Методическое обеспечение курса

1. Анесянц Е.Ю. Учебно-методический комплекс по дисциплине

«История психологии». – Ростов н/Д: ИУБиП, 2002.

6. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»

1. Предмет истории психологии.

2. Основные этапы развития психологического знания.

3. Представления о душе в ионийской школе древнегреческой натур-философии.

4. Представления о душе в пифагореизме.

5. Вклад Гераклита в развитие психологического знания.

6. Атомистика Демокрита и психологическое знание.

7. Учение Платона о душе.

8. Учение Аристотеля о душе.

9. Философско-психологические течения поздней античности (Стоики, Эпикур, Лукреций, Киники).

10. Естественнонаучные знания о человеке в Античности (вклад Гиппократа и Клавдия Галена).

11. Общая характеристика психологических воззрений Средневековья.

12. Психологические идеи в теологии Аврелия Августина.

13. Общая характеристика психологических знаний Возрождения.

14. Общая характеристика психологических знаний Нового Времени.

15. Учение о методе Р. Декарта.

16. Философско-психологический дуализм Р. Декарта.

17. Учение о страстях Р. Декарта.

18. Ассоцианистский сенсуализм Дж. Локка.

19. Учение о духовно-телесном монизме Б. Спинозы и монадология Г. Лейбница.

20. Развитие английского ассоцианизма в XVIII в. (Дж. Беркли, Д. Гартли, Д. Юм).

21. Психологические взгляды французских просветителей (Кондильяк, Ламетри, Гельвеций, Руссо).

22. Предпосылки становления психологической науки в первой половине XIX в.

23. Ассоцианизм в первой половине XIX в.

24. Психодинамическая теория И. Гербарта.

25. Исследование рефлекса и органов чувств в XIX в.

26. Программы построения психологической науки во второй половине XIX в.

27. Психология как учение о непосредственном опыте у В. Вундта, её соотношение с психологией народов.

28. Психология как учение об интенциональных актах сознания Ф. Брентано.

29. Программа И.М. Сеченова о психической регуляции поведения.

30. Функционализм в психологии конца XIX – нач. XX вв.

31. Проект двух психологий В. Дильтея.

32. Социологическая школа Э. Дюркгейма.

33. Так называемый острый кризис 1910 – 1930 гг.

34. Этапы развития психологической науки в ХХ в.

35. Основные направления «новой психологии».

36. Возникновение и развитие психоанализа.

37. Возникновение и развитие бихевиоризма.

38. Возникновение и развитие гештальтпсихологии.

39. Психологические знания в России до 1917 г.

40. Место марксизма в развитии психологического знания.

41. Этапы развития психологии в СССР.

42. Основные школы советской психологии.

43. Основные принципы гуманистической психологии.

44. Когнитивная психология.

45. Межкультурные исследования. Психогенетика. Исследования мозга.

7. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»

После определения темы и знакомства с УМК и Рекомендациями необходимо осмыслить специальную литературу и приступить к написанию работы. Тему работы необходимо согласовать с преподава-телем. В Рекомендациях даётся примерный перечень тем для кон-трольных работ. Конкретная тема может быть выбрана студентом с учётом его интересов и согласована с преподавателем. Работа должна быть правильно оформлена: на титульном листе следует указать название учебного заведения, факультет, название кафедры, дисциплину. Ф. и. о. студента и ф. и. о. преподавателя проставляются в нижнем правом углу с указанием даты сдачи работы.

Текст работы должен быть представлен в печатном варианте, страницы пронумерованы. В начале работы приводится план, в конце – библиография. В работе делаются ссылки на цитируемую литературу.

Задача по периодизации оформляется на отдельном листе и прикладывается к контрольной работе, тему студент согласовывает с преподавателем.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ЗАДАЧ ПО ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ВОЗЗРЕНИЙ И ТЕОРИЙ

Темы контрольных работ

1. Основные этапы развития психологического знания.

2. Представления о душе в Античности.

3. Учение Платона о душе.

4. Учение Аристотеля о душе.

5. Характеристика психологических знаний Нового Времени и Просвещения.

6. Психологические воззрения Рене Декарта.

7. Ассоцианистский сенсуализм Дж. Локка.

8. Становление психологии как самостоятельной науки.

9. Программы построения психологической науки конца XIX в.

10. Психология Вильгельма Вундта.

11. Функционализм в психологии XIX – XX вв.

12. Вюрцбургская школа и исследования ВПФ в психологии.

13. Структурализм в психологии.

14. Кризис в психологии нач. ХХ в.

15. Бихевиоризм и необихевиоризм.

16. Фрейдизм и неофрейдизм.

17. Гештальтпсихология и теория К. Левина.

18. Французская психологическая школа и историческая психология.

19. Основные школы в советской психологии.

20. Гуманистическая психология и логотерапия.

21. Когнитивная психология.

Наши рекомендации