «оговорок тела», указывающих на происходящий процесс.
Действия гештальт-терапевта направлены с поверхности в глуби ну, но это вовсе не означает, что сам он все время остается на поверх ности. Опыт показывает, что гештальт легче, чем другие, главным образом, вербальные подходы, достигает глубинных, архаических слоев личности, само формирование которых связано с довербаль ным периодом развития человека.
9. «Верхняя собака» и «нижняя собака». Авторитарная, требова тельная «верхняя собака» использует слова «должен», «обязан», за нимает обвинительную позицию. «Нижняя собака» более пассивна,
с чувством стыда и вины, она всегда ищет прощения. Диалог между ними помогает клиенту лучше понять себя.
10. Фиксированное ощущение. Психолог обращает внимание на чувства клиента, которые сигналят о наличии той или иной потреб ности, об адекватности или неадекватности выбираемых способов их удовлетворения; «подсказывают» степень соответствия достигаемого результата ожидаемому, планируемому. Уместно задавать следующие вопросы: «Что ты чувствуешь, когда... (об этом думаешь, это видишь, делаешь, слышишь)?», «Как ты узнаешь, что именно этот способ уместен?», «Как ты узнаешь, что результат достигнут?» и др.
– 163 –
11. Работа со снами. Сны используются для интерпретации текущей ситуации. Их элементы рассматриваются как части личности клиента. Во сне клиент проецирует свои переживания на элементы сна. Интерпретация снов позволяет объединить разрозненные части личности.
12. Прямое обращение. В гештальте избегают говорить о другом человеке (присутствующем или отсутствующем). К нему об ращаются напрямую, что позволяет перейти от внутренней реф лексии интеллектуального характера к взаимному эмоциональному контакту.
Иногда участникам терапии предлагается сопоставить свои впе чатления с впечатлениями заинтересованных наблюдателей. Такое сравнение выявляет скрытое воздействие проекций, которыми мы бессознательно себя окружаем.
13. «Следование за фигурой». К.В.Павлов1считает,что эта техника является «основной» в гештальт-терапии. Он определяет эту «технику» как «качество осознанности терапевта, базирующееся на знании теории поля и помноженное на неандертальские цен ности»2.
Поле —суть все,что существует,и все,что существует,являетсячастью поля. Причем, не принципиально, существует ли некий объ ект, или же его можно лишь помыслить. Все равно с точки зрения тео рии поля все объекты включены в единое поле. Часть поля, доступная осознанности организма, называется феноменологическим полем.
1 Константин Витальевич Павлов — директор Восточно-Европейского Гештальт Института, Председатель Супервизорского Совета ВЕГИ, канд. мед. наук, дипломированный врач-психотерапевт и психиатр (ВМедА, МАПО); психолог (СПбГУ), прошедший полный курс подготовки и Серти фицированный по Гештальту (III ступень) в GATLA (Лос-Анджелес, США), специализированный интенсивный курс подготовки в Парижской Школе Гештальта, полный член Европейской Ассоциации Гештальт Терапевтов
(EAGT).
2 Неандертальские ценности — время, внимание, искренность тера певта.
– 164 –
Организмом в гештальт-подходе называется сложное психофизи ческое образование, отнюдь не ограничивающееся пространственны ми границами тела, а распространяющееся и на те психические явле ния и прочие реалии, которые субъект может обозначить: «Это Я».
Следует отметить, что основные положения гештальт-подхода были разработаны в интересах практики по преодолению человече ского страдания, и анализировать смысл теоретических конструктов гештальт-теории необходимо, принимая данный факт во внимание. Так, определение организма становится более доступным, если вспомнить, как болезненно порой отзываются в душе неудачи друга или то, как можно расстроиться, услышав нелестную оценку своей любимой музыки.
Организмам свойственно иметь потребности, для удовлетворе ния которых они вынуждены контактировать с окружающей средой. Организмическая потребность способствует поляризации феноме нологического поля на фигуру (гештальт) и фон. Фигурой (гешталь том) называется фокус осознанности в каждый конкретный момент времени. Фигуральными могут быть чувства, ощущения, пережива ния, телесные проявления и прочие субъективные реалии. По мере удовлетворения организмической потребности фигуры чередуются, сменяя одна другую. Так, например, если, будучи голодным, я вы деляю из среды вывески кафе, острые запахи и замечаю жующих людей, то, стоит мне пообедать, как в фокус осознанности начина ют «прорываться» совершенно иные сигналы, отвечающие запро сам очередной «дозревающей» потребности. Известно, что многие гештальты по ряду причин не находят своего разрешения, и люди обречены переживать затяжные состояния, носящие зачастую болез ненный характер, перерастающие в хронические смутные беспокой ства, тоскливо-тревожные переживания. При этом связь данных со стояний (фигур или гештальтов) с организмической потребностью утрачена и не осознается субъектом. Люди (организмы) находят
и вырабатывают привычные способы адаптации к подобным со стояниям, позволяющие как-то существовать, хоть немного снижая остроту переживания неприятных ощущений. В таком-то состоянии
и появляется обычный клиент в приемной терапевта.
– 165 –
Согласно теории, организм решает свои проблемы по удовлет ворению потребностей только самостоятельно, в процессе организ мической саморегуляции (ОС). Для того, чтобы ОС «заработала», необходимо «обратить внимание» организма (способствовать по вышению осознанности) на механизм сбоев, препятствующих удо влетворению потребностей, на то, как именно происходит процесс жизни в данных (подразумевается, неудовлетворительных, болез ненных) условиях.
Согласно парадоксальной теории изменений А. Бейссера, для этого достаточно оставить человека в фигуре и поддержать в узна вании привычно избегаемого болезненного состояния. Но встают вопросы: «А где фигура?» и «Какая фигура — главная?». Фигуры клиента терапевт выбирает, вне всяких сомнений, в связи с собствен ными фигурами, то есть сугубо субъективно. Нет самой правильной фигуры, и сессия может протечь по бесчисленному множеству сце нариев в зависимости от каждой последующей взаимной интервен ции терапевта и клиента. Важно следовать за фигурами.
К. В. Павлов дает методический комментарий, которого требует техника следования за фигурой. «Смысл содержится не в фигуре. Нет смысла и в фоне. Смысл возникает во взаимодействии фигуры
и фона. Организмическая потребность поляризует феноменологи ческое поле на фигуру и фон. Фон насыщает фигуру значением». Незначительное изменение фона влечет принципиальное изменение смысла при неизменной фигуре. В продолжительных сессиях неиз бежно смещение с единожды избранной фигуры к другим, возни кающим по ходу работы. Кроме того, может быть вполне адекватной интервенцией работа по насыщению фона, детализация обстоя тельств, на фоне которых назрела фигура. Например, если клиент говорит о том, что ему часто снится кошмарный сон про пилота авиалайнера, для терапевта будет совершенно нелишним не просто нафантазировать собственную картинку, а уточнить, как именно это представлено в сознании клиента. Таким образом, К. Павлов срав нивает терапевтическую сессию с непрерывным танцем «Фигура
– 166 –
№ 1 – Фон – Фигура № 2 – Фон – Фигура № 2 = Собственная Фигура терапевта № 1 — и т. д.».
Модель консультирования в рамках гештальт-подхода.В современном гештальте сложилась фундаментальная традиция «идти за клиентом». Смыслы клиента — главные. Он — эксперт по собственной феноменологии. Никто (в том числе, и терапевт) не знает и не понимает клиента лучше, чем он сам.
Однако и в рамках феноменологической школы, призывающей «не переактивничать» и «использовать энергию клиента», есть мно жество прикладных моделей, приемов и техник, помогающих расту щему терапевту сориентироваться в том, что именно и как именно делать в каждый момент времени сопровождения клиента.
К. В. Павлов предлагает свой взгляд на вопрос построения тера певтической сессии.
1. Действие первое, ознакомительное: дослушать, не перебивая, клиента до некоторой логической паузы, до ощущения, что он ска-зал все, что хотел.
Обычно клиент имеет некоторое (порой, весьма смутное) пред ставление относительно того, что произойдет на сессии, чего можно ждать от терапевта и часто — о чем хочется рассказать или что из менить. Об удачной сессии говорят: терапевт предоставил клиенту «достаточно места и времени». Разумеется, места для развертыва ния феноменологии клиента. В быту аналогом является комплимент: «этот человек умеет выслушать».