Учебно-методическое обеспечение программы
Программа
Подготовки учащихся 11 класса
К итоговой аттестации по литературе
«Сочинение как форма
допуска к ЕГЭ»
Учитель: Поспелова Л.Н.
Уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Сочинение как форма подготовки к ЕГЭ» составлена на основании Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом МО от 05.03.04 №1089) и призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам. Программа курса (12 часов) рассчитана на учащихся 11 класса и представляет систему поэтапной работы над сочинением по литературе, которое предлагается написать в декабре (повторно в феврале, апреле-мае) и которое будет допуском к единому государственному экзамену. Сочинение является заданием повышенного уровня сложности. Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Это задание открытого типа сразвернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказываниена основе предложенной темы. Данный курс позволяет работать над развитием умения воспринимать и понимать тему, умения выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Учащимся предлагается система работы, назначение которой помочь научиться писать сочинения по литературе и овладеть умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. На занятиях предусматривается как индивидуальная, так и групповая, парная деятельность учащихся.
Цель курса: помочь успешно справиться с написанием сочинения; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, продолжить формирование умения работать с текстами художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами.
Задачи курса: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала; овладение нормами русского литературного языка.
В процессе обучения учащиеся отрабатывают следующие умения:
1) опознавать языковые единицы;
2) группировать языковые явления по определенным признакам, давать анализ и характеристику изученных языковых единиц;
3) правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами; правильно образовывать формы слов; грамотно строить предложения разных структур;
4) находить в слове орфограммы, а в предложениях смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;
5) сформировать умение воспринимать и понимать художественный текст, развить умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;
6) создавать тексты разных жанров.
Курс позволяет осуществить практическую деятельность школьников. Ученику предлагаются тексты для анализа по тематическим направлениям, тренировочные упражнения, сочинения учащихся, с помощью которых он может подготовиться к ЕГЭ и объективно замерить уровень своей подготовки. Содержание заданий соответствует требованиям к уровню подготовки по литературе за курс полной средней школы.
Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, все виды упражнений подчинены комплексной задаче - развитию речи учащихся, усвоению практической грамотности - и составляют единую методическую систему. Задания помогают формировать:
- литературоведческую компетенцию, то есть умение проводить элементарный анализ языковых явлений художественного произведения, его своеобразия, особенностей;
- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать художественные особенности произведений и создавать собственные высказывания на предложенные темы.
Письменные работы учащихся, сопровождающие каждое занятие, проверяются индивидуально и содержат индивидуальные практические рекомендации.
Учебно-методическое обеспечение программы
· Долинина Т.А. Русский язык 10-11 классы. Алгоритм написания сочинения. Учебное пособие. – Екатеринбург, ИРРО, 2008.
· Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
· Работа над сочинением по публицистическим текстам. В.Ю.Лобанова, «Дрофа», 2010г.
· Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. -М.:Астрель, 2002.
· Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.
· Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
· Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977.
· Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
· Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 20 07г.
· Работа над сочинением по публицистическим текстам. В.Ю.Лобанова, «Дрофа», 2010г
Учебно-тематический план