Как приучить ребенка к труду
Как часто родители стараются преодолеть склонность детей к лени, как часто слышим ставшие привычными слова: «Ну почему ты такой ленивый, смотри, в нашей семье все трудятся, а тебе все время лень, не можешь себя заставить трудиться».
Как это ни обидно, но приходится признать, что желание ребенка работать, что-то создавать, творить, преодолевать трудности сформировать достаточно про-
сто. А в тех случаях, когда повзрослевший ребенок стал бездеятельным, ленивым, безвольным, психологический анализ легко найдет те или иные ошибки воспитания. Что же нужно знать о воспитании способности ребенка к труду, как научить детей трудиться? Какими правилами могут руководствоваться родители?
Рассмотрим простую и типичную ситуацию. Мама пятилетней девочки моет посуду. «Мама, я тоже хочу мыть!» Можно, учитывая недостаток времени, сказать девочке, что она еще маленькая, предложить поиграть, а можно дать девочке чашку и ложку, поставить удобный стул и предоставить ребенку возможность поучаствовать в коллективном труде. Вот и стало понятным первое правило. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не был ленивым, с самого раннего возраста используйте его желание трудиться, предоставьте ребенку возможность посильного для него труда. Многие родители говорят, когда их сын или дочь были малышами, они за все хватались, а теперь сходить в магазин не заставишь. Это означает, что «чувствительный» момент был упущен. Малыши имеют самую настоящую потребность делать все так, как делают близкие взрослые. Если в семье детям предоставляется возможность удовлетворения этой потребности, первый шаг к преодолению будущей лени
сделан.
Очень часто в педагогических руководствах рекомендуется, чтобы дети в семье в дошкольном и младшем школьном возрасте обязательно имели постоянные обязанности. Родители не всегда понимают психологический смысл этой рекомендации. Дело заключается в том. что предоставление ребенку определенной обязанности с периодическим контролем за ее выполнением повышает степень самоуважения ребенка, внушает ему ощущение своей нужности, полезности, важности его внутрисемейной позиции. Самоуважение, определенная
i |
степень уверенности в себе — важнейшая черта гармо-нически формирующейся личности, в том числе залог своевременного развития потребности в самостоятельном труде. Выбор такой постоянной обязанности для ребенка --- дело не простое. Здесь предстоит не пожалеть времени и изобретательности, чтобы извлечь наиболь-шую пользу из этого воспитательного приема. Во-пер-вых, порученное ребенку дело должно соответствовать' его возрастным возможностям, во-вторых, оно должно быть постоянным, в-третьих, оно не должно быть специально придуманным, а действительно необходимым для повседневной жизни. Такой обязанностью может быть . покупка хлеба и молока, регулярная сдача белья в пра- чечную, проводы младшего ребенка в детский сад, — словом, в семье всегда много посильных для ребенка дел.
Очень важно правильно оценивать действия ребен-
ка. Не беда, если сначала он допустит ошибку, набери- ;
тесь терпения и позвольте ребенку обрести уверенность
в том, что он способен хорошо выполнить порученное
дело.
Некоторые мамы говорят так: «Да, конечно, мой
сын (или дочь) выполняют постоянные трудовые обя-
занности, но ведь иногда нужно самому догадаться,
что и как выполнить по дому. Я не хочу без конца да- I
вать инструкции. Почему мои дети «не видят» домаш-
них дел. не проявляют инициативы в работе?» Этот
вопрос родителей связан с тем, какой способ стиму-
лирования действий ребенка стал привычным в семье.
Вполне естественно, что поначалу многие движения
ребят неловки, медлительны, неверны. Они сопровож-
дались такими замечаниями родителей, которые могут
быть описаны обшей формулой «Ты не можешь». По-
степенно ребенок теряет веру в свои силы, начинает
весьма низко оценивать своп возможности и способ-
ности. Формируется общее отрицательное отношение, мнение о самом себе. Укрепившись, такие эмоциональные переживания составят фундамент неуверенной в себе личности. В итоге ребенок, личность которого сформировалась как неуверенная в себе, оказывается совершенно неспособным к самостоятельности, к проявлению творческой инициативы. Он не пытается что-нибудь сделать по дому, когда мамы нет. Ведь он уверен, что все сделает не так, и мама опять скажет: какой он неумелый!
Позиция ребенка будет совершенно иной, если родители взяли себе за правило как можно реже указывать на ошибки и предоставляли детям возможность для приложения усилий в самых разных делах. Воспитательная формула родителей «ты можешь» укрепляет веру ребенка в свои силы, придает ему уверенность в себе, в своих действиях. Постепенно формируется положительное мнение о своих способностях, развивается личность, уверенная в самой себе. Специальными психологическими исследованиями показано, что способность к творческим действиям, к инициативе в любой работе наиболее присуща именно достаточно уверенной в себе, принимающей себя личности.
Вот и получается, что способность ребенка к инициативе в домашних делах тесно связана с тем, как ребенка воспитывают, как относятся к его действиям.