Нейронные структуры слухового анализатора 10 страница
Восприятие человека характеризуется тем, что, воспринимая единичное, он обычно осознает его как частный случай общего. Уровень этой обобщенности изменяется в зависимости от уровня теоретического мышления. В силу этого наше восприятие зависит от интеллектуального контекста, в который оно включено. По мере того, как мы иначе понимаем действительность, мы иначе и воспринимаем ее. В зависимости от уровня и содержания наших знаний мы не только по-иному рассуждаем, но и по-иному непосредственно видим мир.
При этом в зависимости от значимости воспринятого, для личности оно остается либо только более или менее безличным предметным знанием, либо включается в личностный план переживания. Из просто воспринятого оно становится в последнем случае пережитым, испытанным, в таком случае оно не только открывает тот или иной аспект внешнего мира, но и включается в контекст личной жизни индивида и, приобретая в нем определенный смысл, входит в самое формирование личности.
Как сознательный процесс, восприятие включается в процесс исторического развития сознания.
Человеческое восприятие исторично. Чувственное восприятие человека не есть только сенсорный акт, обусловленный лишь физиологической природой рецепторов; оно только относительно непосредственный акт познания мира историческим человеком. Непосредственное восприятие действительности на данной ступени развития вырастает на основе опосредования его всей прошлой общественной практикой, в процессе которой переделывается и чувственность человека. Порождая новые формы предметного бытия, историческое развитие общественной практики порождает и новые формы предметного сознания. Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа порождается и развивается богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз. Не только пять внешних чувств, но и так называемые духовные чувства, человеческие чувства, человечность чувств,— возникают благодаря очеловеченной природе. Образование пяти внешних чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории.
Человеческий слух развился в значительной мере благодаря развитию речи и музыки. По аналогии можно было бы, пожалуй, сказать, что геометрия и изобразительные искусства в известной мере определяют человеческое зрение. В процессе развития современной живописи развивалось современное понимание и восприятие перспективы. Развитие техники перестраивает, далее, зрительное восприятие человека.
Всякое восприятие предмета фактически является включением воспринятого объекта в организованную систему представлений, в определенную систему понятий. Эта система понятий, запечатлевшаяся в речи, представляет собой продукт общественно-исторического развития. Человеческое восприятие является обусловленной всем предшествующим историческим развитием человечества, общественной формой познания. Мы воспринимаем мир сквозь призму общественного сознания. Итог всей общественной практики человечества направляет и формирует наше восприятие.
Становясь все более сознательным и обобщенным, наше восприятие приобретает вместе с тем все большую свободу по отношению к непосредственно данному. Мы все более свободно можем расчленять непосредственно данное, выделять в нем отдельные, с определенной точки зрения существенные, моменты и соотносить их с другими.
Восприятие никогда не бывает пассивным, только созерцательным, изолированным актом. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в его восприятии — если взять его во всей его конкретности — всегда в той или иной мере сказывается весь человек, его отношение к воспринимаемому, его потребности, интересы, стремления, желания и чувства. Эмоциональное отношение как бы регулирует и расцвечивает воспринимаемое — делает яркими, выпуклыми одни черты и оставляет другие затушеванными, в тени.
Влияние интересов и чувств проявляется в восприятии сначала в форме непроизвольного внимания. Но восприятие может осуществляться на различных уровнях. Если на низших уровнях процесс восприятия протекает как бы «стихийно», «самотеком», независимо от сознательного регулирования, то в высших своих формах, связанных с развитием мышления, восприятие превращается в сознательно регулируемую деятельность наблюдения. Восприятие, поднявшееся до уровня сознательного наблюдения, является волевым актом.
В своих наиболее совершенных формах наблюдение, исходя из четкой целевой установки и приобретая плановый систематический характер, превращается в метод научного познания. Восприятие в обыденной жизни относительно редко достигает той сознательной направленности, до которой оно поднимается в условиях научного познания, но оно никогда не спускается до уровня чисто пассивного, совершенно не направленного переживания. То спускаясь несколько ниже, то поднимаясь вверх, оно обычно находится где-то между этими двумя полюсами.
Таким образом, в ходе изучения восприятия все глубже раскрывается подлинное содержание того исходного утверждения, что восприятие не является простой суммой ощущений, что оно — сложный целостный процесс. Это утверждение означает, во-первых, что ощущения и вызывающие их раздражения взаимодействуют в процессе восприятия, так что даже взятое лишь в своем чувственном составе восприятие представляет собой нечто большее и иное, чем простой агрегат ощущений. Это утверждение означает, во-вторых, что восприятие вообще не ограничивается одной лишь чувственной основой, образуемой ощущениями. Восприятие человека представляет собой в действительности единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мысли. Оно всегда не только сенсорная данность, но и осмысливание ее объективного значения. Это утверждение означает, наконец, в-третьих, что в восприятии отражается вся многообразная жизнь личности — ее установки, интересы, общая направленность и прошлый опыт — апперцепция — и притом не одних лишь представлений, а всего реального бытия личности, ее реального жизненного пути.
Вопросы для проверки усвоения материала к модулю 7:
1. Охарактеризуйте восприятие как психический познавательный процесс.
2. В чем сходство и различие процессов ощущения и восприятия?
3. Какова связь восприятия и деятельности?
4. Как взаимосвязаны ощущения и восприятие при формировании чувственного образа?
5. Каковы механизмы иллюзий восприятия?
6. Какова взаимосвязь процесса восприятия с другими познавательными процессами?
7. Что такое сенсорно-перцептивные системы?
8. Перечислите основные свойства восприятия.
9. Охарактеризуйте свойство предметности восприятия.
10. Что такое целостность и структурность восприятия, и какова их взаимосвязь?
11. В чем состоит свойство константности восприятия и каковы его виды?
12. В чем заключается свойство осмысленности восприятия?
13. Каким образом восприятие связано с прошлым опытом человека?
14. В чем суть историчности восприятия?
15. Что такое избирательность или селективность восприятия?
16. Каково влияние установки на процесс восприятия?
Проектные задания к модулю 7:
1. Раскрыть понятие восприятия, используя деятельностный подход.
2. Проанализировать взаимосвязь свойств восприятия в процессе формирования чувственного образа.
Тесты к модулю 7:
Выбрать из предложенных вариантов правильный ответ:
1. Активный психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, а также внутреннего состояния организма в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств
А) ощущения
Б) восприятие
В) сенсибилизация
2. Восприятие действительности благодаря этому его свойству опосредовано общественной практикой человечества
А) историчность
Б) осмысленность
В) обобщенность
3. Свойство восприятия, которое выражается в так называемом акте объективации – т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к самому этому внешнему миру
А) историчность
Б) целостность
В) предметность
4. Свойство восприятия, показывающее зависимость восприятия от склада личности человека и его прошлого опыта
А) Историчность
Б) Аттракция
В) Апперцепция
5. Благодаря этому свойству восприятия – сознательно воспринять предмет – значит мысленно назвать его, отнести его к определённой группе предметов, обобщить в слове:
А) Предметность
Б) Обобщенность
В) Осмысленность
Правильные ответы: 1Б, 2А, 3В, 4В, 5В.
Каждый правильно выбранный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов – 5.
Модуль 8.ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА
Комплексные цели модуля:
- проанализировать становление и развитие восприятия пространства в онтогенезе;
- рассмотреть механизм бинокулярного зрения как основу восприятия пространства;
- раскрыть специфические особенности составляющих процесса восприятия пространства.
Восприятие пространства представляет собой отражение объективно существующего физического пространства сенсорно-перцептивной системой человека.
Человек обладает сенсорными органами, посредством которых оно вступает в контакт с внешним миром. Таким образом, перцептивное пространство человека зависит от характеристик физического мира, в котором оно живет - например, наш мир освещен солнечным или электрическим светом и характеризуется земным притяжением, — и от сенсорной системы, которой он располагает.
Система пространственных отношений, построенная слепым от рождения, не может совпадать с системой, которая имеется у «зрячего», потому что только зрение позволяет одновременно воспринимать объекты, удаленные друг от друга. Проприоцептивная чувствительность дает нам сведения, зависящие от земного притяжения. Если оно меняется или исчезает (на центрифуге или в космическом корабле), сенсорные данные меняются.
Овладение связной системой пространственных отношений
предполагает следующее:
а) установление соответствий между физическими отношениями, существующими между различными точками физического пространства, и возникающей под их влиянием сенсорной стимуляцией;
б) установление соответствий между различными сенсорными данными об одном и том же множестве объектов.
Эта координация не является непосредственной, она является результатом научения. Слепорожденный после операции располагает той же зрительной информацией, что и нормальный индивид, однако он не воспринимает тех отношений между различными точками зрительного поля, которые воспринимает человек с нормальным зрением. Он не узнает с помощью зрения те объекты, которые он прекрасно опознает посредством осязания. Основную роль в интеграции различных данных играет моторика. Если интеграция осуществляется хорошо, то человек имеет стабильную систему отсчета — пространство представлений, с которым сопоставляется всякое новое восприятие.
Каждый тип чувствительности дает нам некоторую информацию о пространственных отношениях между объектами. Эта информация будет более или менее ограниченной в зависимости от того, через какой сенсорный орган она поступает. Но в повседневной жизни нормальный индивид располагает многочисленными и согласованными сенсорными данными и поэтому трудно определить относительное значение тех или иных данных. В восприятии пространства активную роль играют все виды чувствительности, поэтому, говоря о зрительном, слуховом, проприоцептивном пространствах, мы имеем в виду, что это различение практически является искусственным.
8.1. Развитие восприятия пространства
Жан Пиаже (1950) на основе ежедневных наблюдений за своими тремя детьми и простых экспериментов сформулировал предположение, что ближнее и связное сенсомоторное пространство формируется в течение первых 18 месяцев жизни ребенка. Пиаже различает три основных этапа его развития.
От 0 до 4 месяцев ребенок воспринимает только разнородные, частичные пространства; наиболее примитивным из них является «ротовое» пространство. Зрительное, тактильное, слуховое пространства лишь сосуществуют; каждое ограничено отдельной сенсорной системой и не осуществляет никаких взаимодействий между различного рода данными. Шум погремушки не ассоциируется с видом этой погремушки, даже когда она двигается. Внутри одной сенсорной области воспринимаемые отношения имеют только топологический характер.
Примерно в возрасте 4 месяцев возникает координация между зрением и хватанием, а затем между разными сенсорными пространствами. В это время объекты еще не обладают постоянством и не имеется никакого различия между изменением состояния (физического) и изменением положения (пространственного). Ребенок не ищет объект, спрятанный за экран, как будто объект, вышедший за пределы поля зрения, исчезает. Ребенок умеет держать соску во время питья, но не узнает и не схватывает ее, когда она предъявляется в перевернутом виде, то есть в другом аспекте.
Начиная с 9 месяцев ребенок узнает знакомый объект, несмотря на различные преобразования его сетчаточных изображений: увеличения или уменьшения в зависимости от удаленности и изменения проекций при вращении. Ребенок ищет объект, спрятанный под подушку, - объект обрел постоянство.
Наконец, к 18 месяцам возникает связное пространство, которое содержит постоянные объекты, характеризующиеся пространственными отношениями и расположенные определенным образом по отношению к субъекту.
Эволюция, которая происходила в течение этих 18 месяцев, была в основном результатом двигательной активности ребенка. Именно она позволила ребенку постепенно расширить исследуемое пространство от рта до поля хватания, а затем и до поля движения. Именно она явилась основанием для осуществления основного различения между изменением состояния и изменением положения. Действительно, при перемещении объекта сенсорные данные претерпевают те же преобразования, что и при изменении физического состояния. Но если для воспроизведения сенсорных данных достаточно произвести противоположное перемещение субъекта по отношению к объекту, то в отношении физического состояния дело обстоит иначе.
Наконец, практические группы перемещений (отдалить, приблизить объект, повернуть, развернуть, направиться по тому или иному пути, чтобы достигнуть определенного места) постепенно переходят в план представлений. Они позволяют установить различия между движением субъекта относительно объекта и движением объекта относительно субъекта, расположить объекты относительно друг друга.
В течение этих 18 месяцев устанавливаемые ребенком пространственные отношения из топологических постепенно превращаются в проективные и метрические. Системы отсчета постепенно меняются от узколокальных (ротовое пространство) до обобщенных; однако по-прежнему их центром остается собственное тело ребенка, различные точки зрения не координируются. В последующие периоды благодаря развитию пространства представлений строится система отсчета, внешняя по отношению к субъекту и объекту. Пространство представлений развивается в зависимости от сенсомоторного пространства: сначала оно является топологическим, а затем постепенно становится проективным и метрическим и окончательно формируется к 9—10 годам.
8.2. Бинокулярное зрение как основной механизм восприятия пространства
Из всех известных перцептивных пространств наиболее изучено зрительное пространство. Это связано с рядом причин, к которым относятся: богатство и разнообразие получаемой информации, возможность одновременного установления отношений между большим числом элементов и, наконец, то, что зрение является единственным источником сенсорной информации об удаленном пространстве. Другие виды чувствительности позволяют охватить очень ограниченное пространство — благодаря постепенно устанавливаемой системе отношений. Поэтому нет ничего удивительного в том, что пространство представлений и, следовательно, система отсчета у человека имеют зрительный характер. Нормальный испытуемый с повязкой на глазах сильно отличается от слепого: первый соотносит слуховую и проприоцептивную информацию со зрительной системой отсчета, что ставит его в преимущественное положение по сравнению со слепым (при выполнении определенных задач).
Эта особая роль зрительного восприятия частично объясняется некоторыми характеристиками зрительной сенсорной системы, в частности бинокулярным зрением. Но прежде чем перейти к его исследованию, необходимо определить несколько терминов.
1. Базовой линией является воображаемая линия, соединяющая центры зрачков. Ее длина определяет межзрачковое
расстояние — в среднем оно равно 60 мм.
2. Венечная плоскость — плоскость, перпендикулярная к
оси тела и проходящая через голову. Особую роль играет венечная плоскость, проходящая через базовую линию.
3. Медианная плоскость — вертикальная плоскость симметрии головы. Базовая линия перпендикулярна ей и делится ею
на две равные части.
4. Фронтальная плоскость — вертикальная плоскость, перпендикулярная к медианной плоскости и параллельная базовой линии.
Сетчаточная диспаратность. Одним из главных факторов зрительного восприятия является то, что оно осуществляется двумя глазами, следовательно, через посредство двух сетчаточных изображений, которые не одинаковы, даже если они относятся к одному объекту. Эта сетчаточная диспаратность имеет важное значение для зрительного восприятия пространства. Не менее важную роль играет точка фиксации.
Точка фиксации представляет собой пункт, относительно которого осуществляется ориентация всего поля зрения.
Бинокулярные конвергенция и аккомодация, осуществляемые посредством зрительно-моторной автоматической регулировки, приводят к образованию на двух фовеа изображений фиксируемой зоны.
Корреспондирующие точки сетчатки. Вне лабораторной ситуации нам очень редко случается воспринимать двоящиеся объекты, хотя всегда на двух сетчатках формируются разные изображения. Слияние этих изображений связано с проблемой, решение которой предложил Х.Гюйгенс три века назад: «Природа позаботилась о том, чтобы мы не видели двоящегося объекта. Она сделала так, что каждая точка глазного дна одного глаза имеет корреспондирующую точку на глазном дне другого, так что когда некоторая точка объекта проецируется на какую-нибудь из этих двух корреспондирующих точек, она кажется простой, какова она и есть на самом деле». Й.Мюллер (1826) назвал корреспондирующими такие точки двух сетчаток, одновременное возбуждение которых дает единое восприятие. Если два изображения формируются не на корреспондирующих точках сетчаток, имеет место диплопия (двоение). Это явление можно наблюдать, если фиксировать взгляд на карандаше, который надо держать в вытянутой руке, а затем поместить палец другой руки в промежутке между глазами и карандашом: палец воспринимается раздвоенным (перекрестная диплопия), напротив, если перевести взгляд на палец, то раздвоится карандаш (омонимная диплопия). В повседневной жизни диплопическое зрение наблюдается крайне редко.
Теоретический продольный гороптер. При данном положении глаз гороптером называется такое место точек объектов, изображение которых проецируется на корреспондирующие точки сетчаток. Теоретический продольный гороптер, или круг Вьет-Мюллера,— это круг, проходящий через точку фиксации и центры зрачков (рис. 8.1.). Круг Вьет-Мюллера является частным случаем общего гороптера, как показали Геринг (1861) и Гельмгольц (1867), когда зрение ограничивается горизонтальной плоскостью.
Рис. 8.1. Теоретический продольный гороптер
Реальный продольный гороптер. Реальный продольный гороптер, измеряемый отсутствием диплопии, не совпадает с крутом Вьет-Мюллера. Его определяют следующим образом. При бинокулярном зрении испытуемый фиксирует точку F; экспериментатор может передвигать вперед или назад, по отношению к фронтальной плоскости, вертикальную нить, появляющуюся в боковом зрении. Начиная с некоторого положения, экспериментатор постепенно приближает подвижную нить до тех пор, пока она не перестанет двоиться— так получают порог омонимной диплопии; затем экспериментатор продолжает приближать нить к испытуемому до тех пор, пока она снова не раздвоится, в результате получают порог перекрестной диплопии. Варьируя исходные боковые положения вертикальной нити, экспериментатор получает ряд данных, по которым можно построить кривую порогов омонимной и перекрестной диплопии; реальный продольный гороптер будет располагаться на равном расстоянии от обеих кривых.
Полученные согласующиеся результаты разных исследователей показали, что если точка фиксации находится на расстоянии 30—40 см, то реальный продольный гороптер располагается посредине между кругом Вьет-Мюллера и прямой, касающейся его в точке F. Объясняется это асимметрией между носовым и височным полями каждого глаза. Величина монокулярной асимметрии отражает изменчивость расстояния между корреспондирующими точками носовой и височной половин сетчатки.
Формула для вычисления реального продольного гороптера:
Cotg U1 — cotg U2 = Н,
где Н — сетчаточная асимметрия, а U1; и U2 — углы, под которыми точки М и F видны каждым глазом (рис. 8. 2.).
Гороптер можно определить гораздо точнее, если воспользоваться методом бинокулярного верньера. Испытуемый фиксирует бинокулярно некоторую точку. В стороне от точки фиксации ему предъявляют вертикальную нить, а между нитью и испытуемым помещают решетки таким образом, чтобы нить оказалась разделенной на отрезки, видимые поочередно то левым, то правым глазом. Расстояние от нитки до испытуемого меняют до тех пор, пока для испытуемого все отрезки не сольются в одну линию. Чем дальше от наблюдателя находится точка фиксации, тем большее спрямление имеет линия гороптера, и на очень больших расстояниях начинает выгибаться в обратную сторону (см. рис.8.2.)
Л. г. |
Рис. 8. 2. Реальный продольный гороптер Л.г., П.г. – левый и правый глаз, М и F – точки фиксации
Сетчаточная диспаратность и стереоскопическая острота. Монокулярное изображение представляет собой плоскую проекцию реального трехмерного объекта, расположенного в точке фиксации на некотором расстоянии от субъекта. Несмотря на наличие монокулярных признаков глубины, основную информацию об объемах, глубине, рельефе воспринимаемого нами мира дает минимальное различие в этих плоских проекциях. Это минимальное различие между двумя сетчаточными изображениями носит название сетчаточной диспаратности.
Определение стереоскопической остроты зрения показано на рис.8.3. Пусть точки А и В расположены неподалеку друг от друга, по обе стороны медианной плоскости, причем точка А находится на расстоянии d от глаз испытуемого, а точка В на расстоянии равном d-∆d. Отрезок АВ виден левым глазом под углом U1. а правым - под углом U2. Если точки А и В не располагаются на одном гороптере, то их изображения будут формироваться на не корреспондирующих точках двух сетчаток. Возникает бинокулярная диспаратность или стереоскопический параллакс, определяющийся разностью U1 - U2. Можно измерить воспринимаемый порог этого параллакса, то есть стереоскопическую остроту. Этот порог чрезвычайно низок, он достигает 5". Это означает, что человек способен воспринять изменение глубины, равное 0,4 мм, на расстоянии 1 м (при межзрачковом расстоянии, равном 63 мм) или что объект, расположенный на расстоянии 2600 м, воспринимается как расположенный впереди другого, удаленность которого может возрастать до бесконечности.
Рис. 8.3. Определение стереоскопической остроты зрения
А, В – точки фиксации, Л.г., П.г. – левый и правый глаз
Стереоскопическую остроту можно измерять с помощью аппарата Галифре (1940): испытуемый оценивает относительное расстояние между двумя вертикальными нитями, глядя на них сквозь отверстие в экране. Наиболее часто используется аппарат Говарда — Долмена (Говард, 1919): с помощью веревочек испытуемый передвигает две вертикальные палочки диаметром 1 см, расположенные друг от друга на расстоянии 5 см, до тех пор, пока они не окажутся, по его мнению, на одинаковом расстоянии от него. По разнице между действительными расстояниями каждой палочки от испытуемого определяют порог параллакса. При расстоянии, равном 6 м, 85% испытуемых делают ошибки, величина которых не превышает 3 см.
В опытах Тайхнера, Кобрика и др. (1955), проводившихся по методике Говарда — Долмена, расстояние варьировалось от 70 до 1000 м, а вместо палочек использовались прямоугольные щиты, было показано, что порог различения глубины с увеличением расстояния возрастает по экспоненте.
Евклид был первым, кто предложил объяснять восприятие относительной глубины диспаратностью сетчаточных образов. Эта теория, называемая статической, до сих пор считается наиболее удовлетворительной.
По-видимому, изменения конвергенции улучшают восприятие рельефа, но его трудно объяснить одними этими изменениями.
Экспериментальное изменение диспаратности.Наилучшие доказательства роли сетчаточной диспаратности были получены в опытах, где она варьировалась с помощью оптических инструментов: стереоскопов, иконоскопов, псевдоскопов. Диспарантность с помощью этих аппаратов варьировалась от 0 до бесконечности (формировалось изображение либо на корреспондирующих, либо на диспаратных точках). Получали изображение от плоского до бинокулярного соревнования.
Первый зеркальный стереоскоп был сконструирован Ч.Уитстоном в 1838 году и в дальнейших опытах с различными модификациями получил широкое распространение. Наряду с зеркальным применяется и призматический стереоскоп (рис.8.4). Оба – и зеркальный и призматический - позволяют направить в разные глаза разные образы от одного объекта. Такие объекты двумерны (рисунки или фотографии) - они представляют одну и ту же фигуру или сцену при слегка отличающихся проекциях. Испытуемый воспринимает единый, но трехмерный объект. Если же два изображения идентичны, то испытуемый воспринимает объект как плоский. Если левое и правое изображение менять местами, то те части трехмерного объекта, которые казались при нормальном положении впереди, оказываются сзади и наоборот (см. рис. 8.5).
Рис. 8.4. Призматический стереоскоп
Р и Р1 – линзы, f и f1 - предъявляемые объекты, F – кажущийся объект
Рис. 8.5. Стереограммы
Два одинаковых изображения на рис. 8.5. при расположении 1 дают восприятие усеченной пирамиды, при расположении 11 – восприятие коридора.
Зеркальные стереоскопы (рис. 8.6.). представляют собой такую модификацию стереоскопов Уитстона, когда возможна передача двух изображений от одного объекта. Расстояние между зеркалами может меняться, и тем самым увеличивать или уменьшать сетчаточную диспаратность.
Зеркальный телестереоскоп изменяет диспаратность от некоторой величины вплоть до бинокулярного соревнования.
Зеркальный иконоскоп меняет диспаратность от некоторой величины до ноля, то есть до плоского изображения.
Зеркальный псевдоскоп посылает в левый глаз то, что в нормальных условиях должен видеть правый глаз, и наоборот. Диспаратность оказывается перевернутой – удаленные части кажутся близкими, а близкие – удаленными (рис. 8.6.).
Бинокулярное соревнованиеЕсли два сетчаточных изображения сильно отличаются друг от друга, например, когда на один глаз предъявляются вертикальные полосы, а на другой — горизонтальные, возможны различные перцептивные эффекты.
А Б В
Рис. 8.6. Зеркальные стереоскопы
А – зеркальный телестереоскоп
Б – зеркальный иконоскоп
В – зеркальный псевдоскоп
Либо одно изображение полностью игнорируется, а воспринимается только второе; возможно также чередование — то воспринимается одно изображение, то другое. Либо воспринимаются оба изображения, но они кажутся сдвинутыми по глубине. Либо некоторые части одного изображения комбинируются в восприятии с частями другого.
Во всяком случае, восприятие остается неустойчивым и неточным.
Диспаратность можно вызвать и искусственным путем, поместив между одним глазом и объектом затемненное стекло.. В эксперименте Пульфриха (1923) маленький предмет двигался по прямой вправо и влево во фронтальной плоскости. При обычных условиях испытуемый правильно воспринимает движение предмета, но если перед одним глазом поместить затемненное стекло, траектория предмета становится эллиптической, то есть испытуемому кажется, что он проходит последовательно сначала перед фронтальной плоскостью, а потом позади нее,, механизм этой иллюзии основывается на различии латентных периодов световых ощущений, возникающих в каждом глазу. Затемненный глаз воспринимает последовательные положения объекта с опозданием (чем меньше яркость стимула, тем больше времени требуется для его обнаружения); два изображения объекта в данный момент времени не попадают на корреспондирующие участки двух сетчаток, и эта диспаратность вызывает смещение воспринимаемого объекта в глубину. Поместим затемненное стекло перед левым глазом. В момент t1 движущийся слева направо объект для правого глаза будет в а, а для левого —в Ь и будет восприниматься как единый объект, расположенный в О, то есть позади фронтальной плоскости. Когда в момент t2 он переместится справа налево, он будет для правого глаза в с, а для левого в d и как единый объект будет восприниматься в О2, то есть перед фронтальной плоскостью (рис.8.7. ).