Схема развития временного коллектива

Стадии развития детского коллектива:

Стадия.

Ориентация— это стадия знакомства в самом широком смысле слова: знакомство с территорией лагеря, с людьми, которые работают и живут в лагере. Самое главное — знакомство с теми, кто будет жить, и отдыхать в одном отряде. Дети ведут себя достаточно осторожно, пока не знают, кто их окружает,

на что эти люди способны и как с ними себя вести. В это время формируется система правил и традиций, формируются групповые нормы, возникают симпатии и антипатии.

Задача вожатого - создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации детей.

Ведущая деятельность: знакомство, сплочение. В это время каждому члену группы присуще:

  • Готовность к работе и радужные ожидания
  • Изучение ситуации и действующих лиц
  • Зависимость от авторитетов и иерархии
  • Потребность найти свое место
  • Адаптация, вхождение каждого в коллективные отношения

Задача вожатого - создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации детей.

Задачи оргпериода:

  • Познакомить ребят, создать благоприятный эмоциональный настрой
  • Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине
  • Узнать их увлечения, характера, выявить лидеров
  • Познакомить всех с содержанием работы, откорректировать план с учетом пожеланий и предложений


Игры этого периода: Комплименты ,Представление, Круги , Снежный ком, Остров, Если нравится тебе

Стадия. Борьба и разочарование.

Это борьба за «раздел территории», борьба за власть. Появляется соперничество между потенциальными лидерами. В это время неизбежны в отряде стычки, скрытые и явные конфликты, идет формирование микрогрупп в коллективе.

В это время каждому члену группы присуще:

  • Чувство несоответствия надежд и реальности;
  • Недовольство авторитетами;
  • Недовольство целями, задачами, методами и планами действия;
  • Чувство некомпетентности;
  • Споры за власть и внимание;
  • Отсутствие доминирующей потребности

Задача вожатого в данный период — помочь ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выход из ситуаций и конфликтов, выработать стиль совместной деятельности; не допустить появления «отверженных» в коллективе.

Задачи периода:

  • Вызвать в группе состояние неудовлетворенности отсутствием единства;
  • Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения;
  • Добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в группе;
  • Определить совместную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех;
  • Способствовать успеху этой деятельности;
  • Склонить в свою сторону лидеров групп.

Ведущая деятельность: поиск компромисса, сотрудничества.

Игры этого периода.

Но всего этого можно избежать, если провести «Ожидания. Опасения. Соглашение.» Это упражнение оргпериода, цель которого – прояснить позицию каждого и выработать совместную стратегию решения поставленных задач.

Лист ватмана делится на три равные части. Первая часть называется «Ожидания». Здесь в режиме мозгового штурма каждый отвечает на вопрос о том, почему он хочет здесь находиться, чего он ожидал, когда ехал на это мероприятие. Например: познакомиться с новыми людьми, отдохнуть, узнать что-то новое, что будут вкусно кормить.

Вторая часть называется «Опасения». Здесь, снова в режиме мозгового штурма, каждый высказывается на тему, чего я не хочу, чтобы здесь было; что меня пугает в новом месте. Например: недружный коллектив, мало свободного времени, жесткие кровати.

И, наконец, третья часть называется «Соглашения». Здесь вся группа, совместно принимает решение о том, по каким правилам она будет жить все эти дни, каким образом они могут сделать так, чтобы сбылись ожидания, и не сбылись опасения.

Правила могут быть следующие:

  • Закон правой руки. Если человек поднимает правую руку, значит он хочет что-то сказать, и все должны замолчать.
  • «0:0». Всегда и везде приходить во время, не опаздывать.
  • Доброго отношения к людям. Не грубить, не хамить, не перебивать, считаться с мнением каждого.
  • Слушать и слышать, или закон одного раза. Когда человек говорит, его все слушают, и все требования исполняются сразу, чтобы не приходилось их повторять.
  • Не согласен – отвергай. Отвергаешь – предлагай. Предлагаешь – делай.
  • Каждое дело творчески, а иначе зачем? Все делать как-нибудь необычно, с выдумкой: идти в столовую – с песней; косить сено – с музыкой; рисовать газету – зубочистками, УРРА!!!

Примеры: Птица, Дерево, Сидячий круг, Массаж, Я–змея, Спагетти–кетчуп–кока-кола, Письмо

Маленькие советы:

  • Создавать атмосферу откровенности на обсуждениях;
  • найти подходящий момент для решающего разговора;
  • возможность высказывания своего мнения;
  • анализировать и прогнозировать то, что может произойти;
  • организовать дело, которое может их объединить;
  • четко знать то, что осудят все.

3 стадия. Доверие.Это стадия характеризуется появление привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом. На первый план выходит партнерство, взаимопонимание, взаимоподдержка.

На этом этапе вожатый продолжает выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети.

Ведущая деятельность: разделение обязанностей для внутригрупповых мероприятий. В это время каждому члену группы присуще:

  • Сглаживание разницы в ожиданиях и действительности;
  • Разрешение противоречий;
  • Достижение гармонии, доверия, уважения, уверенности и поддержки;
  • Содействие самоопределению группы, как самой лучшей.
  • Разделение обязанностей и ответственности;
  • Этап разрешения означает, что каждый в группе:
  • — понимает, о чем речь;
  • — имеет право голоса;
  • — поддерживает решение;
  • — желает работать.

Для того чтобы как можно более эффективно распределить обязанности, можно ввести внутригрупповое чередование творческих поручений (ЧТП). Чем больше их будет, тем интереснее будет каждому члену группы попробовать себя в разных ролях, побывать в ситуации ответственности за какую-то важную деятельность. ЧТП могут быть весьма разнообразными:

  • дежурный командир;
  • дежурный по столовой;
  • «золушка» (отвечает за чистоту в комнатах или где-нибудь ещё);
  • человек-будильник;
  • почтальон (разносит подарки, посылки и письма членам своей группы или какой-то другой);
  • глашатай (он объявляет расписание дня, или громко кричит, созывая всю группу);
  • летописец-1 (фиксирует в интересной форме, что произошло с группой за этот день);
  • летописец-2 (записывает идеи во время мозгового штурма);
  • и т.д. Все, что вам необходимо для внутригрупповой деятельности.

Кроме того, для активизации общения в группе можно ввести два небольших игровых момента. Первое – это почта (для этого и нужен почтальон), чтобы писать друг другу письма, пожелания, признания, которые ребята не могут высказать вслух. И второе – это игра, которая называется: Тайный друг

4 стадия.

Самостоятельность (период делового сотрудничества).Детский коллектив может самостоятельно организовывать свою деятельность, возникающие проблемы. Крепко чувство «Мы» - чувство единения и взаимного доверия. Тесные межличностные контакты. На этой стадии необходимо направить ребят в созидательное русло, деятельность на благо окружающих людей, всего лагеря. В противном случае может заметить появление фраз «Мы лучше всех! Только мы самые дружные, самые талантливые, самые-самые.

Ведущая деятельность: вожатому необходимо на данной стадии обеспечить поле деятельности своему отряду, показать уникальность и неповторимость других людей и других отрядов.

В это время каждому члену группы присуще:

  • Радость от участия в работе группы;
  • Совместная взаимосвязанная работа;
  • Деловые отношения, связанные с общей деятельностью;
  • Высококачественная работа;
  • Передача роли лидера;
  • Чувство силы команды;
  • Межколлективные отношения;
  • Настрой на успех;
  • Желание быть вместе, общаться друг с другом, провести ещё одно дело.

Задачи периода работы:

  • Укрепление организационной структуры, как заданной среды обитания каждой личности;
  • Утверждение чувства ответственности за успех деятельности группы;
  • Поддержка мажорного настроения в группе за счет содействия успеху деятельности;
  • Гуманизация деловых отношений;
  • Учить планировать, анализировать, давать оценку деятельности, подводить итоги, учить самооценке;
  • Сделать процесс деятельности наиболее творческим и интересным;
  • Обеспечение широкого круга общения группы на базе деятельности;
  • Предоставить каждому возможность осознать себя, свои возможности.

На этом этапе воспитатель либо полностью сливается с коллективом, ведя себя как его рядовой член, либо просто занимает позицию наблюдателя, выполняя только функцию контроля и напоминания. Группа работает сама по себе, так как внутри нее уже сформирован и налажен четкий механизм действий.

Здесь важно обратить внимание на то, каким образом строятся взаимоотношения в группе. Существует несколько схем взаимодействия:

  • «колесо»
  • «цепь»
  • «игрек»
  • «круг»
  • «сложный круг» (наиболее эффективная структура коммуникций)

Маленькие советы:

  • не увлекайся, следи за соблюдением режимных моментов;
  • обеспечь взаимодействие с другими группами;
  • заведись сам, заведи отряд;
  • одни требования для всех, нет «любимчиков» и наоборот;
  • интересуйся впечатлениями и мнениями других о прожитом дне;
  • смотри иногда на свою группу «со стороны»;
  • не старайся сделать все сам, дай другим проявить себя.

Стадия.

Расставание.Этот период характеризуется повышенной напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они чувствуют это и переживают.

На этой стадии важно поддерживать ребят, создавать оптимистический настрой, показывать перспективы их личностного развития, вообще, работать на последействие.

Ведущая деятельность: анализ и рефлексия.

В это время каждому члену группы присуще:

  • Грусть и признательность;
  • Резкий подъем или спад настроения;
  • Гордость за достижения;
  • Чувство близости к членам группы;
  • Идейное единство отношений;
  • Уверенность, внутренняя раскомплексованность;
  • Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть.

Задачи периода завершения:

  • Обеспечить анализ деятельности, самоанализ;
  • Побудить к дальнейшему саморазвитию;
  • Содействовать применению полученных навыков;
  • Содействовать качественному росту коллектива;
  • Содействовать перспективности внутригрупповых отношений.

На этом этапе обязательно следует проанализировать «Ожидания. Опасения. Соглашение.» Что сбылось, что не сбылось; что было хорошо, что – плохо; как этому способствовало соглашение; чего не хватало. Тут происходят прощальные костры, вечер с разговором на тему «Что хорошего со мной произошло за эти дни», прощальные письма, раскрываются «тайные друзья».

ИГРЫ ПЕРИОДА ЗАВЕРШЕНИЯ (примеры): Листы на спине, Открытки с благодарностями, Паутинка (расскажи мне обо мне), Групповая поэма.

Маленькие советы:

  • как можно больше лирики и романтики;
  • эмоциональный подъем;
  • используй свечу, она вызывает на откровенность;
  • сделай небольшие подарочки всем на память;
  • пусть о каждом что-нибудь скажут (желательно хорошее);
  • пусть каждый увезет с собой копилку полезный идей, дел или мыслей, которые он сможет претворить в реальность в обычной жизни;
  • намекните, что вы расстаетесь не навсегда и можно встретиться еще, или даже собраться вместе и …

Наши рекомендации