Монографии для конспектирования
Григорович Д.В. Деревня. Антон-горемыка.
Герцен А.И. Кто виноват? Былое и думы (главы по выбору). С того берега.
Толстой А.К.Притчи. Царь Федор Иоаннович. Князь Серебряный.
Тютчев Ф.И. Стихотворения.
Фет А.А. Стихотворения.
Тургенев И.С. Записи охотника. Фауст. Ася. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Дым. Новь. Степной король Лир. Вешние воды. Стихотворения в прозе.
Гончаров И.А. Обыкновенная история. Обломов. Обрыв.
Островский А.Н. Свои люди – сочтемся. Доходное место. Гроза. Женитьба Бальзаминова. На всякого мудреца довольно простоты. Лес. Бесприданница. Снегурочка.
Некрасов Н.А. Стихотворения. Мороз, Красный нос. Дедушка. Русские женщины. Кому на Руси жить хорошо.
Чернышевский Н.Г. Что делать?
Помяловский Н.Г. Мещанское счастье. Молотов.
Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. Господа Головлевы. Убежище Монрепо (гл.1). Письма к тетеньке (гл.1-3). Сказки.
Достоевский Ф.М. Бедные люди. Село Степанчиково и его обитатели. Преступление и наказание. Записки из Мертвого дома. Идиот. Братья Карамазовы.
Лесков Н.С. Леди Макбет Мценского уезда. Запечатленный ангел. Очарованный странник. На краю света. Левша.
Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. Севастопольские рассказы. Люцерн. Казаки. Смерть Ивана Ильича. Отец Сергий. Война и мир. Анна Каренина. Воскресение. Власть тьмы.
Успенский Г.И. Крестьянин и крестьянский труд. Власть земли.
Гаршин В.М. Четыре дня. Трус. Художники. Встреча. Из воспоминаний рядового Иванова. Красный цветок. Attalea princeps. Сказание о гордом Аггее. Сигнал.
Короленко В.Г. Сон Макара. Чудная. Огоньки. В дурном обществе. Река играет. Сказание о Флоре. Тени. Необходимость.
Чехов А.П. Письмо к ученому соседу. Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Экзамен на чин. Хамелеон. Маска. Мелюзга. Злоумышленник. Унтер Пришибеев. Тоска. Панихида. Необыкновенный. Ванька. Враги. Счастье. Студент. Степь. Припадок. Дуэль. Попрыгунья. Палата №6. Черный монах. Учитель словесности. Дом с мезонином. Человек в футляре. Ионыч. Душечка. Дама с собачкой. Архиерей. Невеста. Драмы: Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.
Монографии для конспектирования
Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М., 1970 (или Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. М., 1980)
Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975. С.3-112, 145-170.
Архипов В.А. И.А.Крылов: Поэзия народной мудрости. М., 1974.
Лебедев А.А. Грибоедов: Факты и гипотезы. М., 1980.
Рассадин С. Драматург Пушкин: Поэтика, идеи, эволюция. М., 1977.
Фомичев С.А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. Л., 1986.
Лермонтовская энциклопедия. М., 1981 (ст. «Антитеза», «Мотивы»; прочие – по выбору).
Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. М., 1985.
Гуковский Г.А. Реализма Гоголя. М., Л., 1959.С. 29-387.
Манн Ю.В. Комедия Гоголя «Ревизор». М., 1966.
Золотусский И.П. Поэзия прозы: Статьи о Гоголе. М., 1987. С.643-98 (Мертвые души. Взгляд с высоты).
Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов. Гоголь. М., 1988.
Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1987. С.242-268.
Ямпольский И. А.К.Толстой: послесловие // Толстой А.К. Собр.соч. В 4 Т. Т.1. М., 1969.
Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. Л., 1975.
Пигарев К.В. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962 (или: Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И. Тютчева. М., 1978).
Благой Д.Д. Мир как красота: О «Вечерних огнях» А.Фета. М., 1975 (или: Бухштаб Б.Я. А.А. Фет: Очерк жизни и творчества. Л., 1990).
Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. М.: Л., 1962.
Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н.Островского. М., 1974.
Журавлева А.И. А.Н. Островский – комедиограф. М., 1981.
Прокшин В.Г. «Где же ты, тайна довольства народного?»: О Н.А.Некрасове. М., 1990 (или: Степанов Н.Л.Н.А.Некрасов: Жизнь и творчество. М., 1971).
Лебедев А.А. Разумные эгоисты Чернышевского. М., 1973 (или: Пинаев М.Т. Н.Г. Чернышевский: Художественное творчество. М., 1984).
Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин: Искусство сатиры. М., 1976 (или:
Покусаев Е.И.Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1963).
Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1974.
Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. М., 1989.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова. Л., 1978.
Галаган Г. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981 (или: Маймин Е.А. Лев Толстой. М., 1978).
Бочаров С.Г. Роман Толстого «Война и мир». М., 1978 (или: Сливицкая О.В.«Война и мир» Л.Н. Толстого: Проблемы человеческого общения. Л., 1988).
Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971 (или: Чудаков А.П. Мир Чехова. М., 1986).
Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979 (или: Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. М., 1982.
Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972 (К вопросу о принципах построения пьес Чехова).
Вопросы к экзамену
1. Литературное движение начала XIX века. «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас», их деятели и программы.
2. Лирика Жуковского. Понятие элегического психологизма.
3. Баллады и сказки Жуковского. Понятие романтического двоемирия.
4. Поэзия Батюшкова.
5. Идейное и художественное новаторство басен Крылова.
6. Единство политической и литературной программы декабристов.
7. «Горе от ума»: современный смысл комедии.
8. Романтический герой в творчестве Пушкина периода южной ссылки.
9. Проблематика и художественное своеобразие романа «Евгений Онегин». Принцип зеркального отражения и контраста. Лирические отступления.
10. Философская лирика Пушкина.
11. Человек и история в поэме Пушкина «Полтава». Принцип реалистического историзма.
12. Эволюция политических взглядов Пушкина (ранняя лирика, «Борис Годунов», «Анджело», «Капитанская дочка», «Из Пиндемонти».
13. Политическая и моральная проблематика трагедии «Борис Годунов».
14. «Повести Белкина» - начало русской реалистической прозы.
15. Тема «героя времени» в «Пиковой даме».
16. «Маленькие трагедии» их идейное и художественное единство.
17. Обращение поэмы к миру частной жизни: «Граф Нулин» и «Домик в Коломне» Пушкина, «Тамбовская казначейша» Лермонтова.
18. «Медный всадник»: проблема личности и государства.
19. Основные мотивы творчества Лермонтова (по «Лермонтовской энциклопедии»). Принцип антитезы.
20. «Кавказские» и «древнерусские» поэмы Лермонтова. Тема необратимости времени в «Измаил-бее» и «Последнем сыне вольности».
21. Мотивы игры и маски в драме «Маскарад».
22. Мир и личность в поэмах «Демон» и «Мцыри».
23. Романтический герой в лирике Лермонтова.
24. «Герой нашего времени»: композиция и система персонажей
25. Поэты пушкинской поры (общая характеристика).
26. Гоголь-романтик («Вечера на хуторе близ Диканьки»).
27. Норма и ее жизненная реализация в цикле повестей «Миргород».
28. «Петербургские повести»: проблема уничтожения человеческой личности.
29. “Ревизор”; гротескность сюжета и реализм характеров.
30. «Мертвые души»: отражение противоречий между инертностью русского общества и потенциальными возможностями развития России.
31. Проблема «человек и среда» в изображении «натуральной школы» (Григорович, Герцен).
32. Историко-философские взгляды Герцена («С того берега, «Былое и думы»).
33. Взгляд А.К. Толстого на русскую историю (лирика, драматургия, проза).
34. «Записки охотника: особенности сюжета и композиции.
35. «Рудин»: тип героя и его развитие в литературе 1850-60-х гг.
36. «Дворянское гнездо» – продолжение пушкинской линии в литературе.
37. «Накануне» – проблема выбора пути.
38. Отношение Тургенева к нетерпимости и догматизму «отцов» и «детей» Социальный и общечеловеческий смысл конфликта.
39. Своеобразие поздних романов Тургенева.
40. Проблематика и поэтика «таинственных повестей» Тургенева.
41. Разнородный жанровый состав и тематическое единство цикла «Стихотворения в прозе».
42. Поэтика Тургенева; особенности психологизма.
43. Натурфилософская лирика Тютчева.
44. Тема одиночества в лирике Тютчева.
45. Красота мира в поэзии Фета: новые принципы лирической композиции.
46. «Обыкновенная история»: спор героев и авторская позиция.
47. «Обломов»: двойственный характер позиции героя.
48. «Обрыв»: размышление о будущем России.
49. Тема власти денег в пьесах Островского.
50. Изображение драмы компромисса в комедии Островского «Доходное место».
51. «Гроза»: внешний и внутренний конфликт.
52. «Бесприданница» как вершина творчества Островского. Трагедия унижения и одиночества.
53. «Снегурочка» – весенняя сказка.
54. Городская и деревенская Россия в лирике Некрасова.
55. Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова; поиски героя.
56. «Кому на Руси жить хорошо» как народно-христианская утопия.
57. Материалистическая эстетика Чернышевского.
58. Теория «разумного эгоизма» и ее отражение в романе «Что делать?»
59. «Что делать? как роман-утопия. Проблема воспитания человека. Образ будущего в романе.
60. Проблема нивелирования личности в дилогии Помяловского «Мещанское счастье».
61. «История одного города» – модель истории России.
62. Пореформенная Россия в изображении Щедрина.
63. Особенности сатиры Щедрина. Реалистический гротеск.
64. Раннее творчество Достоевского. Новаторство в решении темы «маленького человека».
65. Образ России в книге «Записки из Мертвого дома».
66. «Преступление и наказание»: проблема соотношения «арифметики» и морали.
67. Роман «Идиот»: мир и «князь Христос».
68. «Братья Карамазовы» как философско-психологический роман.
69. Поэтика Достоевского.
70. Образ русского человека в творчестве Лескова.
71. Повесть Лескова «Очарованный странник».
72. Особенности психологизма Толстого. «Диалектика души».
73. Проблема природы и цивилизации в творчестве Толстого.
74. «Война и мир»: проблема восстановления утраченных связей.
75. Семейная тема в романе «Анна Каренина».
76. Тема воскресения в творчестве Толстого.
77. Положительное содержание крестьянской жизни и проблема размывания ее устоев в «деревенских» циклах Успенского.
78. Гаршинский герой – человек с повышенной этической ответственностью.
79. Романтический реализм Короленко.
80. Жанр притчи в прозе Гаршина и Короленко.
81. Тема «маленького человека» в творчестве Чехова.
82. Одиночество, непонимание и разобщенность людей как одна из центральных проблем творчества Чехова.
83. Повесть «Степь»; рассказы «Счастье», «Студент», «Невеста», их особое место в прозе Чехова.
84. Тема прозрения и особый характер чеховских финалов.
85. Теория и жизнь («Дуэль», «Палата №6, «Черный монах» и пр.).
86. Новаторство Чехова-драматурга.
87. «Чайка»: тема любви и служения искусству.
88. «Дядя Ваня»: тема дела и жизненного призвания.
89. «Три сестры»: тема времени и надежды.
90. «Вишневый сад»: судьбы героев и судьба страны.