Схема развития временного коллектива
Стадии развития детского коллектива:
Стадия.
Ориентация— это стадия знакомства в самом широком смысле слова: знакомство с территорией лагеря, с людьми, которые работают и живут в лагере. Самое главное — знакомство с теми, кто будет жить, и отдыхать в одном отряде. Дети ведут себя достаточно осторожно, пока не знают, кто их окружает,
на что эти люди способны и как с ними себя вести. В это время формируется система правил и традиций, формируются групповые нормы, возникают симпатии и антипатии.
Задача вожатого - создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации детей.
Ведущая деятельность: знакомство, сплочение. В это время каждому члену группы присуще:
- Готовность к работе и радужные ожидания
- Изучение ситуации и действующих лиц
- Зависимость от авторитетов и иерархии
- Потребность найти свое место
- Адаптация, вхождение каждого в коллективные отношения
Задача вожатого - создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации детей.
Задачи оргпериода:
- Познакомить ребят, создать благоприятный эмоциональный настрой
- Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине
- Узнать их увлечения, характера, выявить лидеров
- Познакомить всех с содержанием работы, откорректировать план с учетом пожеланий и предложений
Игры этого периода: Комплименты ,Представление, Круги , Снежный ком, Остров, Если нравится тебе
Стадия. Борьба и разочарование.
Это борьба за «раздел территории», борьба за власть. Появляется соперничество между потенциальными лидерами. В это время неизбежны в отряде стычки, скрытые и явные конфликты, идет формирование микрогрупп в коллективе.
В это время каждому члену группы присуще:
- Чувство несоответствия надежд и реальности;
- Недовольство авторитетами;
- Недовольство целями, задачами, методами и планами действия;
- Чувство некомпетентности;
- Споры за власть и внимание;
- Отсутствие доминирующей потребности
Задача вожатого в данный период — помочь ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выход из ситуаций и конфликтов, выработать стиль совместной деятельности; не допустить появления «отверженных» в коллективе.
Задачи периода:
- Вызвать в группе состояние неудовлетворенности отсутствием единства;
- Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения;
- Добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в группе;
- Определить совместную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех;
- Способствовать успеху этой деятельности;
- Склонить в свою сторону лидеров групп.
Ведущая деятельность: поиск компромисса, сотрудничества.
Игры этого периода.
Но всего этого можно избежать, если провести «Ожидания. Опасения. Соглашение.» Это упражнение оргпериода, цель которого – прояснить позицию каждого и выработать совместную стратегию решения поставленных задач.
Лист ватмана делится на три равные части. Первая часть называется «Ожидания». Здесь в режиме мозгового штурма каждый отвечает на вопрос о том, почему он хочет здесь находиться, чего он ожидал, когда ехал на это мероприятие. Например: познакомиться с новыми людьми, отдохнуть, узнать что-то новое, что будут вкусно кормить.
Вторая часть называется «Опасения». Здесь, снова в режиме мозгового штурма, каждый высказывается на тему, чего я не хочу, чтобы здесь было; что меня пугает в новом месте. Например: недружный коллектив, мало свободного времени, жесткие кровати.
И, наконец, третья часть называется «Соглашения». Здесь вся группа, совместно принимает решение о том, по каким правилам она будет жить все эти дни, каким образом они могут сделать так, чтобы сбылись ожидания, и не сбылись опасения.
Правила могут быть следующие:
- Закон правой руки. Если человек поднимает правую руку, значит он хочет что-то сказать, и все должны замолчать.
- «0:0». Всегда и везде приходить во время, не опаздывать.
- Доброго отношения к людям. Не грубить, не хамить, не перебивать, считаться с мнением каждого.
- Слушать и слышать, или закон одного раза. Когда человек говорит, его все слушают, и все требования исполняются сразу, чтобы не приходилось их повторять.
- Не согласен – отвергай. Отвергаешь – предлагай. Предлагаешь – делай.
- Каждое дело творчески, а иначе зачем? Все делать как-нибудь необычно, с выдумкой: идти в столовую – с песней; косить сено – с музыкой; рисовать газету – зубочистками, УРРА!!!
Примеры: Птица, Дерево, Сидячий круг, Массаж, Я–змея, Спагетти–кетчуп–кока-кола, Письмо
Маленькие советы:
- Создавать атмосферу откровенности на обсуждениях;
- найти подходящий момент для решающего разговора;
- возможность высказывания своего мнения;
- анализировать и прогнозировать то, что может произойти;
- организовать дело, которое может их объединить;
- четко знать то, что осудят все.
3 стадия. Доверие.Это стадия характеризуется появление привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом. На первый план выходит партнерство, взаимопонимание, взаимоподдержка.
На этом этапе вожатый продолжает выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети.
Ведущая деятельность: разделение обязанностей для внутригрупповых мероприятий. В это время каждому члену группы присуще:
- Сглаживание разницы в ожиданиях и действительности;
- Разрешение противоречий;
- Достижение гармонии, доверия, уважения, уверенности и поддержки;
- Содействие самоопределению группы, как самой лучшей.
- Разделение обязанностей и ответственности;
- Этап разрешения означает, что каждый в группе:
- — понимает, о чем речь;
- — имеет право голоса;
- — поддерживает решение;
- — желает работать.
Для того чтобы как можно более эффективно распределить обязанности, можно ввести внутригрупповое чередование творческих поручений (ЧТП). Чем больше их будет, тем интереснее будет каждому члену группы попробовать себя в разных ролях, побывать в ситуации ответственности за какую-то важную деятельность. ЧТП могут быть весьма разнообразными:
- дежурный командир;
- дежурный по столовой;
- «золушка» (отвечает за чистоту в комнатах или где-нибудь ещё);
- человек-будильник;
- почтальон (разносит подарки, посылки и письма членам своей группы или какой-то другой);
- глашатай (он объявляет расписание дня, или громко кричит, созывая всю группу);
- летописец-1 (фиксирует в интересной форме, что произошло с группой за этот день);
- летописец-2 (записывает идеи во время мозгового штурма);
- и т.д. Все, что вам необходимо для внутригрупповой деятельности.
Кроме того, для активизации общения в группе можно ввести два небольших игровых момента. Первое – это почта (для этого и нужен почтальон), чтобы писать друг другу письма, пожелания, признания, которые ребята не могут высказать вслух. И второе – это игра, которая называется: Тайный друг
4 стадия.
Самостоятельность (период делового сотрудничества).Детский коллектив может самостоятельно организовывать свою деятельность, возникающие проблемы. Крепко чувство «Мы» - чувство единения и взаимного доверия. Тесные межличностные контакты. На этой стадии необходимо направить ребят в созидательное русло, деятельность на благо окружающих людей, всего лагеря. В противном случае может заметить появление фраз «Мы лучше всех! Только мы самые дружные, самые талантливые, самые-самые.
Ведущая деятельность: вожатому необходимо на данной стадии обеспечить поле деятельности своему отряду, показать уникальность и неповторимость других людей и других отрядов.
В это время каждому члену группы присуще:
- Радость от участия в работе группы;
- Совместная взаимосвязанная работа;
- Деловые отношения, связанные с общей деятельностью;
- Высококачественная работа;
- Передача роли лидера;
- Чувство силы команды;
- Межколлективные отношения;
- Настрой на успех;
- Желание быть вместе, общаться друг с другом, провести ещё одно дело.
Задачи периода работы:
- Укрепление организационной структуры, как заданной среды обитания каждой личности;
- Утверждение чувства ответственности за успех деятельности группы;
- Поддержка мажорного настроения в группе за счет содействия успеху деятельности;
- Гуманизация деловых отношений;
- Учить планировать, анализировать, давать оценку деятельности, подводить итоги, учить самооценке;
- Сделать процесс деятельности наиболее творческим и интересным;
- Обеспечение широкого круга общения группы на базе деятельности;
- Предоставить каждому возможность осознать себя, свои возможности.
На этом этапе воспитатель либо полностью сливается с коллективом, ведя себя как его рядовой член, либо просто занимает позицию наблюдателя, выполняя только функцию контроля и напоминания. Группа работает сама по себе, так как внутри нее уже сформирован и налажен четкий механизм действий.
Здесь важно обратить внимание на то, каким образом строятся взаимоотношения в группе. Существует несколько схем взаимодействия:
- «колесо»
- «цепь»
- «игрек»
- «круг»
- «сложный круг» (наиболее эффективная структура коммуникций)
Маленькие советы:
- не увлекайся, следи за соблюдением режимных моментов;
- обеспечь взаимодействие с другими группами;
- заведись сам, заведи отряд;
- одни требования для всех, нет «любимчиков» и наоборот;
- интересуйся впечатлениями и мнениями других о прожитом дне;
- смотри иногда на свою группу «со стороны»;
- не старайся сделать все сам, дай другим проявить себя.
Стадия.
Расставание.Этот период характеризуется повышенной напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они чувствуют это и переживают.
На этой стадии важно поддерживать ребят, создавать оптимистический настрой, показывать перспективы их личностного развития, вообще, работать на последействие.
Ведущая деятельность: анализ и рефлексия.
В это время каждому члену группы присуще:
- Грусть и признательность;
- Резкий подъем или спад настроения;
- Гордость за достижения;
- Чувство близости к членам группы;
- Идейное единство отношений;
- Уверенность, внутренняя раскомплексованность;
- Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть.
Задачи периода завершения:
- Обеспечить анализ деятельности, самоанализ;
- Побудить к дальнейшему саморазвитию;
- Содействовать применению полученных навыков;
- Содействовать качественному росту коллектива;
- Содействовать перспективности внутригрупповых отношений.
На этом этапе обязательно следует проанализировать «Ожидания. Опасения. Соглашение.» Что сбылось, что не сбылось; что было хорошо, что – плохо; как этому способствовало соглашение; чего не хватало. Тут происходят прощальные костры, вечер с разговором на тему «Что хорошего со мной произошло за эти дни», прощальные письма, раскрываются «тайные друзья».
ИГРЫ ПЕРИОДА ЗАВЕРШЕНИЯ (примеры): Листы на спине, Открытки с благодарностями, Паутинка (расскажи мне обо мне), Групповая поэма.
Маленькие советы:
- как можно больше лирики и романтики;
- эмоциональный подъем;
- используй свечу, она вызывает на откровенность;
- сделай небольшие подарочки всем на память;
- пусть о каждом что-нибудь скажут (желательно хорошее);
- пусть каждый увезет с собой копилку полезный идей, дел или мыслей, которые он сможет претворить в реальность в обычной жизни;
- намекните, что вы расстаетесь не навсегда и можно встретиться еще, или даже собраться вместе и …