Тема 7. Младенческий возраст (от рождения до года)
Младенческий возраст является сензитивным для скоординированного развития моторики и органов восприятия и закладывает фундамент развития интеллекта. Также здесь формируются база для дальнейшего развития эмоциональных и речевых средств общения.
В периоде младенчества особо выделяют первый месяц жизни ребенка – новорожденность, так как ребенок, попадая из привычной ему среды во внешний мир, вынужден приспосабливаться к изменившимся условиям жизни. Идет перестройка таких жизненно важных функций, как дыхание, кровообращение, пищеварение и терморегуляция. Устанавливаются ритмы жизни, ребенок начинает воспринимать огромный поток информации из внешнего мира. Новорожденный обладает целым рядом возможностей: так, с первых дней ребенок демонстрирует широкий диапазон рефлекторных форм поведения, двигательную активность и работоспособность всех органов чувств. Уже на 1 или 2 день младенец начинает делать слабые движения головой, пытается сфокусировать на окружающих его предметах взгляд, прижимается к матери. На протяжении 1-го года жизни ребенок развивает и совершенствует свои способности, и приобретает новые.
Рефлекторные формы поведения (автоматическая ответная реакция организма на те или иные раздражители) – это первая форма поведения, которую проявляет новорожденный.
Некоторые рефлексы являются жизненно важными и сопровождают нас в течение всей жизни. Такими формами поведения являются, например, дыхание и зрачковый рефлекс. Большинство рефлексов являются атавизмами, которые были важны когда-то очень давно для выживания вида в ходе эволюции, и исчезают у ребенка ко 2-4 месяцу.
· Рефлекс «поиска груди» – если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ищет грудь.
· Сосательный рефлекс – если положить палец в рот ребенка, он начнет его сосать.
· Рефлекс Моро – когда ребенка резко опускают или поднимают или он пугается громкого звука, он сначала растопыривает руки и вытягивает пальцы, а затем сжимает их и подтягивает руки назад к телу.
· Хватательный рефлекс кисти – прикосновение к ладони ребенка пальцем приводит к тому, что он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает еще крепче.
· Рефлекс шага (ходьбы) – когда ребенка держат вертикально, перемещая туловище вперед, а он упирается ступнями о твердую поверхность, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.
Ощущение и восприятие наиболее активно развиваются в первые 5-6 месяцев жизни ребенка с последующей тонкой настройкой перцептивных процессов. Все органы чувств у новорожденных функционируют с рождения, хотя их восприятие весьма ограничено и избирательно.
Зрение новорожденного значительно отличается от зрения взрослого. Так, ребенок может фокусировать взгляд только в очень узком диапазоне – от 18 до 25 см. Все остальное он видит неясно. Кроме того, у него иногда могут не фокусироваться глаза – механизм сведения зрительных осей одной точке формируется только к концу 2 месяца.
Однако они воспринимают окружающее, избирательно следят за происходящим. Их привлекают края, контуры объектов, особенно искривленные. Они также чрезвычайно чувствительны к человеческому лицу.
Способность ребенка видеть и различать зрительные стимулы развивается стремительно – к 3-4 месяцам ребенок может фокусировать глаза не хуже взрослого, растет острота зрения, цветоразличение приближается к взрослому в 6 месяцев.
Слух, обоняние, осязание – также доступны ребенку с рождения, Так, уже через несколько дней после рождения, дети предпочитают запах своей матери, любят слушать её голос, успокаиваются от прикосновения, поглаживания.
Вместе с совершенствованием ощущений развивается интеграция ощущений в целостные комплексы: так, дети учатся связывать вид падающей игрушки с последующим ударом, лицо матери – с ее голосом.
Двигательная активностьтакже является важной составляющей развития младенца.
· Хватание – первое организованное, направленное действие. Благодаря развитию хватания, ребенок создает для себя перспективу, новое видение окружающего мира: развивается рука и зрительно-моторная координация; открываются возможности для более сложных действий.
· Результативные действия (4-7 месяцев) – простое перемещение предмета, двигание им, извлечение из него звуков.
· Соотносимые действия(7-10 месяцев) – ребенок может манипулировать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой: ребенок отводит объект от себя, приближая его к другому объекту, чтобы положить, поставить или нанизать на него.
· Функциональные действия (10-11 до 14 месяцев) – это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, но если раньше ребенок выполнял действие одним показанным ему способом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах.
Хватание стимулирует возникновениесидения, а к концу первого года жизни ребенок делает первые шаги и осваивает ходьбу – важное достижение младенческого возраста, которое открывает новые возможности в исследовании окружающего мира.