ТЕМА 5. Занятия 10, 11, 12. Психология ребенка раннего возраста
Цель занятия:Актуализировать знания студентов о психологических особенностях раннего возраста
Основные понятия:социальная ситуация развития, анатомо-физиологические возможности, ведущая деятельность, орудийные и соотносящие действия, новообразования возраста, кризис 3 лет.
Занятие 10.
Вопросы для обсуждения
1. Место раннего возраста в отечественных и зарубежных периодизациях.
2. Характеристика социальной ситуации развития в раннем детстве.
3. Анатомо-физиологические возможности ребенка.
4. Деятельность ребенка раннего возраста: ведущая деятельность, новые виды деятельности.
Занятие 11.
Вопросы для обсуждения
1. Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память, наглядно-действенное мышление).
2. Развитие понимаемой речи.
3. Развитие разговорной речи.
Занятие 12.
Вопросы для обсуждения
1. Предпосылки развития личности ребенка.
2. Кризис трех лет.
3. Основные новообразования возраста
Базовый учебник
1. Психология развития: учеб. для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 528 с. (Высшее профессиональное образование. Психология).
Список источников и литературы
2. Возрастная и педагогическая психология : Хрестоматия : Для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. - М. : Академия, 2001. - 368 с. ; 22 см. - (Высшее образование).
3. Развитие личности ребенка от 1 года до 3 лет/ Под ред. Л. Головей. М.: Изд-во Рама Паблишинг, 2010, 248 с.
4. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учеб. пособие для студентов вузов / Сапогова Елена Евгеньевна. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 460 с. ; 22 см.
5. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2009. С. 205 - 349.
6. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 лет // Хрестоматия по детской психологии. М., 1996. С. 238-242.
7. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
Формы и методы обучения
Традиционные технологии: лекции, семинарские занятия, консультации.
Неигровые технологии, технологии проблемного обучения: интерактивные лекции с использованием современных информационных средств, лекция-визуализация, лабораторные работы, выступление с докладом, сообщением по реферату,рецензирование студентами работ друг-друга
Игровые и имитационные технологии: дискуссии, дебаты.
Интерактивные и активные формы проведения занятий: мозговой штурм, разбор конкретных ситуаций
Технологии формирования научно-исследовательской деятельности: задания исследовательского характера
Структура и содержание самостоятельной работы студентов
Данный раздел определяется «Положением об организации самостоятельной работы студентов ПГПУ», разработанным в соответствии с требованиями с ФГОС ВПО.Самостоятельная работа студентов должна обеспечивать более глубокое усвоение изучаемого курса и способствовать формированию компетенций закрепленных за дисциплиной и входящих в компетентностную модель выпускника. Данный раздел включает в себя: методические рекомендации студентам, структуру, трудоемкость и план-график самостоятельной работы (далее – СРС).Методические рекомендации
В соответствии с Федеральным государственным стандартом самостоятельная работа студентов занимает 60% от общей трудоемкости часов, отведенных на учебную дисциплину. Поэтому роль самостоятельной работы в формировании компетенций и освоении знаний значительно повысилась. Это требует специального руководства по ее организации.
Основой самостоятельной работы является данный УМК (учебно-методический комплекс), в котором подробно описывается ее содержание, конкретные задания по темам, сроки их выполнения, справочный материал, формы отчетности и способы контроля с критериями оценки. Общая схема самостоятельной работы включает следующее:
1. Внимательно изучить материалы, характеризующие курс и тематику самостоятельного изучения. Это позволит четко представить как круг изучаемых тем, так и глубину их постижения.
2. При подготовке к практическим занятиям следует начать с подбора литературы, достаточной для изучения предлагаемых тем, и ориентироваться на списки обязательной и дополнительной литературы. Следует иметь в виду, что нужна литература различных видов:
· Учебники, учебные и методические пособия;
· «Первоисточники». К ним относятся оригинальные работы теоретиков, разрабатывавших проблемы, а также хрестоматии, в которых эти работы представлены не полностью, а в виде избранных отрывков;
· Монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, любой эмпирический материал;
· Справочная литература – энциклопедии, словари, терминологические справочники, раскрывающие понятийный аппарат.
3. Основное содержание самостоятельной работы – изучение и конспектирование учебной литературы. Такая работа требует постоянного уточнения сущности и содержания понятий и категорий посредством обращения к энциклопедическим словарям и справочникам. В некоторых случаях обобщение изученной литературы может осуществляться в составлении схем и таблиц.
4. Для закрепления и систематизации знаний рекомендуется составить план и тезисы ответа на вопросы практического занятии, подготовить тезисы сообщений, докладов и текстов рефератов для выступления на семинаре, коллеквиуме, конференции.
5. Для формирования умений по всем темам предложены психологические задачи, обязательные для выполнения, и вопросы для самопроверки.
6. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
· уровень освоения учебного материала;
· умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
· полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемому самостоятельно внеаудиторно вопросу или по теме;
· обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный вопрос;
· оформление отчетного материала в соответствии с заданными требованиями.
7. Распределение внеаудиторной самостоятельной работы представлено в следующей таблице.