Глава 2. краткий обзор исторического развития психологии.
1.2.1. Развитие взглядов на психику в античной философии.
В древности душа отождествлялась с дыханием и самой с жизнью. Считалось, что душой обладают все животные, а не только человек. Все желания и чувства человека испытывает именно душа. С телом она непосредственно не связана, а просто базируется в нем, но если она его покидает, тело умирает. Душа бессмертна. Согласно некоторым древним верованиям, она даже может отдельно "путешествовать" во сне, а после смерти тела переходит в другое. Другие учения, в том числе Ветхий Завет, связывали душу только с одним телом и Богом.
Древнегреческий философ Гераклит выдвинул очень красивую теорию о том, что Космос – это "вечно живой огонь", мир - огненный поток, душа - искорка. Продвижение от допсихического ("влажного") состояния к чувственному познанию, мышлению и более высоким уровням понимания - приобщение индивидуальной души к космическому огню. Все изменяется: "Наши тела и души текут как ручьи", Призыв "Познай самого себя", относился не к глубинам психики, а к своему логосу. "Логос" - фундаментальное понятие закона, взаимосвязи явлений по которому "все течет", явления переходят друг в друга. Малый мир (микрокосм) отдельной души подобен макрокосму всего мира. Постичь себя, свою психею значит понять закон всеобщей гармонии. Все сущее развивается закономерно, нет места случайности и произволу.
Впоследствии этот принцип абсолютной причинности был назван детерминизмом.
Другой древнегреческий философ Анаксагор искал законы, по которым из хаоса рождается организованный порядок, из беспорядочного движения неорганизованных частиц - целостные вещи. Таким законом, началом он считал "тончайшую вещь" - "нус" - разум. Совершенство тела зависит от представленности в нем нуса. Максимум его в человеке т.к. он имеет руки. Т.о. преимущества человека зависят и от его разума, и от тела. Нус не материя в собственном смысле, а организация, упорядоченность, способ построения и движения тел, их совершенство, гармоничность.
Софисты ("учителя мудрости") перенесли центр рассмотрения от природы к человеку. Они открыли новое направление исследований - отношения между людьми. Один из них, Протагор, высказал тезис: "Человек - мера всех вещей".
Сократ, развивавший многие идеи софистов и споривший с ними, утверждал, что законы души не в вечных законах мироздания, а в ней самой. Он не считал себя учителем мудрости. Он предложил сократический метод диалога - подбор вопросов, на которых человек отвечал "Да" и в результате диалога можно было понять и сформулировать отчетливое знание. "Познай самого себя" для Сократа означало не поиск всеобщего Логоса, даже не обращение собственно к внутреннему миру человека, а разумный анализ своих поступков и отношений к ним, нравственные оценки.
После софистов и Сократа душа стала рассматриваться не только как феномен природы, но и культуры. Появилось собственно гуманитарное знание.
Один из величайших древних философов, Платон был учеником Сократа. Согласно его учению царство идей, вечных идеальных форм образуют особую действительность, скрытую за небосводом: геометрические фигуры, общие понятия, логические конструкции, математические формулы - умопостигаемые объекты, незыблемые и обязательные. Они причастны к космическому уму (нусу). Сверхпрочные общие идеи первичны по отношению к тленным телесным формам. До рождения душа живет в мире идей и всякое конкретное знание есть воспоминание. Мысленное, идеальное есть главная причина бытия, полностью отделенная от чувственного мира. Чувственно-воспринимаемые предметы - это несовершенные слабые копии, тени идеальных форм.
Сократический внешний диалог он дополнил внутренним диалогом души, таким образом Платон открыл внутреннюю речь.
Платон начал разделять душу на части. Он предложил такую метафору - разум - возница, правящий 2-мя конями: диким конем - низшие телесные мотивы, страсти и благородным конем - высшие мотивы.
В любом случае, у античных философов душа рассматривалась как нечто внешнее по отношению к человеку, будь то природное (огонь, воздух, атомы) или идеальное (средоточие понятий, моральные нормы). В этом выражался античный дуализм.
Другой величайший философ древности, Аристотель, сделал первую попытку преодоления разделения души и тела. Ученик Платона, он стал его оппонентом. Его учение ориентировано не на физику и математику, а на биологию. Телесное и духовное в организме составляют единое целое. Душа не самостоятельна, она - форма организации живого. Идеи берутся не с неба, а из чувственного восприятия и опыта. Душа не отделима от тела и не имеет отдельного от него прошлого и будущего. Душа расположена в сердце.
Аристотель рассматривал организацию живого, выделял структуры и функции. Душа - функция организма. Она выражается в целесообразности поведения, в способности стремиться к цели и реализовывать ее. Аристотель ввел понятие способностей как психологического ресурса. Он описал уровни развития души и их иерархию: 1) вегетативная душа – низший уровень, есть у растений, 2) чувственно-двигательная душа - у животных и человека, 3) разумная душа - только у человека. Аристотелем была высказана идея развития, "лестница форм" души, появление высших форм из низших. Эти ступени проходит каждый человек так же, как прошел весь органический мир. В поисках перехода от одной формы к другой Аристотель ввел образы (фантазии) и ассоциации по смежности, сходству и контрасту. Развитие характера он считал следствием поступков.
Итак, древние философы выдвинули 3 главных методологических принципа: закономерного развития, причинности и организации (системности).