Распределение часов по темам и видам учебной работы
Учебно-методический комплекс по курсу по выбору
«ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ»
(название)
Специальность: 050706.65 Педагогика и психология____
(код по ОКСО) (наименование специальности)
Согласовано: Рекомендовано кафедрой:
Учебно-методическое управление Протокол №____
«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.
________________________ Зав. кафедрой _________
Южно-Сахалинск
Автор-составитель:
Шешукова Оксана Валерьевна
Кандидат психологических наук, доцент
Учебно-методический комплекс курса по выбору «Гендерный подход в образовании» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования специальности 050706.65 Педагогика и психология.
Дисциплина входит в региональный компонент цикла специальных дисциплин и изучается по выбору (ДПП. В.00.).
Согласование с деканом обучающего факультета:
Декан Романова М. А.
Директор библиотеки Квитченко Е. В.
Содержание
I. Рабочая программа дисциплины................................................................. 4
1. Цели и задачи изучения дисциплины.............................................................. 4
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины............................. 4
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля ........... 5
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы............................................... 5
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы............................ 5
4. Содержание курса............................................................................................ 6
5. Темы практических и семинарских занятий................................................... 8
6. Методические рекомендации по проведению гендерной экспертизы урока 11
7. Учебно-методическое обеспечение................................................................ 12
7.1. Литература.................................................................................................. 12
7.2. Методические указания студентам............................................................. 14
7.3. Методические рекомендации для преподавателя...................................... 14
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций....................................................... 14
Цели и задачи изучения курса по выбору
Основной целью курса по выбору «Гендерный подход в образовании» является закрепление у студентов представления о социально-психологическом содержании понятия «гендер».
Задачи:
1. Развить навыки использования знаний гендерной психологии в практической деятельности педагога-психолога.
2. Подготовить студентов к исследованию гендерных особенностей учащихся.
3. Ознакомить студентов с основными понятиями в области гендерной психологии.
4. Дополнить и углубить сведения о гендерной социализации индивида в процессе онтогенеза.
5. Сформировать адекватное представление студентов о гендерном подходе в образовании.
6. Раскрыть различия между гендерным и полоролевыми подходами в работе школьного психолога и в образовании в целом.
Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины специалист должен:
иметь представлениео гендерных особенностях личности учащегося на разных этапах онтогенеза;
знать основные теоретические подходы и понятия гендерной психологии в образовании;
уметь использовать полученные теоретические знания на практике;
приобрести навыкииспользования знаний в области гендерной психологии в практической деятельности педагога-психолога.
владеть, иметь опыт проведения психологической диагностики гендерных особенностей детей и подростков
Объем дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Форма обучениядневная
Вид учебной работы | Количество часов | |
Аудиторные занятия: | ||
лекции | ||
практические и семинарские занятия | ||
лабораторные работы (лабораторный практикум) | - | |
Самостоятельная работа | ||
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ | ||
Текущий контроль(количество и вид текущего контроля) | Проведение гендерной экспертизы урока | |
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) | зачет экзамен | |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Форма обучениядневная
Названия разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Виды учебных занятий | |||
Аудиторные занятия, в том числе | Самостоя-тельная работа | ||||
лекции | Практ. занятия, семинары | Лабор. работы | |||
Раздел 1. Теоретические основы гендерного подхода в образовании | |||||
1. Введение в гендерную психологию | |||||
2. Гендерная социализация личности | |||||
3. Гендерные характеристики на разных возрастных этапах развития | |||||
4. Гендерный подход в работе педагога-психолога | |||||
5.Психолого-педагогическое сопровождение гендерного развития ребенка | |||||
Раздел 2. Использование гендерной психологии в образовательной практике | |||||
6. Психодиагностическое исследование гендерных особенностей личности | |||||
7. Психокоррекция и развитие гендерной идентичности и гендерной толерантности | |||||
8. Предотвращение гендерной дискриминации и гендерных конфликтов | |||||
ИТОГО: |
Содержание курса
Раздел 1. Теоретические основы гендерного подхода в образовании.
Тема 1. Введение в гендерную психологию.
Гендерная психология как наука. История и предпосылки развития представлений о гендере в психологии. Взаимосвязь понятий «пол» и «гендер». Понятие о половых и гендерных различиях. Современное состояние гендерной проблематики в психологической науке. Тенденции развития гендерной психологии. Ограничения, накладываемые гендерной ролью.
Основные понятия: гендер, пол, половой диморфизм, гендерные различия, маскулинность, фемининность, андрогинность, гендерные отношения, гендерология, гендерная роль.