Ничто не продолжается вечно в этом изменчивом мире. 6 страница

Теперь под­ня­лись уже все друзья про­фес­со­ра, за ис­к­лю­че­ни­ем не­мощ­но­го стар­ца, ус­та­вив­ше­го­ся удив­лен­ны­ми гла­за­ми на уче­но­го из Со­вет­с­кой Рос­сии. Он под­нял ру­ку, при­зы­вая к спо­кой­с­т­вию, и сла­бым го­ло­сом что-то ска­зал Ви­тар­ка­нан­де.

- Свами Па­ра­мат­ма­нан­да хо­чет уз­нать при­чи­ну, по ко­то­рой мы, по мне­нию ува­жа­емо­го гос­тя, не пре­ус­пе­ли в от­к­ры­ти­ях ма­те­ри­аль­но­го ми­ра, столь важ­но­го в гла­зах уче­ных За­па­да.

- Причина, мне ка­жет­ся, в том, что вы от­ка­за­лись от древ­них тра­ди­ций - ис­ка­ния и борь­бы, тех тра­ди­ций, ко­то­рые при­ве­ли Ин­дию к та­ким вы­со­ким дос­ти­же­ни­ям на­уки и ис­кус­ства в древ­ние вре­ме­на. От­к­ры­тые в ты­ся­че­лет­них по­ис­ках си­лы ду­ши и те­ла вы нап­ра­ви­ли на се­бя лич­но, на по­лу­че­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го бла­жен­с­т­ва и бы­ли за это на­ка­за­ны са­мой при­ро­дой, ибо даль­ней­шие ис­сле­до­ва­ния обор­ва­лись. В са­мом де­ле, ес­ли че­ло­век мо­жет дос­тиг­нуть эк­с­та­за - са­мад­хи и да­же выс­шей его сте­пе­ни - нир­ви­каль­па­са­мад­хи, ко­то­рое вы на­зы­ва­ете сли­яни­ем с оке­аном ми­ро­вой ду­ши и бо­жес­т­вом по ту сто­ро­ну жиз­ни и смер­ти, за­чем ид­ти даль­ше? А ана­ло­гич­ные са­мад­хи ощу­ще­ния вы­зы­ва­ют­ся и у не пос­вя­щен­ных в йо­гу лю­дей по­ни­же­ни­ем со­дер­жа­ния в кро­ви уг­ле­кис­ло­го га­за от уси­лен­но­го ды­ха­ния в са­мо­гип­но­зе - так на­зы­ва­емой ги­по­кап­ни­ей. Это внут­рен­нее сос­то­яние ор­га­низ­ма, а вов­се не свер­х­чув­с­т­вен­ная связь с внеш­ним ми­ром. Мы, за­пад­ные уче­ные, мо­жем выз­вать мни­мое пог­ру­же­ние в бес­ко­неч­ность оп­ре­де­лен­ны­ми ле­кар­с­т­ва­ми. Та­ким об­ра­зом, вся ве­ли­ко­леп­ная и дол­гая под­го­тов­ка мощ­ной мыс­ли­тель­ной ма­ши­ны, ес­ли ко­неч­ной целью ста­вит­ся мни­мое сли­яние с бо­жес­т­вом, по­лу­ча­ет из­вес­т­ную ана­ло­гию с бла­жен­с­т­вом вов­се не под­го­тов­лен­ных лю­дей в бод­ле­ров­с­ких "Иска­ни­ях рая". Тог­да эта под­го­тов­ка не ве­дет ни к ка­ким от­к­ро­ве­ни­ям и вы­со­там поз­на­ния. И не муд­ре­но, что за пос­лед­нее вре­мя йо­ги и сва­ми не смог­ли по­вес­ти за со­бой мно­гих лю­дей, как не смог­ли от­к­рыть ни­че­го та­ко­го, что пре­вос­хо­ди­ло бы воз­мож­нос­ти прос­то та­лан­т­ли­вых уче­ных, дол­го за­ни­мав­ших­ся сво­им пред­ме­том.

Мне ка­жет­ся, что дви­же­ние ва­ше ос­та­но­ви­лось и рав­но­ду­шие сме­ни­ло не­ког­да пыт­ли­вый дух ве­ли­ких уче­ных и фи­ло­со­фов Ин­дии, еще в древ­нос­ти соз­дав­ших ма­те­ри­алис­ти­чес­кую фи­ло­со­фию Чар­ва­ка, из­ме­рив­ших ат­мос­фе­ру Зем­ли, от­к­рыв­ших кро­во­об­ра­ще­ние за сот­ни лет до ев­ро­пей­цев и да­же пред­вос­хи­тив­ших поч­ти точ­ные раз­ме­ры ато­ма во­до­ро­да за две ты­ся­чи лет до на­шей на­уки.

В рад­жа-йо­ге, ко­ро­ле­ве всех йог, од­на из выс­ших сту­пе­ней - пя­тая, ес­ли не оши­ба­юсь, на­зы­ва­ет­ся ти­тик­ша - это сос­то­яние пол­но­го рав­но­ду­шия ко все­му пре­хо­дя­ще­му, к ра­дос­ти и стра­да­нию.

Вы на­зы­ва­ете это ос­во­бож­де­ни­ем. С на­шей точ­ки зре­ния, это боль­шое нес­час­тье. В пе­ри­оды боль­ших нев­з­год че­ло­ве­чес­т­ва у лю­дей раз­ных на­ро­дов по­яв­ля­лось сос­то­яние аце­дии - убий­с­т­вен­но­го рав­но­ду­шия ко все­му, и к се­бе са­мим в том чис­ле. Это вык­лю­че­ние из жиз­нен­ной борь­бы обя­за­но пов­реж­де­нию нас­лед­с­т­вен­ных ме­ха­низ­мов и де­фек­т­нос­ти пси­хи­ки, а вы на­но­си­те это пов­реж­де­ние се­бе на­ме­рен­но. Не из стра­ха ли стра­да­ния? Не из опа­се­ния ли, что ра­дость ди­алек­ти­чес­ки свя­за­на со стра­да­ни­ем и, что­бы из­бе­жать стра­да­ния, на­до от­ка­зать­ся от обо­их?

- Так вы счи­та­ете путь йо­ги бес­по­лез­ным? - стро­го спро­сил Ви­тар­ка­нан­да.

- Как мож­но так по­нять мои сло­ва? - уко­риз­нен­но по­ка­чал го­ло­вой Ги­рин. - Фи­зи­чес­кие си­лы и пси­хи­чес­кие воз­мож­нос­ти че­ло­ве­ка гро­мад­ны. Уме­ние вла­деть ими осо­бен­но не­об­хо­ди­мо в на­шу эпо­ху, ког­да стол­к­но­ве­ние ста­ро­го и но­во­го гро­зит ми­ру не­бы­ва­лы­ми бе­да­ми. Са­ми же вы на­зы­ва­ли на­ше вре­мя "же­лез­ным ве­ком" - Ка­ли-Югой, а сов­ре­мен­ность - эпо­хой Аг­ни - кос­ми­чес­ко­го ог­ня, пред­ви­ди­те рас­п­рос­т­ра­не­ние не­из­вес­т­ных преж­де бо­лез­ней, при­зы­ва­ете "под­го­то­вить вра­чей". Йо­ги­чес­кая на­ука, хо­тя да­ле­ко не все мои за­пад­ные кол­ле­ги от­да­ют се­бе в этом от­чет, по­ляр­на ев­ро­пей­с­кой в ме­то­де поз­на­ния. Мы прив­ле­ка­ем ин­фор­ма­цию из внеш­не­го ми­ра че­рез опи­са­ние и эк­с­пе­ри­мент, на­щу­пы­вая за­ко­ны все­лен­ной. Вы же ста­ра­етесь поз­нать мир из­нут­ри, из се­бя, счи­тая, что че­ло­век, как мик­ро­косм, вме­ща­ет в се­бя всю не­ис­чер­па­емость бы­тия и пол­но­ту поз­на­ния. Са­мая важ­ная часть всех на­ук о че­ло­ве­ке - пси­хо­ло­гия, борь­ба за его вы­со­кие и ду­шев­ные ка­чес­т­ва, хо­тя и рез­ко раз­лич­ны в Ин­дии и на За­па­де, по су­щес­т­ву, сос­тав­ля­ют ди­алек­ти­чес­ки две сто­ро­ны един­с­т­ва. На­ша пси­хо­ло­гия зиж­дет­ся на син­те­зе опыт­ных дан­ных. Ин­дий­с­кий ис­сле­до­ва­тель не ра­ци­она­ли­зи­ру­ет ис­ти­ну, он ис­пы­ты­ва­ет ее в лич­ном, субъ­ек­тив­ном опы­те. Из на­ших пси­хо­ло­ги­чес­ких школ бли­же все­го к ин­дий­с­кой шко­ла Чар­ль­за Род­жер­са.

Элементарные дос­ти­же­ния рад­жа-йо­ги - раз­ви­тие без­дон­ной фо­тог­ра­фи­чес­кой па­мя­ти и ин­тел­ли­ген­т­нос­ти вы­ше сред­не­го уров­ня - обыч­но от­ри­ца­лись за­пад­ной пси­хо­ло­ги­ей, хо­тя пос­лед­ние дан­ные и на­чи­на­ют го­во­рить о ре­аль­нос­ти этих дос­ти­же­ний.

Противоположность на­ших пу­тей в то же вре­мя ди­алек­ти­чес­ки еди­на в дви­же­нии к рас­к­ры­тию тайн при­ро­ды и че­ло­ве­ка. На этой до­ро­ге мы не­из­беж­но сой­дем­ся в не­об­хо­ди­мос­ти двус­то­рон­не­го пос­ти­же­ния, внут­рен­не­го и внеш­не­го един­с­т­ва поз­на­ния.

И в то же вре­мя весь иде­ал йо­ги зиж­дет­ся на лич­ном "спа­се­нии", ухо­де и пре­дос­тав­ле­нии все­му ос­таль­но­му ми­ру ид­ти сво­им пу­тем. Раз­ве это цель? Нес­коль­ко де­сят­ков лю­дей дос­тиг­нут боль­шо­го раз­ви­тия сво­их сил, оболь­щая се­бя мни­мым спа­се­ни­ем от кру­го­во­ро­та рож­де­ний и смер­тей. Что же в этом тол­ку для ва­ших брать­ев - лю­дей? Да­же ес­ли бы су­щес­т­во­вал ка­кой-ни­будь соз­да­тель все­го су­ще­го - то и для не­го? Мчит­ся в бу­ду­щее, взду­ва­ясь и пе­нясь, по­ток мил­ли­ар­дов че­ло­ве­чес­ких жиз­ней, а вы стре­ми­тесь вып­рыг­нуть из не­го на бе­рег? Гор­до зва­ние Тир­т­ха­ка­ры - на­во­дя­ще­го мост че­рез по­ток су­щес­т­во­ва­ний для дру­гих лю­дей. Но ведь в ко­неч­ном ито­ге та­кая де­ятель­ность дол­ж­на при­вес­ти те­оре­ти­чес­ки к прек­ра­ще­нию смер­тей и рож­де­ний, то есть к кон­цу че­ло­ве­чес­т­ва. И это пос­ле всех стра­да­ний жиз­ни на пу­ти к мыс­ли и во­ле? Раз­ве так пос­ту­па­ли бо­ди­сат­вы, от­ка­зав­ши­еся от нир­ва­ны? Раз­ве не в ты­ся­чу раз бо­лее бла­го­род­на дру­гая цель, ка­кую пос­та­вил се­бе це­лый на­род - мой на­род, иду­щий к ней че­рез ве­ли­кие труд­нос­ти? Цель эта - сде­лать всех зна­ющи­ми, чис­ты­ми, ос­во­бож­ден­ны­ми от стра­ха, рав­ны­ми пе­ред за­ко­ном и об­щес­т­вом, сде­лать дос­туп­ным для них всю не­ис­чер­па­емую кра­со­ту че­ло­ве­ка и при­ро­ды. В этой це­ли чем вы­ше и со­вер­шен­нее бу­дут ее ра­бот­ни­ки, тем быс­т­рее окон­чит­ся тя­же­лый и да­ле­кий путь. Как нуж­ны бы бы­ли сей­час лю­ди, вам по­доб­ные, ос­во­бо­див­ше­му­ся на­ро­ду Ин­дии…

Гирин сдер­жал се­бя, спох­ва­тив­шись, что слиш­ком ув­лек­ся, и за­кон­чил уже спо­кой­но:

- Ваша йо­га, или пси­хо­фи­зи­оло­ги­чес­кое со­вер­шен­с­т­во­ва­ние, как ска­жет уче­ный За­па­да, пред­с­тав­ля­ет­ся мне креп­ким свин­чи­ва­ни­ем соз­на­тель­но­го с под­соз­на­тель­ным в пси­хи­ке че­ло­ве­ка, же­лез­ным стер­ж­нем, под­дер­жи­ва­ющим кре­пость ду­ши и те­ла, мо­гу­чим за­ря­дом энер­гии, де­ла­ющим че­ло­ве­ка спо­соб­ным к вы­со­ким взле­там, тя­же­лой борь­бе, не­обо­ри­мой стой­кос­ти. Но для че­го это все, как не для от­да­чи лю­дям, по­мо­щи им, борь­бы за уве­ли­че­ние кра­со­ты и счас­тья на зем­ле? Раз­ве не го­во­рил Буд­да как о ве­ли­чай­шей зас­лу­ге о вне­се­нии хо­тя бы кру­пи­цы счас­тья для лю­дей?

Человек, зна­ющий из па­ле­он­то­ло­гии свою ис­то­рию, тяж­кое вос­хож­де­ние к мыс­ля­ще­му су­щес­т­ву че­рез мил­ли­ар­ды лет бес­смыс­лен­но­го стра­да­ния жи­во­го, дол­жен чув­с­т­во­вать ог­ром­ную от­вет­с­т­вен­ность за свою судь­бу. Ка­кое пра­во он име­ет рис­ко­вать со­бой, го­во­рить о са­мо­унич­то­же­нии или от­ка­зе от жиз­ни и смер­ти, как то де­ла­ют йо­ги? Толь­ко для ин­ди­ви­ду­аль­но­го воз­не­се­ния? Ка­кая же это муд­рость, где тут вто­рая ча­ша ве­сов, на ко­то­рой все стра­да­ния жи­вой пло­ти в ее ис­то­ри­чес­ком пу­ти от аме­бы до че­ло­ве­ка? Чем так уж от­лич­на по сво­ему ре­зуль­та­ту по­доб­ная фи­ло­со­фия от бе­зум­но­го бре­да об очис­ти­тель­ном ог­не ад­с­кой бом­бы, ко­то­рая приз­ва­на унич­то­жить пог­ряз­шее в зло­бе че­ло­ве­чес­т­во? Как слу­чи­лось, что вы до сих пор сто­ите в сто­ро­не от ва­ше­го под­лин­но­го наз­на­че­ния?

Самый ве­ли­кий уче­ный на­ше­го ве­ка и один из ве­ли­чай­ших во все вре­ме­на, мой со­оте­чес­т­вен­ник Вер­над­с­кий ввел по­ня­тие но­ос­фе­ры - сум­мы кол­лек­тив­ных дос­ти­же­ний че­ло­ве­чес­т­ва в ду­хов­ной об­лас­ти, мыс­ли и ис­кус­ства. Она об­ни­ма­ет всех лю­дей оке­аном, фор­ми­ру­ющим все пред­с­тав­ле­ния о ми­ре, и на­до ли го­во­рить, как важ­но, что­бы во­ды это­го оке­ана ос­та­ва­лись чис­ты­ми и проз­рач­ны­ми. Все уси­лия лю­дей твор­чес­ких дол­ж­ны быть нап­рав­ле­ны сю­да, и нуж­но не толь­ко соз­да­вать но­вое, но и не поз­во­лять пач­кать преж­нее, вот еще од­на гро­мад­ная за­да­ча на поль­зу все­му ми­ру.

Гирин умолк, не­ук­лю­же пок­ло­нил­ся соб­рав­шим­ся и сел, вы­ти­рая пот­ное от нап­ря­же­ния и вол­не­ния ли­цо. Мол­ча­ние на­ру­шил Ви­тар­ка­нан­да.

- Я на­зы­ваю брах­ма­ном то­го, кто го­во­рит прав­ди­вую речь, по­учи­тель­ную, без рез­кос­тей и без на­ме­ре­ния оби­деть, - на­чал он по-та­миль­с­ки, пов­то­ряя по-ан­г­лий­с­ки для Ги­ри­на. - На­ука ста­ла ре­ли­ги­ей За­па­да, но есть еще мно­гое в че­ло­ве­ке, че­го она не зна­ет и не мо­жет от­ве­тить на все зап­ро­сы его ду­ши. Но го­ре ей, ес­ли на­ука не оп­рав­да­ет ги­ган­т­с­ких на­дежд, на нее воз­ла­га­емых, тог­да ев­ро­пей­с­кая мысль по­тер­пит пол­ней­ший мо­раль­ный крах…

Профессор Ви­тар­ка­нан­да нак­ло­нил на­бок го­ло­ву, как прис­мат­ри­ва­юща­яся к че­му-то пти­ца, и про­дол­жал:

- Пока ре­зуль­та­том ва­ше­го ус­т­рой­с­т­ва жиз­ни, бо­лее обес­пе­чен­но­го и ку­да бо­лее тех­ни­чес­ки мо­гу­щес­т­вен­но­го, чем на­ше, не яви­лось боль­шее счас­тье. Я не знаю Рос­сии, но ду­маю, что вы, стоя меж­ду За­па­дом и Вос­то­ком, взяв­шись за пе­ре­ус­т­рой­с­т­во жиз­ни по-но­во­му, - дру­гие. Но соб­с­т­вен­ная ста­тис­ти­ка аме­ри­кан­цев, под­т­вер­ж­да­емая на­уч­ны­ми ис­сле­до­ва­ни­ями, го­во­рит о не­ук­лон­ном рос­те нар­ко­ма­нии, ал­ко­го­лиз­ма и со­от­вет­с­т­вен­но пси­хи­чес­ких за­бо­ле­ва­ний. Счи­та­ет­ся, что из ста вось­ми­де­ся­ти мил­ли­онов аме­ри­кан­цев двад­цать во­семь мил­ли­онов лю­дей не­пол­но­цен­ны в от­но­ше­нии ду­шев­но­го или фи­зи­чес­ко­го здо­ровья, а во­семь мил­ли­онов с яв­но пов­реж­ден­ной пси­хи­кой. Чис­ло ум­с­т­вен­но от­с­та­лых лю­дей в Со­еди­нен­ных Шта­тах, по под­с­че­там ме­ди­цин­с­ких уч­реж­де­ний, пре­вос­хо­дит всех боль­ных ра­ком, скле­ро­зом, ту­бер­ку­ле­зом, по­ли­оми­ели­том и дру­ги­ми би­ча­ми че­ло­ве­чес­т­ва, вмес­те взя­ты­ми. Это в стра­не на­ибо­лее сы­той, да­ле­ко ушед­шей впе­ред в об­лас­ти тех­ни­чес­кой ци­ви­ли­за­ции. Где же здесь пре­иму­щес­т­ва за­пад­ной на­уки?

Профессор встал и по­до­шел к ба­люс­т­ра­де, об­рам­ляв­шей от­к­ры­тую часть ком­на­ты. Ги­рин впер­вые за­ме­тил, что они рас­по­ло­жи­лись на плос­кой кры­ше вы­со­кой час­ти до­ма, под­ни­мав­шей­ся, как при­зе­мис­тая квад­рат­ная баш­ня. Ед­ва раз­ли­чи­мо чер­не­ла в ноч­ном мра­ке гус­тая рас­ти­тель­ность пар­ка, сбе­гав­шая с хол­ма на приб­реж­ную рав­ни­ну. Ред­кие жел­тые огонь­ки зем­ли не мог­ли со­пер­ни­чать со ско­пи­щем звезд, на­вис­ших над бес­ко­неч­нос­тью тем­но­го мо­ря.

- Там и там, - Ви­тар­ка­нан­да по­ка­зал на оке­ан и на хол­мы, ус­ту­па­ми гро­моз­див­ши­еся по­за­ди до­ма, - мир, в ко­то­ром стра­ны точ­но тиг­ры, го­то­вые к прыж­ку. Чу­до­вищ­ные ра­ке­ты, мо­гу­щие сте­реть са­мые боль­шие го­ро­да в ядо­ви­тую пыль, на­це­ле­ны друг на дру­га. Ох­ва­чен­ные бе­зу­ми­ем во­ору­же­ния лю­ди, ве­ря­щие толь­ко в си­лу, хвас­та­ют­ся пе­ред всем ми­ром смер­то­нос­нос­тью сво­его ору­жия. Ги­ган­т­с­кие под­вод­ные лод­ки пла­ва­ют по оке­анам, так­же во­ору­жен­ные ра­ке­та­ми, го­то­вы­ми взле­теть из глу­би­ны вод. Пом­ню ри­су­нок в аме­ри­кан­с­ком жур­на­ле - ров­ное по­ле, за­се­ян­ное гус­той тра­вой, а под его мир­ной по­вер­х­нос­тью, в глу­бо­ких ко­лод­цах, ук­ры­ты акульи те­ла ра­кет, ко­то­рые в нуж­ный мо­мент прор­вут тон­кую крыш­ку и слой дер­на, под­ни­ма­ясь, что­бы об­ру­шить свое от­в­ра­ти­тель­ное со­дер­жи­мое на об­ре­чен­ную стра­ну.

Там вы­сы­ха­ют ре­ки и ску­де­ют по­ля, по­то­му что ле­са ис­че­за­ют, прев­ра­щен­ные в бу­ма­гу для бес­чис­лен­ных га­зет, из­ли­ва­ющих це­лый оке­ан без­зас­тен­чи­вой лжи. По­доб­ные псам из свя­щен­ной кни­ги хрис­ти­ан, га­зе­ты все вре­мя воз­в­ра­ща­ют­ся на из­вер­г­ну­тое ими же, сно­ва и сно­ва пус­кая в че­ло­ве­чес­кие мас­сы ложь или че­пу­ху, раз­ду­тую до не­во­об­ра­зи­мых раз­ме­ров. Те­перь еще од­но изоб­ре­те­ние за­пад­ной на­уки уже не сло­ва­ми, а кар­ти­на­ми, хи­ме­ри­чес­ки­ми и вред­ны­ми вы­дум­ка­ми за­пол­ня­ет до­суг лю­дей, при­ко­вы­вая их к гип­но­ти­зи­ру­ющим эк­ра­нам внут­ри душ­ных и тес­ных до­мов. До­суг, ко­то­рый мог бы быть от­дан по­лез­но­му со­вер­шен­с­т­во­ва­нию и под­лин­но прек­рас­но­му. Да­же то, что За­пад бе­рет у нас, пре­тер­пе­ва­ет чу­до­вищ­ное опош­ле­ние. Мни­мые йо­ги су­лят быс­т­рое воз­вы­ше­ние и мо­гу­щес­т­во, за день­ги, ко­неч­но, об­ма­ны­вая лег­ко­вер­ных, жаж­ду­щих чу­да и нес­по­соб­ных к гро­мад­но­му тру­ду ис­тин­ной йо­ги лю­дей.

В Аме­ри­ке рас­п­рос­т­ра­нил­ся так на­зы­ва­емый "буд­дизм" япон­с­кой сек­ты Дзен, прев­ра­щен­ный без­дель­ни­ка­ми, яко­бы ис­по­ве­ду­ющи­ми Дхар­му, в ди­кое из­в­ра­ще­ние да­же са­мых не­дос­той­ных об­ря­дов низ­ше­го ла­ма­из­ма. Праз­д­ные, ту­пые и ле­ни­вые, эти мни­мые "буд­дис­ты" пре­да­ют­ся скот­с­ким уте­хам.

Западные лю­ди са­ми на­ча­ли по­ни­мать, что от­каз от при­ро­ды ве­дет их ци­ви­ли­за­цию к боль­шой опас­нос­ти.

Будучи сам час­тью при­ро­ды, "че­ло­век тща­тель­но раз­ру­ша­ет ее вок­руг се­бя, ого­ляя мес­та сво­его оби­та­ния и соз­да­вая иде­аль­ные ус­ло­вия для за­бо­ле­ва­ний".

Другие го­во­рят, что че­ло­век "сок­ру­шил вок­руг се­бя ку­да боль­ше прек­рас­но­го, чем соб­рал в сво­их му­зе­ях и кар­тин­ных га­ле­ре­ях. Са­мое же гнус­ное, что он пы­та­ет­ся под­чи­нить ос­нов­ные за­ко­ны би­оло­гии вре­мен­ным за­ко­нам рын­ка". Кра­со­та и мно­го­об­ра­зие на­шей Зем­ли, ее лю­дей, при­ро­ды, ис­кус­ства, ге­рой­с­ких под­ви­гов ос­та­ет­ся в по­дав­ля­ющем мно­жес­т­ве слу­ча­ев не­из­вес­т­на сред­не­му че­ло­ве­ку, се­ро­му не ду­шой, а сво­им по­ра­зи­тель­ным не­ве­жес­т­вом, в уз­кой и мо­но­тон­ной жиз­ни.

Еще ху­же, ког­да в оп­ре­де­лен­ных це­лях на­ро­чи­то скры­ва­ют ши­ро­ту ог­ром­но­го ми­ра, нап­рав­ля­ют вни­ма­ние на мел­кие, яко­бы важ­ные спо­ры, на пус­тя­ко­вые воп­ро­сы, на мни­мых вра­гов. Или вос­х­ва­ля­ют имен­но за не­ве­жес­т­во и уз­кое са­мо­ог­ра­ни­че­ние в зна­нии. Все это опус­то­ша­ет, оз­лоб­ля­ет че­ло­ве­ка, де­ла­ет ду­хов­но ни­щим, не ви­дя­щим пу­тей к че­му-то боль­шо­му и ин­те­рес­но­му. Боль­шин­с­т­во лю­дей не по­ни­ма­ет, что ве­ли­кое мно­го­об­ра­зие и кра­соч­ность ми­ра бу­дут слу­жить им креп­чай­шей ду­шев­ной под­дер­ж­кой на про­тя­же­нии всей жиз­ни. А те, кто кра­дет у них вре­мя и воз­мож­ность поз­на­ва­ния ми­ра, - по­ис­ти­не лю­до­еды-тиг­ры.

Все боль­ше ста­но­вит­ся у вас лю­дей в тем­ных оч­ках, скры­ва­ющих са­мое прек­рас­ное в че­ло­ве­ке - его гла­за, бо­ящих­ся прав­ди­во­го взгля­да, чес­т­но от­ра­жа­юще­го чув­с­т­ва. Вот за­пад­ная ци­ви­ли­за­ция, рас­пол­за­юща­яся по все­му ми­ру, как бо­лезнь. Что мо­жет сде­лать с ней йог, во­ору­жен­ный лишь си­ла­ми соб­с­т­вен­ной ду­ши?

Профессор умолк, под­дер­жан­ный со­чув­с­т­вен­ны­ми кив­ка­ми вы­со­ких тюр­ба­нов. Ги­рин по­нял, что на­до от­ве­чать, и наб­рал воз­ду­ху в ши­ро­кую грудь.

- Еще ни од­на ре­ли­гия на зем­ле не оп­рав­да­ла воз­ла­гав­ших­ся на нее людь­ми на­дежд по спра­вед­ли­во­му ус­т­рой­с­т­ву ми­ра и жиз­ни. Как ни гро­зи­ли са­мы­ми ужас­ны­ми на­ка­за­ни­ями хрис­ти­ан­с­кий, буд­дий­с­кий, му­суль­ман­с­кий, ев­рей­с­кий ад или бу­ду­щи­ми пе­ре­воп­ло­ще­ни­ями в гнус­ных су­ществ - ин­ду­изм, пе­ре­ус­т­рой­с­т­ва жиз­ни в сог­ла­сии с ре­ли­ги­оз­ны­ми прин­ци­па­ми не по­лу­чи­лось. На­ука мо­жет дос­тичь го­раз­до боль­ше­го, но при ус­ло­вии, что она зай­мет­ся че­ло­ве­ком во всей его слож­нос­ти. Я приз­наю пря­мо, что это­го в ев­ро­пей­с­кой на­уке, к со­жа­ле­нию, и в на­шей со­вет­с­кой еще нет. Но у нас есть дру­гое - в борь­бе раз­лич­ных иде­оло­гий все бо­лее ши­рит­ся рас­п­рос­т­ра­не­ние ком­му­нис­ти­чес­ких идей, и окон­ча­тель­ная по­бе­да иде­оло­гии ком­му­низ­ма не­из­беж­на.

"Почему?" - на­вер­ное, спро­си­те вы. Я от­ве­чу: по­то­му, что ни­ка­кая ре­ли­гия или дру­гая иде­оло­гия не обе­ща­ет рав­ной жиз­ни на зем­ле каж­до­му че­ло­ве­ку - силь­но­му и сла­бо­му, ге­ни­аль­но­му и ма­лос­по­соб­но­му, кра­си­во­му и нек­ра­си­во­му. Рав­ной со все­ми в поль­зо­ва­нии все­ми бла­га­ми и кра­со­та­ми жиз­ни те­перь же, не в мни­мых бу­ду­щих су­щес­т­во­ва­ни­ях, не в заг­роб­ном ми­ре. А так как че­ло­ве­чес­т­во в об­щем сос­то­ит из сред­них лю­дей, то ком­му­низм на­ибо­лее ус­т­ра­ива­ет по­дав­ля­ющую часть че­ло­ве­чес­т­ва. Вра­ги на­ши го­во­рят, что рав­ная жизнь у сла­бых по­лу­ча­ет­ся за счет силь­ных, но ведь в этом суть спра­вед­ли­вос­ти ком­му­низ­ма, так же как и вер­шин ин­ду­из­ма или фи­ло­со­фии чис­то­го буд­диз­ма. Для это­го и на­до ста­но­вить­ся силь­ны­ми - что­бы по­мо­гать всем лю­дям под­ни­мать­ся на вы­со­кий уро­вень жиз­ни и поз­на­ния. Раз­ве вы ви­ди­те здесь ка­кое-ни­будь про­ти­во­ре­чие с зна­ме­ни­тым прин­ци­пом йо­ги: "Обе­ре­гай ближ­не­го и даль­не­го и по­мо­гай ему воз­вы­сить­ся"? Для ме­ня не сек­рет, что на За­па­де, да, на­вер­ное, и здесь, на Вос­то­ке, мно­гие лю­ди, да­же ши­ро­ко об­ра­зо­ван­ные и са­ми по се­бе не ре­ли­ги­оз­ные, счи­та­ют от­к­ры­то­го ате­ис­та че­ло­ве­ком амо­раль­ным. Де­ло прос­тое - мо­раль­ные прин­ци­пы это­го ми­ра сфор­му­ли­ро­ва­ны ре­ли­ги­ей и внед­ря­ют­ся че­рез нее. Сле­до­ва­тель­но, счи­та­ют эти лю­ди, что ате­ист дол­жен вмес­те с ре­ли­ги­ей от­вер­гать и все ус­тои мо­ра­ли и эти­ки. Я был бы рад, ес­ли бы вы уви­де­ли за мо­ими не­со­вер­шен­ны­ми фор­му­ли­ров­ка­ми, что из ма­те­ри­ализ­ма вмес­те с глу­бо­ким поз­на­ни­ем при­ро­ды вы­рас­та­ет и но­вая мо­раль, но­вая эти­ка и эс­те­ти­ка, бо­лее со­вер­шен­ная по­то­му, что ее прин­ци­пы по­ко­ят­ся на на­уч­ном изу­че­нии за­ко­нов раз­ви­тия че­ло­ве­ка и об­щес­т­ва, на ис­сле­до­ва­нии не­из­беж­ных ис­то­ри­чес­ких из­ме­не­ний жиз­ни и пси­хи­ки, на поз­на­нии не­об­хо­ди­мос­ти об­щес­т­вен­но­го дол­га. Что у ма­те­ри­алис­та то­же ве­щая ду­ша и сер­д­це, пол­ное тре­во­ги, по вы­ра­же­нию на­ше­го ве­ли­ко­го по­эта. Тре­во­ги не толь­ко за се­бя, но и за весь ок­ру­жа­ющий мир, с ко­то­рым не­раз­де­лен каж­дый че­ло­век, и судь­ба ми­ра - его судь­ба.

Но ес­ли ве­щая ду­ша и жес­т­кая дис­цип­ли­на по­ве­де­ния так­же сос­тав­ля­ют не­об­хо­ди­мые ка­чес­т­ва йо­га, то пол­ное тре­во­ги за судь­бы лю­дей и ми­ра сер­д­це вы оде­ли в бро­ню без­раз­ли­чия и не­со­чув­с­т­вия.

Но есть еще од­но в иде­оло­гии ком­му­низ­ма, обус­лов­ли­ва­ющее не­от­в­ра­ти­мость ее рас­п­рос­т­ра­не­ния во всем ми­ре. Ни­ка­кая дру­гая об­щес­т­вен­ная сис­те­ма не на­пол­ня­ет боль­шим и вы­со­ким смыс­лом жизнь каж­до­го сред­не­го че­ло­ве­ка, ибо жизнь для дру­гих, для боль­шой це­ли свет­ла и ин­те­рес­на, а жизнь для се­бя убо­га!

Гирин так­же по­до­шел к ба­люс­т­ра­де и стал спи­ной к ней, ли­цом к ин­дий­цам.

- На этой зем­ле, - вос­к­лик­нул он, про­тя­нув ру­ку в от­к­ры­ва­юще­еся с бал­ко­на прос­т­ран­с­т­во, - дру­гой зем­ли че­ло­ве­ку не да­но. Он еще не до­рос, что­бы про­бить­ся к дру­гим пла­не­там, че­рез ха­ос не­ор­га­ни­зо­ван­ной ма­те­рии кос­мо­са. И по­ка мы дос­то­вер­но зна­ем, что в на­шем учас­т­ке Га­лак­ти­ки толь­ко здесь, на Зем­ле, ма­те­рия под­ня­лась до мыс­ли и воз­мож­нос­ти пе­ре­ус­т­рой­с­т­ва ми­ра по за­ко­нам кра­со­ты и доб­ра. Со­вер­шен­с­т­во на­ше­го ор­га­низ­ма, по­ня­тое в Ин­дии из­д­рев­ле, не яви­лось да­ром бо­гов. Оно за­во­ева­но, за­ра­бо­та­но стра­да­ни­ями, кровью, мил­ли­ар­да­ми мил­ли­ар­дов жертв на пу­ти ис­то­ри­чес­ко­го раз­ви­тия жи­вот­но­го ми­ра пла­не­ты. Как же мы мо­жем от­речь­ся от зем­ной жиз­ни, пре­дос­та­вить не­веж­дам и не­го­дя­ям раз­ру­шить и раз­г­ра­бить прек­рас­ную при­ро­ду и сде­лать всес­то­рон­не ни­щи­ми гря­ду­щие по­ко­ле­ния?

Гирин умолк и стал рас­смат­ри­вать хит­рос­п­ле­те­ния резь­бы на мра­мор­ных брусь­ях. Прис­лу­ши­вать­ся к раз­го­во­ру бы­ло бес­по­лез­но, так как он ни сло­ва не по­ни­мал.

Индийцы го­во­ри­ли нег­ром­ко, по оче­ре­ди, не пе­ре­би­вая и не воз­вы­шая го­ло­са. Слу­ги внес­ли под­но­сы, ус­тав­лен­ные вы­со­ки­ми бо­ка­ла­ми с кис­ло­ва­тым хо­лод­ным на­пит­ком вро­де ли­мо­на­да. Ги­рин с удо­воль­с­т­ви­ем осу­шил свой бо­кал. То один, то дру­гой из при­сут­с­т­ву­ющих вни­ма­тель­но взгля­ды­вал на рус­ско­го вра­ча. Ги­рин со­об­ра­жал, уда­лось ли ему объ­яс­нить наз­рев­шую не­об­хо­ди­мость вза­имо­по­ни­ма­ния меж­ду нас­лед­ни­ка­ми мо­гу­чей мыс­ли Ин­дии и сов­ре­мен­ной ма­те­ри­алис­ти­чес­кой на­укой. По­жа­луй, его выс­туп­ле­ние не по­лу­чи­лось, ка­ким оно дол­ж­но бы­ло бы быть. От­сут­с­т­вие под­го­тов­ки… глав­ные мыс­ли сле­до­ва­ло бы на­пи­сать за­ра­нее по-ан­г­лий­с­ки, да кто ж его знал!

Размышления его бы­ли прер­ва­ны стар­цем Па­ра­мат­ма­нан­дой. С по­мощью двух сво­их со­се­дей он встал с си­денья и пок­ло­нил­ся Ги­ри­ну, ска­зав нес­коль­ко фраз.

- Мои друзья бла­го­да­рят рус­ско­го уче­но­го за ум­ную речь, - пе­ре­вел про­фес­сор, - они ус­лы­ша­ли чет­кое из­ло­же­ние по­зи­ций ма­те­ри­алис­та в от­но­ше­нии фи­ло­соф­с­кой мыс­ли и не­ко­то­рых осо­бен­нос­тей ин­дий­с­кой умоз­ри­тель­ной на­уки. Ди­амет­раль­ная про­ти­во­по­лож­ность взгля­дов не ис­пу­га­ла их - мы дав­но поз­на­ли ди­алек­ти­ку жиз­ни. Бо­лее то­го, эта про­ти­во­по­лож­ность да­ет на­деж­ду на глу­бо­кое по­ни­ма­ние и сов­мес­т­ное ис­сле­до­ва­ние не­ко­то­рых воп­ро­сов - вам со сво­ей сто­ро­ны, нам - со сво­ей.

- Мои друзья, - про­дол­жал Ви­тар­ка­нан­да пос­ле па­узы, - на­де­ют­ся, что вы при­еде­те сно­ва, и пред­ла­га­ют вам со­дей­с­т­вие во всем, что вы за­хо­ти­те уз­нать во вре­мя пре­бы­ва­ния здесь или в дру­гих го­ро­дах Ин­дии. Мы с удо­воль­с­т­ви­ем со­бе­рем­ся на но­вую встре­чу с ва­ми. А сей­час мои друзья вы­нуж­де­ны нас по­ки­нуть.

Гирин поп­ро­щал­ся с каж­дым в от­дель­нос­ти по-ин­дий­с­ки, де­лая на­мас­те, то есть скло­няя го­ло­ву над сло­жен­ны­ми пе­ред со­бой ла­до­ня­ми. Хо­зя­ин по­шел про­во­жать гос­тей, поп­ро­сив Ги­ри­на ос­тать­ся еще на нес­коль­ко ми­нут. Тот при­нял­ся хо­дить под лег­ким ве­чер­ним ве­тер­ком, да­вая раз­ряд­ку нер­в­но­му нап­ря­же­нию.

Витаркананда, вер­нув­шись с не­боль­шим свер­т­ком в ру­ках, при­со­еди­нил­ся к не­му.

- Должен ска­зать, - за­го­во­рил Ви­тар­ка­нан­да, - что ни один из мо­их ев­ро­пей­с­ких дру­зей еще не удос­та­ивал­ся та­ко­го вни­ма­ния. Мои друзья из­ве­да­ли мно­гое на пу­ти, и по­ис­ки ва­ши выз­ва­ли у них ува­же­ние и дру­жес­кое учас­тие.

Вы пра­вы, что ана­ли­ти­чес­кое ис­сле­до­ва­ние внеш­не­го ми­ра за­пад­ной на­укой мож­но со­че­тать с ин­т­ра­вер­ти­ро­ван­ным син­те­зом йо­ги лишь ди­алек­ти­чес­ки. Вы зна­ете, что от­дель­ные лю­ди в прош­лом и нас­то­ящем об­ла­да­ли по­доб­ным уме­ни­ем, но еще нет да­же приз­на­ков рас­п­рос­т­ра­не­ния син­те­за муд­рос­ти За­па­да и Вос­то­ка. Мне из­вес­т­ны пред­с­ка­за­ния, что Рос­сия пер­вой сту­пит на этот путь, не­из­беж­ный для выс­ше­го бу­ду­ще­го поз­на­ния, но по­ка еще не сту­пи­ла. Это удив­ля­ет нас, по­то­му что пси­хо­ло­ги­чес­кие ме­то­ды йо­ги осо­бен­но важ­ны для вы­ра­бот­ки со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния ин­ди­ви­да.

"Йога есть ис­ку­шен­ность в дей­с­т­ви­ях", - ска­зал Шри Ра­мак­риш­на, ука­зы­вая, что че­ло­век вжи­ва­ет­ся в йо­гу и ле­пит се­бя по соз­дан­но­му им иде­алу. Но ко­му, как не вам, знать, что че­ло­век вне на­ро­да, вне об­щес­т­ва - пус­тая аб­с­т­рак­ция. На­род вне че­ло­ве­чес­т­ва то­же аб­с­т­рак­ция. По­это­му ус­пех в прак­ти­ке той или дру­гой йо­ги за­ви­сит от сос­то­яния об­щес­т­ва и че­ло­ве­чес­т­ва. Толь­ко что окон­чи­лась же­лез­ная эпо­ха Ка­ли-Юга, в ко­то­рую мож­но бы­ло прак­ти­ко­вать лишь кар­му-йо­гу и бхак­ти-йо­гу, те­перь по­дош­ло вре­мя и для дру­гих йог.

Бхагавад-Гита го­во­рит, что кри­те­рий Прав­ды - Бла­го, и это оп­ре­де­ле­ние по­ляр­но за­пад­но­му праг­ма­тиз­му Джем­са с его поль­зой, как кри­те­ри­ем дей­с­т­ви­тель­нос­ти.

Мы зна­ем нес­коль­ко до­рог. Хат­ха-йо­га - че­ло­век, ов­ла­дев­ший ею, - яв­ля­ет­ся вла­ды­кой ды­ха­ния - это лишь низ­шая сту­пень, на­пол­ня­ющая те­ло жиз­нен­ной мощью. Но есть еще ла­йя-йо­га, или путь во­ли с ее под­раз­де­ле­ни­ями, вклю­ча­ющи­ми шак­ти-йо­гу, или вла­ды­чес­т­во над энер­ги­ей, воз­буж­да­ющее си­лы при­ро­ды, ян­т­ру-йо­гу, или путь вла­ды­чес­т­ва над фор­мой, ман­т­ру-йо­гу - вла­ды­чес­т­во над зву­ком, си­ла­ми зву­ко­вых виб­ра­ций. Дхьяна-йо­га, или путь раз­мыш­ле­ния, да­ет власть над си­ла­ми мыс­ли­тель­но­го про­цес­са.

Мне ка­жет­ся, что бли­же всех вам рад­жа-йо­га, или йо­га ме­то­да и ана­ли­за, осо­бен­но тот ее раз­дел, ко­то­рый наз­ван джна­ни-йо­гой, или пу­тем зна­ния, вла­ды­чес­т­ва над си­ла­ми ин­тел­лек­та. Так­же не чужд вам путь кар­ма-йо­ги, или йо­ги дей­с­т­вия, об­щес­т­вен­ной дис­цип­ли­ны и по­ни­ма­ния вза­имос­вя­зи яв­ле­ний в жиз­ни. Оши­бусь ли я, ес­ли ска­жу, что тре­бо­ва­ния, ко­то­рые ста­вит че­ло­ве­ку тот об­щес­т­вен­ный строй, к ко­то­ро­му вы стре­ми­тесь в Рос­сии, во мно­гом по­хо­жи на кар­ма-йо­гу? Но вы сов­сем да­ле­ки от та­ких раз­де­лов рад­жа-йо­ги, как кун­да­ли­ни-йо­га и са­мад­хи-йо­га, - пу­тей вла­ды­чес­т­ва над нер­в­но-пси­хи­чес­ки­ми си­ла­ми и си­ла­ми эк­с­та­за, проз­ре­ния и со­еди­не­ния с оке­аном ми­ро­вой ду­ши.

Как бы ни бы­ли раз­лич­ны на­ши ме­то­ды, та ве­ли­кая цель, ка­кую се­бе ста­вит че­ло­век, - поз­на­ние при­ро­ды и са­мо­го се­бя - так же вдох­нов­ля­ет нас, как и вас.

Нельзя не скло­нить с ува­же­ни­ем го­ло­вы пе­ред ти­та­ни­чес­ки­ми уси­ли­ями ма­те­ри­алис­тов и гро­мад­ны­ми ус­пе­ха­ми ма­те­ри­аль­ной на­уки. По­это­му так ин­те­рес­ны нам мыс­ли о ду­хов­ной де­ятель­нос­ти че­ло­ве­ка, ка­кие выс­ка­за­ны ва­ми, ма­те­ри­алис­том из Со­вет­с­кой Рос­сии, а так­же точ­ки соп­ри­кос­но­ве­ния поз­на­ний, на­ме­чен­ные ва­шей речью.

Я ве­рю в здра­вый смысл и ра­зум по­то­му, что знаю ис­то­рию и учусь по­ни­мать пси­хо­ло­гию лю­дей. Ко­неч­но, уз­ка и труд­на та един­с­т­вен­но вер­ная до­ро­га к ком­му­нис­ти­чес­ко­му об­щес­т­ву, ко­то­рую мож­но упо­до­бить лез­вию брит­вы. От всех лю­дей на этом пу­ти тре­бу­ет­ся глу­бо­кое ду­хов­ное са­мо­вос­пи­та­ние, но сов­сем ско­ро они пой­мут, что их на пла­не­те те­перь мно­го. Прос­тое про­буж­де­ние мо­гу­чих со­ци­аль­ных ус­то­ев че­ло­ве­чес­кой пси­хи­ки, про­буж­де­ние чувств брат­с­т­ва и по­мо­щи, ко­то­рые уже бы­ли в прош­лом, но бы­ли по­дав­ле­ны ве­ка­ми уг­не­те­ния, за­вис­ти, ре­ли­ги­оз­ной и на­ци­ональ­ной роз­ни ра­бов­ла­дель­чес­ких, фе­одаль­ных и ка­пи­та­лис­ти­чес­ких об­ществ, даст лю­дям та­кую си­лу, что са­мые сви­ре­пые уг­не­те­ния, са­мые же­лез­ные ре­жи­мы рух­нут кар­точ­ны­ми до­ми­ка­ми, так что че­ло­ве­чес­т­во зас­ты­нет в удив­ле­нии. Так рух­ну­ло у нас са­мо­дер­жа­вие, так раз­ва­ли­лись ко­ло­ни­аль­ные им­пе­рии и раз­ные дик­та­ту­ры Цен­т­раль­ной Аме­ри­ки.

ИЗ КНИГИ "ЧАС БЫКА"

В шко­ле треть­его цик­ла на­чал­ся пос­лед­ний год обу­че­ния. В кон­це его уче­ни­ки под ру­ко­вод­с­т­вом уже из­б­ран­ных мен­то­ров дол­ж­ны бы­ли прис­ту­пить к ис­пол­не­нию под­ви­гов Гер­ку­ле­са. Го­то­вя се­бя к са­мос­то­ятель­ным дей­с­т­ви­ям, де­вуш­ки и юно­ши с осо­бым ин­те­ре­сом про­хо­ди­ли об­зор ис­то­рии че­ло­ве­чес­т­ва Зем­ли. Са­мым важ­ным счи­та­лось изу­че­ние идей­ных оши­бок и не­вер­но­го нап­рав­ле­ния со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции на тех сту­пе­нях раз­ви­тия об­щес­т­ва, ког­да на­ука да­ла воз­мож­ность уп­рав­лять судь­бой на­ро­дов и стран спер­ва лишь в ма­лой сте­пе­ни, а за­тем пол­нос­тью. Ис­то­рия лю­дей Зем­ли срав­ни­ва­лась со мно­жес­т­вом дру­гих ци­ви­ли­за­ций на да­ле­ких ми­рах Ве­ли­ко­го Коль­ца.

Учитель знал - пос­ле мол­ча­ния пос­ле­ду­ют воп­ро­сы, тем бо­лее пыт­ли­вые, чем силь­нее за­де­ла мо­ло­дых лю­дей об­ри­со­ван­ная им ис­то­ри­чес­кая кар­ти­на. И, ожи­дая их, он ста­рал­ся уга­дать, что боль­ше все­го за­ин­те­ре­со­ва­ло уче­ни­ков се­год­ня, что мог­ло ос­тать­ся не­по­нят­ным… По­жа­луй, пси­хо­ло­гия лю­дей в труд­ные эпо­хи пе­ре­хо­да от низ­ших об­щес­т­вен­ных форм к выс­шим, ког­да ве­ра в бла­го­род­с­т­во и чес­т­ность че­ло­ве­ка, в его свет­лое бу­ду­щее разъ­еда­лась наг­ро­мож­де­ни­ем лжи, бес­смыс­лен­ной жес­то­кос­ти и стра­ха. Сом­не­ния обе­зо­ру­жи­ва­ли бор­цов за пре­об­ра­зо­ва­ние ми­ра или де­ла­ли лю­дей рав­но­душ­ны­ми ко все­му, ле­ни­вы­ми ци­ни­ка­ми. Как по­нять чу­до­вищ­ные мас­со­вые пси­хо­зы в кон­це ЭРМ - Эры Ра­зоб­щен­но­го Ми­ра, при­во­див­шие к унич­то­же­нию куль­ту­ры и из­би­ению луч­ших? Мо­ло­дые лю­ди ЭВР - Эры Встре­тив­ших­ся Рук - без­мер­но да­ле­ки от все­го, что свя­за­но с ис­те­ри­чес­ки нап­ря­жен­ной нер­воз­нос­тью и стра­ха­ми прош­лых вре­мен…

Наши рекомендации