День 2. Управление стихией
Логика второго дня:
q систематизировать стихийные мотивационные силы путем создания их классификации;
q развить навыки эффективного использования стихийных мотивационных сил;
q определить удельный вес стихийных сил при заключении и выполнении договора.
Продолжение таблицы.
Тренинговое действие | Время | Как это сделать | Примечание |
1. Сумасшедшая сессия | 25 мин | Тренер предлагает всем встать и объявляет, что в группу пришел человек, которого вчера не заметил и, а он все записывал, но, правда, не все понял. Сейчас он будет обращаться за объяснениями к другим. После этого тренер начинает задавать нелепые вопросы, передавая «мяч» дли ответа кому-либо из участников. Примеры вопросов даны в разделе 4.5 | Ч ем более «сумасшедшей», то есть остроумной, непредсказуемой, карнавальной, будет сессия, тем менее она будет похожа на академический опрос и тем больше она будет «освежать» и вводить в рабочее состояние группу. Если в процессе сессии родится новое определение или термин, нужно записать их на флипчарте |
2. Информационное сообщение о таксисах | 20 мин | Тренер может начать со слов: «А теперь из мира животных обратимся в мир растений, Мы углубляемся!». Растение, тянущееся к свету, бактерии, убегающие от химического растворителя, — все это должно представать яркой картиной, вызывающей архаичную «растительную» реакцию на уровне продолговатого мозга. Необходимую информацию можно найти в раздел с 3.3 | Названия растительных таксисов можно записать на флипчарте, чтобы задать формат названий (гелио-таксис, термо-таксис и т. п.). Иллюстрации таксисов на доске — весьма желательны, он и сделают повествование более ярким |
Продолжение таблицы.
Тренинговое действие | Время | Как это сделать | Примечание |
3. Командная работа «Таксисы» | 80 мин | Описание дано в разделе 4.2.2. Следует поощрять поиск примеров, иллюстрирующих установленные командой таксисы | Все обнаруженные группой таксисы нужно записать на флипчарте в форме таблицы |
4. Инсценировки «Таксис против апатии» | 75 мин | Текст кейса «Апатия», который служит основой для инсценировок, и техника проведения игры даны в разделе 4.1,36. На вопрос кейса команды должны ответить инсценировками с использованием таксисов (и территоризма) | Наиболее удачные инсценировки хорошо повторить «на бис». При подведении итогов тренер может раздать списки таксисов, установленные ранее другими группами или им самим (см. Приложение 3} |
5.Лекция о мотивирующей силе договора | 25 мин | В лекцию должен быть включен и материал о соотношении активации с эффективностью деятельности. Подходящие материалы даны в разделах 3,5 и 3.7 | В раздаточные материалы рекомендуется включить заготовки для трех графиков с осями: активация (горизонтальная ось) и эффективность (вертикальная ось). Участники должны сами начертить графики |
6. Игра «Контракт» | 80 мин | Каждая из команд предлагает свой контракт со своими условиями. В ответ противоположная команда может предложить изменить условия. Затем каждая команда объявляет свое решение о том, согласна ли она заключить предлагаемый ей контракт и согласна л и она принять измененные условия по собственному контракту. Описание дано в разделе 4.1.1 б | Игра не должна превращаться в тренинг переговоров. Задача игры — исследование мотивирующей силы (и слабости) договора, а не переговоров, хотя переговоры, предшествующие заключению контракта, могут повлиять на мотивирующую силу контракта — и по интенсивности, и по направленности |
7. Обсуждение игры «Контракт» | 20 мин | Важно подойти к идее субъективно неравного «веса» последствий выполнения иневыполнения контракта, субъективной «неравновесности» собственных обязательств и обязательств противоположной стороны. Важен вывод о нецелесообразности избыточной активации. Должны быть выявлены и другие факторы иррационального замутнения, которое вносится людьми в любой рациональный контракт | Активность участников во время обсуждения особенно важна. Хорошо, если они сами спонтанно начинают чертить схемы, изображать символы на флипчарте и т. п. |
Продолжение таблицы.
Тренинговое действие | Время | Как это сделать | Примечание |
8. Проверка домашнего задания «Самый немотивированный сотрудник в моей жизни» | 30 мин | Важно четко следовать инструкции и описанию упражнения, данному в разделе 4.4.1. Средне групповые тенденции в переоценке ума или доброты наиболее мотивированных сотрудников важны, но стоит помнить о том, что многие участники в этом упражнении делают для себя важные индивидуальные открытия | Цифры, диаграммы, графики лучше сразу рисовать на флипчарте |
9. Выдача домашнего задания — «Само исполняющиеся предсказания» | 15 мин | Важно довести до сознания участников идею о том, что необходимо, прежде всего, изменить представление о другом человеке, а наше поведение по отношению к нему будет изменяться в значительной степени под влиянием этого изменившегося представления | Мой опыт показывает, что лучше не вовлекать в психологические опыты близких, любимых, домашних. Мотивационный тренинг — для менеджеров, а не для супругов, любовников, родителей и друзей |
10.Обмен впечатлениями о том, что было важным в течение дня | 20 мин | Во второй день особенно важно записать высказывания участников. К следующему утру тренеру предстоит принять важное решение: идти дальше по пути биологизации или склониться к большей рационализации и технологизации | Рационализация и технологизация могут быть достигнуты за счет более прицельного и структурированного следования алгоритмам, сокращения темы паразитизма и, за счет этого, расширения темы саботажа |
Итого: | 390 мин |
Программа второго дня рассчитана на 390 минут, то есть на 6 ч 30 мин чистого рабочего времени.