Тематика исследовательских проектов и методические рекомендации по их выполнению
Студент-бакалавр в ходе усвоения дисциплины Организационная психология должен подготовить эссе по темам, соответствующим вопросам семинарских занятий, в случае если им не удалось выступить на семинаре. Поощряется также разработка своих авторских тем. Темы эссе студенты выбирают к концу 1-й недели изучения дисциплины. Эссе также может быть связано по содержанию с докладом к семинарскому заданию.
Объем эссе не превышает 5-ти страниц текста, напечатанного в редакторе Word, шрифт Times New Roman, все поля 2 см, абзацный отступ 1, 25 см, интервал 1,5.
Структура эссе включает в себя: введение с обоснованием выбора темы работы и описанием проблемы, лежащей в ее основе, основную часть, имеющую заголовок, а также 2 параграфа, раскрывающего содержание эссе. Каждый такой параграф завершает краткое Резюме (2-3 основных вывода). Завершается эссе кратким заключением и небольшим списком литературы (возможен даже только 1 источник), который оформляется в соответствии с принятыми требованиями (см., например, Положение о курсовой работе в Институте психологии ПГПУ, 2010 г). В отличие от реферата и тем более курсовой или выпускной работы жанр эссе имеет значительно более свободную форму изложения. Особо поощряется преподавателем высказывание своей авторской позиции относительно восприятия того или иного вопроса, научной концепции, публикации, а также возможных перспектив их исследования и развития.
В эссе должна быть показана способность автора к индивидуальной адаптации научных текстов в рамках задаваемой тематики.
Тематика эссе:
1. Этимология понятия «менеджмент».
2. Основные психологические идеи менеджмента в Древнем Вавилоне, Античной Греции и Риме.
3. Основные психологические идеи менеджмента в период зарождения капитализма.
4. Психологические идеи менеджмента в рамках «Школы научного управления»
5. Психологические идеи менеджмента в рамках «Административной школы».
6. Психологические идеи менеджмента в рамках «Школы человеческих отношений»
7. Психологические особенности управленческой деятельности.
8. Характеристика различными уровнями управления организацией
9. Характеристика управления различными организационными структурами
10. Ролевой подход к анализу управленческой деятельности
11. Правила выработки и формулировки цели
12. Какими должны быть цели
13. Управлять – значит прогнозировать
14. Что значит планирование для организации
15. Что в человеческой психике мешает планированию
16. Что значит организовать работу?
17. Психологические эффекты в ходе осуществления функции организации
18. Преимущества делегирования полномочий для работников и руководителей
19. Причины сопротивления делегированию
20. Что нужно предпринять для преодоления сопротивлению делегированию
21. Особенности управленческого конфликта
22. Основные причины управленческого конфликта
23. Конфликтная ситуация в управлении
24. Профилактика и преодоление конфликтов в организации.
25. Психологические качества успешного менеджера.
26. Интеллект руководителя и мыслительные процессы в управленческой деятельности
27. Эмоционально-волевая сфера менеджера
28. Способности к управленческой деятельности.
29. Авторитарный стиль управленческой деятельности
30. Демократический стиль управленческой деятельности
31. Либеральный и соучаствующий стиль управленческой деятельности
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
Основная литература
№ п/п | Автор и название литературного источника | Выходные данные | Примечание |
1. | Полукаров В.Л. Психология менеджмента: учебное пособие – 3-е изд., стер. | М.: КНОРУС, 2010 – 280 с. | |
2. | Карпов А.В. Психология менеджмента | М.: Гардарики, 2005. - 584 с. |
Дополнительная литература
№ п/п | Автор и название литературного источника | Выходные данные | Примечание |
1. | Абдулова Т.Н. Психология менеджмента | М.: Академия, 2003 – 256 с. | |
2. | Волкогонова О. Д., Зуб А. Т. Управленческая психология. | М.: ИД «ФОРУМ» ИНФА – М. , 2011. – 352 с. | |
3. | Иголевич Н.И. Психология личности и деятельности менеджера. | Челябинск: Полиграф-Мастер, 2005. – 256 с. | |
4. | Кабаченко Т.С. Психология управления. | М.: Педагогическое общество России, 2005. – 384 с. | |
5. | Островский Э. В. Психология управления. | М.: ИНФА – М. , 2008. - | |
6. | Столяренко А.М., Амаглобели Н.Д. Психология менеджмента | М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005– 608 с. | |
7. | Шпалинский В.В. Психология менеджмента | М.:2003 – 184 с |
8.3. Базы данных, информационно-справочные
и поисковые системы
1. www.http/twirpx.com/ (сайт научной психологической литературы, доступной для прочтения и скачивания);
2. www.http/cepsydex.ru (сайт центра психодиагностики и экспериментальных исследований Института психологии ПГПУ);
3. http://www.biblioclub.ru/ («Университетская библиотека онлайн»);
4.http://www.iprbookshop.ru(Электронно-библиотечной системе IPRbooks).