Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета. Раздел 1. Пояснительная записка
Раздел 1. Пояснительная записка
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации в школе и обществе.
Нарушения речи у обучающихся воспитанников носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую сторону речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только какой- то один изолированный дефект.
В данной программе отражён системный подход, который определяет содержание коррекции нарушений речи у обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекция нарушений речи обучающихся воспитанников в классах коррекции требует организации специальной логопедической работы. Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов.
Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило 20-30 минут.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 5-9 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой, используемой на уроках трудового обучения.
В структуру занятия входит:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Программа составлена для учащихся 5-9 классов среднеобразовательной массовой школы с речевым диагнозом «системное недоразвитие речи степени». Рассчитана: 6б, 7б, 8б,9б класс на 18 часов
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
Целью программы является коррекция речи и мышления обучающихся воспитанников.
Программа построена с учётом содержания программы изучения русского языка и включает изучение предметов и явлений окружающего мира, сведений, доступных для обучающихся воспитанников.
Содержание программы направлено на решение следующих основных задач:
-создание коррекционных условий для развития познавательных функций и личностных особенностей;
-развитие произвольного внимания;
-развитие и совершенствование всех видов сенсорной и словесной логической памяти;
-развитие речевого внимания;
-развитие мышления, формирование мыслительных процессов и операций;
-воспитание речевой и мыслительной активности;
-развитие и совершенствование общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;
-совершенствование имеющейся у обучающихся воспитанников речи;
-практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
-овладение фонетическим строем языка, воспитание артикуляционных навыков, коррекция звукопроизношения, овладение звуко- слоговой структурой, формирование фонематического восприятия.
-обучение грамоте, формирование звукобуквенного анализа;
-развитие связной речи.
Раздел 3. Содержание учебной программы
Программа включает в себя разделы:
1)коррекция звуковой стороны речи;
2)формирование лексико-грамматического строя.
В основе системы занятий по данной программе лежит комплексный подход, который направлен на решение взаимосвязанных задач по развитию фонематического, лексического, грамматического строя речи как основы связанного высказывания. Ведущим принципом планирования занятий является взаимосвязь собственно речевых задач с коррекционными и воспитательными.
Решение речевых задач: воспитание звуковой культуры речи, формирование её грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи и др. – осуществляется через постепенное изложение заданий от занятия к занятию.
Предварительный этап устранения нарушений звукопроизношения является более продолжительным и характеризуется качественно иным содержанием. На этом этапе проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, гнозиса, мнезиса. Учитывая особенности просодических компонентов речи у обучающихся воспитанников с ОВЗ, на этом этапе проводится работа и над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.
Обучение обучающихся воспитанников в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой - подготовку к овладению грамотой в объёме, предусмотренном программой для коррекционной школы.
В первую очередь с помощью специальных приёмов исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетаются с развитием фонематического восприятия. С этой целью обучающиеся воспитанники привлекается к различию между твёрдыми и мягкими звуками, глухими и звонкими, звуками, отличающимися способом или местом артикуляции. Постоянно ставятся задачи, требующие сравнения тех или иных звуковых элементов слова. Развиваются произвольное внимание и слуховая память.
Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава слова.
При разработке методики работы по данной программе материал подбирался с учётом перечисленных задач, т.е. в процессе развития звукопроизношения одновременно, и на том же звуковом материале планируется упражнения в анализе и синтезе звукового состава слова, в письме и чтении.
Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются. В тоже время введение в речь обобщающих слов способствует развитию операции обобщения. В работе по обогащению словарного запаса большое внимание уделяется предикативному словарю (глаголы, прилагательные, числительные).
Формирование грамматического строя речи осуществляется в следующих направлениях:
1)формирование глубинной и поверхностной структуры предложения;
2)совершенствование навыков словоизменения и словообразования;
3)совершенствование связной речи.
В процессе работы по развитию навыков словоизменения и словообразования обращается внимание на изменение существительных по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного. Порядок работы определяется последовательностью появления форм слова в онтогенезе.
Развитие связной речи осуществляется в процессе и на основе всех перечисленных выше направлений работы: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи. С этой целью в занятия включены упражнения на рассматривание и описание предметов, совместное рассказывание, повторение текста. Система логопедической работы по формированию связной речи предусматривает постепенное увеличение самостоятельности. Поэтому развитие связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетно-ролевых картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на картинки, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картинке, самостоятельный пересказ.
Программа составлена с учётом умственных и возрастных возможностей обучающихся воспитанников. Частая повторяемость тем, но с включением элементов новизны. Это связано со слабой памятью, быстрой утомляемостью учащихся. Темы, включённые в программу, рассчитаны на более длительные сроки, т.к. нарушения речи у таких воспитанников носят стойкий характер.
Используется максимальная наглядность: схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, технические средства обучения. Лексический материал подобран с учётом умственного и речевого развития. В процессе работы по данной программе осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка. Таким образом, выполняется основная задача логопедической работы в коррекционной школе: практическое овладение русским языком.
Раздел 4. Тематическое планирование занятий с учащимися 5-9 классов
№п/п | Разделы рабочей программы | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. | 5в,6в класс Обследование устной и письменной речи -обследование звукопроизношения; -обследование умения образовывать слова; -обследование умения правильно употреблять грамматические формы; -обследование фразовой речи; -обследование фонематической стороны речи; -обследование связной речи; -обследование состояния чтения и письма. Коррекция устной и письменной речи учащихся -слово -предложение -грамматическое оформление предложения и распространение Работа над связной речью -пересказы -устные сочинения Работа над слого-звуковым составом -слоговой состав слова -ударение -согласные звуки Исправление дисграфии у учащихся -работа над словом -дифференциация гласных -дифференциация согласных 7в-8в класс Обследование устной и письменной речи -обследование звукопроизношения; -обследование умения образовывать слова; -обследование умения правильно употреблять грамматические формы; -обследование фразовой речи; -обследование фонематической стороны речи; -обследование связной речи; -обследование состояния чтения и письма. Коррекция устной и письменной речи учащихся -слово -предложение -грамматическое оформление предложения и распространение Работа над связной речью -пересказы -устные сочинения Работа над слого-звуковым составом -слоговой состав слова -ударение -согласные звуки Исправление дисграфии у учащихся -работа над словом -дифференциация гласных -дифференциация согласных 9б класс Обследование устной и письменной речи -обследование звукопроизношения; -обследование умения образовывать слова; -обследование умения правильно употреблять грамматические формы; -обследование фразовой речи; -обследование фонематической стороны речи; -обследование связной речи; -обследование состояния чтения и письма. Звуковая сторона речи -повторение понятий «звук» и «буква». -алфавит -звуки гласные и согласные -слогообразующая роль гласных -употребление ь на конце и в середине слова -разделительный ь перед гласными е, ё, и, ю, я -различение шипящих ч, щ,ж,ш (сочетание и правописание гласных с шипящими). -согласование звонкие и глухие (правописание на конце и в середине слова з-с, б-п, в-ф, г-к) -дифференциация звонких и глухих согласных -различение ударных и безударных гласных -правописание безударных гласных в корне -проверка правописания путём изменения формы слова (вода-воды) -родственные слова -корень слова -различение букв по кинестетическому сходству и оптическому (б-д, р-п, х-ж, т-п, л-м) -многосложные слова Лексико- грамматическая сторона речи. -название предметов и явлений,их группировка. -расширение круга собственных имён (название морей, озёр, рек, стран, городов, материков) -характеристика предметов и явлений по их свойства -умение выделять в тексте существительные и ставить к ним вопросы -сравнение предметов, их классификация -родственные слова -слова, обозначающие действие предметов -умение находить в тексте слова, обозначающие действия предметов -согласование существительных с глаголом в роде и числе -практическое усвоение согласования глагола с личными местоимениями и существительными в лице и числе -слова, обозначающие качества предметов -практическое усвоение согласование прилагательных с существительными -обогащение словаря наречиями (согласно развитию детей) -практическое употребление наречий в связной речи (примыкание на программном материале) -употребление в речи простых и сложных предлогов: до, без, под, над, около, перед -простое распространённое предложение -установление связи между словами в предложениях по вопросам -главные и второстепенные члены предложения -составление и запись рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке и подробному вопроснику, восстановление несложного дифференцированного текста по вопросам, описание знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану (в виде вопросов) под руководством логопеда | 18 часов 2 часа 4 часа 4 часа 4 часа 4 часа 18 часов 2 часа 4 часа 4 часа 4 часа 4 часа 18 часов 2 часа 4 часа 12 часов |