Проза В. Быкова.(или любой другой представитель военной прозы)
Он был одним из ярчайших представителей т.н. «прозы лейтенантов» или «окопной прозы». Он участвовал в войне и не понаслышке знал о ней. Все его произведения – это жестокая правда о войне, война без прикрас. В 1958 году он сформулировал мысль о том, что военная литература – это литература о том, как люди пытались выжить.
Война станет не только главной, но почти единственной темой писателя. показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.
Творческую биографию принято отсчитывать от рассказов, написанных в 1951. Герои – молодые солдаты и офицеры с трагической фронтовой судьбой – определят на годы вперед особенность быковской прозы. Потом в ней появятся партизанские сюжеты, события времен коллективизации. Суровая правда и бескомпромиссность произведений вызвала нападки официальной критики.
Известность Василю Быкову принесла повесть «Третья ракета», написанная в 1962 году. В 1960-е публикует повести «Альпийская баллада», «Мертвым не больно»1966 - о командире, который из-за своей трусости посылает на смерть огромное количество солдат. Он боится.
Эти произведения поставили Василя Быкова в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы ХХ столетия.
В произведениях Быкова нет ни грандиозных танковых сражений, ни решающих операций. «Меня интересует в первую очередь, не сама война, даже не ее быт и технология боя, хотя все это для искусства тоже важно, но, главным образом, нравственный мир человека, возможности его духа».
Пространственно-временная организация произведений Быкова сосредоточена на экстремальных ситуациях, пограничных между жизнью и смертью. Человек в данных условиях всегда оказывается на крайнем пределе своих нравственных и физических сил. Становится ясно кто есть кто.
Раннее творчество Быкова относится к 50-60 гг. В первом рассказе, по мнению писателя, «Смерть человека» мир простирается не далее, чем достает взгляд тяжело раненного, лежащего на земле солдата. Поначалу это высокая лесная трава, кусты папоротника, ветви молодой ольхи над головой. Потом, когда он двинется к дороге, увидит страшные следы недавнего боя. Таким образом, войны в этом рассказе ровно столько, сколько вмещает, несет в себе этот человек.
«Поединок», как и «Смерть человека» характеризуется отсутствием имен героев и названием местности, происходящего действия. Этим Быков подчеркивает, что такое событие могло произойти со многими и во многих местах. «Поединок» - это дно насилия, «кровавый символ страшного людского злодейства», где четверо пленных солдат будут растерзаны разъяренными немецкими овчарками. Начиная с этого рассказа, Быков и в последующих своих произведениях обдумывал и заново переживал войну как такое состояние жизни, когда смещаются, перечеркиваются, перевертываются, кажется, все устоявшиеся нормы и правила человеческого существования.
Второй этап творчества, принесший Быкову официальное признание и мировую известность, начинается с 70-х гг. В это время были написаны повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Дожить до рассвета» (1973), «Волчья стая» (1975), «Его батальон» (1976), «Пойти и не вернуться» (1978). Особую актуальность и глубину этим произведениям придавало то, что события войны представали чаще всего как воспоминание оставшихся в живых персонажей. Обращение к памяти героев как бы расширяло художественное пространство повестей. Сюжетное время, сжатое до нескольких дней, а иногда и часов, дополнялось – по психологии воспоминаний – событиями уже всей жизни действующих лиц.
повести «партизанского» цикла: «Круглянский мост» (1969), «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Волчья стая» (1975), «Пойти и не вернуться» (1978). В них, как и в других произведениях, Быков стремится показать те нравственные компоненты духовного мира человека и те грани характера, которые предопределяют его поведение, раскрывая силу или слабость, героизм или предательство.
В начале творческого пути писатель прославляет подвиг человека, сражающегося до последней капли крови, позднее он будет анализировать истоки этого подвига – неисчерпаемые нравственные возможности человеческого духа. В этом смысле показательно движение сходных по сюжетной коллизии произведений – от романтического рассказа «Смерть человека» к исполненной глубочайшего реалистического психологизма повести «Дожить до рассвета».