Нейронные структуры слухового анализатора 13 страница
Восприятие незаполненных интервалов времени. Возникающая в этом случае проблема — это проблема влияния границ стимула. Зависит ли восприятие интервалов между стимулами от характера и длительности самих стимулов? Зависимость между ними очень сложна. Иногда границы включаются в интервал, порой они из него выделяются. Существуют некоторые достоверно установленные факты:
1.При одинаковых длительностях интервал, ограниченный
зрительными стимулами, кажется более длинным, чем интервал,
ограниченный тактильными или слуховыми стимулами. Этот факт объясняется собственной длительностью сенсорного процесса.
2.При кратких длительностях (в области слухового восприятия) интервал кажется более коротким, если первый стимул
сильный. И наоборот, он кажется более длинным, если второй
стимул сильнее первого. Это явление становится понятным, если вспомнить, что при одинаковой длительности более громкий звук кажется и более длительным. В первом случае звук «съедает» интервал, который
в силу контраста как бы сокращается, во втором — звук продолжает интервал.
3.Интервалы, ограниченные высокими звуками, кажутся более длинными, чем интервалы, ограниченные низкими звуками.
С другой стороны, чем больше различие в высоте звуков, ограничивающих интервал, тем более продолжительным кажется последний.
Восприятие заполненных интервалов.
1. Заполненные интервалы, как правило, не воспринимаются
ни более длинными, ни более короткими. Однако этот общий закон нуждается в некотором уточнении хотя бы в силу того, что испытуемые постоянно допускают систематические ошибки переоценки или недооценки. Здесь могут сказываться различия в установках.
2. Интервалы, разделенные включенными в них дискретными
стимулами, кажутся испытуемым более длинными, чем равные
им незаполненные интервалы, и этот эффект выражен тем сильнее, чем больше относительное число включенных стимулов.
3. При равенстве длительностей зрительные стимулы кажутся более длинными, чем слуховые.
4. Более громкий звук кажется более длительным, чем менее
громкий.
5. Высокий звук кажется более длительным, чем низкий.
Длительность непрерывных изменений. Воспринимаемая длительность может быть длительностью непрерывного изменения, а это последнее в свою очередь может быть изменением качества или интенсивности стимула, а в случае перемещения одного и того же стимула — изменением движения.
1. Если имеется чередование во времени различных позиций
двух стимулов, то длительность временного интервала кажется
тем больше, чем больше расстояние между последовательными
стимулами. Однако этот эффект сравнительно невелик. Так, если
пройденное расстояние увеличить в 10 раз, то длительность кажется увеличившейся примерно на 12%. Эта зависимость была
подтверждена для зрительного и для тактильного пространства
Решающим фактором в данном случае является кажущееся пространство, а не физическое пространство или угол зрения.
Восприятие длительности качественных изменений и изменений интенсивности изучено пока недостаточно. Эксперименты показали, что кажущаяся длительность звука возрастающей интенсивности тем меньше, чем больше диапазон изменений интенсивности. В эксперименте испытуемым предлагалось нажимать на ключ, включающий звук интенсивностью 60 дБ, и в течение 700 мс воспроизводить звук возрастающей интенсивности.
Оценка длительности.Когда длительность выходит за пределы временного поля восприятия, мы можем оперировать лишь самой общей, глобальной оценкой, трудность и ненадежность которой достаточно хорошо известны.
Основное различие между длительностью воспринимаемой и длительностью оцениваемой может быть выявлено самыми различными способами. Субъективно непосредственное восприятие длительности, связанной с изменениями, относимыми к единой совокупности, совершенно отлично от восприятия длительности более протяженной и связанной с изменениями, переживаемыми как разрозненные; такая длительность может быть оценена лишь опосредованно. Объективно сигналы азбуки Морзе, составленные из длинных и коротких, легко различимы, тогда как оценка длительностей более протяженных вызывает у нас затруднения, и именно поэтому современный человек всегда имеет при себе часы, однако он не носит в кармане ни метра, ни термометра.
Эксперименты показали, что точность и вариабельность воспроизведения интервалов 0,5 и 1 с у 6-летних детей того же порядка, что и у взрослых, тогда как при воспроизведении 20-секундного, особенно незаполненного интервала в оценках маленьких детей и взрослых отмечаются существенные различия — очевидное свидетельство того, что механизмы, действующие в том и другом случае, неодинаковы.
Оценку длительности следует отличать и от ее измерения. Все измерительные средства (настенные часы, песочные часы и т. п.) основаны на оценке количества движения при условии, что это движение равномерное: качания маятника, ритмичные звуки, перемещение движущейся стрелки с постоянной скоростью. Разнообразные ориентиры (шкалы, счетчики) позволяют точно измерить любую длительность, независимо от того, переживается она или нет. Однако в тех случаях, когда выполняемая работа характеризуется известным однообразием, позволяющим оценить ее в количественных показателях, точность непосредственной оценки продолжительности этой работы может приближаться к точности метрических оценок. Так, пешеход, прошедший расстояние в 5 км, знает, что он шел около часа, рабочий, выполняющий однообразную работу, может оценить длительность по числу выработанных деталей. Во всех этих случаях оценка длительности является результатом подсчета. Для психолога важно знать механизмы и факторы, определяющие оценки длительности при отсутствии необходимых ориентиров, позволяющих осуществлять измерение.
Наши оценки, даже самые приблизительные, становятся возможными лишь на основе оценки субъектом воспринимаемых им последовательных изменений. Переживаемая длительность — это всегда длительность воспринимаемых изменений.
В этой связи были изучены три фактора: характер ситуации, мотивация и биологическое состояние. Впрочем, эти три фактора не являются независимыми. Они находятся во взаимосвязи и взаимовлиянии, даже если рассматривать их раздельно.
Характер ситуации. Во всякой ситуации следует различать две стороны: окружающая среда и выполняемая задача.
а) Влияние окружающей среды. Влияние среды может быть изучено лишь в связи с характером выполняемой задачи. Было установлено, что для длительностей от 1 до 16 с, когда деятельность испытуемого состояла в воспроизведении длительности, равной длительности стимула, точность воспроизведения оказывалась неизменной при 4 модификациях окружения: в освещенном помещении, в тишине и при действии шума, и в темном помещении, в тишине и при действии шума. Если условия воспроизведения отличны от условий стимуляции, то не имеет значения, осуществляется ли стимуляция в темноте, а ответ при свете или наоборот. Однако ответ, то есть воспроизведение, оказывается, как правило, более продолжительным, когда стимулы предъявляются в тишине, а воспроизведение осуществляется при шуме с фоновой интенсивностью 80 дБ, а не наоборот. Можно сказать, что тишина в сравнении с шумом вызывает переоценку длительности, в то время как свет или темнота не оказывают никакого воздействия.
В других условиях проведения эксперимента результаты были совершенно иными. На протяжении двух часов эксперимента испытуемый, занятый выполнением сложной задачи, через каждые 10 мин должен был нажимать на ключ (метод продуцирования). Когда фоновый шум интенсивностью 77,5 дБ сменялся шумом другой интенсивности—115,5 дБ, интервалы, отмеряемые субъектом, становились значительно меньше, то есть переоценивалось переживаемое время. Это можно объяснить тем, что в последнем случае субъект находился в стрессовой ситуации, ибо должен был выполнять трудную задачу в условиях оглушительного шума. И это не просто влияние контекста, не может быть сомнения в том, что решающую роль здесь играет аффективный момент.
Насколько прямо или косвенно воздействует среда на результаты? Если испытуемый, сидящий в кабине, помещенной на конце вращающегося по оси кронштейна, испытывает воздействие центробежной силы, равное 3 g, то воспроизводимые им заполненные интервалы времени в диапазоне от 5 до 20 с становятся, как правило, короче (примерно на 12%), чем в нормальных условиях.
б) Влияние задачи. Известно, что в зависимости от того, какую деятельность мы выполняем, время нам кажется короче или длиннее. Эти наблюдения подтверждаются во всех исследованиях. Однако недостаточно просто подтвердить результаты. Необходимо найти закон, объясняющий эти различия. При этом возникают немалые трудности, если принять во внимание все возможное разнообразие задач и условий, в которых они выполняются.
Наиболее приемлемый закон можно сформулировать следующим образом: при прочих равных условиях чем выше уровень активности, тем короче кажется длительность. Разумеется, понятие уровня активности, или деятельности, остается достаточно широким. Результаты некоторых исследований позволяют уточнить его смысл. В большинстве этих исследований временные интервалы длительностью в несколько минут оценивались в сравнимых условиях.
Длительности кажутся субъекту тем меньше, чем сложнее и увлекательнее выполняемая им деятельность. Эти общие результаты находят подтверждение в исследованиях. Так; например, время тянется дольше, когда слушаешь, и проходит быстрее, когда переписываешь. При объективно равных длительностях время чтения кажется более продолжительным, чем время письма под диктовку.
Этот закон был подтвержден применительно к трем различным уровням активности: покой, бездеятельность, глаза закрыты; написание букв алфавита в обратном порядке; решение анаграмм. В зависимости от группы испытуемых одна из задач использовалась как эталонная длительность (26 с), а другая — как сравнительная: испытуемый получал инструкцию выполнять вторую задачу ровно столько же времени, сколько первую. С учетом поправки на положительную временную ошибку (воспроизводимая длительность всегда более продолжительна, чем эталонная), задача, требующая более высокого уровня активности, в большинстве случаев оценивается как более короткая по сравнению с задачей, требующей более низкого уровня активности.
При интерпретации влияние уровня активности на результаты, следует учитывать два фактора. Один из них — фактор аффективного порядка: чем выше уровень активности (не превышающий, однако, возможностей субъекта), тем интереснее кажется задача. Чем больше интереса вызывает работа, тем короче кажется время ее выполнения. Другой фактор определяется характером задачи. Как правило, задачи, соответствующие более высокому уровню активности, являются менее дифференцированными, каждая часть задачи вносит свой вклад в получение одного конечного результата (выполнить одну операцию, найти одно решение). Другими словами, при деятельности низкого уровня субъект переживает более многочисленные изменения, чем при деятельности высокого уровня. Точно так же можно сказать, что чем более целостной, интегрированной является задача, тем относительно короче кажется ее длительность. Этот закон получил прямое подтверждение в экспериментах. Испытуемые должны были оценивать длительность задачи, представляющей собою единое целое — решение довольно трудной головоломки, и задачи более дифференцированной — решение ряда маленьких головоломок того же типа. Общая продолжительность выполнения задачи в обоих случаях была одинаковой, однако при целостной задаче она оценивалась в 305 с, а при дифференцированной — в 444 с.
Таким образом, действие «уровня активности» проявляется опосредствованно и существует тесная связь между уровнем активности и переживаемыми изменениями. Объяснение столь явного влияния характера задачи, основанное на учете количества изменений, позволяет высказать гипотезу, имеющую самое непосредственное отношение к пониманию природы длительности, представляющей собой не что иное, как множество изменений.
Но имеет ли количество изменений абсолютное или только относительное значение, иными словами, является ли основным фактором оценки длительности число изменений или частота, то есть число изменений в единицу времени? Влияние частоты можно показать на самых простых примерах. Если предложить испытуемому в течение 10 с смотреть, слушать или воспроизводить стимулы с определенной частотой, а затем предложить ему воспроизвести эквивалентную длительность с другой частотой, то получим следующие результаты.
Большей частоте соответствует большая оцениваемая длительность. Однако прямой пропорциональной зависимости между частотой и воспринимаемой длительностью не существует. При увеличении частоты в 3 раза отмечается переоценка порядка 8—17%- В более сложных ситуациях не удалось обнаружить этого влияния частоты. Различным группам испытуемых предъявлялись цветные диапозитивы, число и длительность предъявления каждого вида варьировали, интервал между двумя последующими предъявлениями отсутствовал. Таким образом, сравнивались средние оценки (в единицах времени) одной и той же длительности при удвоенной частоте предъявления и при частоте предъявления в два раза меньшей. До эксперимента испытуемые не знали о том, что им придется оценивать длительность предъявления диапозитивов. Были получены следующие результаты: переоценка отмечается во всех случаях, однако дисперсионный анализ показывает, что для одинаковых длительностей характерны однопорядковые оценки, не зависящие от частоты. Оценки испытуемых основываются, следовательно, на учете абсолютного числа изменений и соответствующей им длительности. Этот результат был подтвержден в другом исследовании, когда предъявления диапозитивов разделялись интервалами.
В сложной деятельности изменениями, оказывающими влияние на оценку длительности, являются, очевидно, не те изменения, которые могли бы быть описаны физиком, а изменения, воспринимаемые субъектом. И определяются они прежде всего установкой субъекта. Мы можем сосредоточить наше внимание на конечной цели, и тогда промежуточные операции будут нами восприниматься как части целого. Время будет казаться короче. Но мы можем расчленить этапы нашей деятельности, и время будет казаться длиннее. Подобные эффекты объясняются структурой задачи. Так, время, необходимое для выполнения несложного умножения, будет казаться короче, чем то же самое время, занятое выполнением ряда последовательных операций умножения и деления.
Не следует, однако, забывать, что наряду с этим общим, основанным на подсчете числа изменений, способом оценки, не менее распространенными являются и другие, в частности метрические и псевдометрические, оценки, получаемые опосредованно, исходя из количества выполненной работы (число выработанных деталей, пройденное расстояние и т. д.).
В зависимости от характера задачи субъект прибегает к использованию одного из двух критериев: либо числа изменений, либо количества выполненной работы. В затруднительных случаях предпочтение, отдаваемое тому или иному способу оценки, определяется индивидуальными особенностями субъекта.
Влияние мотивации. Повседневный опыт свидетельствует о том, что скука или интерес в немалой степени определяют наши оценки длительности и для доказательства этого положения нет необходимости прибегать к экспериментальным исследованиям. Однако такие исследования позволяют дать более полное объяснение влиянию мотивации на оценку длительности.
Мы осознаем длительность (так же как и пространство) лишь тогда, когда существует временной интервал между моментом пробуждения потребности и моментом ее удовлетворения, то есть когда время воспринимается нами как препятствие. В противном случае мы не обращаем внимания на временные характеристики переживаемых нами изменений. Отсюда следует основной закон, сформулированный Вундтом (1886): «Всякий раз, когда мы обращаем наше внимание на течение времени, оно кажется длиннее».
Этот закон основывается на том факте, что человек всегда знает о течении времени, однако в зависимости от того, осознается длительность или нет, его представление о последней имеет коренные отличия.
В существовании этого закона очень легко убедиться, сосредоточив свое внимание на течении времени, то есть на ходе изменений. Никогда минута не кажется нам столь длинной, как тогда, когда мы следим за стрелкой часов, проходящей 60 делений в минуту. Наша мотивация влияет на оценку длительности в зависимости от того, в какой степени она определяет фиксацию времени.
Можно выделить три возможности:
1. В настоящий момент существующая ситуация не требует от нас никакой специфической активности, все наши помыслы сосредоточены на предстоящей деятельности. Типичным примером такой ситуации является ситуация ожидания, будь то ожидание в приемной, на вокзале и т. п. В подобных случаях время тянется долго, слишком долго. Это увеличение длительности проявляется независимо от того, идет ли речь об ожидании желаемого события (приезд близкого человека) или об ожидании события неприятного (ожидание в приемной зубного врача).
Было обнаружено, что испытуемые, неоднократно воспроизводившие 15-секундную длительность, нажимая на кнопку, стали воспроизводить более короткие длительности (переоценка), когда по истечении этой длительности давался электрический ток; в контрольной же группе, где длительность завершалась звуком, этот эффект не наблюдался. Следовательно, в ожидании неприятного события отмечается переоценка переживаемой длительности. Важное значение имеет факт направленности внимания на «течение времени», то есть на ту цепь бессвязных мелких событий, которые и образуют живую ткань ожидания.
2. Выполняемая в настоящий момент задача не настолько нас интересует, чтобы полностью поглотить все внимание, и мы думаем о предстоящей деятельности. Это особенно характерно для всех тех случаев, когда актуальная деятельность не приносит нам удовлетворения и мы хотим поскорее ее закончить, чтобы заняться чем-то другим. Чем менее интересной представляется нам задача, тем длиннее кажется время. Предлагая испытуемым оценивать по 5-балльной шкале степень интереса и продолжительности различных 2-минутных задач, обнаружилась взаимосвязь между оцениваемой длительностью и непривлекательностью задачи. Степень заинтересованности в выполняемой задаче может изменяться в зависимости от самых различных причин.
Если интерес к задаче возрастает, время кажется короче. Рабочие хорошо знают, что лучший способ скоротать время – работать более активно.
Сюда же можно отнести частный, но весьма интересный случай: когда имеющееся в распоряжении время для завершения действия ограничено и возникает спешка. Тогда это слишком короткое время кажется длинным.
Таким образом, чем выше: уровень мотивации, тем короче кажется время выполнения задачи.
Наша мотивация зависит также и от ожидаемых последствий выполняемой в настоящий момент деятельности. В эксперименте испытуемые решали головоломки, реплики экспериментатора по ходу эксперимента позволяли им предвидеть успех или неудачу. Незаметно для испытуемого изменяя пути решения, экспериментатор через определенный промежуток времени подводил его к ожидаемому результату. 52 испытуемых из 57 оценили задачу, увенчавшуюся успехом, как более короткую. Видимо, предвкушение успеха повышает интерес к задаче.
Однако при повышении уровня мотивации может возникать боязнь провала, и действие этих двух факторов оказывается, в этом случае прямо противоположным. Так, испытуемым предлагалось решать головоломки при двух уровнях мотивации: в одном случае задание квалифицировалось как интеллектуальный тест, в другом — как учебное задание. Наряду с этим существовали два уровня предсказания успеха. Экспериментатор предупреждал испытуемого, что он будет говорить ему «хорошо» всякий раз, когда испытуемый установит правильную связь между двумя частями головоломки, во всех остальных случаях он будет хранить молчание. В ситуации, предвещающей успех, испытуемый получал от экспериментатора 10 одобрительных оценок за 5 мин выполнения задачи, в контрольной ситуации — ни одной.
Нетрудно заметить, что сильная мотивация в сочетании с ожидаемым успехом приводит к значительной недооценке длительности (3,4 мин), и наоборот, сильная мотивация и вероятность неудачи вызывают переоценку времени (5,5 мин). Однако ожидание успеха или неудачи имеет значение лишь для сильно мотивированных индивидов.
Наряду с мотивацией, относящейся к выполняемой в данный момент задаче, важное значение имеет и предвидение последующих событий. Ребенку, который торопится пойти играть с друзьями, работа кажется более продолжительной. Он оказывается в конфликтной ситуации, подобной ситуации фрустрации, возникающей при ожидании.
3. Осуществляемая деятельность представляет для нас большой интерес, и мы полностью поглощены ею. В этом случае, как известно, время кажется очень коротким и ребенку, и взрослому, даже если мы знаем, что это впечатление обманчиво. Иными словами, чем больше возрастает мотивация к данной деятельности, тем короче кажется время. Влияние мотивации проявляется на двух уровнях. Во-первых, она определяет аффективные реакции на длительность, выражающиеся в категорических суждениях типа: «время не движется» или «время летит слишком быстро». Эти суждения могут уживаться с точным знанием о реально протекшем времени, а иногда контраст между собственным впечатлением и объективными данными может их даже усиливать.
Однако мотивация может оказывать и прямое влияние на наши оценки длительности. В этом случае механизм ее действия аналогичен механизму влияния характера деятельности.
Если «время тянется для меня слишком долго», я обращаю внимание на все изменения, отделяющие меня от окончания выполняемой деятельности и кажущаяся частота изменений возрастает. И наоборот, если я всецело поглощен одной деятельностью, отдельные моменты которой трудноразличимы, то мне представляется, что «время летит». Когда внимание направлено на изменения, то возникают систематические ошибки недооценки или переоценки, которые, однако, не столь значительны, чтобы вызвать отчетливые аффективные реакции. Впрочем, расхождение между аффективными реакциями и оценками с возрастом увеличивается. Ребенок больше, чём взрослый, доверяет своему первому впечатлению, и генетические исследования проблемы оценки длительности подтверждают это.
Влияние возраста. а) Очень маленький ребенок чувствителен к длительности, когда она воспринимается как препятствие на пути к удовлетворению его желаний.
Очевидно, оценки в единицах времени для ребенка еще труднее, чем для взрослого. И лишь к 9—10 годам он становится способным на такие оценки, которым, однако, недостает еще точности. Так, оценки 20-секундного интервала варьируют от 30 с до 5 мин. И поэтому наиболее достоверные результаты могут быть получены лишь методами воспроизведения и сравнения.
Эти результаты свидетельствуют о том, что с возрастом точность воспроизведения длительности повышается, что проявляется, в частности, в уменьшении числа слишком продолжительных ответов.
Однако эти систематические ошибки и эта вариабельность говорят не столько о неспособности ребенка, сколько о недостатке тренировки. В самом деле, 7-летнему ребенку в результате интенсивной трехнедельной тренировки удается достичь в тех же самых экспериментальных условиях результатов, равноценных результатам взрослого, и эти результаты являются стабильными.
Основное различие между ребенком и взрослым состоит в том, что ребенку гораздо труднее переходить от одной системы оценок к другой. Относясь менее критично к своей первой оценке, ребенок не пытается ее скорректировать.
Иная ситуация в пожилом возрасте.«Чем больше стареешь, тем короче кажется время». Этот закон, подтверждаемый многочисленными наблюдениями и никогда, однако, не подвергавшийся экспериментальной проверке, является, несомненно, верным, но лишь применительно к оценке более продолжительных длительностей (свыше одного дня). Это можно объяснить действием многих причин, одна из которых биологическая. Замедление жизненных функций может создавать расхождение между ритмом переживаний в юности и в старости. Однако объяснение можно искать и в том, что пожилой человек испытывает меньше изменений, так как ведет более спокойный образ жизни, а главным образом потому, что в процессе деятельности, которая становится для него слишком привычной, он замечает меньше изменений, чем прежде. Здесь мы сталкиваемся с одним из проявлений более общего закона: при многократном повторении одной и той же задачи время кажется все более и более коротким.
И наконец, можно предположить, что годы переживаемые оцениваются в сравнении с прошедшими годами. И в этой связи шестидесятый год представляется более коротким, чем двадцатый.
Действие фармакологических средств. Уже давно люди заметили, что под влиянием некоторых лекарственных веществ возникает впечатление ускоренного или замедленного течения времени. Экспериментальные исследования позволили уточнить некоторые аспекты этой проблемы. Во-первых, одни и те же вещества оказывают различное действие на людей с разными темпераментами, и в каждом конкретном случае это действие зависит от принимаемой дозы. Во-вторых, в эксперименте применение этих препаратов допустимо лишь в малых дозах, что диктуется моральными соображениями и необходимостью обеспечить сотрудничество испытуемого.
Различные способы оценки времени. Существуют определенные биологические механизмы оценки длительности, и эти механизмы, видимо, одинаковы у человека и животных. Не исключено, что именно они играют важную роль в рассмотренном усвоении способов оценки длительности маленьким ребенком или в процессах временной интеграции всех данных нашего опыта. Однако наряду с этим здесь действуют также и специфически человеческие процессы оценки длительности, а именно:
а) Измерение времени посредством определения положения
стрелки на шкале.
б) Квазиизмерение посредством учета общего количества возникающих изменений (пройденные километры, число выработанных деталей и т. п.). У маленьких детей, например, это квазиизмерение отличается неточностью количественных оценок, что влечет за собой ошибки в оценке длительности. Переживание или констатация результатов изменений не являются непременным условием этих двух способов оценки.
в) Общая оценка количества воспринятых изменений. Это
понятие остается весьма неопределенным, однако оно может
служить универсальным объяснительным принципом для переоценок и недооценок, имеющих самую различную природу: влияние характера задачи, мотивации, лекарственных веществ, возраста. Эта общая оценка служит также основой нашего чувства времени, его быстротечности или мимолетности, чувства, являющегося реакцией на нашу деятельность.
9.3. Ориентировка во времени
В условиях постоянной новизны, когда все изменения являются неожиданными, и животное, и человек чувствовали бы себя как бы попавшими в бурный поток, неумолимо влекущий их от истоков к морю. Однако в действительности многие изменения, являясь непредвиденными, возникают всегда на фоне периодических изменений космоса, связанных с изменением относительного положения звезд: суточный ритм, определяемый вращением Земли вокруг оси, фазы Луны, времена года. Эти периодические изменения, это вечное возобновление одних и тех же последовательностей позволяют определить данный момент по отношению к какой-либо из этих периодичностей. Они позволяют также вести отсчет времени посредством числа периодов (например, лет) или их частей.
Необходимо прежде всего понять, как периодические изменения среды вызывают столь же периодические изменения в организме, и как каждый организм, для того чтобы ориентироваться во времени, обращается к двоякого рода признакам: внешним и внутренним.
Условные рефлексы на время.Если через каждые 30 мин давать собаке мясной порошок, то после нескольких повторений у нее начнется выделение слюны непосредственно перед тем моментом, когда она получала пищу. Если через каждые 5 мин раздражать лапу собаки электрическим током, то после 40 повторений оборонительный рефлекс начинает возникать лишь в минуту, предшествующую воздействию тока.
Во всех этих случаях мы имеем дело с тем, что Павлов назвал условным рефлексом на время, то есть фактическим стимулом в этих условных реакциях является временной интервал между двумя безусловными стимулами. Точнее говоря, этим периодическим стимулам соответствует устанавливающийся в организме цикл периодических изменений, отличительной особенностью которого Павлов считал возникновение фазы торможения между стимулами, действительным стимулом становится внутреннее побуждение, проявляющееся к концу этого периода.
Ритмическая устойчивость.Если Павлову и его школе принадлежит заслуга открытия условных рефлексов на периодические стимуляции в определенных условиях, то психология человека и животных начиная сконца XIX в. открыла и описала многочисленные проявления аналогичных феноменов в самых различных условиях. Известно очень много случаев адаптации к периодическим явлениям. Маленькие плоские черви, темно-зеленым ковром устилающие громадные пространства влажных песчаных пляжей в часы отлива, — с наступлением прилива зарываются в песок. Эти синхронные с ритмом приливов реакции продолжают сохраняться еще в течение нескольких дней после помещения червей ваквариум; приобретенный характер этих реакций очевиден, так как у особей, выросших в аквариуме, они не возникают.