Генератор нового поведения
Техник
Содержание:
1. Упражнение на активное мечтание
2. Пошаговое описание пpоцедypы доступа к сокровищам личного мастерства
3. Музей старых убеждений
4. Пошаговое описание способов работы применительно к ситуациям, не связанным с сильными негативными переживаниями
5. Модельный взмах
6. Пошаговое описание процедуры изменения, позволяющей получить доступ к сокровищам личного мастерства
7. Остановка мысли
8. Модель успеха
9. Пошаговое описание процедуры перевода "замешательства" в "понимание"
10. Процедура приобретения нового способа понимания
11. Извлечение мотивационной стратегии (по виллу Макдональду)
12. Изменение какого-либо повторяющегося поведения или способа реагирования на ситуацию.
13. Критика хорошо или плохо?
14. Модель изменений при использовании НЛП
15. Пошаговое описание процедуры - "новый я"
16. Кинестетический коллапс
17. Принцип парусника
18. Процесс переднего / заднего плана
19. Рaбoтa c позитивными нaмepeниями
20. Работа с беспокоящим воспоминанием
21. Генератор нового поведения
22. Разрешение конфликта - визуальное сдавливание
23. Разрушение зависимости к другому человеку
24. Оригинальные варианты решения какой-либо актуальной проблемы
25. Стратегия достижения успеха
26. Техника для изменения повторяющегося поведения
27. Формула поведенческого изменения
28. Якорение ресурсных состояний (по Джозеф О'Коннор, Джон Сеймор)
29. "Завладение" Вашим пространством (по Джону Фрейлэндеру)
30. Стратегия творчества Уолта Диснея
Пошаговое описание процедуры перевода "замешательства" в "понимание"
Материал из книги Андрея Карелина "Снег на листьях", Саратов 1994г.
1. Подумайте о том, что приводит вас в замешательство. Создайте зрительный образ.
2. Подумайте о чем-то похожем, что вы понимаете. Создайте зрительный образ.
3. Сравните, чем отличается образ замешательства от образа понимания. Различия могут быть не только в зрительных характеристиках, но и в звуковых, а также в ощущениях тела и т.п.
4. Когда у вас будет несколько различий, измените образ своего замешательства так, чтобы он стал таким же, как и понимание по своим характеристикам.
Проверьте, возникло ли у вас чувство понимания того, что раньше приводило в замешательство. Если нет, то вернитесь к шагу три и найдите еще несколько отличий. Все это делается до тех пор, пока у вас либо возникнет понимание, либо вы определите, какой конкретно информации вам для этого не хватает.
Процедура приобретения нового способа понимания
Материал из книги Андрея Карелина "Снег на листьях", Саратов 1994г.
1. Найдите различия между параметрами своих образов "замешательства" и "понимания".
2. Найдите различия между параметрами образов "замешательства" и "понимания" вашего партнера по процедуре.
3. Измените свой образ "понимания" и сделайте его аналогичным по своим параметрам образу "замешательства" вашего партнера.
4. Образ, полученный на третьем шаге измените так, чтобы он стал аналогичен по своим параметрам образу "понимания" вашего партнера.
5. Переживите способ "понимания" партнера применительно к своей жизненной ситуации. На это уходит несколько минут, или чуть больше времени. Если процедура сделана тщательно, то результатом применения понимания другого человека будет какое-нибудь новое знание, либо некое новое переживание ситуации.
Извлечение мотивационной стратегии (по Виллу Макдональду)
Александр Любимов, alubimov.da.ru
В парах.
Шаг 1.
А выбирает что-нибудь, что он был бы действительно мотивирован делать. Что-нибудь, что он хотел делать и делание этого было легким и естественным. Он затем выбирает что-нибудь еще, что он хотел делать, но где ему недоставало этой мотивации и он не делал этого, хотя он хотел делать.
Шаг 2.
В, используя субмодальный список, будет искать эту разницу в тех двух переживаниях: мотивация и недостаток мотивации. Уделите особое внимание последовательности: эта стратегия имеет начало, середину и конец.
Шаг 3.
Когда В думает, что он имеет достаточно информации, чтобы заставить эту стратегию работать, возьмите любую простую, не относящуюся к делу задачу и обнаружьте, можете ли вы мотивировать вашего партнера делать это.
Шаг 4.
Поменяйтесь ролями и повторите шаги 1-3.
Изменение какого-либо повторяющегося поведения или способа реагирования на ситуацию.
Материал из книги Андрея Карелина "Снег на листьях", Саратов 1994г.
1. Найдите ситуацию, где вы считаете свой способ реагирования мало эффективным. Создайте образ воспоминания какого-нибудь конкретного события, которое связано с возникновение нежелательного поведения. В этой процедуре мы имеем дело с повторяющимся поведением, а значит и конкретных событий, вызывающих это поведение, может быть много. Созданный образ временно как бы отложите.
2. Найдите ситуацию, в которой вы эффективны и по результатам и по возникающим переживаниям. Создайте образ-воспоминание этого события. Содержательно ситуация второго шага вполне может быть в чем-то аналогична тому, с чем мы имеем дело в первом шаге.
3. Сравните параметры первого и второго образов. Найдите разницу.
4. Воспроизведите образ из первого шага. Измените его параметры так, чтобы он стал аналогичен образу из второго шага.
5. Повторите процедуру четвертого шага три или пять раз. Процедура четвертого шага делается очень быстро за одну, лучше за пол-секунды.
6. Проверка. Воспроизведите образ из шага первого и посмотрите, что с ним происходит. Неустойчивость образа свидетельствует о результативности проведенных изменений. Обычно образ сразу меняется и становится по своим параметрам аналогичен образу из второго шага.
7. Присоединение к будущему. Изменение повторяющегося поведения преследует цель быть эффективным в какой-либо ситуации. Эта ситуация не только относится к прошлому человека, но и встретится ему не раз в будущем. Именно в будущей жизни человек решил стать эффективным.
Следующий шаг процедуры состоит в том, чтобы найти в ближайшем будущем ситуацию, аналогичную той, с которой вы имели дело в шаге первом. Ведь мы работаем с повторяющимся поведением. Сконструируйте образ данного конкретного события в будущем. Обычно этот образ по своим параметрам соответствует образу из первого шага. Если это так, то вы переходите к следующему шагу.
8. Измените параметры образа из седьмого шага так, чтобы он стал аналогичен образу из второго шага. Важно отметить, что образы будущего имеют некоторое систематическое отличие по своим параметрам от образов прошлого и настоящего. Например, образы будущего могут быть все смещены в правую сторону относительно средней линии тела человека. При осуществлении изменений восьмого шага эти отличия сохраняются. Изменяются только те параметры, которые вы нашли различными на третьем шаге процедуры.
9. Процедура изменения восьмого шага повторяется три, четыре или пять раз. На этом шаге вы обучаете свою психику делать данное изменение самостоятельно. 10. Проверка. Воспроизведите образ из седьмого шага. Обычно он устойчив и сразу меняется, становясь по своим параметрам аналогичным образцу из второго шага. Лучшая проверка - это реальная ситуация в вашей жизни. Попадая в нее, вы на деле убедитесь в результативности проведенных изменений.
Критика Хорошо или Плохо?
[email protected]
Критика бывает разная.
1. позитивная,
2. огульная
3. и что-то посередине.
Я люблю 1 и 3. Чем 1 и 2 отличаются:
Огульная критика: Все плохо, хуже и придумать было нельзя, и вообще я крут(а) немеренно и т.д. и т.п.
Позитивная критика, это когда говорят - это плохо, и задают себе вопрос: а как нам это исправить? И затем добавляют еще свой вариант исправления того плохого. А озвучивать лучше с того хорошего, что нравится.
Получается примерно так:
Эта вещь очень хороша тем-то, тем-то, и вместе с тем есть недостатки такие-то такие, если сделать то-то, то все будет просто замечательно.
У меня это Очень хорошо действует, только не надо первую хорошую часть говорить скороговоркой без интонации, а лучше говорить действительно то, что нравится. Это правда мой личный вариант, а вы можете выбирать, принимать его на вооружение или нет. Просто отметьте, как изменяется реакция других людей на вашу теперешнюю критику.
Важная часть стратегии Уолта Диснея
Модель изменений при использовании НЛП
По материалам книги Р.Дилтс и др. "Убеждения. Пути к здоровью и благополучию"
Когда Вы работаете над любыми ограничивающими убеждениями с целью изменить свою жизнь, ваша задача - перейти из настоящего состояния в желаемое состояние.
Первый и наиболее важный шаг - определить, что Вы хотите достичь.
Если кто-то четко и ясно осознал свою цель, то изменения уже начались, так как мозг является механизмом достижения цели. И он сам организует поведение таким образом, чтобы мечта стала реальностью.
После того, как Вы определили что хотите, Вам нужно выяснить, где Вы находитесь сейчас, чем располагаете. Путем противопоставления и сравнения, Вы можете определить какие способности и ресурсы Вам нужны, чтобы достичь желаемого состояния.
Формула Изменения: Настоящее состояние + ресурсы = желаемое состояние
Иногда, проводя изменения Вы столкнетесь с трудностями, что-то будет мешать. Наиболее часто - это внутренние помехи, которые порождаются самим человеком.
1. Иногда люди добиваются благ благодаря своим проблемам, от которых они стремятся избавиться.
Например, женщина хочет избавиться от излишнего веса, который в свою очередь, защищает ее от сексуальных притязаний со стороны других людей. А защита ей нужна потому, что она не знает как себя вести в такие моменты жизни. Если эта женщина научится новому поведению, то защитная функция излишнего веса отпадет сама по себе и ничего удивительного, если вес уменьшится сам по себе без всяких диет. Но до этого, чтобы эта женщина ни делала, вес будет сохраняться, благодаря именно своей важной для личности защитной функции.
2. Человек не хочет изменений. Иногда какая-то часть человека не хочет изменений. Часто человек не осознает эту свою часть.
Например: Мужчина хотел бросить курить, и все сознательное в нем соглашалось. Тем не менее, была в нем не осознанная часть "15-летнего подростка", которая думала, что если он бросит курить, то будет совсем уж послушным. Если он бросит курить, он больше не будет самим собой. Так вот, чтобы создать перемену, вы должны действительно хотеть изменений.
3. Человек не знает, как создать условия для изменений. Иногда человек не знает, как создать условия для изменений или как бы он себя вел, если бы он действительно изменился. Вы должны знать, как перейти из настоящего состояния в желаемое.
Например: Мальчик, у которого были сложности с правописанием. Он пытался писать, произнося буквы. Конечно, он не мог правильно писать, так как, чтобы сделать это, вам нужно видеть слово и испытывать чувства, что оно знакомо или не знакомо.
4. Человек не дает себе времени и шанса. Человеку часто нужно время и место, чтобы произошло изменение. Если кто-то применяет интенсивный метод похудения и не видит результатов через несколько дней, он не дает себе даже "шанса" измениться. Таким образом, просто давая себе время, вы можете дать себе нужный шанс.
Вы должны хотеть измениться, знать, как измениться, и дать себе шанс измениться.
Пошаговое описание процедуры - "Новый Я"
Материал из книги Андрея Карелина "Снег на листьях", Саратов 1994
1. Осознать свою проблему. Назвать ее словом или словосочетанием. Это делается для фиксации соответствующего фрагмента поведения. Важно, чтобы изменения касались только проблемного аспекта деятельности человека, а не расплывались на другие области жизни. Удобным способом получения данного эффекта является обозначение поведения, подлежащего изменению, словом.
2. Пережить две-три жизненные ситуации, когда проблема беспокоила больше всего. Получить полный доступ к переживаниям мы можем, лишь находясь внутри ситуации. Поэтому на данном шаге процедуры все делается в ассоциированном состоянии.
Здесь важно найти привязку к телесным ощущениям, то есть найти, какие телесные состояния соответствуют проблемной ситуации.
3. Диссоциируемся от ситуаций, связанных с проблемным поведением. Другими словами, смотрим на все происходящее с позиции стороннего наблюдателя. Перед нашим внутренним взором откроется неприятное зрелище. Хотя человек и диссоциирован от ситуации, но ощущение дискомфорта и негативные переживания, связанные с увиденным, будут присутствовать.
4. Изменяем образ самого себя в проблемной ситуации, делая его все более и более негативным. Если это скованность, то, буквально, неспособность сдвинуться с места, произнести слово. Если речь идет о раздражительности, то посмотрите на свое перекошенное злостью лицо, дрожащие и брызжащие слюной губы. Сделайте образ максимально неприятным. И в это время сжимайте левый кулак. Причем, чем неприятнее образ, тем сильнее сжимается кулак. На пике негативного переживания разжать пальцы.
5. моделирование желаемого состояния. Создайте образ самого себя в будущем. Посмотрите, как вы будете выглядеть после того, как проблема перестанет быть проблемой. Как изменятся ваши движения. Какие новые особенности обретет ваш голос.
6. Вернитесь снова в позицию стороннего наблюдателя, то есть диссоциируйтесь от будущей ситуации. Посмотрите на себя, на все то, что происходит, на свои действия. Пусть образ становится все более и более привлекательным. Он вызывает массу позитивных переживаний. Одновременно сжимайте правый кулак. Чем сильнее переживания, тем сильнее мышечное напряжение. На пике позитивных ощущений разожмите пальцы.
7. Теперь у вас есть два образа: один слева, другой справа. Они оба находятся в поле вашего внутреннего зрения. Созерцание изображений вызывает положительные переживания, ведь это результат приложенных усилий и "строительный материал" будущих позитивных изменений.
8. Объединение итогового образа со своим собственным телом. Другими словами, погруже образа в себя или ассоциация с ним. Для этого, переплетя пальцы, приближайте руки к своей груди, одновременно мысленно придвигая к себе и образ. Коснувшись груди, можно расцепить руки, обнять себя. Переживите процесс объединения. Обратите внимание, чтобы все части образа совпали с соответствующими частями вашего тела. Когда переживания закончатся, можно опустить руки.
Кинестетический коллапс
Из НЛП-архива E. Lee Ladу
Сейчас я хотел бы рассказать еще об одной "нейрологической" технике НЛП. Это вариант обычного коллапсирования якорей. Насколько мне известно, данная техника полезна лишь для того, чтобы избавиться от конкретного краткосрочного негативного чувства, вывести человека из состояния, в которое он попал, получив скверное известие или угодив в какую-нибудь неприятность. Эта техника отлично подходит для работы с детьми.
Насколько я помню, полностью она называется "Новоорлеанский кинестетический коллапс". Предположим, что субъект отчего-либо испытывает плохое чувство и желает от него избавиться. Спросите, как бы он хотел себя чувствовать? Когда субъект ответит ("Хорошо, счастливо" - постарайтесь получить сильный положительный ответ), вы спрашиваете: "А как бы это выглядело? Покажите, как бы вы выглядели, если бы были счастливы?" Субъект демонстрирует. Он может преувеличить, изобразить это карикатурно, если хочет - здесь не нужен чересчур серьезный подход).
Затем вы просите его "стать счастливым снаружи, но несчастным внутри". Обычно он это легко делает. (В противном случае, вам придется применить какую-нибудь другую технику). После этого вы говорите ему "переключиться": стать счастливым внутри, но несчастным снаружи. Это труднее. Когда субъекту это удастся, вы просите его переключиться обратно, и так до тех пор, пока оба состояния не будут хорошо освоены. Затем вы просите его переключаться между состояниями по вашему сигналу. "Станьте счастливым снаружи и грустным внутри, а когда я щелкну пальцами, переключитесь. Когда опять щелкну пальцами, переключитесь обратно. И так далее."
Как только субъект освоится с этим процессом, вы начинаете постепенно ускорять щелчки, вплоть до темпа, при котором, едва субъект начнет стабилизироваться в одном состоянии, вы даете ему сигнал переключиться в другое. Вся техника в целом должна занять примерно пять минут.
Почему это работает? Из-за "запутывания" нервной системы? Из-за того, что физиология, как известно, влияет на эмоциональное состояние? Или это просто забавная игра, которая действует как отвлечение? Думаю, здесь есть тема для исследований.
Принцип парусника
httр://nlрmaster.рlex.ru
Это не догма, это еще одна точка зрения.
Часто люди считают, что то, что они имеют - результат их собственных усилий и решений, забывая про множество других факторов, от которых так же зависит результат, и учесть влияние которых в полной мере совершенно невозможно. Порой, один миллиграмм может перевесить чашу весов, и добавить его может внезапное дуновение ветерка. Но абсолютный фатализм - тоже глупость.
Все приходит и уходит само, мы лишь можем позволять этому входить в нашу жизнь, когда нам это нужно. Когда паруснику нужно плыть, он поднимает паруса и позволяет ветру наполнить их.
Ретификация.
Если ваша цель действительна важна для вас, вы помните о ней постоянно (это не значит, что вы думаете только о ней), и, естественно, вы знаете (или предполагаете) из каких кирпичиков складывается путь к ней. Достаточно просто принимать (подтверждать) все, что может к ней привести, мимо проносится много всего, и, зная, чего мы хотим, мы принимаем из этого потока в свою жизнь то, что нас двигает в сторону желаемого результата. Очень просто. Иногда это может быть вовремя сделанная мелкая покупка, иногда сказанная в нужный момент фраза или просто кивок головой, а иногда даже записанная на будущее информация или ссылка на нее.
Утилизация.
Но бывает, на пути к цели встречается что-то, оказывающее сопротивление ее достижению. Самое неправильное, что можно сделать, это начать с ним бороться. Утилизация же подразумевает перенаправление сопротивления в нужную сторону. Помните фильм Кавказская пленница? - "Тот кто нам мешает - нам поможет". Парусник способен двигаться против ветра за счет самого ветра, достаточно поставить рули и паруса под нужным углом.
Если сопротивление оказывает человек, найдите и его выгоды в достижении вами нужного результата. Если это иное сопротивление, посмотрите, как вы можете это использовать в своих целях. Будьте гибкими.
А если утилизировать невозможно, тогда лучше проигнорировать. Когда ветер становится штормовым, паруса убирают и ждут.
И еще раз напомним, для более глубокого понимания: это не правила или законы (в таком русле это не работает), это только фильтры внимания. Вы правильно поняли. Удачи!
Процесс переднего / заднего плана
По материалам книги Р.Дилтс и др. "Убеждения. Пути к здоровью и благополучию"
1. Идентифицируйте ограничивающую реакцию, которая получается в определенном контексте (аллергия, звук сверла стоматолога, раздражающий тон голоса).
а. Калибруйте физиологию, ассоциированную с этим.
б. Каков передний план? Что они больше всего осознают?
2. Найдите соответствующий ресурс контр-примера. Либо когда человек должен бы иметь реакцию, но не имел, либо подобный контекст, похожий на ограничивающий.
а. Каков передний план? Что человек больше всего осознает?
3. Идентифицируйте то, что должно случиться и в ограничивающем контексте и в контр-примере, что находится вне сознательного контроля человека. Каков задний план в обоих случаях? ( т.е., каковы ощущения их подошв, как тепла их одежда и т.д.).
Присоедините якорь к этому.
4. Удерживая якорь, заставьте человека сфокусировать внимание на том, что он больше всего осознает как опыт контр-примера. Ваша цель создать сильную ассоциацию между тем, что он сильнее всего осознает (передний план), и тем, чему он не придает значения (задний план).
5. Отпустите якорь и пусть человек немедленно вспомнит и ассоциируется с ранее ограничивающим опытом.
6. Калибруйте физиологическую реакцию.
Если ограничивающая реакция все еще остается, снова пройдите ступень 3) с другим контр-примером и усильте ассоциацию между передним и задним планом.
7. Перенеситесь в будущее, удерживая якорь переднего плана, в то время как человек думает о будущем контексте.
Рaбoтa c позитивными нaмeрeниями
По материалам книги Конниры Aндреас. "Сердце мозга".
"Данный метод может быть использован в отношении любого поведения или реакции, которую вы бы хотели изменить.
Этaп 1. Выберите поступок или ощущение, которые вам свойственны, но которые вам не нравятся. Выберите что-то конкретное (X), а затем подумайте: "Какая часть моей личности делает X?"
Этaп 2.Установите связь с этой частью. Прежде всего погрузитесь в себя и извинитесь перед этой частью за то, что не ценили ее раньше. Скажите ей, что теперь вы знаете, что будучи X, эта часть хочет сделать для вас нечто важное и позитивное, хотя сами вы еще не знаете, в чем заключается ее позитивная цель. Чем добрее и любезнее вы будете в общении с этой частью, тем охотнее она установит с вами связь.
Теперь закройте глаза и задайте вопрос, обращенный внутрь себя. "Будет ли часть, заставляющая меня делать X, общаться со мной через сознание?" Обратите внимание на то, что вы видите, слышите, чувствуете. Как только вы получите сигнал, - остановитесь и поблагодарите вашу часть за то, что она решила с вами общаться.
Очень важным моментом является невозможность "подделать" сигнал с помощью сознательных усилий. Проверить подлинность сигнала очень легко: постарайтесь сознательно воспроизвести полученный сигнал. Если это вам не удастся - значит, все идет нормально и можно переходить к следующему этапу. Если же вы сможете воспроизвести полученный сигнал - обратитесь еще раз к вашей части со словами: "Я должен быть уверен, что общаюсь именно с тобой, а для этого мне нужно получить сигнал, который полностью выходит из-под моего контроля. Выбери такой сигнал, который я не смогу повторить." Затем ждите ответа. Каждый раз, когда часть вступает с вами в контакт, благодарите ее. В зависимости от того, что вы увидите, услышите или почувствуете, вам нужно понять, когда ваша часть говорит "да", а когда "нет". Попросите ее : "Чтобы лучше понимать тебя, я прошу тебя усилить сигнал, если ты хочешь сказать "да", и ослабить, если ты хочешь сказать "нет". Если часть дает нам знак: "Нет, я не хочу с тобой общаться", - она тем самым продолжает с нами общаться. Обычно такая фраза означает, что эта часть обладает информацией, которую она не хочет выводить в сознание. В этом нет ничего плохого - скоре всего, в этой информации нет необходимости.
Этaп 3.Отделите поступок от позитивного намерения. Спросите часть: "Хочешь ли ты мне объяснить, какую положительную цель ты преследуешь, совершая поступок X?" Часть может использовать сигнал да/нет. Если ответ "да" - поблагодарите ее и попросите ответить на вопрос. В случае ответа "нет" - тоже поблагодарите ее и скажите, что вы догадываетесь о позитивном намерении скрыть от вас ответ, так как на данном этапе для вас это будет лучше. Все равно вы можете перейти к следующему этапу. Если вы получили позитивную цель, которая вам не нравится, - поблагодарите часть за информацию и спросите: "Какую пользу ты мне приносишь, поступая таким образом?" Продолжайте спрашивать, пока вы не получите цель, с которой вы согласны.
После этого мы будем называть ее не "часть, которая делает X", а "часть, которая делает У". Это означает, что мы приняли ее позитивное намерение и считаем своим союзником.
Этaп 4. Спросите часть У: "Если бы нашлись способы осуществить твое позитивное намерение, которые ты сочла бы не хуже, а может быть, и лучше X, - согласилась бы ты воспользоваться этим?" Если она ответит "да", - поблагодарите ее. Если "нет" - значит, она не поняла вас, и вам нужно задать вопрос так, чтобы он был ей понятен.
A теперь почувствуйте присутствие своей творческой части. Попросите часть У: "Обратись к моей творческой части и объясни ей свои позитивные намерения в отношении меня." Затем попросите свою творческую часть заняться тем, что она любит делать: "Найди новые способы достигать того же результата и сообщи о них части У". Задача творческой части - "мозговая атака", выбирать же будет часть У. Попросите часть У выбрать те новые способы, которые будут на ее взгляд лучше или не хуже X. Когда она будет выбирать очередной способ - попросите ее посылать вам сигнал "да". Когда вы получите хотя бы три сигнала - поблагодарите обе части и переходите к следующему этапу. Не имеет значения, осознаете ли вы при этом новые способы.
Этaп 5. Обратитесь к части У с вопросом: "Хочешь ли ты использовать новые возможности в подходящей ситуации, чтобы проверить их действенность?" Если она ответит "да" - переходите к этапу 6. Если "нет" - постарайтесь найти причину возражения. Может быть, придется вернуться к началу этапа и найти еще несколько новых способов, не вызывающих протеста.
Этaп 6. Итак, часть У наконец удовлетворена. В ее распоряжении по крайней мере три новых способа, которые ей нравятся. Обратитесь к остальным частям с вопросом: "Есть ли у какой-либо части возражения против новых способов?" Если вы не получите сигналов - процесс закончен. Если получите - сначала выясните, является ли это возражением, или это просто признак возбуждения. Скажите: "Если это возражение - усиль сигнал "да". Если это действительно возражение - снова повторите весь процесс, работая как с частью У, так и с возражающей, чтобы найти новые способы, устраивающие обе эти части.
Если несколько частей возражают - вернитесь к этапу 2 и попросите возражающие части создать "комитет", чтобы выяснить их позитивные цели, а затем выбрать новые способы, предложенные творческой частью, которые устроят "комитет".
После того, как новые способы устраивают все части, спросите себя: "как я теперь, имея эти новые способы, буду действовать в аналогичной ситуации, если она произойдет сегодня?" Обратите внимание на то, что вы при этом видите, слышите, чувствуете. Задайте тот же вопрос: "Как я буду действовать завтра? Через три дня?... Через неделю?... Через месяц?" Вам нужно просмотреть отрезок длиной в 6 месяцев. Если результат в течение этого времени вас устроит - процесс окончен. Если в какой-то момент будущего что-то вас смущает - посмотрите, что происходит и задайте себе вопрос, какая из ваших частей создает нежелательное поведение в будущем. Возможно, вам придется снова провести процесс с этой частью."
Кроме К. Aндреас, были использованы техники Р. Бендлера и Д. Гриндера ("Из лягушек в принцы") и техники, полученные на семинаре Григория Павловского "Метапрограммы", которому мне хочется выразить особенную благодарность за великолепную работу, выполненную с Мастерством.
Работа с беспокоящим воспоминанием.
Материал из книги Андрея Карелина "Снег на листьях", Саратов. 1994г
1. Создайте образ беспокоящего вас воспоминания. Хочу сразу предупредить, что легче всего работать со зрительным аспектом психического образа. Слуховой, тактильный, обонятельный аспекты образа обычно менее доступны для человека при воспоминании. Затем как бы "отложите" данный образ в сторону и приступайте ко второму шагу процедуры.
2. Найдите ситуацию, в которой переживание событий вас вполне устраивает. Создайте образ этой ситуации. Переживание может быть разным, например, безразличие, любопытство, радость, удивление, грусть и т.д. Главное, чтобы оно вас действительно устраивало. По содержанию ситуация второго шага может быть в чем-то аналогична ситуации шага первого. Но это необязательное условие.
3. Сравните параметры первого и второго образов. Найдите разницу. Речь идет о характеристиках образа, а не о различии в содержании.
4. Воспроизведите образ беспокоящего вас воспоминания и измените его характеристики так, чтобы он стал аналогичен по своим параметрам устраивающему вас образу. Например, сделать образ более светлым, прозрачным, очертания предметов расплывчатыми и полностью убрать звуки.
5. Процедура шага четвертого воспроизводится три или пять раз. Изменение образа беспокоящего вас воспоминания делается очень быстро, за одну, а лучше полсекунды.
6. Проверка. Воспроизведите беспокоящий вас образ. Если вы все сделали тщательно, то данный образ будет неустойчив. Часто он сразу меняет параметры и становится по своим характеристикам аналогичен образу, вызывающему устраивающие вас переживания.
Генератор нового поведения
Здесь описана общая техника, которую можно применять в том случае, если вы хотите приобрести новое поведение или что-то изменить в уже имеющемся, или совершенствоваться в своем любимом виде спорта. В своем воображении увидьте себя осуществляющим то поведение, которое вы хотели бы иметь. Например, вы правильно делаете подачу в теннисе. Если это трудно, представьте себе ролевую модель, делающую это. Займите место режиссера в своем внутреннем фильме. Станьте Стивеном Спилбергом в своем воображении. Посмотрите на сцену так, как она разворачивается перед вашим внутренним взором. Оставайтесь диссоциированным, пока вы слушаете и монтируете звуковую дорожку. Вы и главный герой, и режиссер. Если в сцене участвуют другие люди, отметьте их реакции на то, что вы делаете.
Осуществляйте режиссуру сцены и звука до тех пор, пока вы не будете полностью удовлетворены. Затем войдите внутрь образа самого себя и сыграйте эту сцену заново так, как будто вы сами это делаете. В то время, как вы это делаете, обратите особенное внимание и на свои ощущения, и на реакции людей вокруг вас. Действительно ли это новое поведение выражает ваши ценности и вашу личную целостность?
Если ваши ощущения вам не нравятся, вернитесь в режиссерское кресло и переделайте фильм, прежде чем снова войти в него. Когда вы будете довольны своим воображаемым исполнением, определите внутренний или внешний сигнал, который вы можете использовать в качестве триггера, запускающего ваше новое поведение. Мысленно отрепетируйте, как в ответ на этот сигнал вы начинаете осуществлять новое поведение.
Генератор нового поведения - это простая и вместе с тем мощная техника, которую вы можете использовать для личностного и профессионального роста. Каждый опыт становится возможностью для научения. Чем чаще вы будете делать это, тем быстрее вы будете продвигаться к тому, чтобы стать той личностью, которой вы действительно хотите быть.