Глава 3. виды коррекционных групп 2 страница
· Ровное глубокое брюшное или поверхностное грудное
· дыхание.
· Расслабленные кисти рук.
· Общее снижение мышечного тонуса.
На следующем этапе упражнения носят различный характер в зависимости от типа личности участников.
"Комплимент". Сидя в кругу, каждый участник должен посмотреть на партнера, сидящего слева, подумать о том, какая черта характера, привычка того ему нравится, и сказать ему об этом, т.е. сделать комплимент. Тот, кому сделан комплимент, должен как минимум поблагодарить. Если кто-то не готов, он может пропустить ход и сделать комплимент после других.
Цель- развитие умения видеть в любом человеке положительное.
"Выявление лидера". Это работа в парах. Каждый из участников группы должен выбрать одно из упражнений физической зарядки и выполнить. Задача состоит в том, чтобы, ориентируясь друг на друга, через минуту придти к единому упражнению.
Вывод: уяснив распределение социальных ролей, ориентируемся на них при дальнейшем проведении занятий. Кроме того, это упражнение разогревает и в определенной мере сплачивает группу на основе занятий единой деятельностью.
Тест-упражнение "Иллюзии социальной перцепции". Участникам предлагается ответить на следующие вопросы: "Каких качеств, необходимых для общения, не хватает, по вашему мнению, вам? Каких качеств, необходимых для общения, не хватает другим людям?"
Обсуждение: чаще всего оказывается, что в других не хватает мягкости, теплоты и доброты, а в себе твердости, настойчивости и т.д. Эффективно общаться можно, лишь обладая достаточными психолого-педагогическими знаниями и перестраиваясь с одной ролевой позиции на другую.
"Эмоциональная поддержка". Отдельные участники тренинга играют роль человека, испытывающего радость (выиграл крупную сумму денег, родился ребенок, получил резкое повышение и т.д.). Остальные молча, невербально должны поздравить его. Анализируется, кто больше всего вчувствовался в ситуацию.
Вывод: общение на эмоциональном уровне формирует специфические взаимоотношения, причины которых мало осознаются, а именно симпатию
(положительный образ другого, расположенный к нему) или антипатию (отрицательный эмоциональный образ партнера, препятствующий конструктивному общению). При общении люди часто не понимают друг друга, а отсюда возникает иллюзия социального восприятия.
"Умение слушать". Каждый из участников в течение 1 мин должен рассказать свою автобиографию. При этом, прежде чем начать рассказ, каждый в двух-трех предложениях излагает содержание того, о чем говорил предыдущий выступающий.
По окончании упражнения надо обсудить, умеют ли участники слушать друг друга.
"Наблюдение за асимметрией". Необходимо разбиться на пары и поочередно выполнять следующее: вспомнить и изобразить мимикой, позой, жестами ощущение положительной эмоции. В то же время передать словами ощущение отрицательной эмоции. Убедиться в большей достоверности информации, передающейся по аналоговому каналу (невербальная информация).
Следующее задание - передать ощущение положительной эмоции стереоканальным способом, т.е. одновременно и по аналоговому, и по знаковому каналу. Оказывается, что меньше достоверности по знаковому каналу.
Вывод: мы зачастую не доверяем словам партнера и у нас возникает дискомфортное неосознаваемое состояние. По мимике, позе, жестам мы определяем, когда человек опирается на собственный опыт заключенного ощущения, когда на логические построения, а когда на то и другое.
Мимика, поза и жесты асимметрично отражают включенность правого полушария головного мозга, которое хранит опыт, опирающийся на ощущения, или левого, знакового полушария, которое отвечает за логические построения, базирующегося на символьной информации. Например, если один человек воспринимает яблоко как кислое, средних размеров, то для другого оно может быть сладким и большим. При передаче информация о яблоке для каждого имеет свое содержание. Поэтому важно уметь считывать эту информацию и по аналоговому, и по знаковому каналу, а также выразительно ее передавать.
"Проективный рисунок". Задача заключается в том, чтобы нарисовать по два рисунка: "Я - такой я есть" и "Я - каким хотел бы быть". Рисунки не подписываются. Все участники высказываются по цепочке, в том числе и анонимный автор. По желанию, автор в конце называет себя и называет тех, чьи интерпретации ему понравились.
Цель - развитие перцептивной стороны общения, развитие способности к эмпатии, групповая оценка личности как средство самосовершенствования.
"Определение репрезентативных систем". Клиент рассказывает о каком-либо событии из прошлого, лучше всего из детских воспоминаний. В ходе повествования определяется основная репрезентативная система по вербальным ключам доступа, т.е. по тем словам, которые используются. Ведущая репрезентативная система, отражающая деятельность мозга в данный момент в ситуации "здесь и теперь", определяется по невербальным ключам доступа (перемещения глаз). Для тренировки в определении невербальных ключей доступа можно задать несколько вопросов, обращенных в прошлое. Например: "Помните ли вы, когда последний раз были в лесу?"; "Можете ли вспомнить свою входную дверь, своего первого учителя, свою первую зарплату?"
Вывод: цель конгруэнтного общения будет достигнута, если вы обладаете навыками пользования такими элементами общения, как: поза, жесты, речь, дыхание и т.д.
"Переманивание". Участники тренинга разбиваются на пары. Один сидит на стуле, другой стоит позади этого стула. При этом один стул должен быть свободным и клиент, перед которым он стоит, обращается к одному из участников тренинга, сидящих на стульях, с просьбой пересесть на свободный стул. Слушатель, стоящий сзади, должен удержать за плечи своего партнера при попытке пересесть. Далее, к сидящим
обращается тот, у кого оказывается свободный стул. Через некоторое время тот, кто стоит, меняется местами с тем, кто сидит.
Вывод: возможные причины неудачных вербальных коммуникаций:
· при отправлении сообщения слова произнесены невнятно, неполно, плохо выбраны термины (неточны, двусмысленны);
· при получении сообщения оно прочитано не полностью или неправильно, понято по-своему;
· сообщение намеренно оставлено без ответа;
· личная установка: невнимательность, недостаточная заинтересованность, скука, поспешность, чрезмерная эмоциональность, несоблюдение правил и т.д.
· структура коммуникаций неадекватна решаемой задаче, отсутствует метод работы и контроля и т.д.
"Диалог". Происходит разбивка участников на пары и в течение 5-7 мин они должны вести диалог. При диалоге наблюдается смена ролей слушающего и говорящего.
Динамику смены фаз, коммуникативных ролей одного из партнеров можно представить в виде последовательных
отрезков: высказывание, отключение, восприятие сообщения, подготовка к высказыванию, высказывание.
В идеальном случае сообщение может быть воспринято без искажений при условии, если фаза высказывания говорящего совпадает с фазой восприятия слушающего. То же упражнение можно проделать, но с использованием невербальных способов общения: жесты, мимика, пантомимика и т.д.
Вывод: цель упражнения - продемонстрировать, что, оказывается, существует еще невербальное общение, которое составляет от 60 до 80% в процессах коммуникации.
"Понять партнера". Один из клиентов выходит из аудитории на 10 с, остальные в это время договариваются, кто будет его поддерживать, а кто нет. Далее анализируется, смог ли клиент определить эти две группы участников тренинга.
Ц е л ь - определить при контакте глазами, кто из присутствующих вас поддерживает, а кто нет. При этом желательно молчать и сохранять невозмутимое выражение лица.
"Обратная связь" ("Спички"). Участники по двое сидят спиной друг к другу. Один из них складывает фигуру из восьми спичек. После этого он на словах объясняет своему напарнику, как надо сложить идентичную фигуру. При этом напарник не имеет право задавать уточняющие вопросы. Затем упражнение повторяется, но уже с правом задавания вопросов. Результаты двух частей упражнений сравниваются и анализируются.
Ц е л ь - показать ограниченность вербальной коммуникации и важность обратной связи в общении.
"Выброс пальцев". По команде 3-4 участника, стоящие в одну шеренгу, выбрасывают пальцы одной руки с закрытыми глазами, совершают поворот на 360 °, после чего осматриваются.
З а д а ч а : добиться выброса всеми участниками одинакового числа пальцев. Размещение в одну шеренгу или в колонну по одному.
Ц е л ь - снятие первоначального эмоционального напряжения и отработка навыков взаимодействия с помощью вербального и невербального общения.
"Контакты". Участники садятся лицом друг к другу таким образом, чтобы образовались две концентрические окружности. Внешний круг подвижный. Участники по команде тренера перемещаются по часовой стрелке, меняя партнера. Внутренний круг неподвижный, участники не сходят с места. При общении с каждым из новых партнеров стоит задача вступления в контакт и проведения беседы
в рамках определенной ситуации. На это каждый раз отводится до 3 мин.
Ц е л ь - умение устанавливать контакты с незнакомыми людьми.
Возможные ситуации (задает ведущий):
Общение с руководителем после его прибытия в коллектив.
Вам необходимо занять денег у малознакомого человека.
Вы узнали, что ваш знакомый плохо отозвался о вас в компании. Представился случай выяснить отношения наедине.
Беседа с человеком, который пользуется некоторым авторитетом, но не является образцом дисциплины и морального подражания для вас.
Далее обсуждаются успехи и неудачи.
"Копия". Психолог предлагает двум-трем участникам, вышедшим из помещения, скопировать, изобразить позой и жестами одного из участников группы. Все определяют -кого. Обсуждается похожесть.
Ц е л ь - развитие способности к невербальному общению.
"Нетрадиционное приветствие". Ведущий: "Мы привыкли к стереотипам. Они помогают нам жить, но иногда и обедняют жизнь. Давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно освоить нетрадиционное приветствие. Может быть, кто-нибудь предложит свой вариант. Но для начала предлагаю некоторые варианты приветствия друг друга: тыльной стороной ладоней; стопами ног, внутренней стороной, но легко без удара; коленями; плечами; лбами. Теперь предлагайте ваши варианты. Мы готовы попробовать и их".
Ц е л ь - снятие напряжения, развитие навыков невербального общения.
Занимательные задачи. Группе на решение задачи дается 1 мин, причем каждый участник решает задачу в уме и пишет ответ на бумаге. Руководитель пересаживает участников, группируя их с учетом одинакового ответа. После этого членам группы предлагает обменяться мнениями и прийти к общему решению в течение 5 мин.
Задача считается решенной, если с правильным ответом согласны все участники.
После решения следует разобрать поведение группы: выяснить, кто организатор дискуссии, умеют ли участники слушать доводы друг друга, всем ли дали высказаться, кто вел себя более эмоционально, а кто - отмалчивался. После разбора первой задачи, необходимо дать вторую. При подведении
итогов сравнить, как изменился ход группового обсуждения.
Ц е л ь - в занимательной форме дать возможность участникам провести групповую дискуссию.
Примеры занимательных задач:
Полторы курицы за полтора дня снесут по полтора яйца. Сколько яиц снесут две курицы за два дня?
(Ответ: 4.)
Каждый день в полдень отправляется пароход из Одессы в Архангельск. В то же время пароход той же компании отправляется из Архангельска в Одессу. Плавание в том и другом направлении длится ровно неделю. Сколько судов своей компании, идущих навстречу, встречает пароход на пути из Одессы в Архангельск?
(Ответ: 15.)
"Речь - побуждение". Каждый участник готовится к выступлению в роли руководителя перед подчиненными с целью их мотивации и подготовки к выполнению различных задач.
Каждое выступление длится не более 3 мин. Оценивается выступление по шкале с точки зрения содержания, стиля, умения держаться, мимики, жестов, аргументации, культуры речи и, как итог, с точки зрения достижения цели. Коллективно определяется победитель.
Ц е л ь - овладение навыками и умением подготовки к публичному выступлению и самого выступления.
"Дилемма узника". Участники сидят попарно спиной друг к другу. Ведущий объясняет правила игры. "Вас подозревают в совместном преступлении. Вы находитесь в
отдельных камерах и у каждого есть возможность сообщить о преступлении другого или промолчать. Ваш выбор: молчать или рассказывать. Выбор вашего партнера: молчать или рассказывать. При решении этого вопроса можно руководствоваться матрицей с баллами, которые получит каждый из участников в случае того или иного сочетания рассказа и молчания. Чем больше положительное число баллов, тем мягче будет наказание, и наоборот".
Выбор: молчать - молчать - по +3 балла; молчать - рассказывать-1, +5 и т.д.
Выбор надо сделать, не общаясь друг с другом. Свое решение надо написать на бумаге и сдать ведущему, который учитывает очки в ходе туров. При этом внешний круг участников двигается вокруг внутреннего. Проводится n/2 туров,
где n - число участников в группе. После того как сделаны все выборы, подводятся общие итоги.
Цель - развитие умения понимать друг друга и организовывать совместную деятельность.
"Волшебное слово". Руководитель напоминает о важности некоторых волшебных слов и выражений типа "спасибо", "пожалуйста", "будьте любезны" и т.д. "Какие еще волшебные слова вам известны?"
Участники, свободно передвигаясь по комнате, должны приветствовать друг друга, используя те волшебные слова, которые они вспомнили во время обсуждения. Время проведения 4-5 мин. Желательно подойти к максимальному числу участников.
Ц е л ь - проведение разминки, снятие напряжения среди участников.
"Зона осознания". Психолог говорит участникам тренинга, что их опыт осознания может быть разделен на три зоны: внешний мир, внутренний мир тела и мир мыслей и фантазий. Предлагается разбиться на пары, сесть друг перед другом, расслабиться и по очереди делиться своим осознанием внешнего мира, начиная предложение словами: "Сейчас я осознаю, что..." При этом описываются только внешние стимулы: шум на улице, свет лампы, скрип пола, запах одеколона и т.д. Интерпретации не допускаются. Затем то же делает партнер.
Далее предлагается обратить внимание на внутренний мир тела, начиная с тех слов, что и в первом случае. При этом необходимо осознавать сухость во рту, зуд в руке, напряжение мышц, неудобную позу, тесные ботинки и т.д.
Наконец включается средняя зона осознания, в которую входит психическая активность, отличная от текущего опыта: фантазии, воспоминания, планы, подозрения, чувства. Участники начинают со слов: "Я осознаю...", делятся своими чувствами о происходящем, тревогами о несделанной работы, предположениями о мыслях партнера. После этой тренировки возможно свободное скольжение по осознанию. При этом необходимо самому контролировать переходы из зоны в зону и следить за партнером. В заключение обсуждаются переживания.
Цель - приобретение навыков свободного восприятия и анализа как внешнего, так и внутреннего мира.
"Сила слова". Ведущий: Сядьте лицом к партнеру и, глядя ему в глаза, произнесите три фразы, начиная каждую словами "Я должен...". Не предоставляя вам обратной связи,
партнер в свою очередь скажет три фразы, начиная с "Я должен...". Теперь вернитесь к своим фразам и замените их начало на "Я предпочитаю...", сохранив неизменным остальные части. Поделитесь своими переживаниями. Проделайте то же самое с парами начал фраз: "Я не могу" - "Я не хочу" - "Мне надо" - "Я хочу" - "Я боюсь, что..." - "Я хотел бы...". Обсудите. Слова из первой группы отрицают вашу способность нести ответственность за что-либо. Изменяя свою речь, вы можете повысить эту ответственность и уверенность в себе".
Цель- осознать возможности вербальной коммуникации, изменить структуру своей речи, повысить ее эффективность.
"Репетиция поведения". Участники разбиваются на пары и взаимодействуют в ситуации напарника.
Возможные ситуации:
Вышестоящие - нижестоящие. Задача нижестоящего добиться каких-то льгот, повышения выгод. Задача вышестоящего - отказать.
Очередь за деньгами. Один - честно стоящий, второй - влезающий без очереди.
Возможны другие варианты, предложенные самими участниками. При разборе необходимо обсудить чувства партнера по общению, выбранную им стратегию.
Ц е л ь - приобретение навыков деятельности в конфликтной ситуации.
"Я хочу тебе подарить...". Ведущий: "Сегодня, приветствуя друг друга и обмениваясь любезностями, каждый будет дарить друг другу подарок, но не реальный, а гипотетический. Самое главное - от души. После вручения получивший подарок должен высказать свое отношение к нему, если понравился - то чем, если нет - то почему, и что в действительности он хотел бы получить".
Работу можно вести в режиме большого круга. Участники по очереди обращаются к партнеру, сидящему справа, и дарят ему свой подарок.
Ц е л ь - разминка вхождения в контакт.
"Чемодан". Завершающее упражнение, подводящее итоги занятия.
Участники по одному выходят из помещения, а остальные большинством голосов собирают ему "чемодан", в который кладут те качества, которые помогают или мешают ему успешно адаптироваться в коллективе. При этом соблюдаются правила:
класть в "чемодан" одинаковое количество положительных и отрицательных качеств;
указывать те качества, которые проявились во время занятия,
класть только те качества, которые поддаются коррекции.
Руководитель группы в сборе не участвует. Выбранный секретарь фиксирует на листе бумаги указанные качества. Тот, кому собирался "чемодан", может задать любой вопрос, если ему не ясно, что написал секретарь. Свой "чемодан" должен получить каждый участник.
Ц е л ь - дать участникам обратную связь, продемонстрировать их достижения и недоработки.
356 Группы развития коммуникативных навыков и умений
К группе коммуникативных тренингов или тренинга коммуникативных умений относят преимущественно групповые варианты поведенческого и социально-психологического тренинга. Они проводятся в целях формирования и совершенствования общекоммуникативной готовности личности, например, для людей, испытывающих жизненные трудности, связанные с общением. Различия между поведенческим и социально-психологическим тренингом условны. Известным критерием для разграничения этих близких технологий совершенствования навыков коммуникаций могут быть разные целевые установки.
Методика проведения указанных тренингов может быть различная, но обязательно включает в себя два компонента: ролевую игру и групповую дискуссию.
Социально-психологический тренинг составляют блоки различных коммуникативных умений, например умения, необходимые в начале общения при вступлении в контакт, для прерывания контакта, навыки психологического аргументирования, активного слушания, выявления скрытых намерений партнера по общению и другие.
Методика проведения поведенческого тренинга строится также на принципах воссоздания субъективно сложных для участников группы ситуаций через разыгрывание ролевых игр и групповую дискуссию
Пример наиболее распространенной методики поведенческого тренинга.
Участники группы отбираются до начала занятия по следующим критериям:
эффективное прохождение основного курса психокоррекции;
наличие показаний для проведения поведенческого тренинга;
необходимый уровень мотивации для участия в группе поведенческого тренинга.
В группе одновременно могут заниматься 8-10 человек. Однако состав ее и число клиентов не регламентируется так жестко, как при групповой психокоррекции. Число участников колеблется от 3 до 20. Практически более оправдано создание открытой группы поведенческого тренинга, поскольку основная ее ориентация на формирование модели более адаптивного поведения не требует учета динамики малой группы, и даже наоборот, уход клиентов, преодолевших поведенческие трудности, и появление новых предоставляет участникам возможность более точного формулирования собственных целей и создает образ перспективы.
Занятие начинается с разминки, включающей упражнения коммуникативной, поведенческой и эмоциональной направленности.
Затем проводится групповая дискуссия для определения цели занятия. Из предложенных участникам ролевых ситуаций выбирается одна или две, наиболее значимые для всех участников группы. После групповой дискуссии тренер предлагает ролевую ситуацию, которая разыгрывается участниками по очереди.
В конце занятия проводится групповая дискуссия с целью рефлексии эффективности участия членов группы в ролевой ситуации. Возможно повторение наиболее сложной ситуации и дискуссии. Вопрос о завершении занятий в группе решается индивидуально каждым клиентом совместно с тренером.
Проведение тренинга, как видно из описанной методики, при всей внешней простоте требует большого опыта работы с группами, хороших навыков организации коммуникативного тренинга, психокоррекционных занятий, поскольку, несмотря на поведенческую ориентацию этого тренинга, возможно обострение состояния клиента.
К рассматриваемой группе тренингов относятся тренинги коммуникативных умений, разработанные для конкретных профессиональных групп,например для руководителей, психологов, учителей, социальных работников, менеджеров.
Коммуникативные умения включают умения: описание поведения своего партнера, коммуникацию чувств, активное слушание, конфронтацию.
Описание поведения - умение рассказать о поведении другого без анализа мотивов и без конструктивной критики, а тем более, без оскорблений самого субъекта. Можно сказать;
"Маша, ты грязнуля" - это оскорбление. А можно построить фразу иначе: "Маша, ты пролила чай и не вытерла после себя" - это описание поведения. Умение высказываться в описательном ключе, а не в форме оценки - первый шаг к умению правильно строить межличностные отношения.
Коммуникация чувств - умение ясно сказать о своих чувствах. Внешний вид и жесты не всегда четко и правильно отражают чувства партнера. Плотно сжатые губы могут быть и выражением гнева, и проявлением страха, и проявлением сильного напряжения.
Участники группы должны учиться передавать суть своих чувств таким образом, чтобы они были правильно поняты другими. Лучше всего научиться передавать свои чувства адекватными словами, не прибегая к непонятным и сложным метафорам. Можно сказать: "Мне стыдно"; "Я рад"; "Я чувствую смущение"; "Я тебя люблю", нежели идти окольными путями, прежде чем партнер поймет то, что ты чувствуешь. Иногда люди путают мысли и чувства. Утверждение "Я чувствую, что Таня очень одинока" в действительности есть суждение, в котором слова "Я чувствую" правильнее заменить на "Я думаю".
Умение слушать. Случайно собравшиеся собеседники редко умеют слушать друг друга. Говорить всегда проще, чем слушать. Существует понятие "активное слушание", которое включает в себя ответственность за то, что человек слышит. С "активным
слушанием" связано другое понятие - "эмпатическое слушание", которое объединяет способность слушать и умение передавать услышанные эмоции другого. "Эмпатическое слушание" означает умение не просто слушать, а правильно понять значение, смысл, а самое главное - эмоциональный контекст другого, истинные чувства говорящего.
Конфронтация - одна из активных форм коммуникации, при которой действие одного человека направлено на то, чтобы заставить другого осознать, проанализировать или изменить свои межличностные отношения.
Умелая конфронтация требует чуткости к психическому состоянию оппонента и убежденности в своих контрдоводах. Она будет более продуктивной, если ее инициатор соблюдает следующие условия диалога.
· устанавливает позитивные взаимоотношения и эмпатическое понимание с оппонентом;
· выражает конфронтацию в форме предположений или вопроса, а не в форме категорического требования;
· говорит об особенностях поведения партнера, а не о его личности;
· приводит контрдоводы, которые содержат конструктивные и позитивные начала;
· вступает в конфронтацию прямо, честно, не искажая факты, намерения и чувства оппонента.
В свою очередь, оппонент может извлечь пользу из конфронтации только в том случае, если он открыт для обратной связи и рассматривает спор как возможность исследовать себя.
359 Возможные виды тренингов
1. Базовый тренинг- тренинг партнерства.Основные заданы: формирование партнерской установки в общении, умения быть на равных с партнером, не ущемляя его и свои права, признавая право на автономию, непохожесть на себя, развитие техник установления и поддержания контакта, овладение техникой дискуссии, обучение регуляции эмоционального напряжения в конфликте, овладение навыком коллективного решения задач, развития навыков личного выступления и т.д.
Данный тренинг может использоваться как локально, ? так и являться начальным для определенной системы тренингов. Продолжительность его составляет 3-5 дней, группа - не более 10-12 человек.
2. Тренинг ведения переговоров.Данный тренинг является логическим продолжением базового тренинга партнерства при более сложных ситуациях группового взаимодействия договаривающихся сторон, имеющих несовпадающие противоречивые интересы. Несовпадение интересов является источником конфликтов, которые могут быть разрешены с помощью переговоров.
Основные задачи: разработка тактики подготовки к предстоящим переговорам, ориентация в позициях и интересах другой стороны, выбор стратегий и тактики переговоров, поиск компромисса, выработка индивидуального стиля человека, ведущего переговоры, повышение социальной чувствительности и др.
Продолжительность тренинга - 3-5 дней, группа - 10- 12 человек.
3. Тренинг уверенного поведения, настойчивости (ассертивности).Основные задачи: создание установки на открытое выражение своих чувств без ущемления прав партнера,
359 овладение техникой ассертивного поведения. Продолжительность тренинга - 3-5 дней, группа - 10-12 человек.
4. Тренинг принятия и реализации стратегического значения в условиях неопределенности, конкуренции и риска.Основные задачи: повышение успешности
анализа ситуаций, выделение существенной противоречивой и ложной информации, умение структурировать нечетко определенные задачи, способность прогнозировать последствия принимаемых решений, эмоциональность, устойчивость в условиях дефицита времени и конкуренции, расширение репертуара управленческого стиля, коррекция личностных "барьеров", мешающих эффективному принятию решений, стратегия разрешения личностных ситуаций. Продолжительность - 3-5 дней, группа- 10-12 человек.
5. Общий менеджерский тренинг - базовый игровой тренинг для менеджеров-руководителей.Основные задачи: выявление особенностей лидерских качеств участников, мотивации, стиля руководства, изучения стадий развития организаций, овладение различными стратегиями управления, овладение навыком распределения ответственности и др. Продолжительность - 30-40 ч, группа - 10-12 человек.
5. Тренинг навыков работы с клиентом-потребителем.Основные задачи: овладение основными техниками работы с клиентом, изучение психологии потребителя, овладение спецификой работы с клиентом в условиях сервиса, социальной помощи, бизнеса, маркетинга и т.д. Продолжительность- 30-40 ч, группа- 10-12 человек.
6. Тренинг проведения опросов и собеседований.Основные задачи: овладение техниками проведения различного рода опросов, собеседований, интервью, консультаций, техникой сбора информации, проведения маркетинговых исследований, техникой установления контакта с контрагентами и др. Продолжительность - 30-40 ч, группа - 10-12 человек.