Глава 3. Чувственное восприятие
Волшебная котомка
ИГРА 35 (с 6 лет)
Цели:
В этой игре дети должны понимать, что без слов хочет сказать им другой человек. Это весьма интересная, но в то же время и сложная задача для детей. Игра развивает любознательность и способность составлять из отдельных зрительных впечатлений целостный осмысленный образ.
Кроме того, эта игра может служить отличной разминкой перед работой, требующей от детей внимания и собранности.
Инструкция:
Я хочу поиграть с вами в игру под названием "Волшебная котомка". Сядьте, пожалуйста, в один общий круг.
Вот моя Волшебная котомка. (Покажите детям с помощью пантомимы, что на полу перед Вами стоит большая сумка). Из этой Волшебной котомки я буду сейчас "доставать" разные вещи, а вы сможете увидеть их, но ненаяву, а только с помощью своего воображения. Для того, чтобы вы смогли понять, что за вещь я "достала", я буду показывать, как пользоваться ею. Как только кто-нибудь из вас угадает, что именно я "достала изволшебной котомки", он должен встать со стула, но пока не должен ничего говорить. Когда все детивстанут, они смогут рассказать, что же они "увидели".
"Доставая разные вещи из волшебной котомки", Вы можете, например:
— забить молотком гвоздь
— очистить и съесть банан
— развернуть и съесть принесенный из дома бутерброд
— распилить бревно
— разрезать ножницами бумагу
— выпить стакан воды
— записать что-нибудь в тетрадь
— достать монеты из кошелька
и т.д.
А теперь представьте, что Волшебная котомка стоит и перед вами. Кто хочет что-нибудь "достать" из нее?
Предоставьте детям достаточное количество времени для пантомимических загадок. В завершение Вы можете продемонстрировать дополнительные возможности Волшебной котомки. Например, "достаньте" из нее "отдельные детали автомобиля" и позовите детей на помощь.
Теперь нам нужно вытащить из нашей Волшебной котомки нечто очень большое и собрать из составныхчастей это нечто в центре класса. Кто догадается, что именно я делаю, может прийти мне на помощь, чтобы вместе "построить" этот большой предмет.
Попросите в конце этой работы всех детей окружить воображаемый автомобиль и осторожно "вынести" его из класса.
Анализ упражнения:
— Легко ли тебе было угадывать, что имели в виду другие участники игры?
— Что ты показывал сам?
— Какие люди часто используют язык жестов?
— Разговариваешь ли ты иногда с друзьями языком знаков?
— Понравилось ли тебе угадывать?
Прикосновение
ИГРА 36 (с 6 лет)
Цели:
Эту игру вполне можно использовать для "разогрева" группы перед важной работой в классе. Она делает детей более любопытными, внимательными и включенными в процесс. У них появляется возможность более тонко использовать чувствительность ладоней, соединяя воедино тактильные и визуальные ощущения.
Инструкция:
Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Осмотритесь в помещении, посмотрите, не найдете ли вы что-нибудь такое, чего вы не заметили вчера. Кто нашел для себя что-нибудь новое? А кто может обнаружить усебя что-то такое, чего у него не было вчера?
А теперь покажите мне, до чего вы можете дотянуться со своего места. Можете ли вы коснуться чего-нибудь твердого? Покажите мне, что твердое вам удалось найти. А теперь потрогайте что-нибудь теплое. Что есть теплого на вас самих? Покажите нам, что вы нашли. А теперь осторожно прикоснитесь к чему-нибудь такому на себе, что было бы влажным или мокрым. Покажите мне, что вы обнаружили.
А теперь каждый из вас по очереди может вставать и прикасаться к различным вещам в классе. При этом ондолжен сообщать нам всем, к чему он прикоснулся, и какое оно на ощупь. Например, сейчас я прикасаюсь кдвери. На ощупь она гладкая и прохладная… А теперь я прикасаюсь к стулу. Он холодный…
Предоставьте четверым или пятерым добровольцам возможность провести своего рода экспедицию по классу. Проследите, чтобы каждый из них пояснял каждое свое прикосновение законченными комментирующими фразами.
А теперь вы все можете встать и начать ходить по всему классу, прикасаясь к различным предметам, качества которых я буду называть. Прикоснитесь к чему-нибудь гладкому… Дотроньтесь до чего-нибудьшершавого… Прикоснитесь к чему-нибудь холодному… Потрогайте что-нибудь теплое…
А теперь возвращайтесь на свои места. Возьмите лист бумаги и нарисуйте что-нибудь из того, к чему вытолько что прикасались.
Наперсток
ИГРА 37 (с 6 лет)
Цели:
Эта очень простая игра развивает наблюдательность детей, а также предоставляет всему классу прекрасную возможность прийти в состояние покоя и сосредоточенности. Проведите это упражнения два или три раза.
Материалы:Один наперсток.
Инструкция:
Я спрятала в классе наперсток, который вам необходимо найти. Вы можете повсюду ходить и заглядывать вовсе углы. Нет необходимости искать его на ощупь, открывать шкафы и парты, так как он лежит на видномместе. Тот, кто найдет наперсток, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, нинамеками. Он просто должен сесть на свое место и молча наблюдать, как остальные продолжают поиск. Тот, кто первым найдет наперсток, в следующий раз прячет его.
Анализ упражнения:
— Быстро ли ты нашел наперсток?
— Все ли дети четко придерживались правил игры?
— Ты наблюдательный человек?
— Как ты искал наперсток?
Носы
ИГРА 38 (с 8 лет)
Цели:
Очень важно, чтобы дети научились внимательно разглядывать лица окружающих. Это позволит им лучше определять настроения и чувства своих собеседников и партнеров. Кроме того, этот навык лежит в основе эмпатии и умения выражать сочувствие окружающим. Эта игра является прекрасной тренировкой наблюдательности, а также помогает детям осознать все богатство и пестроту окружающего их мира.
Инструкция:
Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я хотела бы поговорить сегодня о носах. Знает ли кто-нибудь из васчеловека с очень примечательным носом? Вы можете описать нам этот нос? А знаете ли вы, для чего людямнужны носы?
Обсудите с детьми на соответствующем их возрасту уровне физиологические, анатомические и психологические функции носа.
Нос необходим нам не только для дыхания и обоняния. Он важен еще и как важный отличительный признакчеловеческого лица. Как ни странно, но практически не бывает совершенно одинаковых носов — каждый носпо-своему уникален. Поэтому я хочу предложить вам такую игру. Я буду ходить по кругу и рассматриватьваши носы. Затем я загадаю один из носов, но никому не скажу, чей. А потом я буду максимально подробноописывать этот нос. Например: "Это совсем прямой короткий нос, ноздри красивые и выпуклые, когдаобладатель этого носа смеется, они шевелятся; нос этот уже неплохо успел загореть на солнце…" И такдалее. Как только кто-нибудь из вас догадается, чей это нос, он тут же может сказать об этом.
Опишите носы различных детей. Во время игры ученики смогут и должны будут поразглядывать носы своих одноклассников. Под конец упражнения Вы можете предложить нескольким добровольцам побыть ведущими и походить внутри круга, описывая чей-то нос. Помимо прочего, игра развивает словарный запас, поскольку описывать нос непросто.
Завтра мы снова поговорим о носах, поэтому вам нужно будет хорошо разглядеть и запомнить лицавстречающихся вам людей. Старайтесь делать это ненавязчиво, например так, как мы это делали сегодня входе нашей игры. А завтра каждый из вас должен будет рассказать о каком-нибудь наиболее примечательномносе, увиденном вами.
Анализ упражнения:
— Понравилась ли тебе эта игра?
— Нравится ли тебе разглядывать лица?
— Какие части лица тебе наиболее интересны?
— Сможешь ли ты понять по лицу другого человека, какое у него сейчас настроение?
— Почему многие люди ходят с "застывшим" выражением лица?
— Чей нос тебе показался наиболее интересным?
— Можешь ли ты описать свой собственный нос?
Разведчик
ИГРА 39 (с 9 лет)
Цели:
Внимание детей развивается гораздо быстрее, когда их побуждают делиться результатами своих наблюдений с окружающими. Особенно важно при этом развивать у них убеждение, что умение обращать внимание на разнообразные детали окружающего мира делает жизнь интереснее, да и успех при этом достигается легче.
Инструкция:
Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я буду сейчас задавать вам вопросы, на которые могут ответитьтолько настоящие сыщики или разведчики. Вы можете назвать каких-нибудь известных сыщиков илиразведчиков?
Настоящий сыщик должен уметь все видеть и слышать, иногда ему нужно уметь и хорошо принюхиваться. Он должен уметь с легкостью запоминать картины, звуки, голоса, запахи и так далее. Сейчас я предлагаю вампобыть "сыщиками". Закройте глаза, и не открывайте их до тех пор, пока я вам этого не скажу.
— Кто из вас, не открывая глаз, может сказать, кто сидит справа от него? (Пусть несколько разных учеников ответят на этот вопрос или добровольно, или по Вашей просьбе).
— Кто из вас с закрытыми глазами может описать обувь, в которой я сейчас стою перед вами? (Хорошо, если как можно больше детей выскажут свои догадки.)
— Кто может сказать, какого цвета потолок в нашем классе?
— Кто может назвать цвет глаз своего лучшего друга или подруги?
— Кто из вас может описать носки, которые на нем сейчас надеты?
— Кто может сказать, сколько окон у нас в классе?
— Кто из вас может угадать, какую мелодию я сейчас напеваю, а желательно еще и пропеть первые пятьслов этой песни? (Выберите песню, достаточно известную детям Вашего класса).
Теперь вы можете открыть глаза. На следующие вопросы вы можете отвечать с открытыми глазами.
— Кто может описать прически своих родителей?
— Кто из вас может описать посуду, из которой он сегодня ел?
— Кто из вас может рассказать, как выглядит интерьер вашего любимого магазина?
— Кто из вас может сказать мне, что он делал вчера, прежде чем лег спать?
Дайте детям возможность самим придумать подобные вопросы и задать их друг другу.
Анализ упражнения:
— Понравилась ли тебе эта игра?
— Какой вопрос оказался для тебя самым сложным?
— На какие вопросы тебе было легко отвечать?
— Играешь ли ты иногда в подобные игры?
— Что ты делаешь для тренировки своей памяти?
Монстр
ИГРА 40 (с 9 лет)
Цели:Это упражнение направлено на то, чтобы побудить детей смотреть на собеседников во время взаимодействия с ними. Многие дети избегают визуального контакта с собеседниками, вызывая у тех чувство неуверенности и дискомфорта. Мы хотели бы приучить детей обращать внимание на то, как проявляются эмоции у других людей, поскольку это развивает способность к эмпатии. Позже это поможет им устанавливать и поддерживать приятные и глубокие социальные контакты.
Инструкция:
Что вы делаете, когда разговариваете с кем-нибудь? Смотрите ли вы в лицо собеседнику или отводите глаза всторону? Можете ли вы по глазам понять, что сейчас чувствует ваш собеседник?
Я хочу попробовать сыграть с вами в игру, во время которой вы по очереди будете то смотреть в глаза другу, то отводить взгляд. Встаньте все, пожалуйста, и начните разгуливать по классу… Остановитесь напротивкого-нибудь и расскажите, чем бы вы хотели заняться в ближайшие выходные. Во время разговора несмотрите друг на друга… (2 минуты.)
Ну а теперь разойдитесь, походите по классу и подойдите к кому-нибудь другому. Теперь расскажите о чем-нибудь наиболее интересном из того, чем вы занимались в прошлые выходные. В этот раз внимательносмотрите в глаза друг другу или просто в лицо… (2 минуты.)
Теперь снова разойдитесь, погуляйте немного по классу и снова встаньте попарно. Решите, кто в вашей паребудет номером А, а кто — номером Б. Пусть А расскажут о том, что могло бы их испугать. Б не должныничего говорить, а должны только внимательно смотреть в лицо рассказчику. (2-3 минуты.)
Теперь завершите, пожалуйста, свой рассказ. Пусть теперь рассказывают номера Б. Расскажите о техситуациях, в которых вы испытали громадную радость. Номера А не должны при этом ничего говорить, адолжны лишь внимательно слушать, глядя в глаза рассказчику. (2-3 минуты.)
Удается пи вам определить по лицу своего собеседника его чувства?
Порой глазами мы передаем что-то такое, что очень трудно выразить словами. Давайте мы поиграем еще водну игру, во время которой вы сможете поупражняться в установлении контакта с помощью глаз. Эта играназывается "Монстр", и протекает она следующим образом.
Мы все становимся в один общий круг, а один из вас выходит в центр круга. Он и будет нашим Монстром. Монстр голоден и хочет на нас напасть. Он выбирает себе Жертву и медленно подходит к ней с грознымвидом. Его пасть раскрыта, и он готов уже наброситься. Для Жертвы есть лишь одно спасение: установитьглазами контакт с кем-то из детей, чтобы тот громко выкрикнул свое имя и отвлек внимание Монстра насебя. Тогда Монстр медленно и ужасающе приближается уже к этому ребенку. Спаситель должен теперь сампосмотреть на всех и поймать чей-нибудь взгляд, чтобы теперь кто-нибудь спас уже его и отвлек вниманиеМонстра на себя… Так игра продолжается дальше. После трех попыток напасть на жертву Монстр устает иотправляется спать, а его место занимает кто-нибудь другой из круга.
Может получиться так, что кого-то из Жертв не удастся спасти, и ужасные челюсти Монстра несильносомкнутся на ней. Тогда Монстр может издать свой жуткий крик победы. Пойманный ребенок освобождаетМонстра от его проклятия и занимает его место, став Монстром вместо него. Вы поняли правила игры?
Анализ упражнения:
— Любишь ли ты во время разговора смотреть собеседнику в глаза?
— Что ты думаешь, когда твой собеседник вообще не смотрит на тебя?
— Знаешь ли ты таких людей, которые взглядом вынуждают своего собеседника стесняться?
— Есть ли в классе дети, по глазам которых ты можешь сказать, что они чувствуют?
— Легко ли прочитать по твоему лицу, что ты чувствуешь?
Сколько нас?
ИГРА 41 (с 6 лет)
Цели:
Это упражнение направлено на развитие у детей слуха и требует от них умения внимательно вслушиваться и различать тонкие звуковые нюансы. Игра создает атмосферу всеобщей сконцентрированности, что является прекрасной основой для занятий, требующих от детей внимательного прослушивания материала.
Материалы: Повязка на глаза.
Инструкция:
Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас хочет доказать нам, что умеет очень хорошо ивнимательно прислушиваться? Спасибо, Коля, встань, пожалуйста, в центр круга. Сейчас мы завяжем тебеглаза. Все остальные должны стоять так тихо, чтобы было слышно, как муха пролетает. Сейчас я поднимуруку, и по этому знаку один за другим вы должны будете осторожно подходить к Коле и становиться за егоспиной. Следующий начинает подходить только после того, как предыдущий займет свое место позади Коли.
Как только я опущу руку, все останавливаются там, где они в этот момент окажутся. Все остальные должнывести себя как можно тише, чтобы Коля смог расслышать самые тихие шорохи. Ведь он должен с закрытымиглазами определить, сколько детей стоит у него за спиной. Если он угадает правильно, то мы все будемгромко и восторженно ему аплодировать. А теперь я подам условленный знак.
Поднимите руку и опустите, когда за спиной у водящего наберется достаточное, на Ваш взгляд, количество детей. Постарайтесь учитывать возможности водящего. Младшим школьникам трудно решать эту задачу, если у них за спиной стоит больше пяти детей.
Коля, как ты думаешь, сколько детей сейчас стоит за твоей спиной?
Анализ упражнения:
— На самом ли деле дети вели себя очень тихо?
— Ты сам хотел бы выйти в центр круга?
— Можешь ли ты слышать очень-очень тихие шорохи?
— Для каких профессий важен хороший слух?
Иван да Ткачиха
ИГРА 42 (с 6 лет)
Цели:
Данная игра требует высокой концентрации внимания от обоих ее участников — "Ивана" и "Данилы". Тонкий слух и хорошая интуиция помогут им решить задачу. Игра сплачивает детей и является эффективным и увлекательным отдыхом перед каким-нибудь сложным занятием или после него.
Инструкция:
Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Иван да Данила". Встаньте, пожалуйста, в одинобщий круг. Два игрока выходят в центр круга. Выберите, кто из вас будет Иваном, а кто — Данилой. Иванзакрывает глаза и пытается поймать Данилу, крича ему: Тде ты, Данила?". Данила должен отвечать ему: "Тут я, Иванушка!", при этом Данила играет с открытыми глазами и пытается ускользнуть от Ивана. Естественно, и Иван, и Данила должны все время оставаться в пределах круга. Остальные дети должнысмотреть, чтобы Иван не заблудился. У Ивана есть ровно одна минута на то, чтобы поймать Данилу. Послеэтого играет следующая пара.
Рисунки на спине
ИГРА 43 (с 6 лет)
Цели:
Это своеобразная и увлекательная игра, способствующая развитию у детей фантазии и тонкости восприятия. Кроме того, эта игра обеспечивает определенный уровень физической и психологической близости между детьми. Группа сплачивается, дети становятся бодрыми и веселыми. Это упражнение может послужить хорошей подготовкой к тематическим занятиям, требующим от детей определенной интуиции. Когда дети в достаточной степени овладеют игрой, они смогут использовать в ней любые образы, в том числе и связанные с учебным материалом.
Инструкция:
Разбейтесь, пожалуйста, на группы по шесть человек в каждой. (Тем временем Вы сами встаньте в центре класса). Теперь мы все вместе образуем одну гигантскую звезду. Каждая группа должна стать одним из лучейэтой звезды, для этого вам нужно будет сесть на пол в один ряд, друг за другом, повернувшись спиной ко мне. Последний ребенок каждой подгруппы должен оказаться примерно в метре от меня.
А сейчас я объясню вам, что мы будем делать. Я подзову каждого из сидящих ближе всего ко мне детей ипрошепчу им всем одновременно, что им нужно будет нарисовать на спине сидящих перед ними учеников. Второй ребенок в ряду постарается "прочитать" своей спиной рисунок и должен будет нарисовать то жесамое на спине того, кто сидит перед ним. И так далее. Когда картинка "дойдет" до ребенка, сидящего ввершине своего луча, он должен будет быстро подбежать ко мне и прошептать на ухо, что за рисунок "дошел" до него. Для рисования вы можете использовать только указательный палец. Рисовать вам нужноочень тщательно и быстро, потому что группа, которая первой решит задачу, в этот раз побеждает иполучает право придумать и сообщить мне рисунок, который вы будете рисовать в следующий раз. Послекаждого кона ребенок, сидевший в вершине луча, то есть дальше всех от меня, садится в основании луча, авсе остальные сдвигаются на одно место вперед.
Постарайтесь сделать так, чтобы сначала дети предлагали не слишком сложные рисунки. Наиболее надежными вариантами могут быть: круг, треугольник, дом, солнце, луна или месяц, дерево, цветок или ваза…
Анализ упражнения:
— Легко ли тебе было "видеть" картины спиной?
— Ты был доволен своей командой?
— Хорошо ли понимал твой партнер нарисованные тобой картины?
Стон королевы
ИГРА 44 (с 7 лет)
Цели:
Эту игру Вы можете время от времени использовать, чтобы показать ученикам Вашего класса, что они вполне могут вести себя совершенно тихо. Дети смогут поупражняться в бесшумных перемещениях по классу, а "королева" будет пытаться услышать каждый, даже самый тихий, шорох в классе.
После того, как Вы проведете эту игру не один раз, можно дополнить ее рядом увлекательных усложнений: носить при ходьбе на голове учебник, идти парами, прижавшись друг к другу спинами, перемещаться тройками.
Материалы:Платок для "королевы".
Инструкция:
Я хочу предложить вам игру с участием самой настоящей Королевы. Королева садится в центре класса настул, а все остальные садятся на пол по одну сторону от нее. Вам нужно будет по очереди один за другимперейти на противоположную сторону так, чтобы Королева не застонала. У Королевы страшная мигрень, поэтому она очень громко стонет от каждого звука, даже очень тихого. Постоянно один из вас долженперемещаться на противоположную сторону. Если Королева услышит кого-нибудь из вас и застонет, тоэтому человеку придется вернуться на свое прежнее место. На Королеву мы наденем платок так, чтобыникто не смог обвинить ее в подглядывании. Кто хочет стать первой Королевой?
После того, как все дети пересекут помещение, начинается новый кон — с новой Королевой. На сей раз дети будут пересекать класс в обратном направлении.
Анализ упражнения:
— Умеешь ли ты ловко подкрадываться?
— Как ты чувствовал себя, когда тебя обнаружили?
— Когда тебе мешает шум в классе, а когда не мешает?
— Ты хотел бы быть Королевой в этой игре?
Где я?
ИГРА 45 (с 9 лет)
Цели:
С помощью этой игры дети могут потренироваться в умении слушать и в умении ориентироваться в пространстве. В первый раз проведите эту игру в классе, к которому дети уже хорошо привыкли. Позже вы сможете провести игру и в других помещениях школы.
Материалы:Для половины детей нужны повязки на глаза.
Инструкция:
Разбейтесь на пары. В каждой паре один человек должен сразу же надеть повязку на глаза, а второй будетосторожно водить своего "слепого" партнера по классу за руку. Время от времени "поводырь" останавливается и производит какой-нибудь шум, используя предметы, возле которых находится пара. Онможет постучать пальцем по оконному стеклу, провести рукой по отопительным батареям, подергатьштору и так далее. "Слепой" должен по этим звукам угадать, где именно он сейчас находится. Только если онугадает правильно, пара может двигаться дальше. Через пять минут по моему сигналу вы поменяетесьролями.
Вначале можно использовать и такую модификацию: одна пара ходит по классу, а остальные наблюдают за ней.
Анализ упражнения:
— Какой шум тебе было труднее всего разгадать?
— Тебе легко было представить, в какой части класса ты находился?
— Какая роль тебе понравилась больше — "поводыря" или "слепого"?
— Ты доверял ребенку, который был твоим "поводырем"?
— Производил ли твой "поводырь" какие-то интересные шумы или шорохи?