Самость и самоактуализация
Самость — это система контактов, имеющих место на границе контакта в любой момент времени. Самость существует там, где имеются границы контакта, и одним из проявлений ее активности является формирование фигур и фонов. Самость всегда объединяет чувства, моторную координацию и органические потребности. Самость является интегратором или «архитектором» жизни, и хотя это «только один из факторов взаимодействия организма с окружающей средой... этот фактор играет решающую роль в поисках и создании смыслов, с помощью которых мы растем» (Peris et al., 1951. p. 235).
Самость состоит из идентификаций и отчуждений, имеющих место на границе контакта. Например, индивидуумы могут идентифицировать себя с членами своих семей, но при этом чувствовать отчуждение по отношению к людям, живущим в других странах. Изнутри граница обычно воспринимается как «хорошая», а снаружи — как «плохая». Самоактуализация может рассматриваться как выражение соответствующих идентификаций и отчуждений. Нормальное функционирование подразумевает идентификацию с формирующейся организмической самостью данного человека при отсутствии подавления его творческого потенциала, однако при этом должно быть отчуждено то, что не присуще индивидууму организмически. При болезни имеет место ограничение областей контакта, обусловленное отчуждением частей формирующейся организмической самости посредством ложных идентификаций.
Возможно, для того чтобы в более доступной форме изложить данный материал, целесообразно провести границу между самоактуализацией, базирующейся на- экзистенциальном принципе «роза, являясь розой, есть роза», и актуализацией собственного воображаемого образа, при которой люди живут в соответствии с образом того, какими они должны быть, а не того, чем они являются на самом деле. Перле (Peris, 1969a) полагал, что «любой внешний контроль, даже переведенный индивидом на внутренний план — внешний контроль — "Ты должен", превратившийся в "Я должен" — мешает нормальной работе организма. Имеется только одна вещь, которая должна осуществлять контроль, и эта вещь — ситуация» (р. 20). Если люди понимают ситуации, в которых они находятся, и поступают в соответствии с этими ситуациями, то они учатся справляться с жизненными трудностями. Еще более четкое представление об идеях Перлса относительно самоактуализации можно получить, вникнув в суть его афоризма: «Итак, теряйте рассудок и приходите в чувство» (Peris, 1970a, р. 38).
Возбуждение
Люди получают энергию из пищи и воздуха. Перле использовал слово «возбуждение» для описания энергии, которую мы создаем, поскольку генерация энергии во многом связана с физиологической функцией возбуждения. Возбуждение изменяется в соответствии с меняющимися требованиями, в основе этого изменения лежит гормональное дифференцирование. Так, на возбуждение влияют различные вещества, например выделение адреналина увеличивается при гневе, а выделение половых гормонов — при сексуальном контакте. Большая часть нашего возбуждения идет на генерацию энергии моторной системы, так как мускулы связывают людей с окружающей средой. Даже при наличии сильно выраженного эмоционального компонента эмоция преобразуется в движение. Однако некоторая часть возбуждения идет на генерацию энергии чувств. Здоровые люди позволяют возбуждению «добираться» до их чувств и мускулов, но, к сожалению, многие люди позволяют значительной доле своего возбуждения пропадать втуне в бесплодном фантазировании, непроизводительном мышлении и в актуализации их представлений о самих себе. Перле (Peris, 1969а) считал, что современные люди пребывают в состоянии, характеризующемся низкой степенью жизнеспособности (витальности), при этом «средний» человек использует только 5-15% имеющегося у него потенциала, а человека, использующего всего 25% своего потенциала, считают гением.
Эмоция
Эмоция, будучи прямым оценочным переживанием организмом пространства организм/окружающая среда, скорее является независимой, чем регулируется мыслями и произносимыми суждениями. Эмоции следуют одна за другой без перерыва, поскольку все мгновения жизни людей окрашены приятным или неприятным чувством, характеризующимся различной интенсивностью. Возбуждение модифицируется в определенные эмоции в соответствии со сложившейся ситуацией, и эти эмоции мобилизуют сенсорную и моторную системы таким образом, что становится возможным удовлетворение потребностей. Гештальт-консультанты придают большое значение эмоциям, которые не только необходимы как регуляторы потока энергии или возбуждения, но являются также «уникальными поставщиками опыта, которых ничем нельзя заменить; через эмоции мы узнаем о своих заботах и интересах и, следовательно, о том, чем являемся мы и чем является мир» (Peris et al., 1951, p. 96).
НОВОВВЕДЕНИЯ